Паспорт протяжённого препятствия
Общие сведения
Наименование: | перевал Маски (через пер. Ворон) |
Страна: | Россия |
Район: | Крым |
Границы: | с. Земляничное – выезд на а/д 35К-005 |
Признак прохождения: | фактический |
Характер дороги: | Дороги высокого, хорошего, среднего качества |
Характер покрытия: | Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунт |
Дата прохождения: | 08-09.05.2022 |
Маршрут: | 2 к.с., Краснодарский край, Крым, руководитель: Самойлов Ю. Л., м/к: 1/5-206 |
Номер маршрута: | 265 |
Автор паспорта: | Самойлов Ю. Л. |
Ссылка на видео: | |
Категория трудности: | 2 |
Статус паспорта: |
согласован для отчёта 05.02.2023 |
Сведения о предыдущих прохождениях
В данном направлении: | нет сведений в базе velotrex |
Ссылка на номер паспорта: | |
В обратном направлении: | нет сведений в базе velotrex |
Ссылка на номер паспорта: | |
Параметры учётной записи
Номер паспорта: | 5426 |
Загрузил: | yelisey |
Дата загрузки: | 04.02.2023 |
URL: | http://velotrex.ru/files/1675458171_63dd767bb29ac.xml |
Параметры трека
Состояние: | очищен |
Количество точек: | ... |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
[+]
Описание препятствия
Препятствие представляет собой преодоление главного хребта Крымских гор через перевал Маски (зафиксировали 616 м н. у. м.), соединяющий долины р. Индол и её притока Чамар (стекающих на север к заливу Сиваш) и долины притоков р. Ворон и её притока Ай-Серез (текущих на юг к Чёрному морю). В нашем варианте прохождения вначале достигался перевал Ворон (572 м н. у. м.), а с него вдоль хребта осуществлялся подъём к перевалу Маски. Судя по картам, возможен выход напрямую на пер. Маски с более ранней точки подъёма с севера, но средняя крутизна должна выйти ощутимо больше.
ПП начинается в селе Земляничное от моста через Чамар. Первые 350 м — асфальтовая дорога (фото 1), следующие 350 м — мелкокаменистый грейдер (фото 2). Затем дорога входит в лес, и начинается грунтовка, почти везде разбитая, с колеями и эпизодическими лужами в них (фото 3, 5, 6, 8). В отдельных местах уклон достаточно крутой, заехать в который из-за неровностей проблематично. С 2,1 по 2,6 км группа ушла на тропу, которая обходит одно такое крутое место по более длинной траектории, но при этом ровная и простая для езды (фото 7). Почти сразу после Земляничного сбоку от дороги находится некаптированный родник Салхын-Чокрак с неплохим дебетом (фото 4). На протяжении подъёма через дорогу стекает несколько ручьёв, которые также могут послужить хорошим источником воды (фото 10), но ровных площадок для размещения большой группы мы ни у одного из них не нашли.
Примерно с 3,4 км дорога становится более хорошего качества (фото 9, 11, 15); по всей видимости, разбивающие её джипы сюда уже не доезжают после какого-то из ручьёв. Напротив 5,7 км расположены остатки т. н. "Царского моста", из-за разрушения которого дорога непопулярна и остаётся в хорошем состоянии. Обход производится, начиная со съезда на 5,5 км на "полочку", где расположено костровище и самодельные лавки (фото 12), — идеальное место для ночёвки! По "полочке" спускается тропа (фото 13) к месту слияния ручьёв, на одном из которых небольшой водопадик (удобно набирать воду и мыться). Оттуда тропа круто поднимается к продолжению дороги; на первом этапе уклон такой, что велосипеды заталкивали по двое (фото 14).
С 6,1 км отходит короткая дорога на перевал Маски, но её состояние нами не проверялось.
На 6,6 км дорога выходит на перевал Ворон, откуда на ЮВ уходит её одна грунтовка, перерытая в начале (фото 16). Почти везде она разбита, достаточно много луж (фото 17,18). На 7,8 км дорога достигает перевала Маски (фото 19), около которого есть костровище, а чуть ниже на север расположен родник.
Спуск с перевала серпантинный, грунтовый в тех местах, где дорога проходит под деревьями, и каменистый на открытых участках. Грунтовые участки чаще разбитые, с промоинами (фото 25, 27), но на пологих промежутках в хорошем состоянии (фото 22). Каменистые участки примерно поровну с ровной поверхностью (фото 21) и с выходами породы (фото 20, 23, 24), но при этом значительных "ступенек" не встречается, и применения каких-либо специальных техник управления велосипедом не требуется. На 8,2 км хорошая видовая точка, а у 8,8 км расположена седловина хребта, разделяющего долины р. Ай-Серез и р. Ворон, откуда можно подняться на г. Халасыс-Оба за прекрасным видом.
