Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: траверс вокруг Северо-Западных Хибин
Страна: Россия
Район: Заполярье
Границы: Съезд с асфальта перед пос. Хибины - база КСС Куэльпорр
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: дороги среднего и низкого качества
Характер покрытия: грунт разбитый сухой, крупный камень разбитый сухой и мокрый, песок
Дата прохождения: 27-29.07.2018
Автор паспорта: Потапенко Андрей ака A_ndre
Ссылка на видео:
Категория трудности:3
Статус паспорта: утверждён 02.11.2018


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 1674
Загрузил: a_ndre
Дата загрузки: 20.08.2018
URL: http://velotrex.ru/files/1534767997_5b7ab37daa81c.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Препятствие представляет собой разбитую вездеходную дорогу, расположенную у подножия Западных Хибин между озерами и болотами кольской тайги (мы едем по ней по часовой стрелке). Препятствие начинается со съезда с асфальта перед деревушкой Хибины (см. карту) на укатанную мелкокаменистую дорогу (фото 01) и заканчивается у базы КСС «Куэльпорр». Покрытие на начальном участке – до р. Малой Белой (~6 км) – состоит из мелкого камня хорошего качества, пересеченность местности выражена слабо. Подвесной мост через реку был частично оборван в 2017 г., поэтому пришлось перебираться вброд (фото. 02). Речка не широкая (~20 м) и в самом глубоком месте чуть выше колена, однако течение сильное и велосипеды ощутимо сносило. Если бы год был не засушливый, то бродить пришлось со страховкой всей группой. От р. Малой Белой (где есть хорошие ночевки) до поселка Имандра проложена вездеходная дорога, покрытие которой в целом в засушливый сезон представляет собой иногда колеи (фото 03), иногда мелкий камень хорошего качества (фото 08) с вкраплением разбитых крупнокаменистых участков (фото 04, 07). Иногда попадаются лужи (фото 05, 06) и небольшие каменные завалы, местами мокрые (фото 09). Проявляется и существенная пересеченность – множество мелких крутых спусков-подъемов, а примерно на 20-м км ПП идет затяжной подъем с набором 100 м высоты. Он продолжается где-то километра два, после чего дорога круто (средний уклон ~6%) спускается к речке Гольцовка и ж/д полотну перед пос. Имандра. Сброс высоты составляет ~150 м. Виды и пейзажи при движении по этому участку оставляют желать лучшего, зато можно осуществить пешую «радиалку» в известное ущелье Аку-Аку, чем мы и воспользовались, спрятав велосипеды в лесу возле дороги. В Имандре вдоль ж/д путей идет относительно хорошее мелкокаменистое покрытие, поросшее травой. Далее дорога превращается в «тракторную» (так она обозначена на топокартах) – крупный разбитый камень (фото 12), часто встречаются заболоченные участки (фото 11), но по сухому году они не представляют особых сложностей в преодолении. Здесь же надо пересечь несколько небольших речек, легко преодолевающихся по подвесным мостам либо вброд, но в этом году многие речушки пересохли полностью (даже такая значительная, как Маннепахкуай). Пересеченность выражена слабо, но несколько «торчков» запоминается. На 50-м км препятствия надо преодолевать брод через серьезную реку Бассейная Куна. Непосредственно перед бродом несколько километров хорошо укатанного мелкого камня (фото 10). Ширина брода примерно 70 м, течение около 1 м/с, глубина где-то по колено, оптимальная траектория движения – метров на 50 выше официально обозначенного брода (для большей уверенности можно бродить с шестами). Но воды было немного, поэтому преодолели легко. После брода движение осуществляется по крупнокаменистой лесной дороге (фото 16, есть несколько техничных подъемов и спусков), иногда попадаются участки с мелким укатанным камнем (фото 13). Примерно на 53-м км дорога выводит на песчаный берег озера Гольцового (фото 14), где на протяжении километров двух ехать не получается – слишком рыхлый песок (фото 15). У кромки воды тоже двигаться в седле сложно – колеса уходят в мокрый песок. После озера (у его южного конца) приходится преодолевать еще несколько широких бродов по спокойной воде, причем глубина разная (иногда до пояса) – надо искать более приемлемые варианты траекторий. В заключение ПП расположен плавный (2-3%) и длинный (5-6 км) подъем по мелкокаменистой, местами разбитой дороге к базе КСС «Куэльпорр». В случае необходимости отсюда можно выброситься в крупный город типа Кировска или даже в Апатиты. В целом препятствие полностью автономно. Примерно в его середине встречается поселок Имандра и хотя там есть магазин, на него не стоит рассчитывать – время работы непредсказуемо. Есть и ж/д станция «Имандра», через которую пару раз в день проходят поезда. Трафик исчезающе мал – мы видели несколько машин повышенной проходимости во дворах Имандры, да еще встречаются внедорожники у озера Гольцового. Почти всё препятствие (за исключением участков с ЛП) берется в седле. Можно найти несколько неплохих мест под ночевки.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП №6


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 61.011 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.61


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 61011 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
126511Крупный камень, дорога разбитая, сухая1.90Фото 04, 06, 07
22000 Мелкий камень, дорога разбитая, мокрая1.60Фото 16
32000Песок, дорога рыхлая, сухая3.50Фото 15
428500Мелкий камень, дорога хорошего качества, сухая1.20Фото 01, 08, 10, 13, 14
51000Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 03, 11
61000 Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 05, 09, 12


Кпк = 1.63


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1264 м

Кнв = 1.63


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 7.07%

Средний уклон спусков: 6.52%

Ккр = 1.34


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Горы Заполярья

Средневзвешенная высота: 203.81 м

Кв = 1.06


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Крайне неблагоприятные районы (холодные)

Г = 1.30


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.61 * 1.63 * 1.63 * 1.34 * 1.06 * 1.00 * 1.30 = 7.90

Препятствие соответствует III категории трудности