Главная  

Оглавление


Отчёт о прохождении маршрута Саяны (Минусинск - Кызыл - Ак-Довурак - Абаза), категория сложности: 3, руководитель: Лира А.Е., маршрутная книжка: МК 0-33-22

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

Новокузнецк, Клуб Велокузнецк

1.2 Выпускающая МКК

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: МКК СФО (Новосибирск) .
Номер маршрутной книжки: МК 0-33-22

1.3 Сроки проведения

Маршрут пройден в сроки с 10.07.2022 по 21.07.2022.

1.4 Регион проведения

Страна: Россия
Район: Западные Саяны
Часовой пояс по стандарту UTC: 7   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута

Минусинск -- Ермаковское - Григорьевка - Танзыбей – Арадан -Шивилинг – Туран - Уюк –- Сесерлинг– Кызыл– Усть-Элегест– Хайыракан – Шагонар –– АК-Дуруг – Чадан – Шекпээр – Кы-зыл-Мажалыг - Ак-Довурак -– пер. Саянский (2205м.) - большой Он - р. Она - пер. Антгольский (1027м.) - пер. Кунжульский (1004м.) – Абаза.

1.6 Определяющие факторы маршрута

Продолжительность: 12 дн.
Протяжённость маршрута: 1028 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
907.6120.700000


1.7 Перечень маршрутных треков

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1. фактический Саяны 20221028.3фактический


1.8 Перечень протяжённых препятствий

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. перевал Ойский и Буйбинский (№4693)2Асфальт/бетон
L = 55.1 км, Hmax = 1477 м, НВ = 1154 м, СВ = 707
фактический-принадлежит
2. перевал Солнечный (№4690)2Асфальт/бетон
L = 23.7 км, Hmax = 1304 м, НВ = 552 м, СВ = 402 м
фактический-принадлежит
3. перевал через Куртушинский хр 1443м (700км трассы ) (№4695)2Асфальт/бетон
L = 22.8 км, Hmax = 1440 м, НВ = 462 м, СВ = 484 м
фактический-принадлежит
4. перевал Веселый (№4726)3Асфальт/бетон, гравий/щебень, песок
L = 46.8 км, Hmax = 1595 м, НВ = 906 м, СВ = 1032
фактический-принадлежит
5. перевал пер Улус Хову (№5242)1Асфальт/бетон
L = 41.4 км, Hmax = 986 м, НВ = 437 м, СВ = 222 м
фактический-принадлежит
6. перевал пер хр Адар Даш (№5243)1Асфальт/бетон
L = 53.4 км, Hmax = 1350 м, НВ = 578 м, СВ = 527 м
фактический-принадлежит
7. перевал Ак-Хая (шеми-оаргалы) (№5730)1Асфальт/бетон
L = 23 км, Hmax = 1070 м, НВ = 283 м, СВ = 323 м
фактический-принадлежит
8. перевал у г.Оттуг-Хая (№5841)1Асфальт/бетон
L = 15.1 км, Hmax = 973 м, НВ = 234 м, СВ = 215 м
фактический-принадлежит
9. перевал Орлиный (№5840)1Асфальт/бетон
L = 15.1 км, Hmax = 1189 м, НВ = 274 м, СВ = 125 м
фактический-принадлежит
10. перевал Саянский (№4777)3Асфальт/бетон, гравий/щебень
L = 81.2 км, Hmax = 2205 м, НВ = 1247 м, СВ = 1763
фактический-принадлежит
11. перевал Атгольский (№5734)1Асфальт/бетон
L = 16.9 км, Hmax = 990 м, НВ = 412 м, СВ = 415 м
фактический-принадлежит
12. перевал Канжульский (№5736)2Асфальт/бетон
L = 17.3 км, Hmax = 1004 м, НВ = 474 м, СВ = 546 м
фактический-принадлежит


1.9 Список участников

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Лира Алексей Евгеньевич 04.02.1981 М 2 разряд *************************** ************************************************************* 1У алтай, 1Р Хакасия, Горная Шория, 2У Хакасия Руководитель
2 Боровский Михаил Вениаминович 01.09.1987 М 3 разряд ******************************** ********************************************** 1У, 2У Алтай, 1У Горная Шория Механик
3 Дьяченко Николай Николаевич 12.02.1992 М 3 разряд ******************************* *********************************************** 1У Хакасия, 1У Горная Шория Фотограф - Блогер
4 Овчинников Александр Валерьевич 13.07.1985 М 3 разряд ***************************** ************************************************ 1У Хакасия Штурман - Механик
5 Прянишникова Светлана Анатольевна 30.06.1977 Ж 3 разряд ************************************ ***************************************** 1У Горная Шория Медик
6 Рыжих Виктор Дмитриевич 22.05.1960 М 2 разряд **************************** ******************************************************** 3У, 2у,1у Костровой


1.10 Материалы, ссылки


    



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК

Заявленная категория сложности: 3
Заявленные сроки: c 10.07.2022 по 23.07.2022
Заявленная продолжительность: 14 дн.
Заявленная нитка маршрута: Минусинск-оз. Тагарское- Казанцево -Жеблахты - Шушенское- Ермаковское - Ойский - Салба-Верхний Кобеж - Григорьевка - Танзыбей -Буйбийский пер. - оз. Ойское - р. Нижняя Буйба - парк Ергаки - Усть Буйба - Арадан - Шивилинг – Туран - Уюк – пер. Веселый (через Уюкских хр) - Сесерлинг – берег Б. Енисей ( юрточный городок Бий-Хем) - Кызыл , далее по трассе А-162: Сукпак – Усть-Элегест - Ийи-Тал – Хайыракан – Шагонар - Арыг-Узю– Ак-Дуруг - хр. Адар-Даш – Хайыракан – Чадан –Шекпээр – Кызыл-Мажалыг. Далее по А-161: Ак-Довурак - р.Алаш – пер Саянский. –Абаза – Аскиз.

