Главная  

Оглавление

1. Справочные сведения


1.1 Проводящая организация


1.2 Выпускающая МКК


1.3 Сроки проведения


1.4 Регион проведения


1.5 Нитка маршрута


1.6 Определяющие факторы маршрута


1.7 Перечень маршрутных треков


1.8 Перечень протяжённых препятствий


1.9 Список участников


1.10 Материалы, ссылки


1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК


2. Характеристика района


2.1 Общая полезная информация


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


2.3 Варианты подъезда и отъезда


2.4 Аварийные выходы с маршрута


3. Общая характеристика пройденного маршрута


3.1 Цели прохождения маршрута


3.2 Краткое описание маршрута


3.3 Новизна


3.4 Стратегия и тактика


3.5 Изменения маршрута и их причины


3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


3.7 Изменение состава участников


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


4. Графики движения


5. Техническое описание прохождения маршрута


5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута


6. Дополнительные сведения о маршруте


6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


6.2 Перечень запчастей и инструментов


6.3 Перечень общественного снаряжения


6.4 Состав хозяйственного набора


6.5 Раскладка по питанию и график закупок


6.6 Состав медицинской аптечки


6.7 Перечень финансовых затрат


7. Итоги, выводы, рекомендации


8. Категория сложности пройденного маршрута


8.1 Интенсивность прохождения маршрута


8.2 Автономность маршрута


8.3 Показатель сложности маршрута


8.4 Категорирование маршрута



Отчёт о прохождении маршрута Хакасия, категория сложности: с эл. 2, руководитель: Лира А.Е., маршрутная книжка: 0-104А-21

1. Справочные сведения [↑]

1.1 Проводящая организация [↑]

Новокузнецк, Велокузнецк

1.2 Выпускающая МКК [↑]

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: МКК СФО (Новосибирск) .
Номер маршрутной книжки: 0-104А-21

1.3 Сроки проведения [↑]

Маршрут пройден в сроки с 11.06.2021 по 14.06.2021.

1.4 Регион проведения [↑]

Страна: Россия
Район: Республика Хакасия
Часовой пояс по стандарту UTC: 7   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута [↑]

Аскиз – Пуланколь - Аев – оз.Улугколь –Б.Салбыкский курган- В.Биджа – Толчея – уч.Оглахты – вдхр. - Мохов – Усть-Абакан -Абакан

1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]

Продолжительность: 4 дн.
Протяжённость маршрута: 268 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
163.1102.61.10.4000


1.7 Перечень маршрутных треков [↑]

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1. Хакасия 06.2021 1 кс267.2фактический


1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. траверс через хр. Саксыр ( 531 м) (№4309)2Гравий/щебень
L = 29.2 км, Hmax = 532 м, НВ = 273 м, СВ = 197 м
фактический-принадлежит
2. равнинное Камызякская степь (№4311)2Гравий/щебень, глина/чернозём
L = 34.5 км, Hmax = 622 м, НВ = 334 м, СВ = 145 м
фактический-принадлежит
3. перевал Бородинское (№4312)2Гравий/щебень, камень, глина/чернозём
L = 31.3 км, Hmax = 632 м, НВ = 253 м, СВ = 403 м
фактический-принадлежит


1.9 Список участников [↑]

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Лира Алексей Евгеньевич 04.02.81 М БР ******************************* У1Алтай Руководитель Механик
2 Левин Лев Александрович 1981 М БР ******************************* 1УАлтай Хронометрист
3 Левина Екатерина Николаевна 1980 Ж БР ******************************* 1УАлтай, 1УНО Медик
4 Щелкунов Алексей Викторович 1973 М 3 разряд ******************************* 1УНО завхоз
5 Алексеев Олег Юрьевич 1966 М БР ******************************* 2УХакасия,1УГорная Шория фотограф
6 Дъяченко Николай Николаевич 1992 М БР ******************************* ПВД Горная-Шория Костровой


1.10 Материалы, ссылки [↑]


    Маршрут:
     Аскиз – Пуланколь – пер.531м хр.Саксыр- Аев – оз.Улугколь – Камызякская степь - Б.Салбыкский курган- В. Биджа – Бородинская пещера –пер.651м хр.Косинский - Толчея – уч. Оглахты – вдхр - Мохов – перевал Кунийский- Усть-Абакан -Абакан



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]

Заявленная категория сложности: 1 категория
Заявленные сроки: c 11.06.2021 по 14.06.2021
Заявленная продолжительность: 4 дн.
Заявленная нитка маршрута:

2. Характеристика района [↑]

2.1 Общая полезная информация [↑]



