Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Ажу
Страна: Россия
Район: Алтай
Границы: р. Чуя - р. Джазатор
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги высокого, хорошего, низкого, сверхнизкого качества, ЛП
Характер покрытия: Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, грунт
Дата прохождения: 16.07.2022 - 19.07.2022
Маршрут: 5 к.с., Алтай, руководитель: Ванягин А.А., м/к: Р22/5-501 (ЦМКК)
Номер маршрута:244
Автор паспорта: Ванягин А.А.
Ссылка на видео: https://youtu.be/mnbCiJ_sTeM
Категория трудности:5
Статус паспорта: утверждён 21.10.2022


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: Нет сведений в базе velotrex
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: перевал Ажу, 4 к.т., 31.07-02.08.2017 (10ч57мин в движении), автор паспорта: Рождественская Мария
Ссылка на номер паспорта:649


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 5961
Загрузил: Shakesbeer
Дата загрузки: 31.08.2022
URL: http://velotrex.ru/files/1661974638_630fb86e13997.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Ранее данное препятствие неоднократно проходилось в обратном направлении в велосипедных маршрутах. Препятствие начинается на выезде и н.п. Ортолык от моста через р. Чуя. Сначала дорога имеет асфальтовое покрытие(фото 1,3), с каменистым объездным участком (фото 2), которое достаточно быстро сменяет грейдер (фото 4). Примерно с этой точки трека существует множество вариантов подъема на перевал, чему способствует наличие нескольких дорог по степи помимо продолжения участка грейдера, идущего на н.п. Бельтир. Все варианты движения сходятся на 31-м км трека. В связи с поздним прибытием на старт маршрута, после ночевки на р. Елангаш, мы продолжили движение по правому берегу реки. После ухода с грейдера пошла грунтово-каменистая дорога разного качества (фото 5-10). С 28-го км она заметно ухудшилась (фото 11) и перед спуском к реке (фото 12) превратилась в бездорожье. Первая и последняя протоки реки пересекается без сложностей (фото 13,16). Основное же русло реки имеет сильное течение и дно с очень крупными и подвижными камнями. Разведка показала, что даже с веревкой переходить вброд с грузом будет не очень комфортно. Немного выше по течению основное русло разделяется на три рукава (фото 14,15) и пересечение их вброд заметно легче, но в любом случае челноком и с тщательным выбором места опоры на дне между крупными камнями. На выходе на дорогу, сразу после подъема от реки (фото 17) устроен бетонный арык (фото 18), судя по всему питающий поселок, достаточно глубокий с сильным течением. Для переправы снаряжения необходима работа группы. Следующие 16 км, дорога каменистая, разной степени разбитости, с появляющимися ТП и ЛП (фото 19-25). Со входом в ущелье, в районе 40-го км, дорога резко ухудшается (фото 91,92), но встречаются и более проезжие каменистые участки (фото 26-28). По сути она петляет то по руслу реки, то по травянистому берегу, пересекая множество ручьев, впадающих в р. Елангаш (фото 29-46). На 53 км дорога уходит на перевал, поднимаясь на плато с озерами (фото 47-48). Подъем местами довольно крутой и достигает уклона в 25-30%. Велосипеды толкаем (фото 49). Дорога на плато то теряется, то находится среди травы, зачастую с подтопленными участками (фото 50-52). Перед перевальным взлетом встречаются небольшие каменные завалы на берегу озера и брод (фото 53,54). Сам перевальный взлет имеет протяженность около 800 м. Непригоден для передвижения в седле (по крайней мере с этой стороны перевала) и представляет собой теряющуюся тропу среди россыпи крупных камней на склоне (фото 55,56). Спуск с перевала начинается по участку бездорожья с небольшим уклоном(фото 57-59). Почва местами подтоплена и очень камениста. Встречаются небольшие каменные завалы. Посте брода через р. Тара (фото 60) движение по бездорожью продолжается еще около пяти километров. Пересекаем множество ТП и ЛП в виде рек и ручьев (фото 61-69). Местами появляются тропы, которые выходят к небольшому пастушьему домику, который, судя по обстановке внутри (нары, печь, стол) и запасам провизии периодически посещаем. После домика у дороги периодически появляется колейность (фото 70). Дорога сильно заросшая и встречает на своем пути десятки технических препятствий в виде бродов, луж, ручьев, сухих русел, канав, оврагов, стланика и т.п. (фото 71-86). Характер дороги заметно улучшается только после пересечения излучины р. Тара в километре южнее р. Ярлыозек, где она превращается в разбитую грунтовку (фото 87,88). Последние 3 км препятствия проходят по каменистой дороге (фото 89,90) ведущей в н.п. Беляши (Джазатор) до точки впадения р. Тара (на указателе - р. Дара) в р. Джазатор. Препятствие полностью автономно. Трафик на всем протяжении препятствия отсутствует, за исключением первых и последних трех километров. Источниками питьевой воды служат реки, озера и ручьи, которые встречаются в изобилии. Место для постановки лагеря для ночевки не представляет труда найти на всем протяжении препятствия, за исключением локальных подтопленных или очень каменистых участков. Препятствие находится в зоне горных тундр и степей. Местность по берегам рек и озер бывает заболочена. Климат района резко-континентальный (приравнен к районам крайнего севера), характеризуется резкими суточными амплитудами температуры, высокой инсоляцией, очень слабой увлажненностью, крайне суровой зимой и коротким теплым периодом. Наиболее оптимальным временем для организации велосипедных маршрутов является конец июля – начало августа, когда средняя дневная температура составляет 10-15°С, а ночная не падает ниже нескольких градусов ниже нуля. Поскольку ПП пролегает в двух высотных зонах (вторая и третья) Коэффициент высоты (Кв) принимаем равным 1,39 = (58*1,28+26,2*1,63)/84,2 пропорционально соответствующим долям от общей протяженности. Препятствие включает в себя несколько локальных препятствий, что требует владения навыками передвижения в пешем режиме, а так же пересечения водных преград разной категории трудности. В остальном препятствие преодолевается в седле, но имеет многочисленное технические препятствия, и требует наличия высокой техники движения по сложным типам покрытия, отличной физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего специального снаряжения.


