Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: траверс Теректинского хребта
Страна: РФ
Район: Горный Алтай
Границы: Н.п. Кастахта - н.п. Ело
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги высокого, хорошего, среднего, низкого, сверхнизкого качества, ЛП
Характер покрытия: Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунт, глина/чернозём
Дата прохождения: 10.08.2020 - 11.08.2020
Маршрут: 4 к.с., Алтай, руководитель: Журавлёв А.В., м/к: 1/5-403
Номер маршрута:131
Автор паспорта: Андреев Б.К./Журавлёв А.В.
Ссылка на видео:
Категория трудности:4
Статус паспорта: согласован для отчёта 22.01.2021


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: траверс Теректинского хребта через перевал Кыгым, 4 к.т., 01-04.08.2020, автор паспорта: Романов Д.А.
Ссылка на номер паспорта:3467
В обратном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 3747
Загрузил: ancrane
Дата загрузки: 09.01.2021
URL: http://velotrex.ru/files/1610210083_5ff9db230e69c.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Данный участок, соединяющий Уймонскую долину с долиной р. Ело, проходился в спортивных велотуристских походах ранее, в базе velotrex имеются паспорта прохождений ПП группой А. Потапенко ( http://velotrex.ru/trackview.php?file=949 ) и группой Д. Романова ( http://velotrex.ru/trackview.php?file=3467 ). Логика выбора границ в целом совпадает с ПП 3467. Однако по факту прохождения в нашем случае имели место некоторые особенности нитки движения и уточнения, а также иные погодные условия, которые в целом не изменили к.т. препятствия. Для удобства ознакомления с прохождением ПП и из-за наличия большого количества покрытий все типы покрытий в таблице Кпк расчёта (кроме отмеченных отдельно ниже) разделены по соответствующим участкам и приведены в хронологическом порядке. Препятствие берёт начало у моста через реку Кастахта на въезде в п. Кастахта со стороны п. Курунда. По территории посёлка идёт гравийная дорога (фото 1), после переходящая в разбитую грунтовку (фото 2,3). Через некоторое время дорога обрывается, далее идёт каменистая тропа (фото 4). Вскоре начались прижимы, тропа идет то вверх, то вниз, но в целом ехать пока по большей части получается, даже иногда в подъём. Довольно скоро уклон увеличивается, а качество тропы ухудшается, начинается участок ЛП (фото 5 - каньон р. Кастахта и фото 6 - каменный завал). Преодоление ЛП в зависимости от технических и физических способностей участников осуществлялось с рюкзаком за плечами и/или откручиванием педалей, а некоторые протащили гружёные велосипеды просто на руках, зато имели возможность прокатиться в седле на ровных участках. После прохождения каменных завалов тропа приводит к локальному лесному пастбищу. После прохода через ворота в деревянной изгороди пастбища происходит заметное выполаживание уклона, здесь идёт тропа, осложнённая крупными камнями и валунами, косогорами, корнями и растительностью (фото 7, 8, 9, 10). Остановились обедать, перейдя р. Карасу (имеется импровизированный мост). После обеда прошёл кратковременный, но сильный дождь с градом, покрытие стало мокрым (фото 11, 12). Дальнейший подъём приводит в зону высокогорных пастбищ. Покрытие просохло. Здесь тропа улучшается и ещё более выполаживается, едется хорошо (фото 13, 14). После брода р. Кастахта (фото 15, переправа н/к) тропа пошла резко вверх серпантином - начался подъём на перевал 2188,1. Уклон таков, что ехать вверх практически невозможно, однако спуск в обратном направлении вполне реален при наличии соответствующих технических навыков. Общая протяжённость движения от реки до седловины составила 2000 м, при этом этот путь условно можно поделить между тропой хорошего качества (фото 16) и тропой с ТП (фото 17) в равных долях. После выхода на перевал тропа раздваивается, мы движемся траверсом горы 2545,9 правее. Здесь качество тропы несколько ухудшается: появляются крупнокаменистые участки, а также растительность (трава, дёрн). Таким образом, участок траверса горы 2545,9 (длина участка 3 км) можно условно охарактеризовать тропой хорошего качества (фото 19) и тропой с ТП (фото 18, 20) в соотношении 1:2. После прохождения локальной седловины начался спуск к р. Арченда по тропе, осложнённой крупными камнями и зарослями кустарника (фото 21), последние 300 м спуска могут быть категорированы как ЛП (фото 22). В долине р. Арченда, перебродив её (фото 23, переправа н/к), группа встала на ночлег и продолжила движение наутро после дождя. Здесь имеется неплохая тропа, идущая от пастбища в долине р. Арченда через отрог хребта к пастбищу в долине рек Джиралу и Куругеш (фото 24, 25, 29). Местами при этом встречаются заросли кустарника (фото 26, 27, 28). После бродов через р. Джиралу (фото 30, переправа н/к) и Куругеш (преодолевается в седле) начинается вездеходная грунтовая дорога с ТП, по-прежнему мокрая (фото 31). После преодоления очередной локальной возвышенности на спуске к р. Маргала возник глинистый сильно разбитый мокрый участок, который преодолевается с трудом из-за налипания глины на колёса (фото 32). Выбравшись из глины и почистив велосипеды, доехали до р. Маргала. Покрытие на подъезде к реке несколько улучшилось (фото 33). Перед р. Маргала остановились на обед. После брода р. Маргала (фото 34, переправа 1а) началась разбитая грунтовая дорога (фото 35, 36). Покрытие просохло. После бродов р. Башкудюр (фото 37, переправа н/к) и р. Барбок (преодолевается в седле) качество покрытия ещё улучшилось: отсюда и до выезда на грейдер в районе п. Каярлык (участок длиной 12400 м) на 3/4 длины проходит хорошая грунтовая дорога (фото 38), на остальной части это разбитые (фото 39) и каменистые (фото 40) участки. Пос. Каярлык мы не посещали, объехав его слева по одной из объездных дорог. За посёлком дорога выходит на профилированную гравийку хорошего качества (фото 41, 42), которая при въезде в п. Ело превращается в асфальтированную дорогу хорошего качества (фото 43). Препятствие заканчивается в районе р. Ело, которая условно отделяет Теректинский хребет от Сёминского хребта у выезда на автодорогу, идущую по долине рек Ело и Урсул. Препятствие полностью автономно, за исключением н.п. Ело в самом конце препятствия. По сведениям других групп, в п. Каярлык также имеется магазин. Движение автотранспорта на участке п. Кастахта - р. Куругеш полностью отсутствует, иногда встречаются небольшие отары пасущихся животных, при необходимости можно обратиться к пастухам за помощью и информацией. По дороге от р. Куругеш до реки Каярлык можно встретить лишь редкие одиночные машины, после р. Каярлык до конца препятствия трафик средний - 5...7 транспортных средств в час. Мест для самостоятельных ночевок достаточно. Препятствие находится в горно-лесной зоне. Выше 2000 м находится гольцовая зона, протяжённость ПП в данной зоне - 8 км, что обуславливает показатель Г=1.11. Источниками питьевой воды являются реки и ручьи, текущие с гор. Климат резко континентальный, характерны большие перепады суточных температур. Летние температуры могут подниматься до +30°С, зимние - опускаться до −50°С. В среднем осадков выпадает от 250 до 600 мм в год, в зависимости от высоты и рельефа. В летнее время температура в среднем составляет +15…+19°С. Препятствие включает в себя несколько локальных препятствий, преодоление которых требует хорошего владения соответствующими навыками. Препятствие требует хорошей физической, психологической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и снаряжения.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.Гравийная дорога
2.Грунт разбитый
3.Грунт разбитый
4.Каменистая тропа с ТП
5.ЛП
6.ЛП
7.Грунтовая тропа с ТП. Участок с камнями
8.Грунтовая тропа с ТП. Участок с камнями
9.Грунтовая тропа с ТП. Корни
10.Грунтовая тропа с ТП. Участок с валунами
11.Грунтовая тропа с ТП, мокрая
12.Грунтовая тропа с ТП, мокрая
13.Тропа хорошего качества
14.Тропа хорошего качества
15.Брод р. Кастахта
16.Тропа хорошего качества
17.Тропа с ТП
18.Тропа с ТП
19.Грунт. тропа. Участок с камнями
20.Грунтовая тропа хорошего качества
21.Грунтовая тропа с ТП
22.Тропа среди зарослей кустарника
23.Брод р. Арченда
24.Грунтовая тропа, мокрая
25.Грунтовая тропа хорошего качества, мокрая
26.Грунтовая тропа с ТП, мокрая
27.Грунтовая тропа с ТП, мокрая
28.Грунтовая тропа с ТП, мокрая
29.Грунтовая тропа хорошего качества, мокрая
30.Брод р. Джиралу
31.Грунт разбитый с ТП, мокрый
32.Глина мокрая с ТП
33.Грунтовая дорога разбитая
34.Брод р. Маргала
35.Грунт разбитый
36.Грунт разбитый
37.Брод р. Башкудюр
38.Грунт хорошего качества
39.Участки разбитой грунтовки
40.Камень
41.Гравий хорошего качества
42.Гравий хорошего качества
43.Асфальт хорошего качества


