Паспорт протяжённого препятствия
Общие сведения
Наименование: | траверс хребта Хархира Ула |
Страна: | Монголия |
Район: | Монгольский Алтай |
Границы: | река Ховд - река Яматын-Гол |
Признак прохождения: | фактический |
Характер дороги: | Дороги среднего, сверхнизкого качества, ЛП |
Характер покрытия: | Камень, грунт, песок |
Дата прохождения: | 30.07.2023 - 02.08.2023 |
Маршрут: | 6 к.с., Монгольский Алтай, руководитель: Шмаренков А.Л., м/к: Р23-5/602 |
Номер маршрута: | 385 |
Автор паспорта: | Шмаренков Андрей |
Ссылка на видео: | |
Категория трудности: | 6 |
Статус паспорта: |
согласован для отчёта 17.10.2023 |
Сведения о предыдущих прохождениях
В данном направлении: | Нет сведений в базе velotrex |
Ссылка на номер паспорта: | |
В обратном направлении: | Нет сведений в базе velotrex |
Ссылка на номер паспорта: | |
Параметры учётной записи
Номер паспорта: | 7303 |
Загрузил: | ali |
Дата загрузки: | 29.09.2023 |
URL: | http://velotrex.ru/files/1696003759_6516f6af55799.xml |
Параметры трека
Состояние: | очищен |
Количество точек: | ... |
Протяжённость: | ... |
Максимальная высота: | ... |
Минимальная высота: | ... |
Набор высоты: | ... |
Сброс высоты: | ... |
[+]
Описание препятствия
Трек ПП траверсирует склоны хребта Хархира Ула через: перевал Нуурын Хойт хутэл — ущелье реки Иргийн гол — вблизи перевала Улан-Сайн-Даба. Ранее данное препятствие велотуристами не проходилось.
Условно в треке ПП можно выделить 3 части: южную, северную и соединяющую их среднюю часть ПП. И если южная и северная части доступны автотранспорту высокой проходимости, и дороги, проходящие по ним, в основном предназначены для доставки к высокогорным пастбищам юрт чабанов и подобного скарба перед летним сезоном, то почти вся средняя часть это бездорожье и используется для выпаса скота и перегона его с одного пастбища на другое.
Трек начинается с южной части (длина около 53 км), дорога идет от от центра сомона, поселка Ховд, расположенного на берегу одноименной реки Ховд гол и заканчивается в особо охраняемой природной зоне «водопад Гожур». Дорожное покрытие в основном песчаное, рыхлый песок (Фото 1, 3, 4), характерный для берегов Ховд гол, чередуется с разбитым (Фото 5, 7,10) в соотношении 50/50 %. На 10-м километре от начала ПП трек пересекает широкая долина реки Шивер гол, буквально усеянная камнями, принесенными с гор в период снеготаяния (Фото 2). Непосредственно над рекой построен капитальный бетонный мост. Сразу за долиной реки начинается неспешный подъем к перевалу Нуурын Хойт хутэл, что в сочетании с рыхлым песком отнимает много сил. Рыхлый песок продолжается и после перевала — до горько-соленого озера Шадзгай нуур, и только после озера покрытие несколько улучшается до разбитой песчаной гребенки. Само озеро мелкое, с заболоченными берегами и полчищами кровососущих насекомых, здесь лагерь ставить не рекомендуется. Зато уже через пару километров, на берегу питающей озеро реки Харгайн гол (Фото 6), есть хорошие места для ночевки. На 42-м километре трека развилка. Направо, вдоль реки, дорога уходит к многочисленным юртам, обозначенным на топокарте как «Бригада Ховд», а трек по резко ухудшившейся каменистой дороге (Фото 8,9) круто поднимается на безымянный перевал и затем сваливается к реке Гоожур гол. Перед рекой — граница особо охраняемой природной зоны (Фото 11), здесь оборудована автомобильная стоянка, ограниченная ровными рядами камней, установлены несколько юрт для туристов, и ходит охранник в униформе с револьвером на поясе — собирает деньги за въезд. Сам водопад — за рекой, отсюда в паре километров справа от трека.
После брода реки начинается средняя часть ПП (длиной 22 км). Крутой каменистый подъем (Фото 12) выводит трек на широкую полку ущелья реки. Слева в 3-х километрах и на 170 метров ниже полки видна лента реки Шивэр гол, трек уже пересекал ее ниже по течению. Через 3,5 км каменистого бездорожья (Фото 13, 14), по которому рассыпаны камни разного размера и попадаются вытоптанные скотиной участки, трек подходит к началу локального препятствия (Фото15, 16) - скотопрогонной тропе. До сих пор везде можно было ехать в седле, здесь приходится спешиваться — узкая тропа резко спускается к реке Харгайтын гол, теряя по высоте больше 100 метров. На тропе множество технических препятствий как отдельных камней так и коротких каменных завалов. Река, к которой приводит тропа, берет начало от ледника на вершине горы Хархира, вода в ней чистая, холодная, течение стремительное. Над рекой перекинут мост (Фото 17), и перед ним неплохая ровная площадка для установки палаток, вплотную к площадке подходит лесной массив лиственницы. От моста крутой взлет среди камней — ЛП и трек снова выходит на полку ущелья реки, теперь уже Иргийн гол . И снова можно ехать в седле по следам прошедшего здесь когда-то стада. Трек, по бездорожью - каменному покрытию с ТП (Фото 18-20), периодически пересекая овражки, образованные теперь пересохшими боковыми притоками Иргийн гол, плавно набирает высоту к северной своей части.