Респу́блика Хака́сия (хак. хакас республиказы; кратко: хакасия) — субъект российской федерации , республика в её составе. входит в сибирский федеральный округ, является частью восточно-сибирского экономического района.
Столица — город Абакан.
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге — с Республикой Тыва, на юго-западе — с Республикой Алтай, на западе — с Кемеровской областью.
В формировании объема стока рек Енисея и Оби участвуют более 320 малых рек. Кроме того, малые реки играют значительную роль в формировании эксплуатационных запасов подземных вод в степной части Республики, а также большую роль в сельскохозяйственном комплексе. Поверхностные водоемы представлены целым рядом водохранилищ, (наиболее крупные из которых Красноярское, Саяно-Шушенское, Майнское), естественными озерами, которых в Республике более 500.
Республика Хакасия – один из старейших горнорудных районов на востоке России. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов, фосфоритов, асбеста, гипса, нефрита, жадеита.
Лесной фонд Республики Хакасия составляет 3988,2 тыс. га, занимая две трети ее территории. Около 96% лесного фонда приходится на горные леса, имеющие повышенное водорегулирующее и почвозащитное значение. 20% территории Хакасии занимает степной пояс.
Общая площадь земельного фонда — 6156,9 тыс. га.
На территории республики расположены 283 населенных пункта, в том числе 5 городов: Абакан, Черногорск, Саяногорск, Сорск, Абаза. Население республики 537200 человек.
Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля: +17,9°С, января: −18,9°С.

2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов [↑]



памятник природы " Уйтаг" (нужно оформлять пропуск для похода по территории),
Малый Салбыкский курган,
большой Салбыкский курган (музей),
пещера Бородинская (обустроенная, платный вход),
берег красноярского водохранилища,
гора Кунья,
Республиканский музейно-выставочный комплекс
городской парк в г. Абакан

2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]



На поезде Москва-Абакан, со станции Новокузнецк до станции Аскиз,
Обратно на поезде Абакан-Москва до станции Новокузнецк.

2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]



На любом участке маршрута, с выходом на трассу до Абакана (правда по факту регулярного автобусного сообщения на маршруте не наблюдалось, да и машин не сильно много).

3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]

3.1 Цели прохождения маршрута [↑]


1. Проехать маршрут в спортивном темпе, по разнообразному покрытию: грунт, гравий, грейдер, асфальт.
2. Посетить наиболее интересные уголки Хакасии: Долину царей, Салбыкский курган, Бородинскую пещеру.
3. Проехать разные по своему климату и природе ландшафты (степи, горный район, прибрежный район).
4. Участвовать в Чемпионате Новосибирска по спортивному туризму.

3.2 Краткое описание маршрута [↑]



Стартуем от станции Аскиз. Около семи километров движемся по асфальту до трассы Аскиз-Абакан и далее по трассе едем до поворота на п. Усть-Камышта. По дороге асфальтовой едем до п. Пуланколь, далее едем по гейдеру до места стоянки у Камыштинский пруд. По ходу движения есть организованный кемпинг на горе Уйтаг перед поворотом на Усть –Камышту. Колонки с водой были обнаружены только в Пуланколь. Дорога в от поворота на Усть-Камышту пролегает в степной части, укрытия от солнца вдоль дороги редкие, практически нет На Камыштинском пруду встаем на ночевку.
НА следующий день продолжаем движение по степи, не доезжая поселка Камышта сворачиваем по грунтовой дороге вверх в сторону п. Аев, здесь достаточно много небольших курганов. Здесь на вершине встречаются достаточно крутые участки подъема. Спуск в п. Аев проходит по грунтовке со скальными участками. В Поселке Аев есть магазин и колонка, до Весеннее есть две дороги одна по грейдеру вторая грунтовая, местные жители рекомендуют ехать по грунтовой, т.к. состояние грейдера достаточно плохое. Едем по грунтовой до Весеннее в нем есть магазины и колонки, здесь практически не останавливаемся движемся в сторону Казымякской степи. Перейдя через проход в ЖД насыпи, конкурируя за очередность прохода со стадом коров, выходим на автодорогу Абакан-Сорск, радуемся асфальту и метров через 50 сворачиваем на грейдерную дорогу до Камышевая. Дорога представляет из себя прямую линию и этим вызывает чувство бесконечности движения по ней, вроде как и видишь её конец, но еще не добрался. В конце достаточно серьезный подъем и мы выезжаем к оз. Хамысколь, здесь встаем на привал скрываясь не надолго от не прекращающегося ветра.
В Камышевая на поилке пополняем запасы воды, впереди предстоит ночевка в дали от источников воды.
Огибая озеро Улугколь с правой стороны (территория вокруг озера является заповедником) двигаемся по направлению к курганам по грунтовой дороге. Предполагалась свернуть в право с дороги и напрямую ехать до курганов по грунтовой дороге, но ненаходим своротка продолжаем двигаться до автодороги Вершино-Биджа – Сорск по ней проезжаем до своротка до Салбыкского кургана, а далее по грунтовой дороге едем к кургану. Стоянку организуем вблизи от Салбыкского кургана, древний курган расположился в середине большой долины, долина получила название «Долина Царей», не территории кургана организован музей.
На следующий день продолжаем путь по «Долине царей до каменных ворот «долины царей», но судя по тому что если смотреть в них, то видно ущелье в горах куда уходит дорога на Сорск, значение их было все таки немного другое. Продолжаем движение в сторону Автодороги, выйдя на которую едем до Вершино-Биджа, здесь закупаемся и пополняем запасы воды. Дальнейший путь предстоит в горную часть к Бородинской пещере. Поднимаемся по хорошей грейдерной дороге, проезжающие машины только пылят на ней. Проехав километров 6-ть сворачиваем на право на грунтовую дорогу дальше продолжаем движение по ней до самой пещеры. На месте выясняется, что посещение пещеры теперь стало организованным и платным, Договоривщись о скидке для группы, посещаем пещеру её как раз готовят к открытию: сделали дорожки и освещение, есть гиды и домик на входе.
Отдохнув продолжаем движение, т.к. есть две дороги к Бородинской пещере, но они не соединены приходится проходить небольшой участок склона и выходим на дорогу до Толочея. Небольшой, но крутой спуск от пещеры и движемся по грунтовой дороге до Толочеи, где вновь пополняем запасы воды. А дальше движемся в сторону Ковыльное по грунтовым дорогам, ближе к в дороге достаточно коварный спуск на котором некоторые падают. Грунтовая дорога выходит на асфальт между Ковыльная и Московская, дальше едем по асфальту до трассы Р-257 (Абакан-Красноярск) в сторону Пригорска, там уходим направо и движемся в сторону Мохов, на берег р. Енисей и образование им Красноярское водохранилище, где встаем на очередную стоянку.
На следующий день двигаемся в сторону Абакана, едем до садовых участков за Мохов, дальше необходимо будет преодолеть перевал через Подкунинские горы. С вечера были дожди, и грунтовые дороги размокли, продвижение достаточно сложное за счёт налипающей грязи и в целом сырой обстановкой. Спускаемся да Усть-Абакана где в дальше уже двигаемся по асфальту, выезжаем из города под ливнем движемся до трассы Р-257 (Абакан-Красноярск) и по ней въезжаем г. Абакан, далее по городу движемся до ПКиО где завершаем свой маршрут, отдыхаем и готовимся к обратной дороге на поезде в г. Новокузнецк.

