Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: равнинное петля вокруг Тунгудского
Страна: РФ
Район: Карелия
Границы: перекресток а/д 86к-31 и 86к-22 в Новом Машезере - примыкание а/д 86к-317 к а/д А-137
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги хорошего, среднего качества
Характер покрытия: Гравий/щебень, грунт, песок
Дата прохождения: 17-18.07.2020
Маршрут: 3 к.с., Карелия, руководитель: Леонтьев В. А., м/к:
Номер маршрута:149
Автор паспорта: В. А. Леонтьев
Ссылка на видео:
Категория трудности:2
Статус паспорта: утверждён 05.03.2021


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 3601
Загрузил: leontiev_MSU
Дата загрузки: 26.02.2021
URL: http://velotrex.ru/files/1614287901_6038141da3a9e.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

ПП представляет собой вытянутую в СЗ направлении "петлю", соединяющую н/п Новое Машезеро с пос. Пертозеро и асфальтированной автодорогой А-137. Эта петля огибает с севера, запада и юга крупное болото Топкое и крупные озера Тунгудское, Березовое, Компаковское, Серноярви, Вирнаволокское. ПП почти на всей его длине составляют дороги хорошего качества, и есть основания полагать, что сейчас это наиболее приятный и беспроблемный способ попасть из одной крайней точки ПП в другую. Прямая дорога вдоль вост. берегов озер Тунгудское и Венъярви, соединяющая соседнюю с Нов. Машезером Тунгуду с Пертозером, ныне частично заросла и сильно подвержена обводнению на участках, проходящих через заболоченную местность, а мосты на ней разрушены. На параллельной ей дороге, начинающейся у вост. берега оз. Машозеро и соединяющей дорогу 86к-31 с А-137, разрушен мост через полноводную реку Тунгуда. ПП начинается от перекрестка в Нов. Машезере: на запад уходит ПП, на юг – дорога в Тунгуду (86к-22). На протяжении почти 27 км ПП представляет собой укатанную гравийку (фото 1-3). Далее гравийка уходит на север, к оз. Кинеозеро, а ПП продолжается грунтовой двухколейкой. Грунт на ней - не совсем обычный, а типичный для Карелии, смешанный с песком и очень мелким камнем (практически каменной крошкой). Такой пескогрунт практически не размокает под дождём, не образует грязь, но вот сопротивление качению при намокании у него увеличивается заметно. Эта двухколейка также хорошо укатана (фото 6-9, 11), и лишь на нескольких коротких участках она подзаросла травой (на фото 10 один из таких участков, локальное понижение у моста через р. Лагна). Суммарная длина таких участков - в пределах пары километров; по своему характеру они ближе всего к покрытию "грунт разбитый сухой". Двухколейка продолжается на протяжении 22,5 км, и на км 49,2 ПП выходит на широкую укатанную "ленту" с песчаным покрытием (фото 12-15). Впрочем, участок песка оказывается относительно коротким - и по песчано-грунтовой двухколейке трек ПП будет идти почти до км 92 (фото 16-18, 20-21), ещё несколько раз прерываясь недлинными сугубо песчаными участками (как, например, на фото 19). После 92 км дорога становится шире и значительнее, а покрытие тверже: отсюда и до конца ПП вновь идёт гравийка (фото 22-26). Последние несколько километров ПП формально являются автодорогой 86к-317 "Подъезд к п. Пертозеро". На отметке 28,3 км находится мост через р. Вара (фото 5), на отметке 41,5 км – мост через р. Лагна (фото 10), на 73,8 и 84,5 км - мосты через р. Стрельная. Первый выглядит неказисто и довольно стар, но вполне крепок, второй – совсем новый на дату прохождения, следующие просто в хорошем состоянии. Это дает основания считать, что дорога используется и не зарастет в ближайшем будущем. В районе 35-36 км ПП проходит через локальную господствующую высоту – г. Вичангиварака. Высота этой «горы» - порядка 200 м, однако, на запад с нее открывается вид на 20-30 км. Также в верхней части западного склона обильно растет черника, чем мы не преминули воспользоваться. В районе 28 км дорога проходит совсем рядом с южным берегом крупного безымянного озера на р. Вара. На берегу есть подходящая поляна для стоянки (мы на ней обедали). На отметке 57 км вправо отходит двухколейка, через 500 м выходящая на поляну близ берега небольшого безымянного озера. Поляна хорошо подходит для стоянки и использовалась нами в этом качестве. Однако подход к воде несколько заболочен, а на поляне присутствовал мусор – место явно посещается отдыхающими или рыбаками. На км 90,5 на запад отходит накатанная дорога, проходящая через перешеек на оз. Сомъярви в километре от ПП. Берега Сомъярви рядом с этим перешейком, в теории, здорово подходят для стоянки, но наверняка мы этого утверждать не можем. Наконец, на 105 км, перед самым поселком Пертозеро, дорога проходит через перешеек на оз. Пертъярви. Часть озера к востоку от перешейка отлично подходит для того, чтобы искупаться (наш привал в этом месте – на фото 26). На 27,2 км дорога проходит через болото и при этом никак не приподнята над ним. В результате на дороге присутствует непересыхающая лужа во всю ширину (фото 4). Это нередкое в Карелии явление, причем в куда более впечатляющих масштабах, здесь же на всей длине ПП это единственное подобное место. Дно твердое, так что практически независимо от уровня воды, лучше пройти ее в седле – слева и справа к дороге вплотную подступает болото. В самом начале ПП у перекрестка есть колодец, однако вода в нем невкусная, озерная и речная лучше. На 13,3 км у самой дороги есть родник, но вода в нем того же качества. Трафик околонулевой. За все время прохождения встретили 3 а/м и четвертую – в поселке Пертозеро. На протяжении 106 км – до пос. Пертозеро – ПП полностью автономно, в пос. Новое Машезеро магазинов нет. В Пертозере есть магазин и отделение Почты России.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.Фото 1
2.Фото 2
3.Фото 3
4.Фото 4
5.Фото 5
6.Фото 6
7.Фото 7
8.Фото 8
9.Фото 9
10.Фото 10
11.Фото 11
12.Фото 12
13.Фото 13
14.Фото 14
15.Фото 15
16.Фото 16
17.Фото 17
18.Фото 18
19.Фото 19
20.Фото 20
21.Фото 21
22.Фото 22
23.Фото 23
24.Фото 24
25.Фото 25
26.Фото 26


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 112.737 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.80


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 112737 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
147727Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая1.20фото 1-3, 22-26
255840Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая1.40фото 6-9, 11, 16-18, 20-21
37170Песок, дорога укатанная, сухая1.50фото 12-15, 19
42000Грунт, дорога разбитая, сухая1.90фото 10; эквивалентное покрытие


Кпк = 1.33


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 518 м

Кнв = 1.26


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 2.29%

Средний уклон спусков: 2.17%

Ккр = 0.99


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Равнины

Средневзвешенная высота: 140.67 м

Кв = 1.00


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.20


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.80 * 1.33 * 1.26 * 0.99 * 1.00 * 1.00 * 1.20 = 3.58

Препятствие соответствует II категории трудности