Главная  

Оглавление


Отчёт о прохождении маршрута Селигер УТП БУ21, категория сложности: 1 с эл. 2, руководитель: Корнеев Д.А., маршрутная книжка: 1/5-205

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

РОО МКВ

1.2 Выпускающая МКК

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: ФСТ-ОТМ (Москва).
Номер маршрутной книжки: 1/5-205

1.3 Сроки проведения

Маршрут пройден в сроки с 30.04.2022 по 03.05.2022.

1.4 Регион проведения

Страна: Россия
Район: Селигер
Часовой пояс по стандарту UTC: 3   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута



1.6 Определяющие факторы маршрута

Продолжительность: 4 дн.
Протяжённость маршрута: 237.6 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
86.199.229.914.63.54.20.1


1.7 Перечень маршрутных треков

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1. ТРЕК план230.3планируемый


1.8 Перечень протяжённых препятствий

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. равнинное через ЗАТО Озерный (№5465)2Асфальт/бетон, песок
L = 42.9 км, Hmax = 232 м, НВ = 341 м, СВ = 207 м
фактическийутверженопринадлежит
2. равнинное от оз. Шлино к Селигеру (№5466)2Грунт, песок
L = 59 км, Hmax = 274 м, НВ = 502 м, СВ = 486 м
фактическийутверженопринадлежит
3. равнинное Северо-Восток озера Селигер* (№5464)2Грунт, песок
L = 17.9 км, Hmax = 246 м, НВ = 94 м, СВ = 99 м
фактическийсогласовано для отчётапринадлежит
4. равнинное автодорога 28К-1185 западный берег оз.Селигер (№5467)1Асфальт/бетон
L = 49.5 км, Hmax = 244 м, НВ = 305 м, СВ = 300 м
фактическийутверженопринадлежит


1.9 Список участников

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Корнеев Дмитрий Александрович 29.11.1986 м КМС ******************************* ************************************** 5У, 4Р Инструктор, руководитель
2 Данилкин Олег Юрьевич 16.06.1985 м б/р ***************************************************** ************************************* ПВД Штурман
3 Климова Галина Юрьевна 22.05.1983 ж б/р ********************* ******************************************** 4У, 3Р Помощник руководителя
4 Конышева Екатерина Юрьевна 02.02.1984 ж б/р ******************************************* ********************************************* ПВД Финансист
5 Васин Дмитрий Александрович 03.02.1988 м б/р ************************ ************************************************ ПВД фотограф
6 Кожекина Ольга Сергеевна 03.07.1983 ж б/р ****************************** ************************************* ПВД Завхоз
7 Кожекин Максим Владимирович 24.12.1980 м б/р ******************************* *************************************** ПВД Помощник завснара
8 Веселкова Мария Сергеевна 28.12.1990 ж б/р ********************* ***************************************************** ПВД медик
9 Веселков Константин Сергеевич 20.11.1989 м б/р *********************** *********************************************** ПВД фотограф
10 Попова Александра Максимовна 21.10.1989 ж б/р ********************* ******************************** Хронометрист
11 Щукина Оксана Робертовна 03.02.1974 ж б/р ************************************* ************************************* ПВД помощник завхоза
12 Ильин Роман Сергеевич 12.08.1991 м б/р ****************************** ****************************************** Фотограф
13 Прохорова Анна Михайловна 25.03.1987 Ж Б/р ************************** **************************************** ПВД Культорг
14 Шалдышев Алексей Владимирович 12.01.1979 м бр ************************** *************************************** механик


1.10 Материалы, ссылки


    1.10.1. Схема заявленного маршрута с запасными вариантами, местами ночевок и аварийными выходами.
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1649963145_62587089ec496.jpg
    
    
     1.10.2. Схема пройденного маршрута
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1651684477_6272b47d46cbf.jpg
    
    
     1.10.3. Высотный профиль маршрута
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1651684680_6272b548a33a3.jpg
    
    
    