Примерно с 11,7 км дорога идёт по долине р. Ай-Серез, а на 13,1 км первый раз пересекает её, с глубиной брода не более 10 см (фото 26). На 13,9 км ручей разливается на дорогу на протяжении примерно 200 м (фото 28), после чего уходит вбок, а дорога проходит через теснину и выходит на пологую долину. Здесь на 14,2 км располагается обустроенный родник, называемый на крымско-татарском Darlık Keşmesi (Дарлык Кешмеси), а ныне освещённый как "Фонтан Преподобного Сергия Радонежского" (фото 29, изначальный вывод воды в правом верхнем углу). Место популярное, при нас около него на пикнике располагалось большое семейство, в "ванночках" родника плескались дети.
Далее дорога почти везде каменистая в хорошем состоянии (фото 32). На 14,7 опять пересекает ручей (фото 30). Вскоре после начала села Междуречье отрезок дороги примерно в 500 м проложен по руслу реки, местами есть дублирующая дорога сбоку и выше (фото 31). После ещё двух пересечений ручья Ай-Серез, в которых количество воды, текущей над камнями, уже значительно меньше (фото 32, 33), с 16,1 км на дороге появляется асфальт, почти везде хороший, кроме пары коротких участков (фото 34). Спуск по долине продолжается более плавно, но перед самым выходом на трассу а/д 35К-005 происходит небольшой подъём.
Подъём на перевал Ворон производился многократно и описан в ПП: http://velotrex.ru/trackview.php?file=4236 . Подъём/спуск с перевала Маски отсутствует в утверждённых ПП, но кратко описан в отчётах Поляковой И. В. ( http://www.kramar.ru/otchets/Krym2012.pdf ) и Романова Д. А. ( http://tlib.ru/doc.aspx?id=35772&page=36 ).
[+]
Карта препятствия
ГШ 500 м
График крутизны
[+]
Высотный профиль
[+]
Фотографии
1.0,1 км Асфальт хор.
|
2.0,4 м Гравий хор.
|
3.0,8 км Грунт разб.
|
4.0,9 км Родник Салхын-Чокрак
|
5.1,1 км Грунт разб.
|
6.1,7 км Грунт разб.
|
7.2,4 км Тропа грунт.
|
8.3,1 км Грунт разб.
|
9.3,6 км Грунт хор.
|
10.4,2 км Ручей
|
11.5,3 км Грунт хор.
|
12.5,5 км Стоянка
|
13.5,5 км Тропа грунт.
|
14.5,7 км Тропа на обходе "Царского моста"
|
15.6,0 км Грунт хор.
|
16.6,6 км Канава у пер. Ворон
|
17.7,1 км Грунт разб.
|
18.7,3 км Грунт разб.
|
19.7,8 км Перевал Маски
|
20.8,2 км Камень разб.
|
21.8.8 км Камень хор.
|
22.9,0 км Грунт хор.
|
23.9,3 км Камень разб.
|
24.9,8 км Камень разб.
|
25.11,3 км Грунт разб.
|
26.13,1 км 1-й брод р. Ай-Серез
|
27.13,7 км Грунт скорее разб.
|
28.14,1 км Затопленная каменистая дорога
|
29.14,2 км Родник Дарлык Кешмеси (Сергия Радонежског
|
30.14,7 км 2-й брод р. Ай-Серез
|
31.15,2 км Затопленная каменистая дорога
|
32.15,6 км 3-й брод р. Ай-Серез
|
33.15,9 км 4-й брод р. Ай-Серез
|
34.21,1 км Асфальт пости везде хор.
|
[+]
Расчёт категории трудности протяжённого препятствия
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 21.89 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.22
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 21890 м
Характеристика покрытия
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 6150 | Асфальт/бетон, дорога в хорошем состоянии, сухая | 0.80 | фото 1, 34 |
2 | 350 | Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.20 | фото 2 |
3 | 6480 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 3,5,6,8,17,18,25,27 |
4 | 700 | Грунт, тропа хорошего качества, сухая | 1.90 | фото 7,13,14 |
5 | 2970 | Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.40 | фото 9,11,15,22 |
6 | 1600 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | фото 20,23,24 |
7 | 3140 | Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.30 | фото 21,32 |
8 | 500 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая | 3.30 | фото 28,31 |
Кпк = 1.46
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 376 м
Кнв = 1.19
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 6.47%
Средний уклон спусков: 4.84%
Ккр = 1.26
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Крым
Средневзвешенная высота: 341.33 м
Кв = 1.00
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор: Благоприятные районы
Г = 1.00
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.22 * 1.46 * 1.19 * 1.26 * 1.00 * 1.00 * 1.00 = 2.67
Препятствие соответствует II категории трудности