Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: траверс хребта Терскей-Ала-Тоо*
Страна: Киргизия
Район: Центральный Тянь-Шань
Границы: Р. Учемчек - п. Тамга (окраина)
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги хорошего, среднего, низкого, сверхнизкого качества
Характер покрытия: Камень, грунт
Дата прохождения: 10.08.2021 - 11.08.2021
Маршрут: 5 к.с., Тянь-Шань, руководитель: Журавлёв А.В., м/к: 1/5-501
Номер маршрута:79
Автор паспорта: Прудникова С.В.
Ссылка на видео:
Категория трудности:5
Статус паспорта: утверждён 10.11.2021


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: Нет сведений в базе Velotrex
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: Нет сведений в базе Velotrex
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 4536
Загрузил: ancrane
Дата загрузки: 17.10.2021
URL: http://velotrex.ru/files/1634483300_616c3c645b295.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Данное препятствие для удобства представления можно разделить на две части. Первая - перевал Тоссор (Ю-С) со спуском до поворота на вторую часть - перевал Тамга-Бель (З-В). Оба перевала находятся в границах хребта Терскей-Алатау. Перевал Тоссор популярен у велотуристов и не раз проходил я ими в обоих направлениях. Например, в велопоходе Лаврского: http://velotrex.ru/trackview.php?file=2618 (в обратную сторону) Перевал Тамга-Бель в велосипедном формате пройден впервые. По перевалу Тамга-Бель был найден лишь автоотчёт с описанием прохождения перевала, но в обратную сторону: https://www.drive2.ru/b/2508430/ Также в интернете можно найти краткие отчёты о путешествиях в ущелье реки Тамги до камней Тамга-Таш. Препятствие начинается от реки Учемчек, с уходом основной дороги от реки. Поначалу покрытие грунтовое (Фото 1, 3), местами с камнями. На этом участке дорога несколько притоков реки Учемчек, один из них достаточно крупный (Фото 2) На 6,3 км ПП уклон становится круче, а покрытие более каменистым и разбитым (Фото 4, 5) Местами дорога осложнена техническими препятствиями, особенно ближе к перевалу (фото 6) На этом участке дорога пересекает пару небольших ручьи, текущих с ледников. И под самым перевалом (на 4,2 км ПП) - ещё один побольше. На 4,9 км ПП дорога выходит на перевал Тоссор (Фото 8) По другую сторону перевала - живописное озеро у подножия снежника (Фото 9) Спуск с перевала Тосор - поначалу крутой и идёт по крупнокаменистой разбитой дороге с ТП (Фото 10, 11, 12) На 6,9 км ПП дорога выходит на полку и спуск становится плавным, но покрытие поначалу разбито (Фото 13) На 16,1 км ПП - мост через бурный приток реки Тоссор (Фото 14) А на 9,9 км - мелкий брод. После брода покрытие улучшается, дорога идёт параллельно реке Тоссор, то по полке (Фото 15), то петлями серпантина (Фото 16). На 21,7 км ПП дорога пересекает реку Чолоктор по автомобильному мосту, рядом - жилой кош. На 22,2 км ПП с поворота с основной дороги направо начинается вторая часть ПП - перевал Тамга-Бель. Поворот не очень заметный (Фото 17), ориентиром может служить кош в полукилометре ранее. От поворота дорога вновь идёт подъём, крутым серпантином (Фото 18). Покрытие - грунтовая дорога с ТП. Дорога заброшенная и заросшая, явно давно автотранспортом не используется (Фото 19, 20, 22), но на большей её части вполне можно ехать в седле. Через километр крутого подъёма дорога выходит на хребет и некоторое время идёт по хребту, после чего начинает забираться в следующий серпантин (Фото 23), менее крутой, чем предыдущий (Фото 24, 25) По ту сторону хребта – участки хвойного леса (Фото 22) На 26,4 км ПП дорога выходит к ручью Сарытор и пересекает его. Сам ручей – довольно бурный, течёт в трубах под дорогой (Фото 26) Через 600 метров - ещё пара мелких грязных ручьёв, затоптанных скотом, и дорога выходит на обширные пастбища, где следы её вскоре уходят на противоположный конец пастбища - к жилым юртам и там, похоже, заканчиваются. Далее – движение "по азимуту" (Фото 27), затем по грунтовой тропе с ТП (Фото 28, 29) На 28,7 км ПП сворачиваем с тропы направо, чтобы "в лоб" подняться к дороге, ведущей на перевал, полка которой хорошо видна выше по склону. Через 600 метров выходим на заброшенную грунтовую дорогу с ТП (Фото 30), которая выводит нас на верхушку одного из отрогов. Затем на спуске к сухому ручью дорога становится вновь тропой, по которой вполне комфортно ехать (Фото 31, 32) От ручья тропа