3.3 Новизна [↑]



Учитывая что в степи много дорог, я походы по Хакасии проводятся велотуристами достаточно часто, были использованы проверенные места, но в этот раз было много участников которые ехали здесь в первый раз.

3.4 Стратегия и тактика [↑]



Проехать маршрут в комфортном темпе, посетить запланированные места стоянок.

3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]



Маршрут пройден без изменнний

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]



Отсутствовали.

3.7 Изменение состава участников [↑]



Небыло

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]



Транспорт не использовался

4. Графики движения [↑]

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 11.06.2021 Аскиз – Пуланколь - пруды 73 вело
2 12.06.2021 Пруды – Аев – оз.Улугколь –Б.Салбыкский курган 78 вело
3 13.06.2021 Б.Салбык.курган –В.Биджа – Толчея – уч.Оглахты – вдхр. 79 вело
4 14.06.2021 Вдхр.- Мохов – Усть-Абакан -Абакан 38 вело
Заявленная протяжённость: 0 км
Фактическая протяжённость: 268 км

5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
11.06.2021 - день 1
105:30:1900Начало ходового дня. Построение около станции двумя группами. Общее фото и старт. Выезжаем от станции и движемся по трассе в сторону Абакана. (фото1,2)
Высота точки: 372 м
дорога высокого качества+7, ясно небольшая облачность, ветер не ощущается
205:39:452.52.5Выезд с поселка у станции Аскиз
Высота точки: 364 м
305:51:056.56.5Выезд на дорогу Аскиз -Абакан (Фото 3)
Высота точки: 354 м
405:54:007.57.5проехав до моста, сворачиваем с трассы спускаемся к реке Аскиз. Готовим завтрак.
Высота точки: 353 м
507:05:007.87.8Выезжаем после завтрака. Дорога хорошего качества, машин с утра мало. Едем со скоростью 25-27 км/ч
Высота точки: 352 м
+15, ветренно,переменная облачность
608:43:3036.836.8привал на стоянке у Уйтаг Остановились по дороге отдохнуть и подождать остальных у памятника природы «Уйтаг». Рядом расположена беседка (фото 4). Несколько ребят прогулялись на гору сделать снимки.
Координаты точки: N53.314172, E90.784552
Высота точки: 334 м
709:23:0036.836.8продолжение движения от стоянки
809:30:0038.438.4останавливаемся и сворачиваем налево по указателю на Усть-Камышту. Дорога асфальтированная попадаются ямы, дефекты и приветы от коров.
Высота точки: 334 м
909:52:0045.145.1поселок Усть-камышта, площадь с магазинами, аптекой, колонок с водой нет. В магазине прикупились, а также набрали питьевой воды (по качеству в колонке в Пуланколе больше понравилась). Дальше дорога чистый ровный асфальт.
Высота точки: 344 м
1010:46:0053.653.6проехали с.Пуланколь. в колонке еще набрали питьевой воды (фото 5).
Высота точки: 383 м
+17, солнечно, ветренно
1111:03:4955.355.3Начало препятствия перевал через хр. Саксыр ( 531 м) (1 к.т.)
На выезде из села асфальт закончился. (фото 6) Дальше дорога пошла грейдер, местами грунтовая степная, стала забирать в гору, начался набор высоты.
Координаты точки: N53.398965, E90.589382
Высота точки: 390 м
ПП4309
1211:25:0058.558.5остановились на отличной смотровой площадке есть Беседка. Красивые виды на долину реки Камышта, курганы, слева и справа горы (фото 7-9).
Высота точки: 452 м
1311:40:0061.861.8Курганы в полях, не далеко от дороги (Фото 7,8), к ним и дальше в горы ведут хорошие конные дороги.
Координаты точки: N53.451303, E90.572249