2. Характеристика района

2.1 Общая полезная информация


Маршрут похода Саяны проходит по по классическому туристскому маршруту "Саянское кольцо", который возник с момента строительства дорог соединяющих Туву через Западные саяны с Хакасией и Красноярским краем. Маршрут дважды проходит через горы Западных Саян, на юге проходит через степную часть Тувы и горные хребты, а на Севере по степной части Хакасии.
Маршрут похода проложен преимущественно по основным трассам, от Минусинска до Абазы протяженность составляет 1000 км с набором высоты больше 9000м. Перевалы по маршруту 12 перевалов с набором более 200м категорируемых для велосипеда как 1-3 категории трудности. По маршруту есть множество ответвлений на более грунтовые и мало обустроенные дороги по этому не составит труда найти дополнительные участки с более сложными препятствиями.
В части климата степная часть маршрута имеет резкие климатические колебания, при этом горной таежная часть Западных Саян имеет более равномерную но влажную погоду. Климатические условия оценивались по архиву погоды на сайте https://nuipogoda.ru по маршруту следования в июле обычно были достаточно жаркие условия и много дождей, но в 2022 году пошло что-то не так в тайге было достаточно сухо и комфортно, а в степях Тувы на оборот было прохладно и влажно, что особо не мешало нашему движению. Для движения не малую роль играет ветер (в чем убедились в Майском походе на Алтае когда против ветра ехать совсем было тяжко), информацию о розах ветров с https://lakka-sails.ru/winds/ убедила что нужно все таки ехать в направлении Абакан-Кызыл_Ак-Довурак-Абаза. Не маловажна информация об уровне рек с https://allrivers.info , но особо не пригодилась так как в брод реки брать не собирались и рек с отслеживаемым уровнем было минимум. Фактическую погоду и ближайший прогноз пытались отслеживать там где была связь по приложению для android Windy, в принципе прогноз был вполне пригоден для планирования режима дня.

2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


Природа на маршруте достаточно разнообразна и красива. Маршрут и дорога проходит по территории природного парка Ергаки в Красноярском крае и по природному парку "Маранкульский" в Хакасии в которых есть оборудованные интересные пешеходные маршруты, но есть ограничения на места стоянок.
Оз Тагарское является достаточно давно известным лечебным соленым озером возле Минусинска и граничит с ленточным бором "Кривинский бор"
В Абакане, Минунсинске, Кызыле есть интересные музеи в которых можно узнать про древние культуры и археологические памятники данного региона.

2.3 Варианты подъезда и отъезда



Добраться можно до Абакана на Поезде, Самолете, Автотранспорте. В Кызыле также есть Аэропорт. по трассе курсирую автобусы.
У нас заброска была на поезде Пермь-Абакан проходящий через Новокузнецк 1 раз в два дня, что удобно что садишься вечером, а утром уже на месте. До Минусинска доехали на электричке (не очень удобный вариант получился, дороговато за 30 минут езды и размещаться особо негде в вагонах если ехать большим составом).
Отъезд планировали на поезде с Аскиза до Новокузнецка. До Аскиза с Абазы ходит пасажирский вагон утром и вечером и стыкуется с электричками и поездами Аскиза. Билеты брали перед отправлением из имеющихся в наличии в день отправления. запасной вариант был ехать на трех электричках с пересадками. Также в Абазе есть Автовокзал с которого ездят Автобусы на Абакан и другие города.

2.4 Аварийные выходы с маршрута



На попутных машинах до бираться до города с которого можно уехать до поезда.
В Кызыл, Кызыл_Мажарек,Ак-Довурак можно уехать с Автовокзала или Аэропорта.

3. Общая характеристика пройденного маршрута

3.1 Цели прохождения маршрута



Ознакомится с маршрутом "Саянское кольцо" и пройти его на участке от Минусинска - Кызыл - Ак-Доурак - Абаза за оптимальное время.
Посетить и познакомиться с респ. Тыва, увидеть природу Западных Саян и Тувинских степей.
Провести категорирование перевалов для велопоходов на данном участке.

