Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Чаар-Таш
Страна: Киргизия
Район: Тянь-Шань
Границы: н.п. Аракол - р.Пычан
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги среднего, низкого, сверхнизкого качества, ЛП
Характер покрытия: Камень
Дата прохождения: 18.07.2022
Маршрут: 6 к.с., Киргизия, руководитель: Комаров Н.А., м/к: Р22-05-01
Номер маршрута:282
Автор паспорта: Комаров Н.А.
Ссылка на видео:
Категория трудности:6
Статус паспорта: утверждён 21.10.2022


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: нет сведений
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 5733
Загрузил: komarov
Дата загрузки: 23.08.2022
URL: http://velotrex.ru/files/1661205906_6303fd92d920e.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Перевал Чаар-Таш является практически единственным более или менее проходимым перевалом через Ферганский хребет, если не считать трассы. Василий Буз в 2018 году пересек хребет через перевал Читты и мы тоже рассматривали такой вариант, но почитав его отчет однозначно склонились к Чаар-Ташу. Перевал состоит из 2-х старых геологоразведывательных дорог. Причем судя по спутникам часть из них сделали относительно недавно (что не сильно сказалось на их качестве). Между дорогами и по ним проходят скотогонные тропы. 0,0 км поселок Аракол. Развилка с дороги по основному ущелью. Дорога после поселка обходит небольшой каньон реки, но вскоре к ней спускается. Есть места для стоянок. Покрытие местами разбитое, каменистое. Есть несколько небольших бродов. Кпк 1,3-1,9 (фото 1,2) 7,5 км Кишак Таш-кепе. Развилка дорог. Наша уходит в левое ущелье. Далее увеличивается уклон и ухудшается покрытие. По краям встречаются отдельные дома. 10,8 км Конец дороги. Развилка троп (фото 3). Одна забирается на склон обходя прижим реки который разрушил полочку дороги. Вторая через брод уходит на другой берек. Выбираем брод (фото 4). Глубина по колено, общая ширина 6м. Для некоторых участников может понадобится групповая страховка. Через 300м второй брод возвращающий на левый берег, сложность аналогичная. После второго брода (фото 5) просматривается заросшая полочка дороги по которой идет тропа. Кпк далее 2,5 (фото 6) 12,6 км Начало подъема на большой старый каменный завал перегородивший основное ущелье. Полочка дороги проложена прямо по нему, но сильно заросла, т.к. пастухи часто срезают ветки серпантина. Мы также часто предпочитали нахоженные тропы заросшей полочке дороги. На подъеме есть несколько домов около которых можно набрать воды, но она не очень чистая. Вплоть до следующей отсечки дорога частично имеет значительный уклон на грани проезжаемости (20-30%, участок на 50% протяженности помечен как ЛП (фото 54)) 14,6 км Конец подъема на каменный завал. Полочка дороги с тропой траверсит склон и вновь выходит к реке. Кпк 2,5 (фото 7, 8) 15,7 км Развилка. Налево одна ветка старой дороги серпантином уходит на склон. По ней можно как через верх потом спуститься на наш перевал, так и попасть в соседнее ущелье. На развилке стоит кош. Есть место для стоянки. Ручьи грязные от скота, река мутноватая, но готовить можно. Далее продолжаем движение по старой дороге вдоль реки. Кпк 2,5 17,2 км Брод притока. Сложность небольшая (фото 9) 17,6 км Брод основного русла. Дорога обходит прижим реки. Глубина чуть ниже колена, общая ширина 8м. Для некоторых участников может понадобится групповая страховка. 18,7 км Обратный брод. (Возможно выгоднее перейти обратно на 18,3 км) 19,0 км Ветка дороги опять уходит через брод и заканчивается. Наша же полочка оказывается выше по склону. Выходим на нее по тропе. (фото 10) 20,0 км Брод притока реки. Воды по середну колена. Но главная проблема что полочку дорогу в этом месте очень сильно промыло и навалило больших камней. Для преодоления некоторых локальных участков некоторым участникам может понадобится помощь (фото 11). Далее движение по полочке дороги. Кпк 2,5 (фото 13, 14) 21,7 км Брод притока. Воды не много, можно перейти по камням. После брода неплохое место для стоянки. Есть нарзанный источник из трубы. Очень вкусный. (фото 15) 23,0 км Стыковка с дорогой которая приходит с левого отрога хребта. Дорога судя по спутникам довольно свежая, но при этом очень сильно разбитая. Кпк 2,5 (фото 16, 17, 18, 19, 20, 21) 26,6 км выход на хребет. С той стороны на склона много снега. Развилка дорог. Вправо траверсируя склон уходит ветка дороги в тупик. Мы едем влево по хребту. (фото 22) 27,3 км Перевальная точка в месте где дорога выше всего забирается на хребет. Дорога хорошо просматривается, но сильно разбита. Стоит тур, записок нет. Начало спуска. Кпк 2,5 (фото 23) 30,0 км Локальный подъем после спуска. Дорога сильно разбита. Ехать на спуске нужно очень осторожно. Кпк 