Паспорт протяжённого препятствия
Общие сведения
Наименование: | равнинное петля вокруг Тунгудского |
Страна: | РФ |
Район: | Карелия |
Границы: | перекресток а/д 86к-31 и 86к-22 в Новом Машезере - примыкание а/д 86к-317 к а/д А-137 |
Признак прохождения: | фактический |
Характер дороги: | Дороги хорошего, среднего качества |
Характер покрытия: | Гравий/щебень, грунт, песок |
Дата прохождения: | 17-18.07.2020 |
Маршрут: | 3 к.с., Карелия, руководитель: Леонтьев В. А., м/к: |
Номер маршрута: | 149 |
Автор паспорта: | В. А. Леонтьев |
Ссылка на видео: | |
Категория трудности: | 2 |
Статус паспорта: |
утверждён 05.03.2021 |
Сведения о предыдущих прохождениях
В данном направлении: | нет сведений |
Ссылка на номер паспорта: | |
В обратном направлении: | нет сведений |
Ссылка на номер паспорта: | |
Параметры учётной записи
Номер паспорта: | 3601 |
Загрузил: | leontiev_MSU |
Дата загрузки: | 26.02.2021 |
URL: | http://velotrex.ru/files/1614287901_6038141da3a9e.xml |
Параметры трека
Состояние: | очищен |
Количество точек: | ... |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
[+]
Описание препятствия
ПП представляет собой вытянутую в СЗ направлении "петлю", соединяющую н/п Новое Машезеро с пос. Пертозеро и асфальтированной автодорогой А-137. Эта петля огибает с севера, запада и юга крупное болото Топкое и крупные озера Тунгудское, Березовое, Компаковское, Серноярви, Вирнаволокское. ПП почти на всей его длине составляют дороги хорошего качества, и есть основания полагать, что сейчас это наиболее приятный и беспроблемный способ попасть из одной крайней точки ПП в другую. Прямая дорога вдоль вост. берегов озер Тунгудское и Венъярви, соединяющая соседнюю с Нов. Машезером Тунгуду с Пертозером, ныне частично заросла и сильно подвержена обводнению на участках, проходящих через заболоченную местность, а мосты на ней разрушены. На параллельной ей дороге, начинающейся у вост. берега оз. Машозеро и соединяющей дорогу 86к-31 с А-137, разрушен мост через полноводную реку Тунгуда.
ПП начинается от перекрестка в Нов. Машезере: на запад уходит ПП, на юг – дорога в Тунгуду (86к-22). На протяжении почти 27 км ПП представляет собой укатанную гравийку (фото 1-3). Далее гравийка уходит на север, к оз. Кинеозеро, а ПП продолжается грунтовой двухколейкой. Грунт на ней - не совсем обычный, а типичный для Карелии, смешанный с песком и очень мелким камнем (практически каменной крошкой). Такой пескогрунт практически не размокает под дождём, не образует грязь, но вот сопротивление качению при намокании у него увеличивается заметно.
Эта двухколейка также хорошо укатана (фото 6-9, 11), и лишь на нескольких коротких участках она подзаросла травой (на фото 10 один из таких участков, локальное понижение у моста через р. Лагна). Суммарная длина таких участков - в пределах пары километров; по своему характеру они ближе всего к покрытию "грунт разбитый сухой". Двухколейка продолжается на протяжении 22,5 км, и на км 49,2 ПП выходит на широкую укатанную "ленту" с песчаным покрытием (фото 12-15). Впрочем, участок песка оказывается относительно коротким - и по песчано-грунтовой двухколейке трек ПП будет идти почти до км 92 (фото 16-18, 20-21), ещё несколько раз прерываясь недлинными сугубо песчаными участками (как, например, на фото 19). После 92 км дорога становится шире и значительнее, а покрытие тверже: отсюда и до конца ПП вновь идёт гравийка (фото 22-26). Последние несколько километров ПП формально являются автодорогой 86к-317 "Подъезд к п. Пертозеро".