3.2 Краткое описание маршрута



Маршрут начинается с Минусинска (город с 200 летней историей), станция расположена вдали от города и доехать с Абакана проще своим ходом. Далее движение преимущественно идет по современной трассе Р-257 "Енисей", движение достаточно интенсивное, дорога в отличном состоянии есть достаточна большая обочина, крупные грузовики стараются широко объезжать, но не все поэтому желательно при машинах уходить в право.
от Минусинска движемся в сторону парка Ергаки с заездом в Шушенское посмотреть на фестиваль. В Ергаках можно немного прокатиться на велосипедах, но лучше планировать их где-то оставлять на базах которых тут много и двигаться пешком по тропам (или пытаться согласовать с Дирекцией передвижение вне дорог по Парку). Очень большой контраст при пересечении перевала на границей с Тывой, после леса Западных саян начинаются степи Тывы с красивыми горами на которых растет лес.
После Уюк сворачиваем на старый участок трассы, здесь теперь создана природная зона, а на перевале Веселый достаточно популярное место отдыха на природе в Тыве. Красивый и крутой спуск по дороге до Сесерлинга, здесь не доезжая его Аржан с минеральной водой. От Сесерлинга едем по гравийным дорогам до Берега Большого Енисея. Что бы на следующий день посетить Кызыл и его достопримечательности. В Кызыле автомобильный трафик достаточно большой, и большей степени водители не привычны к велосипедам на дороге пытаются послать на тротуар или пугают, повод максимально быть внимательными и соблюдать ПДД. После Кызыла продолжаем ехать по трассе "Енисей" в сторону Чадана, а там трасса уходит к Границе. На этом участке за день можно проехать по степи заехать в лес на Хребте или в долине реки. Очень красивая природа вокруг, чистые реки. В Тыве спиртное практически не продают, алкоголем мало торгуют и ограниченное время с 11:00-15:00, но почему-то все равно популярные места отдыха у них прям в пивном мусоре ;). Дорога хорошая, но уже попадаются участки до куда ремонтные работы еще не добрались.
После Чадана движемся под дороге Чадан - Ак-Довурак, здесь уже состояние дороги хуже, но и грузовых машин практически нету. После перевала у горы Отугг-Хая снова кардинально меняется природа, здесь уже есть яркие зеленые луга на которых располагаются Юрты и пастбища. По сути до границы с Хакасией вдоль дороги постоянно встречаются такие пастбища на свободных от леса участках. После Ак-Дорвурака проезжаем самый красивый перевал "Орлиный" (как сказал наш руководитель) между реками Алаш и Ак-Суг, здесь можно подняться на ближайшую вершину и посмотреть на долины рек.
Дальше по долине реки Ак-Суг идет набор высоты в Саянский перевал, но здесь очень много крутых небольших горочек по которым идет дорога и красивейшие виды. Перед Саянским перевалом дорога становится гравийной там не делают асфальт т.к. участок достаточно крутой и опасный для транспорта (или еще не добрались сделать асфальт). Спуск с Перевала идет практически по долине бурной реки Большой Он, в Хакасии тут расположена природная зона и разрешается стоянка только в определенных местах. Едем до поселка Большой Он, после него р Б. Он превращается в р. Она которая становится более ровной. Остается преодолеть два перевала и мы добираем до Абазы, в которой и завершаем маршрут.

3.3 Новизна



Данный маршрут в основном преодолевается на Мотоциклах и Автомобилях, Велотуристами данный маршрут не пользуется особой популярностью из-за большой длительности и низкой категорией перевалов. Велотуристами части маршрута включаются при движении с/на Алтая или Монголии в походах 4-6 категории.
Хотя Велопутешественики и велоспортсмены здесь не впервые. Велопутешественик Виталий Вебер https://vk.com/ramirozz проезжал в одиночку частично Саянское кольцо в 2020г https://vk.com/wall-209727887_35. А Егор Ковальчук https://vk.com/velecot в ультрамарафонском формате несколько раз проезжал в обратную сторону Саянское кольцо за 97 часов https://vk.com/wall-209727887_49. Также есть информация что раньше проводились велогонки по Санскому кольцу.

3.4 Стратегия и тактика



Учитывая большую дистанцию маршрута из-за ограниченных точек начала и завершения маршрута, небольшая категорийностью асфальтовых перевалов и опыт участников, было выбрано движение преимущественно по асфальтовым дорогам. Дневная разбивка делалась в зависимости от количества перевалов и набора высоты, дневной километраж с учетом покрытия. Под погодные условия закладывалось два резервных дня. С учетом интенсивности, равномерности нагрузок и физ. состояния участников дневки не понадобились.

3.5 Изменения маршрута и их причины



Изменений маршрута не было.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи



Несчастных случаев не было, оказание мед помощи не требовалось.
С МЧС Красноярского края созванивались в Минусинске и при въезде в Тыву. С МЧС Тувы ежедневно сообщали места стоянки, от Ак-Довурака до Абазы т.к. не было связи, связывались только с Абазы по завершению маршрута.

3.7 Изменение состава участников



Замены не было.
Из заявленных участников не смогли принять участие по личным обстоятельствам Зеньков Денис, Михайлов Роман, Жолудев Евгений, Улумов Александр

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК



Транспорт не использовался.