2,5 30,7 км Развилка дорог. Влево в тупик уходит одна из веток дороги. Мы едем вправо вниз. (фото 24, 25) 32,7 км Брод через реку. В нашем случае это был снежник из под которого ниже вытекает основное русло. Переходим по снежному мосту. (фото 26) 35,0 км Брод притока реки. Сложность не большая (фото 27) 36,1 км Конец дороги. Брод реки. Глубина в 3/4 колена. Ширина 6м. Далее спускаемся по скотогонной тропе к основному руслу реки. (фото 28, 29, 30, 31) 37,3 км Брод притока реки. Сложность не большая (фото 32). Далее по тропе вдоль берега реки. Кпк 2,5 (фото 33) 38,0 км Брод реки. Глубина в половину колена. Ширина 8м. 39,5 км Тропа упирается в прижим реки. Брод основного русла (фото 34). На той стороне хорошая тропа (фото 35). Глубина в половину колена. Ширина 15м. 41,4 км Обратный брод (фото 36). Глубина по колено. Ширина 10м. Далее тропа траверсом поднимается на склон и идет на соединение со старой дорогой приходящей снизу долины реки. Кпк 2,5 (фото 37, 38) 43,6 км Брод притока реки. Глубина в половину колена, ширина 5м. (фото 39) 44,3 км Выход на старую дорогу (фото 40). Полочка осталась, но сильно заросла. Дорога траверсит склон спускаясь в ущелья притоков основной реки и потом поднимаясь из них. Кпк 2,5 45,9 км Брод притока реки. Сложность не большая 47,6 км Брод притока реки. Сложность не большая 48,7км Развилка. Влево можно сразу спуститься к основному руслу и далее по береговой тропе доехать до моста. Правый путь ведет к кошам на склонах. После кошей тропа по которой спускаемся прямо к мосту. (фото 41) 50,8 км Мост через основное русло реки. После моста дорога приходящая с поселков через перевал Чигынды. Кпк 1,3-1,9 (фото 42) 53,6 км Конец дороги. Новый мост на правый берег реки (фото 43). Переходить не рекомендуется т.к. по правой стороне далее прижимы. Мы не зная этого переходим. Далее еще 1 мост через приток. После моста тропа Кпк 1,9-2,5 54,6 км Тропа упирается в прижим (фото 44). Можно либо по тропе лезть на склон, либо бродить обратно. Бродим (фото 45). Глубина местами чуть выше колена. Ширина 20м. Течение умеренное. Для некоторых участников может понадобится групповая страховка. Есть много мест для стоянок. Основное русло и притоки чистые. 55,4 км Брод на правый берег реки где начинается еще одна старая дорога (фото 46). Сложность аналогичная предыдущему. Далее Полочка старой заросшей дороги забирается на склон и траверсит его то спускаясь в ущелья притоков, то поднимаясь оттуда. 55,8 км бетонный мостик через приток реки. (фото 47) 56,5 км Брод притока реки (фото 49). Глубина по колено, ширина 15м. Течение слабое из за каменной заводи. Можно попробовать перейти по камням. Кпк далее 1,9-2,5 с уклоном к более сложному (фото 48, 50, 51) 68,0 км Дорога в конце траверса спускается к основному руслу для брода большого притока основной реки. конец ПП (фото 52, 53) После окончания ПП и подъема от брода до дороги пересекающей реку имеется как минимум 3 варианта продолжения движения: 1) Повернуть по дороге в долину левого притока (р.Читты) чтобы в последующем уйти на перевал Джилангач (входит в состав ПП "Траверс Ферганского хребта"). Так поступила наша группа 2) Повернуть по дороге налево, пересечь реку и далее через перевал Шордебель уйти в долины с круглогодичными поселениями кыргызов. 3) Пересечь дорогу и по тропам продолжить движение вдоль реки высоко обходя прижимы и в дальнейшем на плавсредствах пересечь большую реку Арпа в которую впадает Пычан несколькими десятками километров ниже и через которую нет мостов.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.Участок ЛП


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 68.124 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 1 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.67


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 68124 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
138862Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 7,10,12,13,14,16,17,18,19,20,21,24,25,27,28,30,31,33,37,40,41,47,48,50,51
225124Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая1.90фото 2, 3, 6, 8, 35, 38, 42
33138Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая1.30фото 1
41000ЛП-Фото 54


Кпк = 2.22


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 2639 м

Кнв = 2.32


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 9.16%

Средний уклон спусков: 8.20%

Ккр = 1.74


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Тянь-Шань

Средневзвешенная высота: 2478.16 м

Кв = 1.22


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.15


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.67 * 2.22 * 2.32 * 1.74 * 1.22 * 1.00 * 1.15 = 21.00

Препятствие соответствует VI категории трудности