[+]

Карта препятствия


Карта


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.Асфальт
2.Гравий/щебень, дорога разбитая, сухая
3.Асфальт
4.Гравий/щебень, дорога разбитая, сухая
5.Грунт разбитый
6.ЛП брод р. Елангаш
7.Грунт разбитый
8.Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая
9.Грунт, дорога разбитая, сухая
10.Грунт каменистый разбитый
11.Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая
12.Камень, Дорога с ТП
13.ЛП Брод р. Елангаш
14.ЛП Брод р. Елангаш
15.ЛП Брод р. Елангаш
16.ЛП Брод р. Елангаш
17.ЛП Подъем
18.ЛП Брод через арык
19.Камень, Дорога с ТП. Локальный подъем
20.Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, суха
21.Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, суха
22.Камень крупный разбитый
23.ЛП Брод р. Елангаш
24.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
25.ЛП Брод р. Елангаш
26.Камень/булыжник, дорога разбитая
27.ЛП Брод р. Турой
28.Камень/булыжник, дорога разбитая, мокрая
29.Грунт разбитый мокрый
30.Брод р. Елангаш (1б)
31.ЛП Брод р. Елангаш
32.Грунт, дорога с ТП, мокрая по руслу р. Елангаш
33.Грунт, дорога с ТП, мокрая по руслу р. Елангаш
34.Грунт, дорога с ТП, мокрая по руслу р. Елангаш
35.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
36.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
37.Грунт, дорога с ТП. Движение по руслу р. Елангаш
38.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
39.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
40.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
41.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
42.Грунт, дорога с ТП, движение по руслу р. Елангаш
43.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
44.ЛП Брод р. Елангаш
45.ЛП Брод ручья
46.ЛП Брод притока р. Елангаш
47.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
48.Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая
49.ЛП Подъем. Дорога с ТП мокрая
50.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье
51.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье
52.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье
53.ЛП Локальный завал
54.ЛП Брод ручья
55.ЛП Подъем. Перевальный взлет
56.ЛП Подъем. Перевальный взлет
57.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье.
58.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье
59.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье
60.ЛП Брод р. Тара
61.Грунт, дорога с ТП, мокрая. Бездорожье
62.Грунт, дорога/тропа с ТП, мокрая. Бездорожье
63.ЛП Брод притока р. Тара
64.ЛП Брод притока р. Тара
65.Грунт, дорога/тропа с ТП, мокрая. Бездорожье
66.ТП Брод ручья
67.ЛП Брод ручья
68.ЛП Брод ручья
69.Грунт, дорога/тропа с ТП, мокрая. Бездорожье
70.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
71.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
72.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
73.ЛП Брод притока р. Тара
74.Грунт, дорога с множеством ТП, мокрая.
75.Грунт, дорога с множеством ТП, мокрая.
76.Грунт, дорога с множеством ТП, мокрая.
77.ТП Брод притока р. Тара
78.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
79.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
80.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
81.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая. Овраг.
82.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
83.Грунт, дорога со множеством ТП, мокрая.
84.Грунт, дорога с ТП мокрая. Русло р. Ярлыозек.
85.ЛП Брод р. Ярлыозек
86.ЛП Брод р. Тара
87.Грунт, дорога разбитая мокрая
88.Грунт, дорога разбитая мокрая
89.Камень/булыжник. Дорога хорошего качества
90.Камень/булыжник. Дорога хорошего качества
91.Грунт, дорога разбитая мокрая
92.Грунт, дорога со множеством ТП мокрая.


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 84.206 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 1.4 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.80


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 84206 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
136806Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.30Фото 24, 29-48, 50-52, 54, 57-86, 92
22500Гравий/щебень, дорога разбитая, сухая1.40Фото 2,4
36000Камень/булыжник, дорога разбитая, мокрая2.10Фото 26,28
41400ЛП-Фото 13-16,23,25,27,30,31,44,49,54-56,60,63,73,85
54700Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая1.90Фото 11,22
62000Асфальт/бетон, дорога в хорошем состоянии, сухая0.80Фото 1,3
713400Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 9,10
88000Камень/булыжник, дорога в хорошем состоянии, сухая1.30Фото 21,89,90
95000Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая1.40Фото 8
104100Грунт, дорога разбитая, мокрая2.40Фото 88,91,97
11300Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 12,19


Кпк = 2.43


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1399 м

Кнв = 1.70


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 4.02%

Средний уклон спусков: 4.94%

Ккр = 1.18


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Горы Западной Сибири

Средневзвешенная высота: 2242.82 м

Кв = 1.39


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.20


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.80 * 2.43 * 1.70 * 1.18 * 1.39 * 1.00 * 1.20 = 14.64

Препятствие соответствует V категории трудности