Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: равнинное дорога через Толваярви
Страна: РФ
Район: Карелия
Границы: перекресток локальных дорог в 3 км западнее оз. Ягляярви - перекресток локальных дорог в 1 км севернее оз. Уксунъярви
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги хорошего качества
Характер покрытия: Гравий/щебень, грунт
Дата прохождения: 25-27.07.20
Маршрут: 3 к.с., Карелия, руководитель: Леонтьев В. А., м/к: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ
Номер маршрута:149
Автор паспорта: В. А. Леонтьев
Ссылка на видео:
Категория трудности:2
Статус паспорта: не утверждён


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 3814
Загрузил: leontiev_MSU
Дата загрузки: 11.03.2021
URL: http://velotrex.ru/files/1615487165_604a60bd8defe.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Озеро Толваярви вместе с близлежащей озерной системой (в обиходе все эти озёра зачастую также упоминаются под общим названием Толваярви) - одна из самых живописных локаций в юго-западной части Карелии. Это место достаточно популярно у "колесных" туристов и путешественников. Через озера проходит единственная дорога, попасть на которую можно через две её крайние точки. На востоке от озерной системы эта дорога начинается недалеко от оз. Ягляярви - здесь сходятся пути к Толваярви с севера, востока, юго-востока и юга (и почти все они проходят через Вегарус). На юго-западе от самого Толваярви такой крайней точкой выступает перекресток близ оз. Уксунъярви - здесь можно выбрать направление на Вяртсиля, Суйстамо, Райконкоски. Соответственно, данное ПП как раз и представляет из себя отрезок между описанными точками. Обосновывается такой выбор границ тем, что в их пределах дорога безальтернативна - имеющееся ответвление на запад от самого оз. Толваярви можно в расчет не брать, т. к. ведёт оно на "войсковую" дорогу вдоль самой госграницы, и по сути адекватным возможным вариантом движения не является. В качестве наглядной иллюстрации схема возможных траекторий проезда через Толвоярви внесена в графические материалы паспорта. Глобально в пределах ПП встречаются два типа дороги: грунтовая двухколейка на большей его части (при этом грунт весьма разный от участка к участку) и укатанный грейдер в конце. Грунтовый отрезок имеет очень характерную особенность: почти на всём протяжении дорога насыщена протяженными непересыхающими лужами - следствие трассировки через болота и отсутствия насыпи. Глубина луж - до 40-45 см, самая длинная протянулась метров на 100, есть также несколько длиной по 30-50 м и множество мелких. Все они без проблем проезжаются в седле в "обычное" лето, но крупные все же являются довольно заметными водными преградами. Поэтому несколько самых протяженных внесены в расчет как ЛП - приравнены к небольшим бродам. ПП начинается в ~15 км к западу от Вегаруса и в ~3 км к востоку от оз. Ягляярви. С самого начала дорога - двухколейка, покрытие - плотный пескогрунт (фото 0, 4; кусочек дороги виден также на фото 1). До км 9,8 (поляна на северном берегу оз. Хиетаярви, место нашей стоянки вечером 25.07.20) мы ехали в дождь - покрытие на фото 0-4 мокрое. В паре мест на этом участке ровный пескогрунт прерывается короткими участками с торчащими камнями. На км 7,0 - первая длинная лужа, слева и справа - болото, дно - довольно крупные и скользкие камни, но при должной аккуратности без проблем берется ходом (фото 1-3). После этой лужи начинают регулярно встречаться и более мелкие. Начиная с км 9,8 покрытие внесено в расчет как сухое - за ночь и утро 26 июля оно подсохло очень хорошо. На отрезке с км 9,8 до км 19,4 (первые озёра системы) превалирует грунт с торчащими камнями (фото 5-6). Короткие мелкие лужи во всю ширину дороги (как на фото 12, сделанном на этом участке) встречаются постоянно. На этом же участке находится и самая длинная лужа дороги через Толваярви, даже попавшая на Викимапию. Впрочем, на Викимапии она, вероятнее всего, локализована неверно - мы в отмеченном месте проехали "водную преграду" максимум 15-метровой длины, а 100-метровое "корыто" находится на полтора километра дальше, на 17,9 км ПП. Эта лужа располагается на повороте дороги, на фото 7 - вид "на вход", фото 8-9 - вид вперёд от её середины, фото 11 - от "выхода" в обратную сторону. Глубину можно оценить по фото 10. С км 19,4 начинается следующий условный отрезок ПП - непосредственно дорога через озёра. Живописные точки находятся именно на нём. Что до покрытия, то здесь присутствуют самые разные типы грунтов: плотный смешанный с каменной крошкой (фото 14 и 19), пескогрунт с торчащими камнями (фото 20), плотный ровный пескогрунт (фото 21 и 24-27). Здесь - очередная большая лужа (фото 17-18) и множество мелких. Особняком - две дамбы, по которым идёт дорога: между озёрами Тайкинаярви и Сарсаярви (км 20,0 - 20,4; фото 15-16) и между Толваярви и Тойвалампи (км 24,8 - 25,2; фото 22-23). Дамбы сложены из камня до самого верха, слой грунта поверх камня минимально тонкий, размокать нечему - в расчете это покрытие отнесено к гравийному. Очередной условный отрезок ПП - с км 30,4 по км 47,2, от перекрестка за Толваярви до моста через протоку между озерами Рихиярви и Куйккаярви. Это каменистая грунтовка (фото 28), и на этом отрезке находятся еще две длинные лужи во всю ширину дороги (фото 29-30 и 31). Наконец, примерно после моста дорога становится грейдером (фото 33-35), который продолжится до самого конца ПП. На этом участке луж нет. Мосты в границах данного ПП находятся на км 19,4 (через протоку между Тайкинаярви и Сарсаярви; фото 13), км 25,3 (через протоку между Толваярви и Тойвалампи) и на км 47,2 - уже упомянутый выше (фото 32). Третий - новый и крепкий, второй - капитальный каменный постройки начала прошлого века, одна из местных достопримечательностей. Первый - изношенный и хлипкий. С учетом того, что дорога на Толвоярви со стороны Вегаруса интересна разве что туристам, рыбакам и поисковикам (в перечень а/д общего пользования не входит, как лесовозная не используется), следить за этим мостом особо некому. Но все-таки кажется, что из-за популярности Толваярви при планировании маршрутов можно рассчитывать и на этот мост: рыбаки, люди с местной турбазы или какая-нибудь автоэкспедиция подправят в случае чего. Мест для стоянки в пределах ПП великое множество, одно лучше другого. Есть стоянки на восточном берегу Ягляярви - поворот направо к ним находится на км 3,7. Отличная поляна для стоянки - место нашей ночевки на северном берегу оз. Хиетаярви, км 9,8. Чуть дальше есть еще одна на том же берегу. На берегах Толваярви и окрестных озёр есть не меньше 5-7 удобных мест (очень живописные - справа от дороги на км 20,5 и 21,4), а на км 28,5 справа от дороги находится просторная оборудованная стоянка - с очагом и домиками-навесами. Важно понимать, что Толваярви вместе с близлежащими озерами входят в заказник "Толвоярви" - но, согласно его режиму, устраивать стоянки нельзя только с середины апреля по середину июля. На фото 36 - аншлаг заказника с этой и другой информацией на въезде при движении с юго-запада (отметка км 30,4). Кстати, при движении с другой стороны ни предупреждающих табличек, ни каких-то еще знаков на въезде в заказник нет. Наконец, на км 57,2 есть съезд влево к ровной и чистой поляне на берегу безымянного озера. На ней мы также вставали на ночевку. Из минусов - заболоченный подход к воде, из плюсов - множество черники. Окрестности Толваярви - места боевых действий в Зимнюю и Великую Отечественную войны. Соответственно, здесь немало памятников и знаков, напоминающих об этом. Среди прочих мы бы особо отметили простую табличку сразу за мостом на 19,4 км - она на фото 37. Трафик околонулевой: за все время прохождения 1 автомобиль на участке до Толваярви и 3 - после. ПП полностью автономно.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП
Возможные траектории движения через Толвоярви