4. Графики движения

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 10.07.2022 Минусинск-оз. Тагарское- Казанцево - Шушенское 58 Вело Минусинск-оз. Тагарское- Казанцево - Шушенское 64 вело
2 11.07.2022 Жеблахты - Ермаковское - Ойский - Салба-Верхний Кобеж - Григорьевка - Танзыбей - р. Каринзюль – р. Чебежок 113 Вело Жеблахты - Ермаковское - Ойский - Салба-Верхний Кобеж - Григорьевка - Танзыбей - р. Каринзюль – р. Чебежок 113 вело
3 12.07.2022 р. Чебежок - Буйбийский пер. - оз. Ойское - р. Нижняя Буйба - парк Ергаки - Усть Буйба - Арадан - р. Ус 83 Вело р. Чебежок - Ойский пер. - оз. Ойское- Буйбийский пер. - р. Нижняя Буйба - парк Ергаки - Усть Буйба - р. Ус 75 вело
4 13.07.2022 Пер. Солнечный – руч. Солнопечный – пер. Нолевка - Шивилинг – Туран 65 Вело р. Ус - Арадан - Пер. Солнечный – руч. Солнопечный – пер. Нолевка - Шивилинг – Туран 85 вело
5 14.07.2022 Уюк – пер. Веселый (через Уюкских хр) - Сесерлинг – берег Б. Енисей ( юрточный городок Бий-Хем) 61 Вело Уюк – пер. Бегреда - Сесерлинг – берег Б. Енисей ( юрточный городок Бий-Хем) 60 вело Уюк – пер. Веселый (через Уюкских хр) - Сесерлинг – берег Б. Енисей 63 вело
6 15.07.2022 Кызыл , далее по трассе А-162: Сукпак – Усть-Элегест - Алдын-Булак 75 Вело Кызыл , далее по трассе А-162: Сукпак 48 вело
7 16.07.2022 Ийи-Тал – Хайыракан – Шагонар – р Шагонар 76 Вело Усть-Элегест - Алдын-Булак - Ийи-Тал – Хайыракан 100 вело
8 17.07.2022 пер ур Улус_Хову - Арыг-Узю– Ак-Дуруг - хр. Адар-Даш – Хайыракан - Устюг Хурээ 100 Вело Шагонар – р Шагонар - пер ур Улус_Хову - Арыг-Узю– Ак-Дуруг - хр. Адар-Даш – Чадан 123 вело
9 18.07.2022 Чадан –пер. Ак Хая -р. Чергакы - Шекпээр 78 Вело Устюг Хурээ - Чадан –пер. Ак Хая -р. Чергакы - Шекпээр -Кызыл-Мажалыг. 101 вело
10 19.07.2022 Кызыл-Мажалыг. Далее по А-161: Ак-Довурак - Малгаш –Бажин - р.Алаш – р Ак-Суг 88 Вело Ак-Довурак - Малгаш –Бажин - р.Алаш – р Ак-Суг 77 вело
11 20.07.2022 р.Алаш – пер Саянский.- р.Она 120 Вело р.Ау-суг – пер Саянский.- Большой Он 83 вело
12 21.07.2022 р. Она = пер Антголский - пер Кунжульский - Абаза 70 Вело р. Она - пер Антголский - пер Кунжульский - Абаза 96 вело
Заявленная протяжённость: 987 км
Фактическая протяжённость: 1028 км

5. Техническое описание прохождения маршрута


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
10.07.2022 - день 1
109:06:5400Начало ходового дня
209:06:5500Движемся от станции Минусинск к городу, по новой отремонтированной трассе,вдоль сосновго леса правда который немного сгорелдорога высокого качества
310:15:001313Посещение Музея в старом центре идет реконструкция к 200 летию. Музей вход 100 руб + 50 руб фотографирование.
411:40:0015.315.3Выезжаем из Минусинска, немного не удачное место выезда через встречку, в общем надо было по навигатору сварчивать на право раньше.
512:16:0028.628.6Заехали на Озеро Тагарское, скатались искупаться, а то жара стоит хорошая
612:46:0028.728.7После купания едем дальше по трассе в небольшой но напряжный перевал (разминочка неплохая получилась)
713:49:0043.843.8Забрались на перевал, отдыхаем на верху есть где посидеть и торгую всяким необычностями.
814:14:004444Едем дальше на спуск по отличной трассе хороше летиться вниз
914:24:0045.645.6Завернули к верстовому столбу на горе Думная, Встретили земляка с Междуреченска на велосипеде ехал по малому кольцу
1015:15:0059.959.9Добрались до Казанцево, в кафе не пошли закупились в магазине.
1116:02:006464Встали на б. Енисея не доезжая до Шушенского.
1216:02:5664.564.5Конец ходового дня
Координаты точки: N53.376288, E91.971037
Высота точки: 269 м

Пройдено за день: 64.5 км
НВ: 430 м, СВ: 433 м
ОХВ: 6 ч. 56 мин. 2 сек.
ЧХВ: 4 ч. 41 мин. 51 сек.
11.07.2022 - день 2
1306:57:36064.5Начало ходового дня
1407:00:000.665.1Выез на дорогу по раньше до жары, едем до дорога высокого качества12
1509:04:0035.199.6остановка в Ермаковскоедорога высокого качества
1613:15:0084.7149.2Остановка в Танзыбей
1716:18:00109.4173.9Поиск места для лагерядорога хорошего качества
1817:01:20114178.5Конец ходового дня
Координаты точки: N52.994112, E93.21348
Высота точки: 513 м

