Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Саварафцаг
Страна:
Район: Кавказ
Границы:
Признак прохождения: планируемый
Характер дороги:
Характер покрытия: Гравий/щебень, грунт
Дата прохождения:
Маршрут:
Номер маршрута:
Автор паспорта:
Ссылка на видео:
Категория трудности:4
Статус паспорта: не утверждён


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении:
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении:
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 6559
Загрузил: Creator
Дата загрузки: 11.03.2023
URL: http://velotrex.ru/files/1678566563_640ce4a3a888e.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

[RAZV10] - сворачиваем направо на щебенку, идущую в сторону перевала Саварафцаг, который мы будем брать завтра, а сегодня подъедем к началу перевального взлета. Ожидаемо начинает моросить дождь. Подъем сразу становится крутым, на пределе проезжаемости в седле. Едем по узкому ущелью р.Садон с нависающими скалами. Дальше уклон становится вполне терпимым и позволяет ехать в седле. Проезжаем поселок Садон, который был разрушен селем в 2002 году. Официально поселок решили не восстанавливать, но некоторые жители вернулись и продолжают здесь жить. В некоторых домах даже установлены новые пластиковые окна. А в целом конечно зрелище удручающее, стихия здесь разгулялась неслабо. Следом за Садоном проезжаем еще один полуразрушенный поселок Галон. Набрав метров 400 от свертка с трассы, подъезжаем к началу перевального серпантина, где и встаем на стоянку на берегу р.Садон. Место не очень удобное, но ничего лучше все равно нет. Дождь продолжается с перерывами, готовим снова под тентом, он очень спасает нас в этом походе. Ночевка на высоте 1442 м [CAMP04]. С утра все еще пасмурно, но дождя нет, и облака постепенно растаскивает. Народ начал вылазить рано, к 6 часам уже заработала горелка, и в 7:40 мы выдвинулись брать перевал Саварафцаг, к этому времени уже появилось солнце. До седловины нужно набрать около 1100 м по высоте. Дорога - нормальная отсыпанная щебенка, уклон достаточно гуманный и много где позволяет ехать, на солнце без ветра становится даже жарко. Проходим первый участок серпантина, после чего дорога идет траверсом и приходит в с.Верхний Згид, где есть развилка [RAZV11], мы поехали направо траверсом вокруг горы, хотя можно проехать и левой дорогой через поселок. Сзади начинают открываться красивые виды снежных вершин Кавказского хребта, с перевала можно даже разглядеть вдалеке пятитысячник Казбек. Впереди тоже красиво - протяженный скальный гребень с вершинами Кионхох и Барзуихох (около 3400 м). После села Верх.Згид идет вторая часть перевального серпантина, и по достижении высоты около 2500 м дорога идет траверсом по склону без существенных перепадов высоты. Выраженной седловины нет, снова ищем высшую точку по записанному треку. Отсыпанная дорога идет до самого верха, я ожидал, что после Верх.Згида она превратится в обычную грунтовку. Ручьи с чистой водой тоже периодически встречаются до самого верха, на одном из них мы встали на обед недалеко от высшей точки перевала. Солнце жарит конкретно, сегодня все пообгорели. [SAVARAFC] - пер.Саварафцаг (2518 м). Очень красивый перевал - во все стороны открываются отличные виды. Облака, в небольшом количестве собирающиеся вблизи вершин, только придают им фотогеничности. Отсыпанная дорога закончилась примерно в середине участка траверса, и дальше идет обыкновенная грунтовка с ямами, лужами и прочими прелестями. Проехав участок траверса с небольшими перепадами высоты, начинаем спуск, на котором все прелести дороги проявились в гораздо большей степени - буквально каждые 50 метров какая-нибудь пакость. Ямы, лужи, а местами конкретные говны во всю ширину дороги, обойти которые невозможно, сильно подпортили впечатления о перевале. Благо, спуск в эту сторону короче подъема, и метров через 400-500 по высоте дорога стала уже терпимой. Спускаемся к мосту через р.Камидон, где немного отмываемся от говен. Подъезжает Леха, оказывается, у него на спуске вылетели аж 3 спицы в переднем колесе - прямо-таки анти-рекорд. Приходится ремонтировать, чтобы не усугублять ситуацию, т.к. спуск еще не окончен и впереди много трясучих щебеночных дорог. Пока отремонтировались, время уже 16 часов, нужно ускоряться, т.к. к 19 будет уже темно. Заезжаем в небольшой подъем, наверху есть кран с чистой водой, затем спускаемся в с.Дунта и далее продолжаем спуск вдоль р.Сангутидон. Живописный каньон с нависающими скалами, дорога - нормальная отсыпанная щебенка. Проезжаем несколько небольших сел. Первое нормальное село с магазинами - это Мацута, здесь мы выезжаем в каньон р.Урух и начинается асфальт [ASPHALT1].


[+]
[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


дорога в Садон
Дорога на спуске
Дорога на спуске1
Дорога на спуске2
Каньон р.Сангутидон
На перевале Саварафцаг
Подъем на перевал Саварафцаг
Подъем на перевал Саварафцаг1
Спуск в с.Дунта


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 44.18 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 0 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.44


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 44180 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
13050Грунт, дорога разбитая, сухая1.90?
21000Гравий/щебень, дорога разбитая, сухая1.40спуск в с. Дунта
340130Гравий/щебень, дорога в хорошем состоянии, сухая1.20?


Кпк = 1.25


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1861 м

Кнв = 1.93


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 9.01%

Средний уклон спусков: 9.34%

Ккр = 1.91


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Кавказ

Средневзвешенная высота: 1824.24 м

Кв = 1.18


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: 1.13

Г = 1.13


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.44 * 1.25 * 1.93 * 1.91 * 1.18 * 1.00 * 1.13 = 8.85

Препятствие соответствует IV категории трудности