     1.10.4. Полисы спортивной медицинской страховки группы
     Веселков http://velotrex.ru/attachments/1649962554_62586e3a91d6a.pdf
     Веселкова http://velotrex.ru/attachments/1649962569_62586e49e1f85.pdf
     Климова http://velotrex.ru/attachments/1649969476_62588944e8a24.pdf
     Шалдышев, Прохорова http://velotrex.ru/attachments/1650090749_625a62fd04d86.pdf
     Васин http://velotrex.ru/attachments/1650268959_625d1b1fad6b5.pdf
     Данилкин http://velotrex.ru/attachments/1650292153_625d75b996f75.pdf
     Попова http://velotrex.ru/attachments/1650293186_625d79c220253.pdf
     Ильин http://velotrex.ru/attachments/1650293534_625d7b1e72733.PDF
     Конышева http://velotrex.ru/attachments/1650294647_625d7f771c5f8.PDF
     Корнеев http://velotrex.ru/attachments/1650306102_625dac36491db.PDF
     Щукина http://velotrex.ru/attachments/1650307070_625daffeaee1e.pdf
     Кожекин http://velotrex.ru/attachments/1650455174_625ff2865f516.pdf
     Кожекина http://velotrex.ru/attachments/1650455832_625ff5184ad79.pdf
    
    
     1.10.5. Регистрация в МЧС
     http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1650310233_625dbc59ec422.jpg
    
    
    
     1.10.6. Скан маршрутной книжки
     http://velotrex.ru/attachments/1651688130_6272c2c2bedc3.pdf
    
    
    
     1.10.7. Ссылка на художественный альбом
     https://vk.com/album-30838549_284209246
    
    
     1.10.8. Ссылка на отчет в формате pdf



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК

Заявленная категория сложности: 1
Заявленные сроки: c 30.04.2022 по 03.05.2022
Заявленная продолжительность: 4 дн.
Заявленная нитка маршрута: Куженкино - Бель - Красуха - Берёзово - Кравотынь- Осташков - Свапуще

2. Характеристика района

2.1 Общая полезная информация



Маршрут начинается от с. Куженкино Бологовского района Тверской области.
Далее двигаемся в сторону Новгородской области -
Бескрайние просторы, болотистая местность, местами пересеченная высокими и длинными холмами, а местами прорезанная глубокими оврагами. Редкие малолюдные деревни, и почти в каждой из них - полуразрушенные храмы. На пути маршрута встречается множество заброшенных деревень. «По всей России уже несколько десятилетий стремительно вымирают деревни. Но, пожалуй, нигде это не проявляется так ярко, как в Тверской области. Наверное, потому что деревень там очень много, а жителей очень мало, и они продолжают бежать из привычных мест обитания.»
В д. Бель посетили заброшенную Покровскую церковь.
Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1877. Состояла из четверка основного объема, небольшой трапезной и колокольни. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время заброшена.
Полное название: Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Беле, Бель
Обиходное название: Покровская церковь
Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, д. Бель
Координаты: 57.716200°N 33.450500°E

Первая ночевка на озере Шлино. Шли́но — озеро на границе Тверской и Новгородской области России, в бассейне Мсты. В районе озера Шлино открыто около 60 стоянок эпохи неолита. Озеро предложено к охране со статусом государственного природного заказника с целью сохранения многочисленных родников и редких для региона растительных сообществ. Берега озера сухие, высокие и живописные. Северный, восточный и частично южный берег озера хорошо освоены, на берегах несколько деревень. Западная и юго-западная часть побережья слабо освоена и труднодоступна. Маршрут второго и третьего дней похода проходит по территории Национального парка «Валдайский».
Национальный парк «Валдайский» образован 17 мая 1990 года с целью сохранения уникального озёрно-лесного комплекса Валдайской возвышенности и создания условий для развития организованного отдыха в этой зоне. На территории Валдайского парка насчитывается около 200 озёр, 56 озёр с площадью более 20 га. Климат территории умеренно-континентальный. Лето относительно тёплое, зимой погода неустойчивая. Основу фауны наземных позвоночных парка составляют следующие виды: лось, кабан, медведь, заяц-беляк, барсук, лисица, куница, рысь и другие животные. В растительном покрове представлены еловые, сосновые и берёзовые леса, встречаются участки северных дубрав с лещиной, ясенем, неморальным разнотравьем; есть верховые болота, суходольные луга. Валдайский национальный парк является одним из самых посещаемых парков, благодаря близкому расположению от крупнейших городов России — Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь расположены известные крупные озера Валдайское и Селигер.