Пройдено за день: 114 км
НВ: 712 м, СВ: 467 м
ОХВ: 10 ч. 3 мин. 44 сек.
ЧХВ: 7 ч. 23 мин. 54 сек.
12.07.2022 - день 3
1907:21:520178.5Начало ходового дня
2007:23:000178.5Подъем в на хр Кулумысдорога высокого качества
2110:45:0017.4195.9Заехали в ТонельПошел Ливень
2211:00:0019.1197.5Выехали из тонеля к Часовне Вершина Ойского пер.туман,
2312:10:0025.8204.3Вершина Буйбинского пер. 1477м перед спуском нагоняет новый ливеньЛивень
2412:20:0030.3208.7Визит Центр Ергаки, небольшая прогулка по окресностям и тропам, пока не выгнали ;(дорога хорошего качестваСолнечно
2516:45:0040.3218.8Едем дальше до места стоянкидорога высокого качества
2618:15:0073.7252.1Сворачиваем на дорогу в лесу, встаем у речки Усдорога хорошего качества
2718:35:3274.7253.1Конец ходового дня
Координаты точки: N52.619912, E93.463195
Высота точки: 904 м

Пройдено за день: 74.7 км
НВ: 1135 м, СВ: 744 м
ОХВ: 11 ч. 13 мин. 40 сек.
ЧХВ: 6 ч. 20 мин. 58 сек.
13.07.2022 - день 4
2808:22:040253.1Начало ходового дня
2908:54:006.2259.3Заехали в Арадан дорога высокого качества
3009:36:0016.4269.5Выезжаем из парка Ергаки, по мосту р. Ус, дальше перевал на 1304м между р Ореш и р Омул
3111:30:0033.5286.6на Вершине Перевала, продают жимолость
3212:00:0040.1293.2В долине реки Омул а здесь продают голубику и начинается перевал Куртушибинский хр 1440м в Тыву (700км трассы).
3312:38:0045.8298.9Выясняется что потеряли бойца ( колесо перестало цеплять звездочки) - добирается на попутке до вершины.
3413:48:0053306.1На вершие перевала, границы с Тывой, пытаемся разобраться что случилось с колесом (но не удается раскрутить храповик).
3514:47:0053.5306.7Спускаемся в ШивилингПасмурно,
3615:10:0063.5316.7Шивилинг, обедаем в Столовой, решаем что делать с поломкой.ветрено, пасмурно
3716:19:0064.1317.3Отправляем сломаный велик на попутном Торане в Туран, едем туда против ветра
3817:55:0081.2334.3Рабираем поломаный велик, выясняем что посадка зубьев храповика проскальзывает участник решает выбираться на попутках в Абакан
3918:28:0082.3335.5ищем место под Лагерь в окресностях т.к. рядом виднеется Ливень.дорога хорошего качества
4018:37:5683.9337Конец ходового дня
Координаты точки: N52.118408, E93.931597
Высота точки: 840 м

Пройдено за день: 83.9 км
НВ: 1027 м, СВ: 1091 м
ОХВ: 10 ч. 15 мин. 52 сек.
ЧХВ: 5 ч. 41 мин. 14 сек.
14.07.2022 - день 5
4108:10:090337Начало ходового дня
4208:14:000.8337.8В степи было очень холодно в первую ночь, выезжать прохладнодорога высокого качества
4309:33:0017.3354.3Сворачиваем на старую дорогу где была трассаСолнечно
4413:24:0034.8371.8Вершина пер Веселый
4514:51:0048.2385.3проезжаем Сесерлинг, за ним гравийкадорога хорошего качества
4617:12:1864.5401.5Конец ходового дня
Координаты точки: N51.863512, E94.452062
Высота точки: 633 м

Пройдено за день: 64.5 км
НВ: 995 м, СВ: 1201 м
ОХВ: 9 ч. 2 мин. 9 сек.
ЧХВ: 5 ч. 34 мин. 7 сек.
15.07.2022 - день 6
4709:32:400401.5Начало ходового дня
4809:52:002.5404Выехали на дорогу от Кара-Хаакдорога высокого качества
4910:55:0018.5420Кызыл пошли в музей, прогулка по городу
5016:31:0025.8427.3Движемся в стороны выезда из Кызыл, чет водители здесь не сильно хорошо относятся к Велосипедистам на дороге,
5117:52:0045.8447.3Встречный ветер, не вдохновляет ехать далеко, встаем на берегу Енисеядорога хорошего качества
5218:02:2247.5449Конец ходового дня
Координаты точки: N51.610758, E94.192092
Высота точки: 611 м

Пройдено за день: 47.5 км
НВ: 79 м, СВ: 101 м
ОХВ: 8 ч. 29 мин. 42 сек.
ЧХВ: 3 ч. 40 мин. 21 сек.
16.07.2022 - день 7
5308:55:110449Начало ходового дня
5408:58:000.3449.3Выехали на трассудорога высокого качества
5509:42:009.2458.2Усть-Элегест
5610:53:0026.3475.3посетили Алдын-Булак, немного прогулялись там, в целом день по степи выдался жарким, но терпимым
5716:18:0082.5531.5Хайыракан, посмотрели Будийские ступы
5817:23:0094.3543.3Решаем ехать искать место для лагеря у берега Енисеядорога хорошего качества
5918:01:06100.5549.5Конец ходового дня
Координаты точки: N51.582433, E92.959852
Высота точки: 540 м