Высота точки: 433 м
1412:25:0067.867.8Развилка на дорогу к озеру Буаланколь. На лево дорога уходит на перевал к оз.Буланкуль. Нам прямо к месту стоянки
Высота точки: 475 м
1512:46:1172.672.6подъехали к Камыштовским прудам. Свернули с дороги, на наше место стоянки. Около 500 м от дороги.(фото10,11)
Высота точки: 474 м
1612:48:117373Конец ходового дня. место стоянки. Ставим лагерь. Готовим обед. Отдыхаем. Несколько человек сгоняли налегке на оз.Буланкуль. Кто то поднялся на рядом расположенные горки. Вечером собрали дров на костер. воду для готовкуи брали с пруда. Ужин в 20:00. Отбой в 22:00
Координаты точки: N53.529644, E90.499559
Высота точки: 471 м

Пройдено за день: 73 км
НВ: 351 м, СВ: 252 м
ОХВ: 7 ч. 17 мин. 52 сек.
ЧХВ: 4 ч. 22 мин. 17 сек.
12.06.2021 - день 2
1707:52:08073Начало ходового дня, выезжаем по тропе по берегу пруда.
Высота точки: 470 м
дорога хорошего качества+10, пасмурно, ветренно
1808:17:004.677.6поворот на перевал в сторону п.Аев, дорога прямо село Камышта. Поворачиваем направо, начинаем подъём. Дорога укатанный грейдер, местами попадаются ямки.
Высота точки: 486 м
1908:52:0010.583.6достигли наивысшей точки на перевале, начало спуска, на спуске частично скальник.
Координаты точки: N53.593618, E90.507902
Высота точки: 516 м
2008:59:0012.485.4п.Аев, посещение магазина, водокачки, местной Администрации. Жительница села попросила нас заехать в клуб сделать общее фото. Сегодня праздник День России.
Высота точки: 465 м
2109:45:0012.485.4от п.Аев решили ехать по полям по грунтовым степным дорогам вдоль реки Уйбат до с.Весенние.
Высота точки: 443 м
2210:55:0028101.1Деревянный мост на реке между п Капчалы и п. Весеннее
Высота точки: 395 м
2311:21:0031104Выезд из п. Весеннее
2411:34:0033106проезд через тонель под ЖД дорогой
2511:38:0033.5106.5выход на дорогу Абакан-Сорск
Высота точки: 424 м
дорога высокого качества
2611:43:5633.7106.7Начало препятствия равнинное Камызякская степь (2 к.т.) Проехали перекрёсток и двигаемся по грейдерной дороге в с.Камышовая.
Координаты точки: N53.640737, E90.693766
Высота точки: 433 м
ПП4311
2713:22:0049.8122.8Остановка на обед у озера Хамыксоль
Высота точки: 488 м
2814:35:0050.9123.9Выезд из Камышевое, после обеда и набора воды
Высота точки: 504 м
2914:56:0051.8124.8У участника второй группы первый прокол. Помогаем менять камеру на запаску. Едем дальше по Камызякской степи.
Высота точки: 627 м
3016:00:0062.2135.3по треку мы должны поворачивать, но дорога заросла (по спутнику снимок 2018 дорога видна, в 2014 проезжали этот участок). Пришлось ехать до трассы.
Высота точки: 627 м
3116:46:2168.3141.3Конец препятствия равнинное Камызякская степьПП4311
3216:47:0068.3141.4Конец препятствия равнинное Камызякская степь, выезд на асфальт (дорога на Верх Биджа)
Высота точки: 627 м
дорога высокого качества
3317:07:0073.4146.4Свороток с дороги к Салбыкский курган, дорога укатаный грунт
Высота точки: 614 м
дорога хорошего качества
3417:23:5378.1151.2Конец препятствия перевал через хр. Саксыр ( 531 м)ПП4309
3517:24:0178.1151.2Конец ходового дня. Лагерь ставим рядом с большим курганом. Ставим палатки и едем смотреть Музей у Салбыкский курган. Проходим смотрим курган и рядом в домике расположен обзорный макет кургана. За вход взяли 100 рублей.
Координаты точки: N53.9026, E90.763733
Высота точки: 562 м