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


Фото 0
1.Фото 1
2.Фото 2
3.Фото 3
4.Фото 4
5.Фото 5
6.Фото 6
7.Фото 7
8.Фото 8
9.Фото 9
10.Фото 10
11.Фото 11
12.Фото 12
13.Фото 13
14.Фото 14
15.Фото 15
16.Фото 16
17.Фото 17
18.Фото 18
19.Фото 19
20.Фото 20
21.Фото 21
22.Фото 22
23.Фото 23
24.Фото 24
25.Фото 25
26.Фото 26
27.Фото 27
28.Фото 28
29.Фото 29
30.Фото 30
31.Фото 31
32.Фото 32
33.Фото 33
34.Фото 34
35.Фото 35
36.Фото 36
37.Фото 37


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 58.926 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0.3 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.59


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 58926 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
19800Грунт, дорога в хорошем состоянии, мокрая1.80фото 0 и 4 (движение 25.07.20)
236150Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая1.40фото 5-6, 14, 19-21, 24-28 (движение 26.07.20)
312676Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая1.20фото 15-16, 22-23 (2 дамбы); 33-35
4300ЛП-фото 1-3, 7-11, 17-18, 29-31


Кпк = 1.42


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 269 м

Кнв = 1.13


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 2.57%

Средний уклон спусков: 2.32%

Ккр = 0.99


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Равнины

Средневзвешенная высота: 183.62 м

Кв = 1.00


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.20


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.59 * 1.42 * 1.13 * 0.99 * 1.00 * 1.00 * 1.20 = 3.03

Препятствие соответствует II категории трудности