Пройдено за день: 100.5 км
НВ: 455 м, СВ: 526 м
ОХВ: 9 ч. 5 мин. 55 сек.
ЧХВ: 5 ч. 30 мин. 18 сек.
17.07.2022 - день 8
6007:24:030549.5Начало ходового дня
6107:55:005554.5выехали в стророну Шагонарадорога высокого качества
6208:27:0010559.5Поехали преодолевать перевал Улус-Хову 986м, усложненный большим количеством столовых ( 3 шт)
6313:20:0065.7615.2Конец перевала в Ак-Дуруг и начала подъема в пер. Адар-Даш 1350м
6416:23:0091.3640.8на спуске с перевала попапали под дождьДождь
6516:53:00100.3649.8Фото на 1000 км трассы Енисейконц дождя
6618:26:00122.8672.3Чадан, брод через реку ЧаданПереправа н/к (простейшая)
6718:36:00123.3672.8ищем место под Лагерь на р. Чадан
6819:16:16125.3674.7Конец ходового дня
Координаты точки: N51.275625, E91.564132
Высота точки: 812 м

Пройдено за день: 125.3 км
НВ: 1112 м, СВ: 841 м
ОХВ: 11 ч. 52 мин. 13 сек.
ЧХВ: 7 ч. 53 мин. 52 сек.
18.07.2022 - день 9
6908:28:190674.7Начало ходового дня
7009:48:008.8683.5Доехали до Будиского храма дорога высокого качестваконец дождя
7110:49:0022.6697.4Начала подъема в дорогу в небо пер. Ак-Хая 1070мсолнце и жара
7211:57:0032.1706.8Вершина перевала Ак-Хая, в долине дожь, да и н а накрывает ливень, ставим тент ждем когда кончитьсяЛивень
7313:10:0032.8707.5Спускаемся в долину, дорога только на вид ровная, долбит постоянноПасмурно,
7414:46:0054728.7Долина р Чыргакы, встречно боковой ветер, едем плотной группой прикрывая Светуветрено, пасмурно
7515:30:0060.9735.7Подъем в перевал у г. Оттуг-Хая, от ветра теперь закрывают хребты
7618:02:0092.4767.2Кызыл-Мажалык - обедаем, попутно отбиваясь от навазчивых маргиналов
7719:05:0094.8769.5Ищем место для лагеря, дорога хорошего качества
7819:31:5097.6772.3Конец ходового дня
Координаты точки: N51.15034, E90.545472
Высота точки: 857 м

Пройдено за день: 97.6 км
НВ: 700 м, СВ: 655 м
ОХВ: 11 ч. 3 мин. 31 сек.
ЧХВ: 6 ч. 24 мин. 59 сек.
19.07.2022 - день 10
7909:08:350772.3Начало ходового дня
8009:20:001.6773.9Выехали на асфальт едем в Ак-довурак закупатьсядорога высокого качества
8113:28:0040.5812.8Спуск с перевала между р. Ак-суг и Алаш дорога высокого качестваЛивень +9
8217:51:0075.3847.6Лагерь на р Ак-Суг
8318:01:4676.8849.1Конец ходового дня
Координаты точки: N51.552073, E90.12428
Высота точки: 1332 м

Пройдено за день: 76.8 км
НВ: 825 м, СВ: 349 м
ОХВ: 8 ч. 53 мин. 11 сек.
ЧХВ: 6 ч. 4 мин. 11 сек.
20.07.2022 - день 11
8409:14:560849.1Начало ходового дня
8511:09:0018.9868гравийный участок дорогидорога хорошего качества
8612:22:0022.8872Начало штурма перевала после привал, на кемпинге у моста
8713:50:0031.5880.6На вершине Перевала Саянский 2205м
8814:40:0036.3885.5Конец гравия, но Асфальт пока трешдорога высокого качества
8915:20:0045894.1у тропы к озеру
9017:53:0082931.1Поиск места под лагерь у Большой Ондорога хорошего качества
9118:26:0083.5932.6Конец ходового дня
Координаты точки: N52.066373, E89.751545
Высота точки: 774 м

Пройдено за день: 83.5 км
НВ: 925 м, СВ: 1484 м
ОХВ: 9 ч. 11 мин. 4 сек.
ЧХВ: 6 ч. 30 мин. 41 сек.
21.07.2022 - день 12
9208:44:390932.6Начало ходового дня
9311:30:0041.2973.8Свороток на Кубайку, начала перевала Атгольскогодорога высокого качества
9412:45:0050.1982.7На вершине перевала Атгольского 1027м
9513:31:0067.61000.2между перевалами, и едем в Канжульский перевал 1004м
9615:00:0075.71008.3начало спуска с перевала Канжульского
9715:21:0084.91017.5На въезде в Абазу
9816:23:0895.71028.3Конец ходового дня
Координаты точки: N52.651722, E90.115665
Высота точки: 450 м

Пройдено за день: 95.7 км
НВ: 892 м, СВ: 1216 м
ОХВ: 7 ч. 38 мин. 29 сек.
ЧХВ: 6 ч. 7 мин. 49 сек.