Пройдено за день: 78.1 км
НВ: 574 м, СВ: 483 м
ОХВ: 9 ч. 31 мин. 53 сек.
ЧХВ: 6 ч. 40 мин. 28 сек.
+12, облачно, ветренно
13.06.2021 - день 3
3608:37:190151.2Начало ходового дня
Выезжаем от кургана, проезжаем до хутора №9, а от хутора хорошая укатанная грунтовка. Движемся по этой дороге
дорога хорошего качества+12 облачно
3709:05:006.1157.3выезжаем к входу в долину Царей. (если смотреть в них, то видно ущелье в горах куда уходит дорога на Сорск). Выезжаем на грунтовую дорогу и движемся в сторону трассы.
Высота точки: 534 м
3809:43:0010.6161.8выехали на трассу Абакан-Сорск. Дорога отличного качества асфальт, движемся в сторону села В.Биджа.
Высота точки: 604 м
дорога высокого качества+20, солнечно, небольшая облачность
3910:23:0020.9172.1въехали в село В.Биджа, в магазине прикупили продукты на ужин и завтрак, в колонке набрали питьевой воды
Высота точки: 564 м
4011:12:4623174.2Начало препятствия перевал Бородинское (2 к.т.)
Проехав мост на выезде с села, сворачиваем налево. По грейдерной дороги которая проходит через хребет Косинский начинаем подниматься.
Высота точки: 538 м
ПП4312
4111:43:0028.8180 Поворот на право. Движемся с небольшим подъёмом на гребень горки. На повороте есть указатель к пещере. По плану мы должны посетить Бородинскую пещеру, пещера находится в горной местности.
Высота точки: 617 м
4211:48:0029.4180.6Вершина перевала. С перевала крутой спуск в долину на повороте(нам налево) поворачиваем.
Высота точки: 632 м
4312:00:0031.2182.4Проезжаем по лесу и подъезжаем к большой поляне.
Пещера Бородинская - одна из самых больших в регионе. Карстовая, расположенная на южном склоне хребта Тегир-Тыз, общей протяженностью ходов 1500 м и глубиной 65 м, имеется 7 больших гротов. Вход платный – 500 руб. Но полученные впечатления стоят этих денег. В пещере сделали ступеньки, перила, точечную подсветку. Красиво и безопасно. Проводят экскурсии с гидом.
Координаты точки: N54.042721, E90.997156
Высота точки: 564 м
4414:22:0031.5182.7После привала и посещения пещеры продолжаем движение. Т.к. есть две дороги к Бородинской пещере, но они не соединены приходится проходить небольшой участок склона по травнистому склону, обходя большие камни
Высота точки: 564 м
дорога низкого качества
4514:32:0031.9183.1небольшой, но крутой спуск от пещеры
Высота точки: 559 м
дорога хорошего качества
4614:38:0032.6183.8продолжаем движение по грунтовой дороге до Толочеи
Высота точки: 541 м
4715:06:0038189.2Толочея, на въезде с одной стороны дороги свалка, а сдругой стоят заброшенные коровники. В целом селение достаточно крупное, магазин не искали, по центральной улице есть колонки, но работали не все. На выезде на колонке пополняем запасы воды.
Высота точки: 445 м
4815:08:0038.4189.6Выехали из Толочеи, далее небольшой подъем с левой стороны искуственое водохранилище на р. Толочея. На пригорке много ответвлений и уехавших вперед просто не видно из-за рельефа. Немного растерялись, но двигаемся в правильном направлении, а на вершине подъема остальные нас ждут не подозревая что мы их потеряли.
Высота точки: 438 м
4915:16:3639.8191движемся по плоской вершне, дорога частично поросшая травой.
5015:38:0043.6194.8Пересечение с очередным ручьем, здесь у участника второй команды на кочке смещается багажник. Разбираемся с крепежем и регулировкой багажника. Здесь преимущественно грунтовая дорога с пылевыми участками.
Высота точки: 429 м
5115:49:0043.6194.8Продолжаем движение
Высота точки: 429 м
5215:59:0045.7196.9Двигаемся вдоль сенокосов, дорога гунтовая и неудобная для движения, так и хочется поехать по ровной траве, но по ней не получается ехать быстрее.
Высота точки: 431 м
5316:17:0050.1201.3Выезжаем к спуску, дорога грунтовая со скальными выходами, некоторые участники умудряются упасть, все целы, но на спуске главное разумная скорость и большая концентрация. Спускаемся до самого выезда на асфальт, можно не крутить педали, уклон небольшой, дорога ровная.
Высота точки: 457 м
5416:31:3654.7205.9Конец препятствия перевал Бородинское
Выезд на участок автодороги. Продолжаем движение по дороге до пересечения с трассой Р-257 Абакан- Красноярск. Дорога без особых уклонов, покрытие достаточно хорошее с дефектами.
Высота точки: 388 м
ПП4312
5516:59:0063.1214.3Выезд на трассу Р-257Абакан-Красноярск, трасса 4-х полосная, движение достаточно интенсивное, участок асфальта со стороны обочины достаточно широкий, что комфортно для движения на велосипеде.
Высота точки: 288 м
5617:05:0064.5215.7Свороток с трассы на Пригорск, тут всех встречает кафе.Народ кинулся заказывать еду в основном Шашлыки достаточно большие и хорошие, а чебуреки у них были из морозилки тупо грелись в микроволновке. После кафе заезжаем в Пригорск в магазины закупиться на ужин. Городок достаточно компактный и уютный.+22, облачно
5718:12:0064.8216Выезжаем из Пригорска движемся по асфальту в сторону Мохов
Высота точки: 298 м
5818:46:0075226.2сворачиваем на грунтовую дорогу ведущую в сторону Мохов, и берега Енисея. В Мохове, водокачка не работает, колонок по словам жителей на улице нет у каждого своя колонка. По пути много древних захоронений.
Высота точки: 273 м
дорога хорошего качества
5919:07:1878.5229.6Конец ходового дня Вы езжаем на берег Енисея и образованого им Красноярское водохранилище, ставим лагерь, вода не очень по качеству, готовим из запасов воды. Ужин в 20:30. Отбой в 22:00. Дождь особо не церемонился и всех разогнал по палаткам.
Координаты точки: N53.932689, E91.418438
Высота точки: 253 м

