Паспорт протяжённого препятствия

Общие сведения

Наименование: перевал Теректинский хребет (сухой)*
Страна: Россия, Алтай
Район: Западный Саян
Границы: село Кастахта (р. Кастахта) - р. Каярлык
Признак прохождения: фактический
Характер дороги: дороги хорошего, среднего, низкого и сверхнизкого качества
Характер покрытия: грунт хороший, разбитый и со множеством ТП; крупный камень разбитый и со множеством ТП
Дата прохождения: 26-28.07.2017
Маршрут:
Номер маршрута:
Автор паспорта: Потапенко Андрей ака A_ndre
Ссылка на видео:
Категория трудности:4
Статус паспорта: не утверждён


Сведения о предыдущих прохождениях

В данном направлении:
Ссылка на номер паспорта:
В обратном направлении:
Ссылка на номер паспорта:


Параметры учётной записи

Номер паспорта: 949
Загрузил: a_ndre
Дата загрузки: 17.01.2018
URL: http://velotrex.ru/files/1516139612_5a5e745caf0de.xml


Параметры трека

Состояние: очищен
Количество точек: ...
Протяжённость: ...
Максимальная высота: ...
Минимальная высота: ...
Набор высоты: ...
Сброс высоты: ...


[+]

Описание препятствия

Протяженное препятствие (ПП) является, насколько это известно на сегодняшний день, первопроходом. Проехать его полностью возможно только на лошадях или велосипедах, вся остальная техника (в том числе мото) не пройдет, скорее всего, по горным тропам. Начинается ПП (движение к началу ПП осуществлялось с востока) в селе Кастахта со съезда после моста через одноименную реку вправо на север на мелкокаменистый грейдер (фото 01). Дорога проходит по селу и упирается в р. Поперечная, где расположено несколько бродов (точка 1). По факту прохождения надо сказать, что переезжать ранее через мост не следует, а надо поворачивать в горы перед ним. Однако на картах дороги перед мостом нет, поэтому группа прошла, как представлено в этом описании. Брод через р. Поперечную (фото 02) сложностей не представляет (правда, в седле не берется – крупные скользкие не укатанные камни), а вот место для переправы через р. Кастахту надо поискать. Река не широкая (примерно 3-5 м), но быстрая и относительно глубокая (местами по пояс). Было найдено место, где речка разливается на несколько рукавов, и с помощью групповой страховки осуществлен переход на ее левый берег (фото 03, фото 04), где есть разбитая грунтовая дорога, больше похожая на тропу (фото 05, фото 06), но по ней едется относительно нормально. Примерно на 4 км ПП тропа переходит в каменистую с крупными камнями (точка 2). Ехать уже не получается (фото 07, фото 08, фото 09), велосипеды катятся рядом. Покрытие постепенно ухудшается и наступает момент, когда завалы из крупных камней и уклон превращают тропу в локальное препятствие (ЛП, точка 3). Катить велосипед с рюкзаком здесь невозможно, гораздо проще и эффективнее нести рюкзак в лямках (фото 10). Местами приходится даже «челночить». В точке 4 на тропе расположен деревянный забор с воротами, за которыми относительно полого, крупные камни попадаются не так активно (фото 11). ЛП заканчивается, тропа превращается в грунтовую со множеством ТП. Здесь рюкзаки перемещаются на багажники велосипедов и первое время даже можно ехать. Однако вскоре надо спешиваться – тропа проходит через лес и под колесами появляются корни в виде ступеней (фото 12, фото 16). Это сильно затрудняет движение, да к тому же сказывается крутой уклон (фото 15). Пару раз тропа выбирается на берег реки и проходит рядом с прижимами (фото 13, фото 14). Здесь велосипеды аккуратно транспортируются с помощью нескольких участников (групповая страховка) – возможны соскальзывания в реку по крутому сыпучему берегу. Не высоко и не опасно, но неприятно, и надо много возиться, чтобы достать обратно случайно сорвавшийся велосипед. Но в целом можно перемещаться достаточно хорошо. Примерно на 9 км находится бревенчатый мост через р. Карена (левый приток Кастахты) – просто переброшено несколько бревен, ничем не закрепленных (фото 17). Положе не становится (фото 18), но рюкзаки можно транспортировать на велосипедах. На 11 км, после короткого крутого подъема, уклон ощутимо выполаживается (точка 5) и по тропе можно двигаться в седле (фото 19, фото 20, фото 21, фото 22). На 12 км слева по ходу движения расположен действующий летник, а чуть дальше, примерно через полкилометра – очередной брод через р. Кастахту. Здесь она уже мелководна и переправа сложностей не представляет (фото 23). Далее идет крутой перевальный взлет (фото 24, фото 25), тропа на перевал (обозначен на картах, но безымянный) взбирается по серпантину (набора около 400 м по высоте) (фото 26, фото 27, фото 28). (Обратное движение здесь же на спуск сложностей не представляет, может осуществляться даже в седле.) Перевал, условно – Теректинский, он же – самая высокая точка ПП (точка 6), расположен примерно на 14,5 км (фото 29). Далее, до точки 7, тропа со множеством ТП (глубокая колея, попадающийся рядом стланик, камни) траверсирует хребет в северо-западном направлении (фото 30, 32), при желании участок берется в седле (фото 31, фото 33). После точки 7 тропа (фото 34) круто, по высокому, до груди, стланику (фото 35) (некоторые участки можно считать ЛП) спускается к р. Арченда (сброс высоты примерно 200 м), брод через которую не представляет сложностей (фото 36). Рядом находится действующий летник, пастухи охотно поясняют дорогу. После реки, по зарастающей тропе, идущей в северо-западном направлении, происходит набор еще 100 м (в точку 8, ~21 км ПП) (фото 37, фото 38, фото 39, фото 40), после чего начинается крутой спуск по сильно размытой грунтовой колее (фото 43, фото 44), окруженной высоким стлаником (фото 41, фото 42). Некоторые участки здесь можно также считать ЛП. Примерно на 23 км ПП стланик исчезает, колея превращается в обычную (неглубокую) лошадиную тропу со множеством ТП (травяные кочки), по которой вполне едется (фото 45, фото 46). Здесь же справа появляется р. Джиралу. Тропа спускается к броду через р. Куругеш, рядом расположен еще один действующий летник, пастухи с удовольствием общаются, дают информацию о дорогах. Перемещаются здесь исключительно на лошадях, поэтому группа на велосипедах воспринимается одновременно с большими энтузиазмом и недоумением. Брод через Куругеш берется в седле (фото 47), далее идет несколько параллельных троп, уже похожих на разбитую грунтовую дорогу (фото 48). Начинается затяжной, плавный подъем, но всё едется (фото 49). На 29 км расположен брод через безымянную речушку и здесь происходят сильные отличия от планируемого по карте трека. Дорог, обозначенных на картах и видимых на космоснимках найдено не было, хотя была проведена специальная разведка. Приходится продолжать движение по уже ставшей достаточно наезженной грунтовой дороге, которая идет в совсем не том направлении. После брода – крутой подъем, въезжать не получается, велосипеды ведутся рядом (фото 50). На вершине (фото 51, фото 52) (точка 9, высота примерно 2000 м) становится понятным, что дорога выведет в нужное место (согласование с картой, опрос встретившихся на лошадях местных). Далее идет крутой спуск по грунтовой вездеходной дороге с колеями к р. Маргале (37 км ПП). Брод р. Маргала сложностей не представляет (конец июля): он широкий, но течение слабое, глубина ~30-40 см (фото 53). После брода опять идет набор высоты (примерно на 200 м) по разбитой (колеи, «сыпуха», камни) грунтовой единственной здесь дороге (фото 54) до 40 км (точка 10, высота ~1785 м). Далее еще один спуск и подъем на очередной холм, после чего спуск по крупнокаменистой разбитой дороге (фото 55, фото 56) к двум речушкам – Башкудюр и Барбон, которые через несколько километров образуют р. Каярлык. Притоки хорошо бродятся (фото 57), но в седле не берутся – вязко или камни. После бродов начинается хорошо укатанная грунтовка вдоль реки Каярлык, где ПП и заканчивается. Препятствие полностью автономно, автотранспорта не попадается, вездеходных дорог почти нет. Людей мало – только пастухи на лошадях. Мест для хороших ночевок много, дров тоже хватает. ПП посчитано по факту прохождения, то есть по сухой погоде. Если будут дожди, велика вероятность перехода препятствия в более высокую категорию. Реализованный/разведанный участок позволяет составлять интересные маршруты велопоходов, которые связывают Чуйский тракт с Уймонской степью, редко посещаемой велотуристами из-за ограниченности и неэффективности ведущих к ней дорог/троп.


