Паспорт протяжённого препятствия
Общие сведения
Наименование: | перевал Кубюргенты |
Страна: | Киргизия |
Район: | Тянь-Шань |
Границы: | перекресток дорог на р.Кынды - р.Джигалмай |
Признак прохождения: | фактический |
Характер дороги: | Дороги среднего, низкого, сверхнизкого качества |
Характер покрытия: | Камень |
Дата прохождения: | 26-28.07.2022 |
Маршрут: | 6 к.с., Киргизия, руководитель: Комаров Н.А., м/к: Р22-05-01 |
Номер маршрута: | 282 |
Автор паспорта: | Комаров Н.А. |
Ссылка на видео: | |
Категория трудности: | 5 |
Статус паспорта: |
согласован для отчёта 20.09.2022 |
Сведения о предыдущих прохождениях
В данном направлении: | нет сведений |
Ссылка на номер паспорта: | |
В обратном направлении: | Андрушевич, 2009 год |
Ссылка на номер паспорта: | |
Параметры учётной записи
Номер паспорта: | 5731 |
Загрузил: | komarov |
Дата загрузки: | 13.09.2022 |
URL: | http://velotrex.ru/files/1663099788_6320e38cba9a2.xml |
Параметры трека
Состояние: | очищен |
Количество точек: | ... |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
[+]
Описание препятствия
Перевал Кубюргенты - один из немногих путей для попадания из Аксайского плато в район поселка Карасай и далее на Иссык-куль и в другие восточные районы Киргизии.
Путь к перевалу проходит по дороге ведущей вдоль границы с Китаем. И в том числе ввиду этого местность довольно безлюдная, а после заставы на р.Орто-Кашкасу даже коши почти не встречаются. Начинается ПП от поворота с дороги из Нарына через перевал Кында в Аксайскую степь и на озеро Кель-Суу (фото 1). Сама дорога используется пограничниками для доброски до отдаленных районов реки Узен-Гуш и также охотниками у которых в том районе есть несколько коммерческих баз и куда периодически возят гостей для охоты на горных козлов. В целом дорога неплохо накатана, хотя мосты или насыпи через десятки бродов отсутствуют или разрушены, а дорога на большой части подходит только для хорошо подготовленного транспорта. По настоящему серьезных бродов на этой дороге нету, а максимальная глубина будет примерно в 3/4 колена. Подъем на верхнюю часть плато крайне неравномерный и дорога то поднимается на склон, обходя прижимы, то спускается к главной реке в месте впадения значительных притоков (фото 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16)
Поворот непосредственно на перевал находится около большого камня 8-10 метров высотой. И ни этот поворот, ни сама точка перевала (фото 19) не совпадает с указанной на генштабе (ориентируйтесь на наш трек). Старая дорога через перевал и далее по реке Каракол - это старый, еще советский проект по освоению данной территории. На данный момент дорога может использоваться только спец транспортом и только в верхней части спуска, но даже там она довольно разбитая и сильно заросшая (фото 17,18,20,21,22,24,25,26,27,28). Посередине расположена полузаброшенная охотничья база. Изредка перевал используется для проведения длительных конных туров. Ближе к броду Джигалмая полочка дороги совсем разрушена, а немного ранее остатки полки завалили небольшие обвалы грунта с прилегающего склона (фото 29, 30). В этой части имеется один довольно серьезный брод реки Караджилга глубиной вплоть до колена, шириной 10-12 м и имеющий приличное течение (фото 23).
Оканчивается ПП очень большим бродом через реку Джигалмай (фото 31). Общая ширина 300м, 3 основных русла и с десяток более мелких. Ширина каждого основного русла 20-40м и глубина в стремнинах до середины бедра, но сами стремнины шириной 2-3м, а остальная часть значительно более мелкая. Для прохождения ПП для некоторых участников требуется коллективная страховка всей группы. Вероятно год от года брод может меняться.
Также хочется отметить что имеется 2 варианта окончания данного препятствия. Первый, как в нашем случае, с уходом после брода Джигалмая через перевал Чакыркорум и второй - далее вниз по реке Каракол. Второй вариант ставит перед группой необходимость преодоления очень сложной переправы через основное русло реки Каракол (туда и потом обратно). Без наведения полноценной переправы прохождения данных бродов крайне проблематично. Также как и при наличии в группе людей которые в таких бродах чувствуют себя не слишком уверенно. Глубина разведанной части брода - по пояс (рост проверяющего 186). Ширина - 20м, течение сильное (фото 32). Нашей группой в итоге было принято решение брод не преодолевать. Возможно стоит бродить Каракол выше по течению до слияния с Джигалмаем. Прижимов на той стороне не наблюдалось, а сложность брода вероятно будет меньше.
Препятствие полностью находится в зоне выше 3 тысяч метров (87,5 км - от уровня леса до снеговой линии; 23,5 км - выше начала уровня снега (Г=(87,5х1,2 +23,5х1,3)/11=1,22)) и полностью автономно. Судя по отчету Андрушевича 2009 года даже в августе есть шансы выпадения значительного количества снега. Необходимо это учитывать при подготовке. Для прохождения препятствия требуется пропуски в пограничную зону Кыргызстана.
[+]
Карта препятствия
Карта ПП
[+]
Высотный профиль
[+]
Фотографии
1.
|
2.
|
3.
|
4.ТП, сухие и мокрые каменистые русла ручьев
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
11.
|
12.
|
13.
|
14.
|
15.
|
16.
|
17.
|
18.
|
19.
|
20.
|
21.
|
22.
|
23.
|
24.
|
25.
|
26.
|
27.
|
28.
|
29.
|
30.
|
31.
|
32.
|
[+]
Расчёт категории трудности протяжённого препятствия
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 106.728 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.80
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 106728 м
Характеристика покрытия
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 21564 | Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая | 1.30 | Фото 1, 3, 5, 8, 10 |
2 | 45342 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 7, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 21 |
3 | 39822 | Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 2, 4, 6, 15, 18, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
Кпк = 2.00
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 1522 м
Кнв = 1.76
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 4.75%
Средний уклон спусков: 5.50%
Ккр = 1.18
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Тянь-Шань
Средневзвешенная высота: 3477.15 м
Кв = 1.55
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор: Неблагоприятные районы
Г = 1.22
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.80 * 2.00 * 1.76 * 1.18 * 1.55 * 1.00 * 1.22 = 14.14
Препятствие соответствует V категории трудности