Пройдено за день: 78.5 км
НВ: 471 м, СВ: 780 м
ОХВ: 10 ч. 29 мин. 59 сек.
ЧХВ: 5 ч. 18 мин. 33 сек.
+18, облачно. вечером пасмурно, потом пошел сильный дождь который шел до утра.
14.06.2021 - день 4
6009:11:300229.6Начало ходового дня
Дороги размокли, по этому долго определяемся ехать через перевал, или в объезд по асфальту. Оба варианта не сильно удачные. Выезжаем по запланированному маршруту в появившийся просвет
дорога хорошего качестваНочью и утром шел дождь. +14 пасмурно, периодически капает дождь
6109:19:001.2230.8окраина Мохова, едем обратно по вчерашнему маршруту, грунт размок налипает на шины.
Высота точки: 242 м
6209:23:002.5232.1выезжаем на асфальт, движемся в сторону Садов и Подкунинских гор.
Высота точки: 247 м
дорога высокого качества
6309:40:005.8235.5сворачиваем на грунтовую дорогу с примесью гравия, едем вдоль садов.
Высота точки: 250 м
6409:50:007.2236.8сворачиваем на дорогу ведущую на перевал между подкунинских гор, дорога просто грунтовая, ехать тяжело цепляется грязь, приходиться чиститься и вести велики рядом.
Высота точки: 251 м
6510:05:008.7238.4выходим на гравийный участок дороги, едем вверх до вершины перевала
Высота точки: 295 м
дорога хорошего качества
6610:25:009.6239.3вершина перевала, спуск в низ с перевала, очень много опасных и мокрых скальных выходов, спускаемся предельно аккуратно.начинает моросить дождь
6710:32:0011.1240.8не удачная попытка срезать по старой дороге, уперлись в забор. Пришлось подниматься по мокрой траве. Прощай сухая обувь.
Высота точки: 314 м
6810:42:0012241.6возврат на дорогу
6910:44:0012.2241.8Развилка дорог, на лево не слишком ароматная но по горе, на право уходит к берегу, а там грязь и лужи
Высота точки: 311 м
Пасмурно
7010:52:0013.4243.1выезжаем на прибрежные улицы Усть-Абакана, дорога достаточно мокрая и грязная, много луж
Высота точки: 272 м
дорога среднего качества
7110:59:0014.5244.2Выехали на улицы с Асфальтом, движемся по ним, лужи с чистой водой в радость.
Высота точки: 273 м
дорога высокого качества
7211:05:0015.9245.6развилка, здесь можно уйти на лево сразу на Краснорский тракт, или на право в Центр Усть-Абакана, или поехать прямо по ровной тротурно-вело дорожке, что мы и сделали, поехали прямо, т. к. указателей не было куда ехать.
Высота точки: 269 м
7311:10:0017.1246.7С подозрением что едем уже не туда, сворачиваем на лево едем в центр Усть-Абакана на рыночную площадь, к магазинам и перекусу
7411:22:0019248.6рыночная площадь, делаем перерыв на перекус
Координаты точки: N53.83362, E91.39301
Высота точки: 230 м
7511:57:0019.1248.7выезжаем в сторону Абакана, едем по асфальтированной дороге под дождем, т. к. все равно мокрые продолжаем движение под дождем
Высота точки: 230 м
начинает идти дождь, переходящий в ливень
7612:27:0025.9255.6подъехали к кольцу выезд на трассу Р-257Абакан-Красноярск, дождь закончился. Собираемся в колонну для движения по трассе, дальше движемся до Абакана плотной группой.
Высота точки: 235 м
+22, Ливень закончился, появилось солнце, погода пошла на улучшение.
7712:38:0029.5259.1 въехали в Абакан, теперь начинаются еще и светофоры, на дорогах встречаются достаточно большие лужи которые приходится объезжать.
Высота точки: 233 м
7812:55:0033.8263.4на право вокзал, на лево парк. Сворачиваем в сторону музея, продолжаем движение по улицам города
7913:10:0035.9265.6Абаканский музей (нам везет сегодня понедельник хоть и праздник был, но не рабочий день у него), сворачиваем на тротуары движемся в сторону парка
8013:40:3137.6267.2Конец ходового дня
здесь официальная часть маршрута заканчивается, едем в парк встаем на берегу чтобы отмыться высушиться на солнце, обедаем и готовимся к отъезду поездом. Парк многим понравился, но воду мы в нем для питья не нашли.
Координаты точки: N53.723137, E91.484317
Высота точки: 231 м

