Паспорт протяжённого препятствия
Общие сведения
Наименование: | равнинное дорога через Толваярви |
Страна: | РФ |
Район: | Карелия |
Границы: | перекресток локальных дорог в 3 км западнее оз. Ягляярви - перекресток локальных дорог в 1 км севернее оз. Уксунъярви |
Признак прохождения: | фактический |
Характер дороги: | Дороги хорошего качества |
Характер покрытия: | Гравий/щебень, грунт |
Дата прохождения: | 25-27.07.20 |
Маршрут: | 3 к.с., Карелия, руководитель: Леонтьев В. А., м/к: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ |
Номер маршрута: | 149 |
Автор паспорта: | В. А. Леонтьев |
Ссылка на видео: | |
Категория трудности: | 2 |
Статус паспорта: |
не утверждён |
Сведения о предыдущих прохождениях
В данном направлении: | нет сведений |
Ссылка на номер паспорта: | |
В обратном направлении: | нет сведений |
Ссылка на номер паспорта: | |
Параметры учётной записи
Номер паспорта: | 3814 |
Загрузил: | leontiev_MSU |
Дата загрузки: | 11.03.2021 |
URL: | http://velotrex.ru/files/1615487165_604a60bd8defe.xml |
Параметры трека
Состояние: | очищен |
Количество точек: | ... |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
[+]
Описание препятствия
Озеро Толваярви вместе с близлежащей озерной системой (в обиходе все эти озёра зачастую также упоминаются под общим названием Толваярви) - одна из самых живописных локаций в юго-западной части Карелии. Это место достаточно популярно у "колесных" туристов и путешественников. Через озера проходит единственная дорога, попасть на которую можно через две её крайние точки. На востоке от озерной системы эта дорога начинается недалеко от оз. Ягляярви - здесь сходятся пути к Толваярви с севера, востока, юго-востока и юга (и почти все они проходят через Вегарус). На юго-западе от самого Толваярви такой крайней точкой выступает перекресток близ оз. Уксунъярви - здесь можно выбрать направление на Вяртсиля, Суйстамо, Райконкоски.
Соответственно, данное ПП как раз и представляет из себя отрезок между описанными точками. Обосновывается такой выбор границ тем, что в их пределах дорога безальтернативна - имеющееся ответвление на запад от самого оз. Толваярви можно в расчет не брать, т. к. ведёт оно на "войсковую" дорогу вдоль самой госграницы, и по сути адекватным возможным вариантом движения не является. В качестве наглядной иллюстрации схема возможных траекторий проезда через Толвоярви внесена в графические материалы паспорта.
Глобально в пределах ПП встречаются два типа дороги: грунтовая двухколейка на большей его части (при этом грунт весьма разный от участка к участку) и укатанный грейдер в конце. Грунтовый отрезок имеет очень характерную особенность: почти на всём протяжении дорога насыщена протяженными непересыхающими лужами - следствие трассировки через болота и отсутствия насыпи. Глубина луж - до 40-45 см, самая длинная протянулась метров на 100, есть также несколько длиной по 30-50 м и множество мелких. Все они без проблем проезжаются в седле в "обычное" лето, но крупные все же являются довольно заметными водными преградами. Поэтому несколько самых протяженных внесены в расчет как ЛП - приравнены к небольшим бродам.
ПП начинается в ~15 км к западу от Вегаруса и в ~3 км к востоку от оз. Ягляярви. С самого начала дорога - двухколейка, покрытие - плотный пескогрунт (фото 0, 4; кусочек дороги виден также на фото 1). До км 9,8 (поляна на северном берегу оз. Хиетаярви, место нашей стоянки вечером 25.07.20) мы ехали в дождь - покрытие на фото 0-4 мокрое. В паре мест на этом участке ровный пескогрунт прерывается короткими участками с торчащими камнями. На км 7,0 - первая длинная лужа, слева и справа - болото, дно - довольно крупные и скользкие камни, но при должной аккуратности без проблем берется ходом (фото 1-3). После этой лужи начинают регулярно встречаться и более мелкие.
Начиная с км 9,8 покрытие внесено в расчет как сухое - за ночь и утро 26 июля оно подсохло очень хорошо. На отрезке с км 9,8 до км 19,4 (первые озёра системы) превалирует грунт с торчащими камнями (фото 5-6). Короткие мелкие лужи во всю ширину дороги (как на фото 12, сделанном на этом участке) встречаются постоянно. На этом же участке находится и самая длинная лужа дороги через Толваярви, даже попавшая на Викимапию. Впрочем, на Викимапии она, вероятнее всего, локализована неверно - мы в отмеченном месте проехали "водную преграду" максимум 15-метровой длины, а 100-метровое "корыто" находится на полтора километра дальше, на 17,9 км ПП. Эта лужа располагается на повороте дороги, на фото 7 - вид "на вход", фото 8-9 - вид вперёд от её середины, фото 11 - от "выхода" в обратную сторону. Глубину можно оценить по фото 10.
С км 19,4 начинается следующий условный отрезок ПП - непосредственно дорога через озёра. Живописные точки находятся именно на нём. Что до покрытия, то здесь присутствуют самые разные типы грунтов: плотный смешанный с каменной крошкой (фото 14 и 19), пескогрунт с торчащими камнями (фото 20), плотный ровный пескогрунт (фото 21 и 24-27). Здесь - очередная большая лужа (фото 17-18) и множество мелких. Особняком - две дамбы, по которым идёт дорога: между озёрами Тайкинаярви и Сарсаярви (км 20,0 - 20,4; фото 15-16) и между Толваярви и Тойвалампи (км 24,8 - 25,2; фото 22-23). Дамбы сложены из камня до самого верха, слой грунта поверх камня минимально тонкий, размокать нечему - в расчете это покрытие отнесено к гравийному.