Северная часть ПП (длина 52 км) начинается при въезде на крупное высокогорное заболоченное плато. Каменное покрытие сменяется на грунтовое, вокруг множество рек, речушек, озер, много травы и соответственно пастбищ. Пасутся здесь и овцы, и козы, и сарлыки, и лошади. Здесь же немало юрт, монголы как водится, живут здесь семьями все лето. С этого плато берет начало река Иргийн гол, вдоль ущелья которой и проходит немалая часть трека ПП. Перебродив реку Иргийн голын салаа (Фото 21), трек выходит на разбитую грунтовку (Фото 22) и вдоль озер Олон-Нур направляется к выходу с плато - грунтовое покрытие от разбитого до осложненного множеством ТП (Фото 23-24). После длинного восьмикилометрового спуска (Фото 25-26) дорога выходит из ущелья пересыхающей реки Улан-Сайр в полупустыню, покрытие меняется на разбитое песчаное (Фото 27), появляется гребенка. Заканчивается ПП широким сухим руслом реки Яматын гол (Фото 28).
Протяженное препятствие географически находится в следующих зонах: 59,2 км - среднегорье; 41,8 км — от уровня леса до снеговой линии; 26,0 — высокогорье. Г = (59,2*1,1+41,8*1,2+26,0*1,3)/127 = 1,17.
ПП на всем протяжении, исключая ЛП «ущелье реки Харгайтын гол», преодолевается в седле.
Трафик почти полностью отсутствует, кроме движения редких мотоциклистов. Автомобили здесь появляются совсем редко, видимо, в начале сезона выезда чабанов на высокогорные пастбища и при окончании его, для перевозки разобранных юрт.
[+]
Карта препятствия
[+]
Высотный профиль
[+]
Фотографии
1.Рыхлый песок, дорога разъеженая
|
2.Камень, дорога разбитая
|
3.Рыхлый песок, дорога разъеженая
|
4.Рыхлый песок, дорога разъеженая
|
5.Песок, дорога разбитая
|
6.р.Харгайн гол
|
7.Песок, дорога разбитая
|
8.Камень, дорога разбитая
|
9.Камень с ТП, крутой подъем
|
10.Песок, дорога разбитая
|
11.Граница охраняемой природной зоны
|
12.Камень с ТП, крутой подъем
|
13.Камень, проезжаемое бездорожье
|
14.Камень, проезжаемое бездорожье
|
15.ЛП
|
16.ЛП
|
17.Мост через р.Харгайтын гол
|
18.Камень с ТП
|
19.Камень, проезжаемое бездорожье
|
20.Камень, проезжаемое бездорожье
|
21.брод р.Иргийн голын салаа
|
22.Грунт, дорога разбитая
|
23.Грунт, дорога разбитая
|
24.Грунт, осложненный ТП
|
25.Грунт, осложненный ТП
|
26.Грунт, осложненный ТП
|
27.Песок, дорога разбитая
|
28.Камень с ТП
|
[+]
Расчёт категории трудности протяжённого препятствия
Кпр - коэффициент протяжённости
Протяжённость препятствия (Lпп): 127.008 км
Протяжённость ЛП (Lлп): 1.368 км
Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.80
Кпк - коэффициент покрытия
Протяжённость препятствия: 127008 м
Характеристика покрытия
№ |
Длина участка, м |
Вид покрытия |
Кпк |
Примечание |
1 | 22650 | Песок, дорога рыхлая, сухая | 3.50 | Фото 1, 3, 4 |
2 | 34570 | Песок, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 5, 7, 10, 27 |
3 | 27330 | Камень/булыжник, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 9, 12-14, 18-20, 28 |
4 | 4370 | Камень/булыжник, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 2, 8 |
5 | 19300 | Грунт, дорога/тропа со множеством ТП, сухая | 2.50 | Фото 23-26 |
6 | 17420 | Грунт, дорога разбитая, сухая | 1.90 | Фото 22 |
7 | 1368 | ЛП | - | Фото 15, 16 |
Кпк = 2.41
Кнв - коэффициент набора высоты
Суммарный набор высоты: 2250 м
Кнв = 2.13
Ккр - коэффициент крутизны
Средний уклон подъёмов: 5.52%
Средний уклон спусков: 5.05%
Ккр = 1.25
Кв - коэффициент высоты
Район похода: Монгольский Алтай
Средневзвешенная высота: 2040.18 м
Кв = 1.54
С*Г - сезонно-географический показатель
Сезонный фактор: Благоприятный сезон
C = 1.00
Географический фактор:
Г = 1.17
Категорирование протяжённого препятствия
КТ = 1.80 * 2.41 * 2.13 * 1.25 * 1.54 * 1.00 * 1.17 = 20.81
Препятствие соответствует VI категории трудности