[+]

Карта препятствия


Карта ПП
Карта ПП


[+]

Высотный профиль



[+]

Фотографии


01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57


[+]

Расчёт категории трудности протяжённого препятствия


Кпр - коэффициент протяжённости



Протяжённость препятствия (Lпп): 47.326 км

Протяжённость ЛП (Lлп): 2.3 км

Кпр = 1 + (Lпп - Lлп)/100 = 1.45


Кпк - коэффициент покрытия



Протяжённость препятствия: 47326 м

Характеристика покрытия
Длина участка, м Вид покрытия Кпк Примечание
12300ЛП-фото 09, 10, 13, 14, 35, 41
22500Крупный камень, со множеством ТП, сухой2.50фото 07, 08, 11, 12
319926Грунт, разбитый, сухой1.90фото 19, 20, 30, 32, 38, 40, 49
410000Грунт, хорошего качества, сухой1.40фото 05, 06, 21, 50, 51, 52
510100Грунт, со множеством ТП, сухой2.50фото 15, 18, 24, 27, 34, 37, 42, 44, 45
62500Крупный камень, разбитый, сухой1.90фото 55, 56


Кпк = 1.96


Кнв - коэффициент набора высоты



Суммарный набор высоты: 1802 м

Кнв = 1.90


Ккр - коэффициент крутизны



Средний уклон подъёмов: 8.31%

Средний уклон спусков: 8.05%

Ккр = 1.74


Кв - коэффициент высоты



Район похода: Западный Саян

Средневзвешенная высота: 1736.76 м

Кв = 1.15


С*Г - сезонно-географический показатель



Сезонный фактор: Благоприятный сезон

C = 1.00

Географический фактор: Малоблагоприятные районы

Г = 1.10


Категорирование протяжённого препятствия



КТ = 1.45 * 1.96 * 1.90 * 1.74 * 1.15 * 1.00 * 1.10 = 11.89

Препятствие соответствует IV категории трудности