Пройдено за день: 37.6 км
НВ: 210 м, СВ: 232 м
ОХВ: 4 ч. 29 мин. 1 сек.
ЧХВ: 2 ч. 52 мин. 15 сек.
Высота точки: 231 м

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
11.06.2021 - день 1
05:30:19+7, ясно небольшая облачность, ветер не ощущается
07:05:00+15, ветренно,переменная облачность
10:46:00+17, солнечно, ветренно
12.06.2021 - день 2
07:52:08+10, пасмурно, ветренно
17:24:01+12, облачно, ветренно
13.06.2021 - день 3
08:37:19+12 облачно
09:43:00+20, солнечно, небольшая облачность
17:05:00+22, облачно
19:07:18+18, облачно. вечером пасмурно, потом пошел сильный дождь который шел до утра.
14.06.2021 - день 4
09:11:30Ночью и утром шел дождь. +14 пасмурно, периодически капает дождь
10:25:00начинает моросить дождь
10:44:00Пасмурно
11:57:00начинает идти дождь, переходящий в ливень
12:27:00+22, Ливень закончился, появилось солнце, погода пошла на улучшение.

6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


KONA HOSS DOWN 26 на acera
Jamis nemesis 27.5
GT avalanche sport 27.5
Jamiss cross Country 3.0
GT avalanche expert 27.5

6.2 Перечень запчастей и инструментов


Перед походом велосипеды были подготовлены с полным ТО с заменой изношенных механизмов, с настройкой тормозов.
Из запчастей были взяты:
- задний переключатель Deor 9s;
- покрышка на колёса 26х2.1.
Кроме этого, каждый вёз по 2–3 спицы и по 2 запасные камеры.
У механика имелся полный комплект съёмников, ключей, групповая велоаптечка.
Несколько участников имели велосипеды с колёсами 27.5 и 29.

6.3 Перечень общественного снаряжения


газовыя горелка Kovea и горелка типа Jetboil
котлах объёмом 3 л и 1 л.
Газ брали с запасом: 4 баллона по 450мл - расход 2,5 балона (из-за ветра)

6.4 Состав хозяйственного набора



6.5 Раскладка по питанию и график закупок



Закупка на все дни проводилась в Новокузнецке, т.к. в Аскиз прибывали в 4 утра и терять ходовое светлое время не было смысла терять. по маршруту крупных населенных пунктов с большими магазинами не было. В сельских магазинах не большой выбор продуктов, и ограниченные способы оплаты (наличка или перевод на Сберкарту (но не везде есть интернет)).
Питьевая вода есть в населенных пунктах и на Кошах, с собой везли запас 3л воды на каждого особой проблемы с водой в лагере не было.



