Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Конгурлёнг
Страна: Киргизия
Район: Центральный Тянь-Шань
Границы: Долина Алабаш -> долина Каракуджур
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги среднего, низкого, сверхнизкого качества, ЛП
Характер покрытия: Камень, грунт
Дата прохождения: 2.08.2021-4.08.2021
Маршрут: 5 к.с., Тянь-Шань, руководитель: Журавлёв А.В., м/к: 1/5-501
Номер маршрута:79
Автор паспорта: Журавлёв А.В.
Ссылка на видео:
Категория трудности:5
Статус паспорта: утверждён 03.11.2021


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: Нет сведений
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: Нет сведений
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 4466
Загрузил: ancrane
Дата загрузки: 17.09.2021
URL: http://velotrex.ru/files/1631829652_6143be94e21e2.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Данное препятствие в рамках спортивного велотуристского похода в указанных границах пройдено впервые. Имеются сведения о частичных прохождениях препятствия группой горных туристов ТК Вестра (2018 г., отчёт: https://westra.ru/passes/Reports/2969 , преодолели одноимённый перевал в 700 м восточнее) и группой велотуристов из Германии (2013 г., отчёт: https://westra.ru/passes/Reports/1635 , поднялись на перевал с юга и вернулись назад). Согласно Методике категорирования горных маршрутов и Таблице оценки трудности перевалов (ЛП) на сайте https://tssr.ru/mountain/pereval/howto/ данный перевал можно оценить как 1А. Препятствие представляет собой путь движения с севера на юг через хребет Терскей-Алатау. Начинается от съезда с автодороги между посёлками Дён-Талаа и Калкагар в долине Алабаш и заканчивается на выезде в долину р. Каракуджур. Дорожное покрытие от начала ПП - разбитый каменистый грунт (фото 1). Дорога используется пастухами для заброски к верхним кошам и неплохо просматривается на спутниковых снимках до высоты 3200 м. Дорога от начала ПП проходит мимо обитаемого коша, и почти сразу начинается подъём на отрог западнее долины р. Конгурлёнг (фото 2). Затем дорога петляет по отрогам хребта до пересечения с р. Мамбеттор. С набором высоты качество дороги снижается от просто разбитой (фото 3,4) до дороги со множеством ТП (фото 7). Попеременно встречаются каменистые (фото 6,9) и грунтовые участки (фото 5). Местами дорога почти полностью теряется из виду, изредка проявляясь на изгибах среди валунов (фото 8). Исходя из запланированного графика движения группа спустилась с дороги к р. Мамбеттор на ночёвку (высота 3161 м, фото 10) неподалёку от места выхода дороги к реке, где был обнаружен неведомо откуда и зачем взявшийся тут металлический мост (высота 3199 м, фото 11). В целом дорога от начала ПП до моста практически полностью проезжабельна в седле велосипеда при наличии соответствующей техники езды. Сразу за мостом начинается ЛП - приняли решение не продираться вдоль реки, а подняться на древний моренный вал. Для этого надо преодолеть нагромождение валунов, частично поросших дёрном (фото 11). Движение в лямках (фото 12). После подъёма на вал уклон слегка уменьшается, крупные валуны уступают место альпийским лугам - здесь снова можно ехать на велосипеде, хотя тропа практически полностью отсутствует (фото 13). По мере приближения к перевалу плановый трек подъёма уходит влево (на перевал, пройденный группой ТК Вестра), однако визуально линия движения там совершенно не просматривается. При этом подход к седловине, находящейся непосредственно перед нами, отчётливо виден. Более того, обозначение перевальной точки на карте генштаба лежит именно на седловине перед нами, и она на 30 метров ниже перевала, пройденного группой ТК Вестра. Принимаем решение подниматься на более низкую седловину. Поворачиваем правее, уклон снова возрастает, появляются крупные валуны, дальнейшее движение в режиме ЛП: подъём на относительно свежие морены (фото 14). Движение в лямках, некоторые - челноком. При подходе к перевальному взлёту уклон ещё более возрастает, остатки дёрна полностью исчезают, появляются «живые» камни и валуны. Перевальный взлёт представляет собой ЛП в виде осыпи крутизной до 30° из крупных валунов с обширными участками, покрытыми плотным снегом. Какая-либо тропа полностью отсутствует (фото 15). Разведка показала, что подъём по снежникам (до определённой величины уклона) существенно проще движения по валунам. Выбрали линию движения с максимальным использованием снежников. Подъём велосипедов и рюкзаков челноком (фото 16,17). На последнем участке, где линия движения идёт прямым траверсом на перевал, множество живых камней, которые начинают сползать вниз при наступании на них. Приходится тщательно выбирать траекторию движения и подстраховываться руками о вышерасположенные камни при ходьбе с рюкзаком либо с опорой на велосипед, расположенный ниже по склону. Перевальная седловина узкая, каменистая, шириной 2-3 метра, сильно вытянутая вдоль хребта (фото 18). Каких-либо подходящих к седловине троп с обеих сторон не обнаружено. Перевальный тур также отсутствовал, мы сложили его сами. Южный склон представляет собой сложное ЛП: мелко- и среднекаменистую осыпь крутизной до 45 градусов. Спуск по осыпи с велосипедом затрудняется постоянным сползанием каменных масс при каждом шаге. Двигаться приходится медленно и с периодическими остановками для того, чтобы останавливать осыпку. При этом груженый велосипед удерживается за руль на тормозах передним колесом вниз строго по направлению ската сыпухи (фото 22). Если велосипед отклоняется от направления ската, то из-за различных скоростей сползания каменных масс под передним и задним колесами удержать велосипед в равновесии становится чрезвычайно сложно, что чревато неконтролируемым падением. Примерно на середине осыпного склона перерёк его проходит полка заброшенной дороги, однако она почти полностью завалена осыпкой и валунами, и о движении по ней на велосипеде не может быть и речи. Учитывая надвигающиеся сумерки, было принято решение продолжать спуск по сыпухе до курумникового поля. Там среди массивных валунов на небольшом удалении от края сыпухи была найдена относительно ровная площадка под установку палатки (фото 23). Наутро после преодоления курумникового поля с рюкзаками за спиной (фото 24) группа вышла на относительно свободную от крупных камней морену, поросшую дёрном, по которой можно ехать на велосипеде (фото 25), и спустилась к витку серпантина заброшенной дороги, выйдя на запланированный трек. Дорога давно никем не езжена, со множеством осыпавшихся камней, глубоких ям, рытвин, ручьев и прочих ТП, но ехать можно (фото 26, 28). Кое-где проще объезжать ТП по траве на обочине (фото 27). Серпантин заканчивается. Преодолели вброд правый приток р. Конгурлёнг южный (фото 29). Дорога далее спускается вдоль русла реки Конгурлёнг. По мере спуска ТП исчезают, уклон выполаживается (фото 30), лишь изредка встречаются неглубокие ручьи, проезжаемые в седле. Далее дорога выходит в широкую долину р. Каракуджур, где препятствие заканчивается. Препятствие полностью автономно, автотраффик отсутствует. Источники питьевой воды - реки и ручьи, стекающие с гор. На ночёвке за перевалом за водой пришлось идти на реку Конгурлёнг около 400 м в одну сторону по курумнику. Препятствие географически находится в малоблагоприятной, неблагоприятной (свыше 3000 м над у.м.) и крайне неблагоприятной (свыше 3700 м над у.м.) климатических зонах, соответственно географический показатель Г=1,17. Преодоление препятствия требует от участников затрат большого количества физических и моральных сил, а также наличия хорошей техники езды и обладания приёмами движения с велосипедом по сложному рельефу.