вновь выходит на разбитую дорогу. На 30,6 км ПП дорога выходит на перевал Тамга-Бель (Фото 33) На спуск с перевала поначалу идут козьи тропы (Фото 34) Местами камни (Фото 35), никаких дорог в нужном направлении нет. Местами тропа идёт по полке (Фото 36) Но в большинстве своём – без неё (Фото 37) А через 3 км, когда тропы начинают уводить нас в сторону от нужного направления, мы с них сходим. А ещё через 0,5 км группа вышла на тропу, обозначенную на картах ОСМ. Тропа – пешеходная, для гружёного велосипеда не сильно подходящая. Покрытие – грунтовая тропа с ТП, узкая, попадаются скальные выступы, а также валуны и кустарник, через которые приходится протискиваться с велосипедом. Но местами тропа – вполне под велоформат (Фото 38) На 35 км ПП тропа выходит к броду реки Тамга (1Б) (Фото 39, 40) На 35,6 км ПП тропа выходит на дорогу у жилого коша. Поначалу дорога частично заросшая, местами с осыпями. Покрытие – грунт, местами с ТП (Фото 41, 42) Дорога - очень красивая! Сначала идет по хребту (Фото 43), затем траверсом (Фото 44) и круто вниз (Фото 45) На 38,8 км ПП дорога ненадолго заходит в лес (Фото 46) После спуска практически к реке Тамга покрытие улучшается. Далее дорога, идёт параллельно реке. Поначалу покрытие – грунт разбитый (Фото 47) с красивым розоватым оттенком. На 44,2 км ПП дорога пересекает реку Тамга по мосту и идёт по противоположному берегу. В ущелье реки Тамги есть и достопримечательности - огромные камни Тамга-таш с буддистскими письменами (Фото 49) К одному из них можно радиально подъехать по сухому руслу реки (Фото 48) На 49,7 ПП км дорога вновь пересекает реку Тамга по мосту. Перед мостом обширные сады с яблоками и абрикосами, а покрытие заметно улучшается (Фото 50) Препятствие закачивается через 1 км от моста, когда дорога начинает уходить от реки Тамга в сторону одноимённого посёлка. Интересно, что эти две части ПП абсолютно не похожи друг на друга. Первая - "суровая": полностью безлесая, со снежниками и горными озёрами, с каменистыми дорогами и сложными покрытиями. Вторая же - "яркая": с лесной зоной, обширными зелёными пастбищами, грунтовыми дорогами всех цветов. Препятствие в велосипедном формате очень интересно - проходится практически полностью в седле, а в его границах можно увидеть самые разнообразные пейзажи. Препятствие автономно на всём своём протяжении, посёлков нет. Автотрафик практически отсутствует, несмотря на наличие дорог практически на всём протяжении ПП. Источники воды - реки и ручьи. Препятствие находится в малоблагоприятной, неблагоприятной (от 3000 м) и крайне неблагоприятной (от 3700 м) климатических зонах (географический показатель Г = (27.34*1.1+24.62*1.2+4.42*1.3)/56.38 = 1.16)


[+]

Карта препятствия





[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.
2.Брод притока реки Учемчек
3.
4.
5.
6.
7.
8.Перевал Тоссор
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.Поворот на перевал Тамга-Бель
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.Ручей Сарытор
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.Перевал Тамга-Бель
34.
35.
36.
37.
38.
39.Брод реки Тамга
40.Брод реки Тамга
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.Тамга-Таш
50.


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 56.38 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.56


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 56380 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
16300Грунт, дорога разбитая, мокрая2.40Фото 1,3
216100Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая1.90Фото 4,5,6
34000Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 10,11,12
412500Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 42,43,44
515400Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 19,20,21,24,25,29,30,34,37
62080Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая1.40Фото 50


Кпк = 2.14


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1313 м

Кнв = 1.66


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 8.68%

Средний уклон спусков: 8.85%

Ккр = 1.63


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Тянь-Шань

Средневзвешенная высота: 2958.50 м

Кв = 1.37


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.16


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.56 * 2.14 * 1.66 * 1.63 * 1.37 * 1.00 * 1.16 = 14.36

Препятствие соответствует V категории трудности