Паспорт протяжённого препятствия
Общие сведения
Наименование: | перевал Умбозерский |
Страна: | Россия |
Район: | Заполярье |
Границы: | Съезд с дороги КСС Куэльпорр - оз. Гольцовое - выезд на дорогу вдоль оз. Умбозера |
Признак прохождения: | фактический |
Характер дороги: | дороги низкого и сверхнизкого качества |
Характер покрытия: | крупный камень разбитый мокрый и сухой, грунт разбитый мокрый и сухой |
Дата прохождения: | 31.07.2018 - 01.08.2018 |
Автор паспорта: | Потапенко Андрей ака A_ndre |
Ссылка на видео: | |
Категория трудности: | 3 |
Статус паспорта: |
утверждён 02.11.2018 |
Параметры учётной записи
Номер паспорта: | 1675 |
Загрузил: | a_ndre |
Дата загрузки: | 04.10.2018 |
URL: | http://velotrex.ru/files/1538640062_5bb5c8be6a651.xml |
Параметры трека
Состояние: | очищен |
Количество точек: | ... |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
[+]
Описание препятствия
Препятствие представляет собой разбитую вездеходную грунтовку, ведущую на перевал Умбозерский от поворота с дороги Кировск – база КСС «Куэльпорр» – оз. Гольцовое. Спуск с перевала в сторону Умбозера (на восток, продолжительность ~22 км), особенно первые 8 км, можно назвать дорогой лишь с большой натяжкой, хотя джипы преодолевают ее регулярно. Заканчивается ПП с выездом на относительно неплохую грунтово-каменистую дорогу, ведущую вдоль Умбозера и траверсирующую подножие Восточных Хибин.
Первые 5 км препятствия – подъем на перевал – это относительно плавный набор высоты (300 м на 5 км, ~6% уклон в среднем) по «вездеходке» с множеством крупных камней (фото 01) и бродов как поперек, так и вдоль реки Партомйок (фото 02). Местами попадаются резкие (до 20%) наборы/сбросы (фото 03), которые преодолеть в седле затруднительно, но в целом дорога по ущелью хорошо читается. Ближе к вершине приходится огибать/бродить небольшое озеро (фото 04) и взбираться на условный перевальный взлет, идеально подходящий для пеших туристов, но представляющий некоторые проблемы для авто- и велотуристов – здесь проще всего заталкивать велосипеды вдвоем.
Сам перевал Умбозерский (527 м по карте и 538 м по навигатору) выражен слабо – если взбираешься на него первый раз, то определить нужную точку можно только приблизительно.
Спуск в сторону Умбозера существенно менее крут, чем подъем, но здесь начинает сказываться фактор покрытия. «Дорога» на спуск такова, что определить ее местами можно, только проведя разведку (фото 05), а это хотелось сделать, даже имея проверенный трек в навигаторе. Много крупных камней (фото 06, 07, 09). Первые 8 км маршрут проходит прямо по руслу р. Сев. Каскаснюнйок (фото 08) и не отвлекаться на уходящие в стороны еле заметные тропинки позволяет только знание того, что «здесь должны ездить джипы». В целом много крупных камней и воды – и это в засушливый год!
Примерно на 13 км ПП дорога становится более явной, отходит от реки, превращается в разбитую грунтовку (фото 10) и траверсирует гору Вост. Партомчорр, идя вдоль Каскаснюнйок (образованной слиянием Южного и Северного притока). Здесь в большом количестве начинают встречаться болота, заливающие «вездеходку». Навалы крупных камней при этом никуда не деваются. Лужи/броды в седле практически не берутся, поскольку изобилуют неукатанными камнями (фото 11, 15). Скорость движения на велосипеде мало отличается от движения пешком рядом с ним – приходится часто спешиваться. На условно "сухих" участках дороги остается вязкая грязь (фото 12, 13, 14).
После впадения Каскаснюнйок в р. Тульйок (~23-й км ПП) ехать становится значительно лучше – дорога более укатана джиперами (фото 16), заезжающими на пер. Куропачий и в целом на хребет, ведущий к г. Тульйок и оз. Академическому. Здесь уже почти закончился общий спуск с Умбозерского, но начинают проявляться небольшие спуски/подъемы. Местами присутствует песок, но его все же мало для выделения в отдельное покрытие.
На протяжении всего ПП можно обозревать красивые виды (если хватает времени и желания отвлечься от выбора траектории движения по крупным камням), найдутся хорошие места для ночевок. Препятствие полностью автономно, трафик почти отсутствует. От пер. Умбозерский мы какое-то время двигались вместе с двумя джипами, которые нас в конце концов обогнали, но потом вернулись обратно – автотуристам хотелось заехать на г. Тульйок, но для этого «не хватило бы «горючки» и терпения для местного триала» (слова штурмана).
Препятствие, в принципе, можно пробовать брать в седле, за исключением нескольких бродов и особо крутых уклонов с камнями, но в некоторых случаях проще идти рядом с велосипедом. Воду можно брать в чистых проточных ручейках/речушках, дров для бивака хватает.
[+]
Карта препятствия
Карта ПП №7
[+]
Высотный профиль
[+]
Фотографии
01
|
02
|
03
|
04
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
[+]
Расчёт категории трудности протяжённого препятствия
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 26.9 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.27
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 26900 м
Характеристика покрытия
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 10700 | Крупный камень, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09 |
2 | 7700 | Мелкий камень, дорога разбитая, мокрая | 1.60 | Фото 10 |
3 | 6500 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая | 3.30 | Фото 12, 13, 14, 15, 16 |
4 | 2000 | Крупный камень, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая | 2.80 | Фото 02, 08, 11 |
Кпк = 2.22
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 429 м
Кнв = 1.21
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 7.00%
Средний уклон спусков: 5.34%
Ккр = 1.26
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Горы Заполярья
Средневзвешенная высота: 306.51 м
Кв = 1.09
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор: Крайне неблагоприятные районы (холодные)
Г = 1.30
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.27 * 2.22 * 1.21 * 1.26 * 1.09 * 1.00 * 1.30 = 6.09
Препятствие соответствует III категории трудности