Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: траверс Плоскогорье Укок
Страна: Россия
Район: Алтай (Плоскогорье Укок)
Границы: р. Джазатор - р. Калгуты
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: Дороги хорошего, среднего, низкого, сверхнизкого качества, ЛП
Характер покрытия: Гравий/щебень, камень, грунт
Дата прохождения: 19.07.2022 - 22.07.2022
Маршрут: 5 к.с., Алтай, руководитель: Ванягин А.А., м/к: Р22/5-501 (ЦМКК)
Номер маршрута:244
Автор паспорта: Ванягин А.А.
Ссылка на видео: https://youtu.be/PGSgvdfpVAg
Категория трудности:5
Статус паспорта: утверждён 18.10.2022


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении: частично: август 2000 г.; маршрут 4 к.с. под руководством Анохина А.А. (http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32208&page=1)
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении: нет сведений в базе velotrex
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 5962
Загрузил: Shakesbeer
Дата загрузки: 03.09.2022
URL: http://velotrex.ru/files/1662162002_6312945251f39.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Вторая половина ПП ранее неоднократно проходилась в рамках велосипедных маршрутов. Препятствие начинается от р. Джазатор. Довольно неплохая грунтовка (фото 1), после ухода дороги в лес, превращается в разбитую каменистую (фото 2) и практически сразу уходит в крутой подъем (фото 3-7), большая часть которого преодолевается пешком в связи с большим уклоном (20% и более). После подъема дорога становится стабильно разбитой грунтовой (фото 8,9), превращаясь крайне разбитую (фото 10-14) на участке примерно в 1 км до брода через р. Ильдегем (фото 15). Вплоть до 12 км трека дорога продолжает быть разбитой грунтовой, иногда весьма каменистой (фото 16-20, 23,24) с небольшими сильно разбитыми грунтовыми участками (фото 21-22). После брода через ручей (фото 25) дорога превращается в крайне разбитую со множеством ТП (фото 26-30). С подъемом камень все сильнее вытесняет грунт (фото 31-33). Подперевальный участок преодолевается в пешем режиме в связи с большим уклоном (фото 34). Спуск с перевала представляет собой крайне разбитую каменистую дорогу (фото 35), практически непроезжаемую в седле, в связи с чем движемся справа от дороги по бездорожью (фото 36). Характер дороги сохраняется примерно до 22-го км (фото 37-39), поле чего до р. Богомуюс качество дороги улучшается до разбитой грунтовки (фото 40-47) с небольшим количеством ТП и ЛП. После брода следует небольшой участок тропы (фото 48,49), которая переходит в полевую дорогу с иногда встречающимися ТП в виде локального проезжего заболоченного или каменистого участка (фото 50-55). Посте бродов реки Аккол (фото 56-58) характер дороги в виде разбитой грунтовки сохраняется (фото 59,60) вплоть до брода через р. Акалаха. Брод р. Акалаха весьма сложен. В общепринятом месте автомобильного брода сочетание глубины и скорости течения не позволили даже произвести разведку до середины русла. В нескольких сотнях метрах выше по течению русло делится островами на множество проток. После предварительной разведки переправу устроили именно в этом месте. Выше островов по течению так же перейти не получилось. Сильное течение и дно с очень крупными камнями осложняет непрозрачность воды, которая позволяет ступать на дно только "наощупь". Для преодоления двух проток пришлось воспользоваться для страховки веревкой (фото 61,64). Две протоки хоть и проходятся без веревки, но требуют маневрирования относительно течения и хорошей самостраховки, ориентирования на идущего впереди, а в идеале, перехода челноком (фото 63,66). Еще две протоки пересекаются без проблем (фото 62,65). От брода и до моста через р. Акалаха следует грунтовка разного качества, от более разбитой вначале (фото 67,68), до весьма укатанной в конце (фото 69). После пересечения реки вплоть до 60-го км следует разбитая грунтовка (фото 70-72), в мокром состоянии очень скользкая и сильно забивающая трансмиссию. Дорога пересекает р. Кара-Чад (фото 73). На спуске к оз. Гусиному качество дороги в целом улучшается (фото 74). От озера дорога становится более каменистой (фото 75), а в районе бродов через р. Аргамджи (фото 76, 77) крупнокаменистой (фото 78). Остаток пути дорога регулярно меняет качество грунтового покрытия (фото 79,80). На 75-м км дорога сильно затоплена разлившимися ручьями, в связи с чем совершен обход справа по заболоченному участку протяженностью 500 м. (фото 81-83). Препятствие полностью автономно. Трафик на всем протяжении препятствия отсутствует практически полностью, за исключением редких, хорошо подготовленных внедорожных автомобилей. Источниками питьевой воды служат реки, озера и ручьи, которые встречаются в изобилии. Место для постановки лагеря для ночевки не представляет труда найти на всем протяжении препятствия, за исключением локальных подтопленных, очень каменистых участков, а так же зоны леса где большой уклон (за исключением окраин или сразу после р. Ильдегем). Хорошие места для стоянки в долинах рек Аккол и Акалаха (вода мутная), а так же на берегу оз. Гусиное. Часть препятствия находится в пограничной зоне, для чего требуется заранее получить в нее пропуск в пограничной службе ФСБ РФ. Пропуска неоднократно были проверены сотрудниками погранслужбы. Препятствие находится в зоне горных тундр и степей. Местность по берегам рек и озер бывает заболочена. Климат района резко-континентальный (приравнен к районам крайнего севера), характеризуется резкими суточными амплитудами температуры, высокой инсоляцией, очень слабой увлажненностью, крайне суровой зимой и коротким теплым периодом. Наиболее оптимальным временем для организации велосипедных маршрутов является конец июля – начало августа, когда средняя дневная температура составляет 10-15°С, а ночная не падает ниже нескольких градусов ниже нуля. Препятствие включает в себя несколько локальных препятствий, что требует владения навыками передвижения в пешем режиме, а так же пересечения водных преград в т.ч. высокой категории трудности. В остальном препятствие преодолевается в седле, но имеет многочисленное технические препятствия, и требует наличия высокой техники движения по сложным типам покрытия, отличной физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего специального снаряжения. В случае неблагоприятных погодных условий (все покрытия мокрые) препятствие увеличивает категорию трудности до шестой.