В 16-17 веках берега Селигера были заселены: возникло множество деревень, поселков. Активно строились монастыри, церкви. Многие сохранились до наших дней и являются истинными памятниками культуры. А Осташков стал центром рыболовства: рыба доставлялась в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.
Сказки, мифы и всевозможные легенды окружают озеро Селигер и тем самым ещё больше притягивают к нему внимание.
Ходят слухи, что в озере обитают загадочные животные с длинными шеями и хвостами. Их будто бы наблюдали вблизи Селижаровского плеса и деревни Павлиха. Однако никаких доказательств существования монстров исследователям получить не удалось.
Остров Столобный и Нилова пустынь.
Один из самых крупных островов Селигера - Столобный - соединен с материком насыпным мостом. Остров известен тем, что на нем находится Нило-Столобенский мужской монастырь (Нилова пустынь). До 1528 года остров необитаем., А потом поселился на нем отшельник. Известно, что родился он в конце XV века в новгородских землях, принял обряд пострижения в монахи и назвался Нилом. На острове отшельник сделал пещеру, в которой провел первую зиму. Весной он срубил себе часовенку. Люди приходили к нему за молитвой, наставлениями и исцелением.
Главная святыня Селигера – Нило-Столбенскую пустынь, где располагается мужской монастырь. Основан он в 1528 году и назван в часть отшельника Нила Столбенского, чьи святые мощи хранятся в Богоявленском соборе пустыни. Здесь же можно увидеть старейшее культовое сооружение 17 века – церковь Всех Святых, великолепный Братский корпус, белоснежную Крестовоздвиженскую церковь. Одно из красивейших зданий монастырского комплекса - колокольня Богоявленского Собора (высота 36м). Вверху, под часами, находится платная смотровая площадка (вход 150₽/чел). К смотровой площадке ведёт 197 ступенек. С неё открывается вид на монастырь, панорамы Селигера.
Маршрут последнего дня похода проходит через г. Осташков и заканчивается в с. Свапуще.

Оста́шков — административный центр Осташковского городского округа Тверской области. В XIX веке Осташков считался передовым уездным городом, так как там появились одними из первых в России больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощённые булыжником улицы, добровольная общественная пожарная команда.
Сейчас в городе находятся такие достопримечательности, как Житенный женский монастырь (действует), Вознесенский и Воскресенский соборы, краеведческий музей, Троицкий храм и Преображенская колокольня, Пожарная каланча (федеральный памятник архитектуры).

Маршрут заканчивается в деревне Свапуще. Деревня Свапуще (Сопки) возникла в XVIII веке на месте перевалки грузов, идущих по озеру со стороны Осташкова в сторону Старой Руссы и навстречу. В годы Великой Отечественной войны, с октября 1941 по январь 1942 года, деревня была оккупирована гитлеровскими войсками. В 1942 году деревня имела важное стратегическое значение в снабжении проходившего рядом участка фронта (Демянская операция (1942)). В Свапуще по озеру Селигер из Осташкова доставлялись боеприпасы и провизия, обратно в Осташков вывозились раненые. Для этих целей в Свапуще были построены 9 причалов, и также до линии фронта в районе деревни Марёво силами жителей деревни Свапуще и окрестностей была проложена узкоколейная железная дорога.

2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


С. Куженкино - старинная станция железной дороги, музей под открытым небом - https://zen.yandex.ru/media/zapovednayadoroga/starinnaia-stanciia-muzei-pod-otkrytym-nebom-v-kujenkino-chto-interesnogo-zdes-mojno-posmotret-5ced4303483a9c00afe1ad74

Покровская церковь в д. Бель - http://temples.ru/card.php?ID=7214&ysclid=l316o1bihm

Заброшенные деревни Тверской области - «Мертвая Россия» - https://varlamov.ru/3707061.html

Озеро Шлино - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE

Национальный парк Валдайский - https://valdaypark.ru/

Озеро Селигер (характеристика, история, климат, острова, флора и фауна) - https://vodoyom.ru/ozero-seliger-vtoroj-bajkal-rossii/?

Легенды озера Селигер - Легенда о Селигере и Ильмене, Легенда про Игнач-Крест, Клад Батыя - https://vodoyom.ru/ozero-seliger-vtoroj-bajkal-rossii/?