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
10.07.2022 - день 1
11.07.2022 - день 2
07:00:0012
12.07.2022 - день 3
10:45:00Пошел Ливень
11:00:00туман,
12:10:00Ливень
12:20:00Солнечно
13.07.2022 - день 4
14:47:00Пасмурно,
15:10:00ветрено, пасмурно
14.07.2022 - день 5
09:33:00Солнечно
15.07.2022 - день 6
16.07.2022 - день 7
17.07.2022 - день 8
16:23:00Дождь
16:53:00конц дождя
18.07.2022 - день 9
09:48:00конец дождя
10:49:00солнце и жара
11:57:00Ливень
13:10:00Пасмурно,
14:46:00ветрено, пасмурно
19.07.2022 - день 10
13:28:00Ливень +9
20.07.2022 - день 11
21.07.2022 - день 12

6. Дополнительные сведения о маршруте

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте



GT Avalanc
Kona Caldera
Boy dont cray - стала проворачиваться втулка храповика в колесе после 2-го перевала, т.к. ремонт был возможен только заменой втулки, а втулка на оси участник принял решение завершить поход и возвратиться.
- поломка стоек багажника (сначала частично разгрузили, потом в лагере поставили деревяные проставки)
- при попадании в яму выбило 3 спицы на колесе
- 2 колеса прокололи на колючками (увидили в лагере перед стартом), + 1 спускало заменили камеру, и 1 спускало немного, но прокол уже нашел по возвращению.

6.2 Перечень запчастей и инструментов



Шведик, съемник кассеты, ключи плоские, мультитулс,
Запасные камеры, запасные спицы, запасные петухи, шестеренки на переключатель.

6.3 Перечень общественного хозяйственного снаряжения



Тент, котелок на 2,5 л., тросик костровой, топорик и пила, горелка газовая для розжига, мультитопливная горелка + 2 л бензина,
2 котелка типа Джетбоил + 4 балона газа.

6.4 Раскладка по питанию и график закупок



Раскладка по питанию была берем свое, а потом разберемся, с учетом что проблем с закупками особо не было - подход оправдывает себя. Каши и к чаю брались на группу участников.
Основные закупки старались делать в конце дневного перехода в ближайшем к лагерю крупном городе или магазине. Днем по необходимости/возможности обедали в Кафе или покупали воду и перекус в магазинах.

6.5 Состав медицинской аптечки



перевязочные и обезараживающие медикаменты, ну и всякое чтобы что поможет не болеть.

6.6 Перечень финансовых затрат



Билеты:
Новокузнецк -Абакан плацкарт 1291р, Электричка Абакан-Минусинск 59р,
Абаза-Аскиз 159р, Аскиз-Новокузнецк купе (1757р - верх, 2438р - низ), 1291р плацкарт

Музей:
Минусинск 100р вход + 50р фото,
Кызыл 100р + 250р на золото скифов.

Питание+питье:
Сумма получилось у всех индивидуально в среднем от 300р в день (и учитывая что пару дней не было магазинов).
Сетевые магазины есть в Минусинске, Шушенское, Емельяново,
Учитывайте что в столовых в Тыве порции достаточно большие, да и к качеству притензий не возникало.
От Кызыла в сторону Ак-Довурака обычная вода и минералка становиласть все дороже (1 Хан-Куль от 35р до 60р)
В Тыве Алкоголь практически не продают.

7. Итоги, выводы, рекомендации

Поход пройден в полном объеме и в намеченные сроки, резервные дни небыли ис-пользованы, т.к. погодные условия и состояние команды позволяло максимально эффективно проходить маршрут.
Маршрут проходил по разнообразным природным зонам и красивым местам. Не-смотря что движение было в основном по асфальтовой дороге, множество перевалов и хреб-тов не давали заскучать на маршруте.

• Для прохождения намеченного маршрута максимально использовалось доступное время (за счет раннего выезда и движения в комфортное утреннее время).
• Для питья на маршруте преимущественно использовалась покупная вода, или кипя-ченная из рек во время стоянок.
• По используемому снаряжению проблем не было, использовались личные индиви-дуальные легкие палатки.
• Закупка продуктов проводилась из расчета на вечерний и утренний прием + резерв-ный запас или запас на автономный участок.
• Расход топлива и газа был минимальный, в основном готовили на костре (газовая горелка очень выручала).
Рекомендации:
При передвижении у жилища лучше держаться группой так-как у кошей или юрт на паст-бищах бывают собаки, которые пытаются выяснить, кто едет.
При движении по трассе внимательно относиться к другому транспорту, стараться не зани-мать много места на дороге при движении другого транспорта.

8. Категория сложности пройденного маршрута

8.1 Интенсивность прохождения маршрута

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
110.07.2022по дорогам высокого качества: 64.5
211.07.2022по дорогам высокого качества: 109.4
по дорогам хорошего качества: 4.6
312.07.2022по дорогам высокого качества: 63.5
по дорогам хорошего качества: 11.1
413.07.2022по дорогам высокого качества: 76.2
по дорогам хорошего качества: 7.7
514.07.2022по дорогам высокого качества: 47.5
по дорогам хорошего качества: 17
615.07.2022по дорогам высокого качества: 43.3
по дорогам хорошего качества: 4.2
716.07.2022по дорогам высокого качества: 94
по дорогам хорошего качества: 6.5
817.07.2022по дорогам высокого качества: 120.2
по дорогам хорошего качества: 5
918.07.2022по дорогам высокого качества: 94.8
по дорогам хорошего качества: 2.8
1019.07.2022по дорогам высокого качества: 75.2
по дорогам хорошего качества: 1.6
1120.07.2022по дорогам высокого качества: 64.5
по дорогам хорошего качества: 19
1221.07.2022по дорогам высокого качества: 54.5
по дорогам хорошего качества: 41.2


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
907.6120.700000

Lф = 1028.3

Кэп = 0.82

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
17.07.2022Переправа н/к (2)Чадан, брод через реку Чадан02

ЛП = 2 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 0.82

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 2

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 1028.3

Продолжительность фактическая, дней:
Тф = 12

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 500

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 10

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.41

6.2 Автономность маршрута


Продолжительность похода: 272 ч. (12 д.)