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 70.023 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 1.8 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.68


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 70023 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
11500Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая1.20Фото 1
21500Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 2,3
3600Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 4
41500ЛП-Фото 5,6
52100Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 7,8,9,10
61400Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.30Фото 11,12
73700Грунт, тропа хорошего качества, сухая1.90Фото 13,14,16
83000Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 17,18,19,21
91000Грунт, тропа хорошего качества, сухая1.90Фото 20
101200Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 21
11300ЛП-Фото 22
122000Грунт, тропа хорошего качества, мокрая2.40Фото 24,25
13900Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.30Фото 26,27,28
143100Грунт, тропа хорошего качества, мокрая2.40Фото 29
1510300Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.30Фото 31
16500Глина/чернозём, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.50Фото 32
1712000Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 33,35,36
189300Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая1.40Фото 38
191413Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 39
201700Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая1.30Фото 40
219100Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая1.20Фото 41,42
221910Асфальт/бетон, дорога в хорошем состоянии, сухая0.80Фото 43


Кпк = 2.05


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1911 м

Кнв = 1.96


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 8.00%

Средний уклон спусков: 5.63%

Ккр = 1.51


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Горы Западной Сибири

Средневзвешенная высота: 1552.77 м

Кв = 1.12


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Другие

Г = 1.11


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.68 * 2.05 * 1.96 * 1.51 * 1.12 * 1.00 * 1.11 = 12.67

Препятствие соответствует IV категории трудности