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь - https://nilostolobenskaia-pustyn.ru/

Коты Ниловой Пустыни - https://tvernews.ru/news/229551/

Г. Осташков - https://wikiway.com/russia/ostashkov/

С. Свапуще - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5


2.3 Варианты подъезда и отъезда


В качестве вариантов заброски на начало маршрута рассматривались два варианта: железнодорожный транспорт до ст. Бологое (поезда дальнего следования и Ласточки) и заказной автобус из Москвы. После изучения финансовой стороны вопроса и удобства проезда с велосипедами было решено остановиться на варианте автобуса, что позволяло еще сократить дневной пробег по неинтересным местам в первый день УТП. Автобус заказывался в компании bbus.ru, стоимость автобуса https://bbus.ru/catalog/yutong-6122-49-mest-s-tualetom на 49 мест составила 34200р, что дешевле проезда с велосипедом на железной дороге. В случае таких перевозок необходимо заказывать автобус с багажником в нижней части, в нашем случае туда поместились все велосипеды в разобранном виде в чехлах (с велосипедов с колесами 26 и 27,5 дюймов снималось только переднее колесо, с велосипедов 29 дюймов снимались оба колеса, со всех велосипедов снимались педали и жестко закрепленные крылья). Рюкзаки перевозились в салоне на сиденьях. Поскольку на место старта на автобусе забрасывались 2 группы, идущие в УТП, то перевозилось 26 человек, место в багажнике было впритык и хватило бы еще максимум на один 26-дюймовый велосипед, поэтому при планировании аналогичных перевозок, необходимо строго соблюдать ограничения по количеству перевозимых людей исходя из объема багажного отсека. Время в пути от ст. МЦК Лихоборы до с. Куженкино составило 5 часов по М10.

Обратная выброска производилась из с. Свапуще до Твери, туда были заказаны 2 микроавтобуса на 17 мест из Твери, в один погрузили велосипеды и рюкзаки, в другом ехали участники похода. Разборка велосипедов была аналогичной, как при заброске. При компактной упаковке в салоне 17 местного микроавтобуса можно перевести около 20 велосипедов и рюкзаков с 26-27.5 колесами. Из Твери до Москвы добирались на Ласточке. Стоимость проезда на двух микроавтобусах составила 24 тысячи. Путь от с. Свапуще до ЖД вокзала Твери занял 3 часа.

При окончании маршрута в Осташкове можно было бы воспользоваться регулярным рейсовым автобусом примерно аналогичным как при заброске, но они ходят не каждый день и неизвестно заранее сколько пассажиров будет в салоне, этот вариант подходит только для небольших групп.

2.4 Аварийные выходы с маршрута


Аварийных ситуаций не происходило, но на их случай каждый день на маршруте были населенные пункты с автомобильными дорогами. Основной пункт схода - г. Осташков.

3. Общая характеристика пройденного маршрута

3.1 Цели прохождения маршрута


- Образовательная - учебно-тренировочный поход для закрепления пройденных навыков Школы базового уровня, отработка взаимодействия участников в походе, скатка группы перед более сложными походами.
- Спортивная - прохождение спортивного маршрута 1КС с эл. 2 КС в указанные сроки (4 дня) с преодолением протяженных препятствий 1 и 2 категории сложности.
- Культурная - осмотр природных и культурных мест в районе оз. Селигер и Валдайского национального парка.
- Рекреационная .

3.2 Краткое описание маршрута


Маршрут проходит по Тверской и частично Новгородской областям, в районе озер Шлино, Селигер, Валдайскому национальному парку. Начинается от с. Куженкино Тверской области (трасса М10), далее по хорошим песчаным дорогам проходит до оз. Шлино, далее по разбитым грунтовым дорогам до Валдайского национального парка, и далее по восточному, южному и западному побережью оз. Селигер, заходя в Нило-Столобенский монастырь. Оканчивается маршрут в с. Свапуще, по достижению необходимого для 1 КС минимального километража (с учетом требований к УТП).

3.3 Новизна


Несмотря на обилие маршрутов в районе Селигера, на Велотрексе не обнаружено утвержденных ПП между Селигером и трассой М10, что можно отнести к элементу новизны данного маршрута.