6.6 Состав медицинской аптечки



6.7 Перечень финансовых затрат


Расходы Сумма на 1 участника
Заброска: поезд Новокузнецк – ст.Аскиз 946 руб.
Выброска: проезд :Абакан – Новокузнецк 1156 руб.
Провоз велосипедов в поезде 143 руб.
Продукты 425 руб
закупка газа 450 г 200 руб.
Столовые, кофе 300 руб
Экскурсия на курган 100 руб
Экскурсия в пещеру Бородинскую 300 руб
Всего на одного человека 3570 рублей

7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]

По маршруту:
Пройден интересный спортивный маршрут. Маршрут интересен технически, и с точки зрения велосипедного туризма. На маршруте были дороги с разным дорожным покрытием: грунтовые( полевые) дороги, грейдерные, асфальтированные дороги. Было пройдено два перевала. По количеству препятствий маршрут соответствует заявленной 1 к.с. Поход пройден в хорошем темпе, отставаний не было.
По составу группы:
Обязательное требование к участникам такого похода – наличие опыта прохождения велосипедных ПВД, хорошая физическая подготовка и психологическая устойчивость. Оптимальная группа 4–5 человек. У нас была группа с хорошо подготовленными участниками. Ребята могут с такой подготовкой могут вполне участвовать и в более сложных походах.

По снаряжению и одежде:
Велорюкзаки «Трек» питерской фирмы «Пик-99» объёмом от 65 до 90 л оптимальны.. Необходимы надёжные, прочные багажники. Лучше брать цельносваренные а не разборные.
В походы летом можно рекомендовать спальник с температурой комфорта не менее 0.

По безопасности:
1.Всем участникам для безопасности обязательно надо иметь велошлем.
2.Травм и падений на маршруте не было.
3. В районе похода много клещей, обязательное условие соблюдение правил. Осмотр участников на стоянках и привалах.

Для регистрации в МЧС мы воспользовались онлайн-заявкой для регистрации туристских групп. Ссылка на онлайн-заявку: https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups
На старте на ст.Аскиз звонили по указанным МЧС телефонам, несколько раз на контрольных точках мы отзванивались дежурному. На финише в Абакане сообщили о окончании маршрута.

Питание:
На маршруте много посёлков, проблем с закупкой продуктов не возникало. Основная часть продуктов была закуплена ещё в Новокузнецке. Докупали только к чаю печенье и конфеты. Почти во всех посёлках хорошие магазины (не везде принимают карты, принимают перевод от Сбербанка, но не везде есть интернет, нужно с собой иметь наличку), можно всё докупить что необходимо из продуктов.

Связь
Почти везде на маршруте была связь. Интернет работал не везде и не у всех операторов.

8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]

8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
111.06.2021по дорогам высокого качества: 73
212.06.2021по дорогам высокого качества: 39.9
по дорогам хорошего качества: 38.3
313.06.2021по дорогам высокого качества: 20.9
по дорогам хорошего качества: 57.1
по дорогам низкого качества: 0.4
414.06.2021по дорогам высокого качества: 29.3
по дорогам хорошего качества: 7.2
по дорогам среднего качества: 1.1


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
163.1102.61.10.4000

Lф = 267.2

Кэп = 1.04

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км

ЛП = 0 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1.04

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 0

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 267.2

Продолжительность фактическая, дней: (последний день неполный)

Тф = 3.5

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 300

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 6

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.59

8.2 Автономность маршрута [↑]


Продолжительность похода: 81 ч. (4 д.)

Автономность похода: 0.81

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 11.06.2021 5:00
Конец временного интервала: 11.06.2021 11:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80
2. Магазин Усть Камышта: 11.06.2021 12:00
Конец временного интервала: 12.06.2021 8:00
Количество часов: 21
Автономность временного интервала: 0.80
3. Магазин АЕВ: 12.06.2021 9:00
Конец временного интервала: 13.06.2021 9:00
Количество часов: 25
Автономность временного интервала: 0.82
4. Магазин В. Биджа: 13.06.2021 10:00
Конец временного интервала: 13.06.2021 16:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80
5. Кафе, Магазины Пригорск: 13.06.2021 17:00
Конец временного интервала: 14.06.2021 10:00
Количество часов: 18
Автономность временного интервала: 0.80
6. МагазиныУсть Абакан: 14.06.2021 11:00
Конец временного интервала: 14.06.2021 13:00
Количество часов: 3
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута [↑]

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатусАвторствоКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 4309перевал через хр. Саксыр ( 531 м)1Гравий/щебень-собственное1.851
2. 4311равнинное Камызякская степь2Гравий/щебень, глина/чернозём-собственное2.191
3. 4312перевал Бородинское2Гравий/щебень, камень, глина/чернозём-собственное2.11


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.

Общая сумма баллов за ПП: 6.14

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 6.14

Сумма баллов за ПП:

S = 6.14


8.4 Категорирование маршрута [↑]

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 6.14 * 1.59 * 0.81 = 7.91 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 1

Набор ПП:

1 к.т.: 1
2 к.т.: 2

Признак к.с. по набору ПП: 2

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 267.2 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 0 км
Продолжительность фактическая: 4 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута:
Признак к.с. по продолжительности маршрута:

Итоговая к.с.: с эл. 2