Очередной условный отрезок ПП - с км 30,4 по км 47,2, от перекрестка за Толваярви до моста через протоку между озерами Рихиярви и Куйккаярви. Это каменистая грунтовка (фото 28), и на этом отрезке находятся еще две длинные лужи во всю ширину дороги (фото 29-30 и 31). Наконец, примерно после моста дорога становится грейдером (фото 33-35), который продолжится до самого конца ПП. На этом участке луж нет.
Мосты в границах данного ПП находятся на км 19,4 (через протоку между Тайкинаярви и Сарсаярви; фото 13), км 25,3 (через протоку между Толваярви и Тойвалампи) и на км 47,2 - уже упомянутый выше (фото 32). Третий - новый и крепкий, второй - капитальный каменный постройки начала прошлого века, одна из местных достопримечательностей. Первый - изношенный и хлипкий. С учетом того, что дорога на Толвоярви со стороны Вегаруса интересна разве что туристам, рыбакам и поисковикам (в перечень а/д общего пользования не входит, как лесовозная не используется), следить за этим мостом особо некому. Но все-таки кажется, что из-за популярности Толваярви при планировании маршрутов можно рассчитывать и на этот мост: рыбаки, люди с местной турбазы или какая-нибудь автоэкспедиция подправят в случае чего.
Мест для стоянки в пределах ПП великое множество, одно лучше другого. Есть стоянки на восточном берегу Ягляярви - поворот направо к ним находится на км 3,7. Отличная поляна для стоянки - место нашей ночевки на северном берегу оз. Хиетаярви, км 9,8. Чуть дальше есть еще одна на том же берегу. На берегах Толваярви и окрестных озёр есть не меньше 5-7 удобных мест (очень живописные - справа от дороги на км 20,5 и 21,4), а на км 28,5 справа от дороги находится просторная оборудованная стоянка - с очагом и домиками-навесами. Важно понимать, что Толваярви вместе с близлежащими озерами входят в заказник "Толвоярви" - но, согласно его режиму, устраивать стоянки нельзя только с середины апреля по середину июля. На фото 36 - аншлаг заказника с этой и другой информацией на въезде при движении с юго-запада (отметка км 30,4). Кстати, при движении с другой стороны ни предупреждающих табличек, ни каких-то еще знаков на въезде в заказник нет. Наконец, на км 57,2 есть съезд влево к ровной и чистой поляне на берегу безымянного озера. На ней мы также вставали на ночевку. Из минусов - заболоченный подход к воде, из плюсов - множество черники.
Окрестности Толваярви - места боевых действий в Зимнюю и Великую Отечественную войны. Соответственно, здесь немало памятников и знаков, напоминающих об этом. Среди прочих мы бы особо отметили простую табличку сразу за мостом на 19,4 км - она на фото 37.
Трафик околонулевой: за все время прохождения 1 автомобиль на участке до Толваярви и 3 - после.
ПП полностью автономно.
[+]
Карта препятствия
Карта ПП
Возможные траектории движения через Толвоярви
[+]
Высотный профиль
[+]
Фотографии
Фото 0
|
1.Фото 1
|
2.Фото 2
|
3.Фото 3
|
4.Фото 4
|
5.Фото 5
|
6.Фото 6
|
7.Фото 7
|
8.Фото 8
|
9.Фото 9
|
10.Фото 10
|
11.Фото 11
|
12.Фото 12
|
13.Фото 13
|
14.Фото 14
|
15.Фото 15
|
16.Фото 16
|
17.Фото 17
|
18.Фото 18
|
19.Фото 19
|
20.Фото 20
|
21.Фото 21
|
22.Фото 22
|
23.Фото 23
|
24.Фото 24
|
25.Фото 25
|
26.Фото 26
|
27.Фото 27
|
28.Фото 28
|
29.Фото 29
|
30.Фото 30
|
31.Фото 31
|
32.Фото 32
|
33.Фото 33
|
34.Фото 34
|
35.Фото 35
|
36.Фото 36
|
37.Фото 37
|
[+]
Расчёт категории трудности протяжённого препятствия
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 58.926 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 0.3 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.59
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 58926 м
Характеристика покрытия
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 9800 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, мокрая | 1.80 | фото 0 и 4 (движение 25.07.20) |
2 | 36150 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.40 | фото 5-6, 14, 19-21, 24-28 (движение 26.07.20) |
3 | 12676 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | фото 15-16, 22-23 (2 дамбы); 33-35 |
4 | 300 | ЛП | - | фото 1-3, 7-11, 17-18, 29-31 |
Кпк = 1.42
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 269 м
Кнв = 1.13
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 2.57%
Средний уклон спусков: 2.32%
Ккр = 0.99
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Равнины
Средневзвешенная высота: 183.62 м
Кв = 1.00
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор: Неблагоприятные районы
Г = 1.20
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.59 * 1.42 * 1.13 * 0.99 * 1.00 * 1.00 * 1.20 = 3.03
Препятствие соответствует II категории трудности