Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: траверс Чулышманского хребта
Страна: Россия
Район: Горный Алтай
Границы: р. Чулышман - р. Башкаус
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги хорошего, среднего, низкого, сверхнизкого качества, ЛП
Характер покрытия: Гравий/щебень, камень, грунт
Дата прохождения: 3.08.2020-5.08.2020
Маршрут: 4 к.с., Алтай, руководитель: Журавлёв А.В., м/к: 1/5-403
Номер маршрута:131
Автор паспорта: Журавлёв А.В.
Ссылка на видео:
Категория трудности:4
Статус паспорта: утверждён 22.01.2021


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: Нет сведений
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: Нет сведений
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 3441
Загрузил: ancrane
Дата загрузки: 09.01.2021
URL: http://velotrex.ru/files/1610219994_5ffa01dad2bce.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Протяжённое препятствие представляет собой траверс Чулышманского хребта в направлении с севера на юг (на некоторых картах обозначается как Улаганское нагорье). Первая часть ПП (приблизительно до 27-го км) давно и часто посещается велотуристами - здесь находятся популярный перевал Кату-Ярык и дорога на п. Балыктуюль. О прохождении остальной части ПП сведений нет. Таким образом, бОльшая часть ПП является первопрохождением. Препятствие начинается у р. Чулышман, здесь в настоящее время располагается турбаза, имеются места для установки палаток, навесы для укрывания от дождя и т.п. От турбазы вверх серпантином уходит разбитая каменистая дорога, узкая и пыльная (фото 1,2). Подъём на велосипеде возможен, но затруднён значительным уклоном (до 20%) и сильным автотраффиком в обе стороны (разъехаться двум машинам можно далеко не везде). На вершине серпантина находится смотровая площадка, палатка с газировкой и мороженым и кафе. Место очень популярное, здесь всегда толпы туристов. От смотровой площадки продолжается гравийная дорога (фото 3,4), которая траверсирует отрог хребта, проходя через урочища Тураля и Межелик. Не доезжая примерно 8 км до п. Балыктуюль, сворачиваем влево на разбитую грунтовую дорогу (фото 5) и пересекаем вброд р. Бол. Улаган (фото 6, переправа н/к). За рекой отыскали место для ночлега в роще. Наутро продолжаем движение по разбитой грунтовой дороге (фото 7,9) в сторону озёр Тодин и Узун. Дорога в лесной зоне становится чуть более каменистая. На въезде в лес имеется родник (фото 8). После заезда к оз. Тодин (в озере можно искупаться и порыбачить) продолжаем траверсировать хребет. В межозёрной зоне дорога по-прежнему грунтовая разбитая, травянистая (фото 10), но со въездом в лес резко ухудшается - начинаются короткие заболоченные участки, небольшие броды, корни, камни, локальные завалы, глубокие колеи (фото 11,12). Через некоторое время уклон сильно возрастает, дорога становится более каменистой (фото 13,14). С выездом из лесной зоны уклон выполаживается, улучшается и качество дороги (фото 15). Основная дорога уходит выше в горы, мы же сворачиваем правее на тропу. Последующий участок движения по тропе, проходящий через верховья р. Елтушер, пересекающий локальную седловину у вершины 2389,4 м и заканчивающийся в заросшей кустарником долине р. Карамёш (длина участка 6 км), можно условно поделить пополам между тропой хорошего качества (фото 17,18) и тропой с ТП (фото 16,19,20). В верховьях долины р. Карамёш тропа упёрлась в кустарник, преодолеваем в режиме ЛП (фото 22), заодно переходим р. Карамёш, текущую среди кустов (фото 23). По той стороне долины идёт тропа среди кустарников, но ехать можно (фото 24). Не доезжая километров трёх до впадения р. Карамёш в р. Ярлу снова упёрлись в протяжённый кустарник, тропы не видно, преодолеваем в режиме ЛП после проведения разведки (фото 25). Затем снова вышли на полузаросшую тропу (фото 26), которая идёт до р. Ярлу. Перебродив р. Ярлу (фото 27, переправа 1а), вышли на тропу (фото 28), у озера Чейбоккёль перешедшую в сносную разбитую грунтовку (фото 29). Из озера вытекает р. Саратан, перешли её (фото 30, переправа н/к) и продолжили движение вниз по дороге вдоль русла р. Саратан. На дороге встречаются неплохие участки (фото 31,32), но большей частью это разбитая грунтовка (фото 33,34). У места впадения р. Анаяк в р. Саратан заночевали. Последние примерно 2,5 километра представляют собой крутой спуск по разбитой каменистой дороге (фото 35,36) в п. Саратан, где у выезда на дорогу вдоль р. Башкаус препятствие закончилось. Препятствие полностью автономно, о наличии магазинов в п. Саратан сведений нет. Движение автотранспорта на участке р. Чулышман - отворот влево в сторону оз. Тодин довольно интенсивное, особенно на серпантине перевала Кату-Ярык. На участке до оз. Тодин встретился один автомобиль (по-видимому, охотники на УАЗе) и один мотоциклист-рыбак. На участке от оз. Чейбоккёль движение очень редкое, примерно 1 автомобиль в 3 часа. На остальной части ПП движение отсутствует. Мест для самостоятельных ночевок достаточно. Препятствие находится в горно-лесной зоне. Выше 2000 м находится гольцовая зона, протяжённость ПП в данной зоне - 9 км, что обуславливает показатель Г=1.11. Источниками питьевой воды являются реки и ручьи, текущие с гор. Климат резко континентальный, характерны большие перепады суточных температур. Летние температуры могут подниматься до +30°С, зимние - опускаться до −50°С. В среднем осадков выпадает от 250 до 600 мм в год, в зависимости от высоты и рельефа. В летнее время температура в среднем составляет +15…+19°С. Препятствие включает в себя несколько локальных препятствий, преодоление которых требует хорошего владения соответствующими навыками. Препятствие требует хорошей физической, психологической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и снаряжения.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 67.362 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 1.2 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.66


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 67362 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
16162Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая1.90Фото 1,2,35,36
222800Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая1.20Фото 3,4
321100Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 5,7,8,9,10,29,33,34
48100Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 11,12,15,16,19,20,24,26,28
52000Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 13,14
63000Грунт, тропа хорошего качества, сухая1.90Фото 17,18
7400ЛП-Фото 22,23
8800ЛП-Фото 25
93000Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая1.30Фото 31,32


Кпк = 1.72


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 2382 м

Кнв = 2.19


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 8.12%

Средний уклон спусков: 6.34%

Ккр = 1.68


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Горы Западной Сибири

Средневзвешенная высота: 1626.90 м

Кв = 1.13


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Другие

Г = 1.11


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.66 * 1.72 * 2.19 * 1.68 * 1.13 * 1.00 * 1.11 = 13.18

Препятствие соответствует IV категории трудности