[+]

Карта препятствия





[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.Место ночёвки у р. Мамбеттор
11.Мост в «никуда»
12.Подъём на древную морену
13.Общая линия движения на перевал от 1-й морены
14.Подъём на предперевальную морену
15.Линия движения на перевальном взлёте
16.Снежник на перевальном взлёте
17.Россыпь валунов на перевальном взлёте
18.На перевале. Вид вдоль хребта на восток
19.На перевале. Вид на север
20.На перевале. Вид на юг
21.
22.Спуск с велосипедом по крутому осыпному склону
23.Место ночёвки сразу за перевальным сбросом
24.Курумниковое поле за перевалом
25.
26.
27.
28.
29.Брод притока р. Конгурлёнг (южн.)
30.


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 31.284 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 2.5 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.29


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 31284 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
12500ЛП-Фото 11,12,14,16,17,22,24
24200Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 1,5,6,8,30
35584Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 7,13,27
48100Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая1.90Фото 2,3,4
510900Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 9,25,26,28


Кпк = 2.24


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1772 м

Кнв = 1.89


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 9.30%

Средний уклон спусков: 8.51%

Ккр = 2.06


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Тянь-Шань

Средневзвешенная высота: 3026.97 м

Кв = 1.38


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.17


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.29 * 2.24 * 1.89 * 2.06 * 1.38 * 1.00 * 1.17 = 18.16

Препятствие соответствует V категории трудности