Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Умбозерский
Страна: Россия
Район: Заполярье
Границы: Съезд с дороги КСС Куэльпорр - оз. Гольцовое - выезд на дорогу вдоль оз. Умбозера
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: дороги низкого и сверхнизкого качества
Характер покрытия: крупный камень разбитый мокрый и сухой, грунт разбитый мокрый и сухой
Дата прохождения: 31.07.2018 - 01.08.2018
Автор паспорта: Потапенко Андрей ака A_ndre
Ссылка на видео:
Категория трудности:3
Статус паспорта: утверждён 02.11.2018


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 1675
Загрузил: a_ndre
Дата загрузки: 04.10.2018
URL: http://velotrex.ru/files/1538640062_5bb5c8be6a651.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Препятствие представляет собой разбитую вездеходную грунтовку, ведущую на перевал Умбозерский от поворота с дороги Кировск – база КСС «Куэльпорр» – оз. Гольцовое. Спуск с перевала в сторону Умбозера (на восток, продолжительность ~22 км), особенно первые 8 км, можно назвать дорогой лишь с большой натяжкой, хотя джипы преодолевают ее регулярно. Заканчивается ПП с выездом на относительно неплохую грунтово-каменистую дорогу, ведущую вдоль Умбозера и траверсирующую подножие Восточных Хибин. Первые 5 км препятствия – подъем на перевал – это относительно плавный набор высоты (300 м на 5 км, ~6% уклон в среднем) по «вездеходке» с множеством крупных камней (фото 01) и бродов как поперек, так и вдоль реки Партомйок (фото 02). Местами попадаются резкие (до 20%) наборы/сбросы (фото 03), которые преодолеть в седле затруднительно, но в целом дорога по ущелью хорошо читается. Ближе к вершине приходится огибать/бродить небольшое озеро (фото 04) и взбираться на условный перевальный взлет, идеально подходящий для пеших туристов, но представляющий некоторые проблемы для авто- и велотуристов – здесь проще всего заталкивать велосипеды вдвоем. Сам перевал Умбозерский (527 м по карте и 538 м по навигатору) выражен слабо – если взбираешься на него первый раз, то определить нужную точку можно только приблизительно. Спуск в сторону Умбозера существенно менее крут, чем подъем, но здесь начинает сказываться фактор покрытия. «Дорога» на спуск такова, что определить ее местами можно, только проведя разведку (фото 05), а это хотелось сделать, даже имея проверенный трек в навигаторе. Много крупных камней (фото 06, 07, 09). Первые 8 км маршрут проходит прямо по руслу р. Сев. Каскаснюнйок (фото 08) и не отвлекаться на уходящие в стороны еле заметные тропинки позволяет только знание того, что «здесь должны ездить джипы». В целом много крупных камней и воды – и это в засушливый год! Примерно на 13 км ПП дорога становится более явной, отходит от реки, превращается в разбитую грунтовку (фото 10) и траверсирует гору Вост. Партомчорр, идя вдоль Каскаснюнйок (образованной слиянием Южного и Северного притока). Здесь в большом количестве начинают встречаться болота, заливающие «вездеходку». Навалы крупных камней при этом никуда не деваются. Лужи/броды в седле практически не берутся, поскольку изобилуют неукатанными камнями (фото 11, 15). Скорость движения на велосипеде мало отличается от движения пешком рядом с ним – приходится часто спешиваться. На условно "сухих" участках дороги остается вязкая грязь (фото 12, 13, 14). После впадения Каскаснюнйок в р. Тульйок (~23-й км ПП) ехать становится значительно лучше – дорога более укатана джиперами (фото 16), заезжающими на пер. Куропачий и в целом на хребет, ведущий к г. Тульйок и оз. Академическому. Здесь уже почти закончился общий спуск с Умбозерского, но начинают проявляться небольшие спуски/подъемы. Местами присутствует песок, но его все же мало для выделения в отдельное покрытие. На протяжении всего ПП можно обозревать красивые виды (если хватает времени и желания отвлечься от выбора траектории движения по крупным камням), найдутся хорошие места для ночевок. Препятствие полностью автономно, трафик почти отсутствует. От пер. Умбозерский мы какое-то время двигались вместе с двумя джипами, которые нас в конце концов обогнали, но потом вернулись обратно – автотуристам хотелось заехать на г. Тульйок, но для этого «не хватило бы «горючки» и терпения для местного триала» (слова штурмана). Препятствие, в принципе, можно пробовать брать в седле, за исключением нескольких бродов и особо крутых уклонов с камнями, но в некоторых случаях проще идти рядом с велосипедом. Воду можно брать в чистых проточных ручейках/речушках, дров для бивака хватает.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП №7


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 26.9 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.27


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 26900 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
110700Крупный камень, дорога разбитая, сухая1.90Фото 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09
27700 Мелкий камень, дорога разбитая, мокрая1.60Фото 10
36500Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.30Фото 12, 13, 14, 15, 16
42000 Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая2.80Фото 02, 08, 11


Кпк = 2.22


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 429 м

Кнв = 1.21


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 7.00%

Средний уклон спусков: 5.34%

Ккр = 1.26


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Горы Заполярья

Средневзвешенная высота: 306.51 м

Кв = 1.09


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Крайне неблагоприятные районы (холодные)

Г = 1.30


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.27 * 2.22 * 1.21 * 1.26 * 1.09 * 1.00 * 1.30 = 6.09

Препятствие соответствует III категории трудности