[+]

Карта препятствия


Карта 1
Карта 2


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


1.Грунт, дорога укатанная
2.Грунт, дорога разбитая
3.Грунт, дорога разбитая
4.ЛП Подъем
5.ЛП Подъем
6.Грунт, дорога разбитая
7.ЛП Подъем
8.Грунт, дорога разбитая, мокрая
9.Грунт, дорога разбитая
10.Грунт, дорога с ТП, мокрая
11.Грунт, Дорога с ТП мокрая
12.Грунт, Дорога с ТП, мокрая
13.Грунт, Дорога с ТП, мокрая
14.ТП Сухое русло с ручьями
15.ЛП Брод р. Ильдегем
16.Грунт, дорога разбитая
17.Грунт, дорога разбитая, мокрая
18.Грунт, дорога разбитая
19.Грунт, дорога разбитая
20.Грунт, дорога разбитая
21.Грунт, Дорога с ТП, мокрая
22.Грунт, Дорога с ТП
23.Грунт, дорога разбитая
24.Грунт, дорога разбитая
25.ЛП Брод ручья
26.Грунт, Дорога с ТП
27.Грунт, Дорога с ТП
28.Грунт, Дорога с ТП мокрая
29.Грунт, Дорога с ТП
30.Грунт, Дорога с ТП мокрая
31.Камень, Дорога с ТП
32.Камень, Дорога с ТП
33.Камень, Дорога с ТП
34.ЛП Подъем. Взлет под пер. Богомуюс
35.Камень, Дорога с ТП мокрая
36.Грунт, Дорога с ТП. Бездорожье.
37.Грунт, Дорога с ТП
38.Грунт, Дорога с ТП
39.Грунт, дорога с ТП. Брод ручья
40.Грунт, дорога разбитая
41.Грунт, дорога разбитая
42.ТП локальная заболоченность
43.ЛП Брод ручья
44.ТП Сухое русло
45.Грунт, дорога разбитая
46.Грунт, дорога разбитая
47.ЛП Брод р. Богомуюс
48.Грунт, Тропа с ТП
49.Грунт, Тропа с ТП
50.Грунт, дорога разбитая
51.Грунт, дорога разбитая
52.Грунт, дорога разбитая. Участок с ТП
53.Грунт, дорога разбитая
54.Грунт, дорога разбитая
55.Грунт, дорога разбитая
56.ЛП Брод р. Аккол
57.ЛП Брод р. Аккол
58.ЛП Брод р. Аккол
59.Грунт, дорога разбитая
60.Грунт, дорога разбитая
61.ЛП Брод р. Акалаха (2а)
62.ЛП Брод р. Акалаха
63.ЛП Брод р. Акалаха (1а)
64.Брод р. Акалаха (2а)
65.ЛП Брод р. Акалаха
66.ЛП Брод р. Акалаха (1а)
67.Грунт, дорога разбитая
68.Грунт, дорога разбитая
69.Грунт, дорога укатанная мокрая
70.Грунт, дорога разбитая мокрая
71.Грунт, дорога разбитая
72.ТП Брод р. Музды-Булак
73.ЛП Брод р. Кара-Чад
74.Грунт, дорога укатанная
75.Гравий, дорога разбитая мокрая
76.ЛП Брод р. Аргамджи (1б)
77.ЛП Брод р. Аргамджи (1а)
78.Камень, дорога разбитая
79.Грунт, дорога укатанная мокрая
80.Грунт, дорога разбитая мокрая
81.ЛП Брод ручья
82.ЛП Брод ручья
83.ЛП Болото


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 77.912 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 1.8 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.76


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 77912 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
12600Грунт, дорога в хорошем состоянии, сухая1.40Фото 1,74
244812Грунт, дорога разбитая, сухая1.90Фото 2,3,6,9,16,18-20,23,24,40,41,46,50-55,59,60,67,68,71
313500Грунт, дорога разбитая, мокрая2.40Фото 8,17,70,80
43000Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 22,26,27,29,36-39,48,49,52
54700Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая3.30Фото 10-14,21,28,30
61000Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая2.50Фото 31-33
71000Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, мокрая2.80Фото 35
82000Гравий/щебень, дорога разбитая, мокрая1.60Фото 75
93500Камень/булыжник, дорога разбитая, мокрая2.10Фото 78
101800ЛП-Фото 15,25,34,43,47,56-58,61-66,73,76,77,81-83


Кпк = 2.10


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1873 м

Кнв = 1.94


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 6.43%

Средний уклон спусков: 5.32%

Ккр = 1.41


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Плато Укок

Средневзвешенная высота: 2250.87 м

Кв = 1.63


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Неблагоприятные районы

Г = 1.20


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.76 * 2.10 * 1.94 * 1.41 * 1.63 * 1.00 * 1.20 = 19.78

Препятствие соответствует V категории трудности