3.4 Стратегия и тактика


Стратегия заключалась в проведении относительно не сложного УТП Школы БУ в привлекательном районе в максимально короткие сроки и с максимальным набором ПП с различным видом покрытий. При этом первая часть (1 день) проходил по хорошим песчаным профилированным дорогам, далее шли участки с разбитыми грунтовыми дорогами, далее качество дорог постепенно повышалось и в итоге последний день проходил по асфальту для набора километража.
Тактика заключалась в относительно ранних подъемах (не позже 7 часов), поиск места ночевки происходил не позже 19.30 для установки лагеря в светлое время, обеды были преимущественно без костра для экономии времени.

3.5 Изменения маршрута и их причины


Изменение маршрута в виде смещения мест ночевок связано с отставанием от графика на второй день из-за плохого состояния грунтовых дорог (оказались разбиты лесовозами). Из-за этого значительно сместилось место второй ночевки и незначительно сместилось место третье ночевки относительно запланированных. Изменений самого маршрута не было, кроме крюка около 2 км от трека в одну сторону на место третьей ночевки чтобы выйти на берег оз. Селигер под Осташковым.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Несчастные случаи отсутствовали. Оказание помощи заключалось в обработке мелких порезов и трещин на пальцах и заклеивании пластырем.

3.7 Изменение состава участников


Не происходило.

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Не происходило.

4. Графики движения

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 30.04.2022 Куженкино - Комкино 60 вело р. Шлинка - оз. Шлино 44.1 вело с. Куженкино - д. Комкино (оз. Шлино) 60.6 вело
2 01.05.2022 Комкино - Красуха - р. Черемуха 62 вело оз. Шлино - д. Козино 37.9 вело
3 02.05.2022 р. Черемуха- Твердякино- г. Осташков - Любимка 65 вело Берёзово-Сорога 20 вело д. Козино - Нило-Столобенская пустынь - д. Залесье 80.2 вело
4 03.05.2022 Любимка - Свапуще 43 вело д. Залесье- г. Осташков - с. Свапуще 58.9 вело
Заявленная протяжённость: 230 км
Фактическая протяжённость: 237.6 км

5. Техническое описание прохождения маршрута


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
30.04.2022 - день 1
106:27:3500Разгружаемся из автобуса, собираем велы, делаем общее фото
фото 1.1, фото 1.2 Начало препятствия равнинное через ЗАТО Озерный (2 к.т.)

ПП5465
206:34:1700Начало ходового дня
Покрытие: укатанный влажный песок фото 1.3

Высота точки: 204 м
дорога хорошего качества
311:37:0126.426.4Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 1.4
дорога среднего качества+4С, облачно
411:52:0027.327.3Смена метеоусловий
Пошел снег фото 1.5
+4С, облачно, снег
511:53:4627.727.7Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный бетон фото 1.6, фото 1.7

Смена метеоусловий
Закончился снег
дорога хорошего качества+4С, облачно
614:47:4242.942.9Конец препятствия равнинное через ЗАТО ОзерныйПП5465
715:41:014747Проезжаем д. Ванютино фото 1.8 +6С, малооблачно
816:44:5555.855.8Покидаем новгородскую область

Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 1.9
дорога среднего качества
916:53:2056.756.7Смена покрытия
Покрытие: укатанный влажный песок фото 1.10
дорога хорошего качества
1017:56:2060.660.6Конец ходового дня
Ставим лагерь на берегу озера Шлино фото 1.11, фото 1.12

Координаты точки: N57.665106, E33.428049
Высота точки: 209 м

Пройдено за день: 60.6 км
НВ: 445 м, СВ: 327 м
ОХВ: 11 ч. 28 мин. 45 сек.
ЧХВ: 5 ч. 11 мин. 39 сек.
+6C, малооблачно
01.05.2022 - день 2
1109:14:59060.6Начало ходового дня

Покрытие: укатанный влажный песок фото 2.1
дорога хорошего качества+6, ясно
1210:01:051.662.2Начало препятствия равнинное от оз. Шлино к Селигеру (2 к.т.)ПП5466
1310:18:524.364.9Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 2.2
дорога среднего качества
1410:30:196.567.2Смена покрытия
Покрытие: укатанный влажный песок фото 2.3
дорога хорошего качества+8, ясно
1510:53:068.168.7Проезжаем д. Горка

Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 2.4
дорога среднего качества
1611:01:228.869.4Смена покрытия
Покрытие: далее следует участок с попеременным покрытием "дорога со множеством ТП мокрая" (сверхнизкое качество) и "разбитый мокрый песок" (среднее качество) в процентом соотношении 50/50 (в среднем низкое качество) - последствия работы лесозаготовительной техники
фото 2.5, фото 2.6, фото 2.7, фото 2.8, фото 2.9, фото 2.10
дорога низкого качества
1713:29:3217.978.5Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 2.11, фото 2.12
дорога среднего качества+12С, облачно
1815:39:1721.682.2Смена покрытия
Покрытие: дорога со множеством ТП мокрая (работа лесозаготовительной техники), непосредственно место работы обходили через лес и двойной ров
фото 2.13, фото 2.14, фото 2.15, фото 2.16
дорога сверхнизкого качества
1916:03:5023.183.7Обход места работы лесозаготовительной техники фото 2.13

Локальное препятствие: проходимый лес фото 2.14
Р/покров н/к (легкопроходимый лес)
L = 100 м
2016:20:1023.283.8Обход места работы лесозаготовительной техники фото 2.13

Локальное препятствие: двойной ров на участке леса используемого для обхода фото 2.15
Р/покров н/к (легкопроходимый лес)
2116:38:4224.184.8Смена покрытия
Покрытие: далее следует участок с попеременным покрытием "дорога со множеством ТП мокрая" (сверхнизкое качество) и "разбитый мокрый песок" (среднее качество) в процентом соотношении 50/50 (в среднем низкое качество) - последствия работы лесозаготовительной техники
фото 2.17, фото 2.18, фото 2.19, фото 2.20
дорога низкого качества
2217:28:3126.387Поломка: порвалась цепь у Анны П.
2317:57:5529.790.3Смена покрытия
Покрытие: укатанный влажный песок фото 2.21
дорога хорошего качества
2419:57:4937.998.6Конец ходового дня
Ставим лагерь в лесном массиве фото 2.22

Координаты точки: N57.543164, E33.128033
Высота точки: 253 м

Пройдено за день: 37.9 км
НВ: 351 м, СВ: 307 м
ОХВ: 10 ч. 42 мин. 50 сек.
ЧХВ: 5 ч. 19 мин. 41 сек.
+8C, облачно
02.05.2022 - день 3
2508:58:14098.6Начало ходового дня

Покрытие: разбитый влажный песок фото 3.1
дорога среднего качества+8С, облачно
2609:41:440.899.3Въезжаем в д. Козино

Смена покрытия
Покрытие: укатанный влажный песок фото 3.2, фото 3.3
дорога хорошего качества
2709:58:043.3101.8Поломка: выкрутился болт багажника (Роман И.) фото 3.4
2811:00:4513.6112.2Поломка: разрыв покрышки, взрыв камеры (Дмитрий К.). Замена фото 3.5
2911:32:4414.8113.3Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 3.6, фото 3.7, фото 3.8, фото 3.9
дорога среднего качества+12С, облачно
3012:40:0722.7121.3Конец препятствия равнинное от оз. Шлино к СелигеруПП5466
3112:41:2822.7121.3Смена покрытия
Покрытие: сухой асфальт фото 3.10
дорога высокого качества
3212:44:1823.9122.4Смена покрытия
Покрытие: сухой гравий фото 3.11
дорога хорошего качества
3313:01:1827.2125.8Въезжаем в д. Мошенка

Смена покрытия
Покрытие: сухой асфальт фото 3.12
дорога высокого качества+14C, облачно
3413:02:3927.7126.2Заезжаем в магазин на закупку фото 3.13
3513:57:5235.1133.7Начало препятствия равнинное Северо-Восток озера Селигер* (2 к.т.)ПП5464
3613:58:1135.2133.7Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 3.14, фото 3.15
дорога среднего качества
3714:12:3237.7136.3Поломка: закусило цепь и погнуло одно звено (Александра П.). Замена на замок фото 3.16
3814:57:1438136.5Смена покрытия
Покрытие: рыхлый сухой песок фото 3.17
дорога сверхнизкого качества
3915:10:5139137.5Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 3.18, фото 3.19
дорога среднего качества
4015:23:3041.4140Смена покрытия
Покрытие: укатанный сухой песок фото 3.20
дорога хорошего качества
4115:45:0946144.6Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 3.21, фото 3.22, фото 3.23,
дорога среднего качества
4216:19:4149.5148Смена покрытия
Покрытие: укатанный сухой песок фото 3.24, фото 3.25
дорога хорошего качества
4316:52:1053.1151.6Конец препятствия равнинное Северо-Восток озера Селигер*ПП5464
4416:56:3054.2152.7Смена покрытия
Покрытие: сухой асфальт фото 3.26, фото 3.27,
дорога высокого качества+14C, малооблачно
4517:45:5958.4156.9Посещение монастыря фото 3.28