На отметке 28,3 км находится мост через р. Вара (фото 5), на отметке 41,5 км – мост через р. Лагна (фото 10), на 73,8 и 84,5 км - мосты через р. Стрельная. Первый выглядит неказисто и довольно стар, но вполне крепок, второй – совсем новый на дату прохождения, следующие просто в хорошем состоянии. Это дает основания считать, что дорога используется и не зарастет в ближайшем будущем.
В районе 35-36 км ПП проходит через локальную господствующую высоту – г. Вичангиварака. Высота этой «горы» - порядка 200 м, однако, на запад с нее открывается вид на 20-30 км. Также в верхней части западного склона обильно растет черника, чем мы не преминули воспользоваться.
В районе 28 км дорога проходит совсем рядом с южным берегом крупного безымянного озера на р. Вара. На берегу есть подходящая поляна для стоянки (мы на ней обедали). На отметке 57 км вправо отходит двухколейка, через 500 м выходящая на поляну близ берега небольшого безымянного озера. Поляна хорошо подходит для стоянки и использовалась нами в этом качестве. Однако подход к воде несколько заболочен, а на поляне присутствовал мусор – место явно посещается отдыхающими или рыбаками. На км 90,5 на запад отходит накатанная дорога, проходящая через перешеек на оз. Сомъярви в километре от ПП. Берега Сомъярви рядом с этим перешейком, в теории, здорово подходят для стоянки, но наверняка мы этого утверждать не можем. Наконец, на 105 км, перед самым поселком Пертозеро, дорога проходит через перешеек на оз. Пертъярви. Часть озера к востоку от перешейка отлично подходит для того, чтобы искупаться (наш привал в этом месте – на фото 26).
На 27,2 км дорога проходит через болото и при этом никак не приподнята над ним. В результате на дороге присутствует непересыхающая лужа во всю ширину (фото 4). Это нередкое в Карелии явление, причем в куда более впечатляющих масштабах, здесь же на всей длине ПП это единственное подобное место. Дно твердое, так что практически независимо от уровня воды, лучше пройти ее в седле – слева и справа к дороге вплотную подступает болото.
В самом начале ПП у перекрестка есть колодец, однако вода в нем невкусная, озерная и речная лучше. На 13,3 км у самой дороги есть родник, но вода в нем того же качества.
Трафик околонулевой. За все время прохождения встретили 3 а/м и четвертую – в поселке Пертозеро.
На протяжении 106 км – до пос. Пертозеро – ПП полностью автономно, в пос. Новое Машезеро магазинов нет. В Пертозере есть магазин и отделение Почты России.
[+]
Карта препятствия
Карта ПП
[+]
Высотный профиль
[+]
Фотографии
1.Фото 1
|
2.Фото 2
|
3.Фото 3
|
4.Фото 4
|
5.Фото 5
|
6.Фото 6
|
7.Фото 7
|
8.Фото 8
|
9.Фото 9
|
10.Фото 10
|
11.Фото 11
|
12.Фото 12
|
13.Фото 13
|
14.Фото 14
|
15.Фото 15
|
16.Фото 16
|
17.Фото 17
|
18.Фото 18
|
19.Фото 19
|
20.Фото 20
|
21.Фото 21
|
22.Фото 22
|
23.Фото 23
|
24.Фото 24
|
25.Фото 25
|
26.Фото 26
|
[+]
Расчёт категории трудности протяжённого препятствия
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 112.737 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.80
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 112737 м
Характеристика покрытия
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 47727 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | фото 1-3, 22-26 |
2 | 55840 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.40 | фото 6-9, 11, 16-18, 20-21 |
3 | 7170 | Песок, дорога укатанная, сухая | 1.50 | фото 12-15, 19 |
4 | 2000 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 10; эквивалентное покрытие |
Кпк = 1.33
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 518 м
Кнв = 1.26
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 2.29%
Средний уклон спусков: 2.17%
Ккр = 0.99
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Равнины
Средневзвешенная высота: 140.67 м
Кв = 1.00
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор: Неблагоприятные районы
Г = 1.20
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.80 * 1.33 * 1.26 * 0.99 * 1.00 * 1.00 * 1.20 = 3.58
Препятствие соответствует II категории трудности