Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Кубюргенты
Страна: Киргизия
Район: Тянь-Шань
Границы: перекресток дорог на р.Кынды - р.Джигалмай
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги среднего, низкого, сверхнизкого качества
Характер покрытия: Камень
Дата прохождения: 26-28.07.2022
Маршрут: 6 к.с., Киргизия, руководитель: Комаров Н.А., м/к: Р22-05-01
Номер маршрута:282
Автор паспорта: Комаров Н.А.
Ссылка на видео:
Категория трудности:5
Статус паспорта: согласован для отчёта 20.09.2022


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: Андрушевич, 2009 год
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 5731
Загрузил: komarov
Дата загрузки: 13.09.2022
URL: http://velotrex.ru/files/1663099788_6320e38cba9a2.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Перевал Кубюргенты - один из немногих путей для попадания из Аксайского плато в район поселка Карасай и далее на Иссык-куль и в другие восточные районы Киргизии. Путь к перевалу проходит по дороге ведущей вдоль границы с Китаем. И в том числе ввиду этого местность довольно безлюдная, а после заставы на р.Орто-Кашкасу даже коши почти не встречаются. Начинается ПП от поворота с дороги из Нарына через перевал Кында в Аксайскую степь и на озеро Кель-Суу (фото 1). Сама дорога используется пограничниками для доброски до отдаленных районов реки Узен-Гуш и также охотниками у которых в том районе есть несколько коммерческих баз и куда периодически возят гостей для охоты на горных козлов. В целом дорога неплохо накатана, хотя мосты или насыпи через десятки бродов отсутствуют или разрушены, а дорога на большой части подходит только для хорошо подготовленного транспорта. По настоящему серьезных бродов на этой дороге нету, а максимальная глубина будет примерно в 3/4 колена. Подъем на верхнюю часть плато крайне неравномерный и дорога то поднимается на склон, обходя прижимы, то спускается к главной реке в месте впадения значительных притоков (фото 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16) Поворот непосредственно на перевал находится около большого камня 8-10 метров высотой. И ни этот поворот, ни сама точка перевала (фото 19) не совпадает с указанной на генштабе (ориентируйтесь на наш трек). Старая дорога через перевал и далее по реке Каракол - это старый, еще советский проект по освоению данной территории. На данный момент дорога может использоваться только спец транспортом и только в верхней части спуска, но даже там она довольно разбитая и сильно заросшая (фото 17,18,20,21,22,24,25,26,27,28). Посередине расположена полузаброшенная охотничья база. Изредка перевал используется для проведения длительных конных туров. Ближе к броду Джигалмая полочка дороги совсем разрушена, а немного ранее остатки полки завалили небольшие обвалы грунта с прилегающего склона (фото 29, 30). В этой части имеется один довольно серьезный брод реки Караджилга глубиной вплоть до колена, шириной 10-12 м и имеющий приличное течение (фото 23). Оканчивается ПП очень большим бродом через реку Джигалмай (фото 31). Общая ширина 300м, 3 основных русла и с десяток более мелких. Ширина каждого основного русла 20-40м и глубина в стремнинах до середины бедра, но сами стремнины шириной 2-3м, а остальная часть значительно более мелкая. Для прохождения ПП для некоторых участников требуется коллективная страховка всей группы. Вероятно год от года брод может меняться. Также хочется отметить что имеется 2 варианта окончания данного препятствия. Первый, как в нашем случае, с уходом после брода Джигалмая через перевал Чакыркорум и второй - далее вниз по реке Каракол. Второй вариант ставит перед группой необходимость преодоления очень сложной переправы через основное русло реки Каракол (туда и потом обратно). Без наведения полноценной переправы прохождения данных бродов крайне проблематично. Также как и при наличии в группе людей которые в таких бродах чувствуют себя не слишком уверенно. Глубина разведанной части брода - по пояс (рост проверяющего 186). Ширина - 20м, течение сильное (фото 32). Нашей группой в итоге было принято решение брод не преодолевать. Возможно стоит бродить Каракол выше по течению до слияния с Джигалмаем. Прижимов на той стороне не наблюдалось, а сложность брода вероятно будет меньше. Препятствие полностью находится в зоне выше 3 тысяч метров (87,5 км - от уровня леса до снеговой линии; 23,5 км - выше начала уровня снега (Г=(87,5х1,2 +23,5х1,3)/11=1,22)) и полностью автономно. Судя по отчету Андрушевича 2009 года даже в августе есть шансы выпадения значительного количества снега. Необходимо это учитывать при подготовке. Для прохождения препятствия требуется пропуски в пограничную зону Кыргызстана.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.
2.
3.
4.ТП, сухие и мокрые каменистые русла ручьев
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 106.728 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.80


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 106728 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
121564Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая1.30Фото 1, 3, 5, 8, 10
245342Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая1.90Фото 7, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 21
339822Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 2, 4, 6, 15, 18, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Кпк = 2.00


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1522 м

Кнв = 1.76


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 4.75%

Средний уклон спусков: 5.50%

Ккр = 1.18


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Тянь-Шань

Средневзвешенная высота: 3477.15 м

Кв = 1.55


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.22


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.80 * 2.00 * 1.76 * 1.18 * 1.55 * 1.00 * 1.22 = 14.14

Препятствие соответствует V категории трудности