Радиалка: обратная дорога от монастыря фото 3.29,
радиальный/неактивный участок
4617:55:1260158.6Конец радиалки

Смена покрытия
Покрытие: разбитый влажный песок фото 3.30
дорога среднего качества
4718:19:2662.9161.4Смена покрытия
Покрытие: сухой асфальт фото 3.31
дорога высокого качества
4818:48:3172.2170.7Заезжаем в магазин на закупку воды фото 3.32
4919:53:2479.5178.1Смена покрытия
Покрытие: разбитый сухой песок фото 3.33
дорога среднего качества
5020:02:2280.3178.9Конец ходового дня
Ставим лагерь на берегу верхнерудинского плеса фото 3.34, фото 3.35

Координаты точки: N57.118551, E33.214315
Высота точки: 215 м

Пройдено за день: 80.3 км
НВ: 438 м, СВ: 476 м
ОХВ: 11 ч. 4 мин. 8 сек.
ЧХВ: 5 ч. 38 мин. 23 сек.
+12С, малооблачно
03.05.2022 - день 4
5108:50:430178.9Начало ходового дня

Радиалка: возвращаемся с ночевки на трек, сначала на асфальт, затем до поворота с трека
радиальный/неактивный участок+10C, облачно
5209:25:122.6181.4Конец радиалки

Покрытие: сухой асфальт фото 4.1, фото 4.2
дорога высокого качества+10C, облачно, ветрено
5310:10:089.2188.1Начало препятствия равнинное автодорога 28К-1185 западный берег оз.Селигер (1 к.т.)ПП5467
5411:19:2221.5200.3Заезжаем в магазин в д. Хитино фото 4.3+8C, облачно, сильный ветер
5512:33:3831209.9Смена метеоусловий
Пошел мелкий дождь фото 4.5
+8C, облачно, ветрено, незначительный дождь
5612:52:5436.9215.8Смена метеоусловий
Дождь усилился

Смена покрытия
Покрытие: мокрый асфальт фото 4.6, фото 4.7
дорога высокого качества+8C, облачно, ветрено, дождь
5714:11:5341.2220.1Смена метеоусловий
Дождь закончился, небо прояснилось
+8C, малооблачно
5815:27:5658.7237.6Конец ходового дня
Общее фото, разбираем велосипеды и грузимся в автобусы фото 4.8, фото 4.9, фото 4.10

Координаты точки: N57.252561, E32.693067
Высота точки: 227 м

Пройдено за день: 58.7 км
НВ: 370 м, СВ: 358 м
ОХВ: 6 ч. 37 мин. 13 сек.
ЧХВ: 3 ч. 51 мин. 48 сек.
+8C, малооблачно

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
30.04.2022 - день 1
11:37:01+4С, облачно
11:52:00+4С, облачно, снег
11:53:46+4С, облачно
15:41:01+6С, малооблачно
17:56:20+6C, малооблачно
01.05.2022 - день 2
09:14:59+6, ясно
10:30:19+8, ясно
13:29:32+12С, облачно
19:57:49+8C, облачно
02.05.2022 - день 3
08:58:14+8С, облачно
11:32:44+12С, облачно
13:01:18+14C, облачно
16:56:30+14C, малооблачно
20:02:22+12С, малооблачно
03.05.2022 - день 4
08:50:43+10C, облачно
09:25:12+10C, облачно, ветрено
11:19:22+8C, облачно, сильный ветер
12:33:38+8C, облачно, ветрено, незначительный дождь
12:52:54+8C, облачно, ветрено, дождь
14:11:53+8C, малооблачно
15:27:56+8C, малооблачно

6. Дополнительные сведения о маршруте

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


http://velotrex.ru/attachments/1651911084_627629ac2371d.pdf

Случаи ремонта

1. не настроенный переключатель и длинная цепь на Rapid Titan. Ремонт - урокочена цепь, скорректированы ограничения по лапке, настроены передачи