Автономность похода: 0.89

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 10.07.2022 9:00
Конец временного интервала: 10.07.2022 9:00
Количество часов: 1
Автономность временного интервала: 0.80
2. МИнусинск: 10.07.2022 10:00
Конец временного интервала: 10.07.2022 14:00
Количество часов: 5
Автономность временного интервала: 0.80
3. Казанцево: 10.07.2022 15:00
Конец временного интервала: 10.07.2022 17:00
Количество часов: 3
Автономность временного интервала: 0.80
4. Шушенское: 10.07.2022 18:00
Конец временного интервала: 11.07.2022 9:00
Количество часов: 16
Автономность временного интервала: 0.80
5. Ермаковское: 11.07.2022 10:00
Конец временного интервала: 11.07.2022 13:00
Количество часов: 4
Автономность временного интервала: 0.80
6. Танзыбей: 11.07.2022 14:00
Конец временного интервала: 12.07.2022 13:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
7. Ергаки: 12.07.2022 14:00
Конец временного интервала: 13.07.2022 8:00
Количество часов: 19
Автономность временного интервала: 0.80
8. Арадан: 13.07.2022 9:00
Конец временного интервала: 13.07.2022 12:00
Количество часов: 4
Автономность временного интервала: 0.80
9. Шивилинг: 13.07.2022 13:00
Конец временного интервала: 13.07.2022 16:00
Количество часов: 4
Автономность временного интервала: 0.80
10. Туран: 13.07.2022 17:00
Конец временного интервала: 14.07.2022 10:00
Количество часов: 18
Автономность временного интервала: 0.80
11. Кызыл: 14.07.2022 11:00
Конец временного интервала: 15.07.2022 8:00
Количество часов: 22
Автономность временного интервала: 0.80
12. Усть-Элегест: 15.07.2022 9:00
Конец временного интервала: 15.07.2022 15:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80
13. Хайыракан: 15.07.2022 16:00
Конец временного интервала: 16.07.2022 6:00
Количество часов: 15
Автономность временного интервала: 0.80
14. Шагонар: 16.07.2022 7:00
Конец временного интервала: 16.07.2022 11:00
Количество часов: 5
Автономность временного интервала: 0.80
15. Столовая на перевале: 16.07.2022 12:00
Конец временного интервала: 16.07.2022 18:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80
16. Чадан: 16.07.2022 19:00
Конец временного интервала: 17.07.2022 17:00
Количество часов: 23
Автономность временного интервала: 0.80
17. Кызыл-межерык: 17.07.2022 18:00
Конец временного интервала: 18.07.2022 7:00
Количество часов: 14
Автономность временного интервала: 0.80
18. Ак-Довурак: 18.07.2022 8:00
Конец временного интервала: 21.07.2022 15:00
Количество часов: 80
Автономность временного интервала: 1.10
19. Абаза: 21.07.2022 16:00
Конец временного интервала: 21.07.2022 16:00
Количество часов: 1
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 4693перевал Ойский и Буйбинский (Ергаки)2Асфальт/бетон-принадлежит3.552
2. 4690перевал Солнечный2Асфальт/бетон-принадлежит2.352
3. 4695перевал через Куртушинский хр 1443м2Асфальт/бетон-принадлежит22
4. 4726перевал Веселый до Енисея3Асфальт/бетон, гравий/щебень, песок-принадлежит4.163
5. 5242перевал пер Улус Хову1Асфальт/бетон-принадлежит1.531
6. 5243перевал пер хр Адар Даш1Асфальт/бетон-принадлежит1.91
7. 5730перевал Ак-Хая (шеми-оаргалы)1Асфальт/бетон-принадлежит1.611
8. 5841перевал у г.Оттуг-Хая1Асфальт/бетон-принадлежит1.781
9. 5840перевал Орлиный (межд р. Алаш и р. Аг-Суг)1Асфальт/бетон-принадлежит1.511
10. 4777перевал Саянский3Асфальт/бетон, гравий/щебень-принадлежит5.333
11. 5734перевал Атгольский1Асфальт/бетон-принадлежит1.721
12. 5736перевал Канжульский2Асфальт/бетон-принадлежит2.182


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 29.62

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 3
за ПП 2 к.т.: 7
за ПП 3 к.т.: 9.49

Сумма баллов за ПП:

S = 19.49


8.4 Категорирование маршрута

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 19.35 * 1.41 * 0.89 = 24.28 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 3

Набор ПП:

1 к.т.: 6
2 к.т.: 4
3 к.т.: 2

Признак к.с. по набору ПП: 3

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 1028.3 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 2 км
Продолжительность фактическая: 12 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 6
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 4

Итоговая к.с.: 3