2. Ослабление болтов нижнего крепления багажников - в разной степени на всех велосипедах, где не использовался фиксатор резьбы и где такие болты присутствовали (кроме багажника Ostand CD-251)
Ремонт - затяжка крепления + использование фиксатора. При этом синий фиксатор не помогал - использование красного спасало положение

3. Лопнула старая покрышка 26" на Merida matts tfs300. Замена покрышки со второго раза, первая попытка была неуспешной из-за невозможности ее натянуть использую платиковые лопатки и без рычага. Пришлось ставить другую покрышку

4. Люфт осей на Rapid Titan, Cannondale trail 1 - рекомендуется обслуживание после похода

5. слетали цепи на передней звездочке при педалировании в\после грязи - особенно на системах 2*9, 1*12 - из-за утери гибкости цепи. Помогала прочистка цепей щеткой


6.2 Перечень запчастей и инструментов


Состав личной велоаптечки
http://velotrex.ru/attachments/1652257790_627b73fea0ad8.pdf
Состав ремкомплекта:
http://velotrex.ru/attachments/1652257477_627b72c58d82a.pdf


6.3 Перечень общественного снаряжения


http://velotrex.ru/attachments/1651822116_6274ce2433e77.pdf

6.4 Состав хозяйственного набора


http://velotrex.ru/attachments/1651822124_6274ce2c54f21.pdf

6.5 Раскладка по питанию и график закупок


http://velotrex.ru/attachments/1652355535_627cf1cf1ac34.pdf

6.6 Состав медицинской аптечки


http://velotrex.ru/attachments/1652117370_62794f7a68596.pdf

6.7 Перечень финансовых затрат


http://velotrex.ru/attachments/1652030933_6277fdd523c3d.pdf

7. Итоги, выводы, рекомендации

7.1 Выводы и рекомендации руководителя


Данный маршрут и район в целом хорошо подходит для проведения УТП школы БУ. Практически на любом участке маршрута вне асфальта можно найти ПП 2 КС, при этом без каких либо особо сложных участков или локальных препятствий, в том числе при плохой погоде. Район богат красивыми природными местами, есть множество культурно-исторических мест. Так же можно проложить маршруты с полностью автономными до 2 дней участками, что тоже может предоставлять определенный интерес. Маршрут пригоден для использования с конца апреля и по конец сентября. Относительную сложность в организации похода составляет только заброска -выброска в данный район из-за плохо развитого сообщения с Москвой.


7.2 Выводы и рекомендации завхоза по питанию


Основная закупка продуктов на первые 2,5 дня хода производилась в Москве. Обед третьего дня предполагался на территории мужского монастыря Нило-Столбинской пустыни, и остальная закупка в местном магазине на территории г. Осташков. Однако, ввиду опоздания, закупка на обед производилась в магазине по пути следования маршрута, и включала продукты из наличия. Из-за неоднозначных указаний продуктов в списке закупок, продуктов на обед, в частности хлеба, колбас и сыра оказалось больше, чем было необходимо по раскладке. Поэтому обед третьего дня включал остатки этих продуктов. Закупка составляла продукты на ужин третьего дня, завтрак и обед четвертого дня. Продукты выбирались из наличия, поэтому на ужин вместо кускуса был закуплен суп быстрого приготовления, рис и тушенка, а также сосиски, торты. На завтрак - каша, на обед - продукты для салата. Продукты в дорогу закупались на территории г. Осташков во время транспортировки в г. Тверь.
1) В целом, раскладка удовлетворяла потребности в калориях каждого участника. В меню содержались не повторяющиеся продукты, дабы разнообразить вкус походной еды. Сытый участник - довольный участник!
2) Составление списка закупки лучше осуществлять в граммах, а не в кусочках продуктов в нарезке. Тем более, что в местных магазинах такого выбора может не быть.
3) Быстро завариваемые каши позволяют сэкономить время на приготовление, а также на мытье посуды, так как не требуют использование кана для варки каши, в нем только кипятиться вода.
4) Воду можно брать из реки, из озера, а также у местных жителей. Она пригодна для употребления после кипячения. Также бутилированную воду можно купить в магазине.
5) Хлеб Бородинский и батон Нарезной вполне выдерживают три дня без потери качества и вкуса. Однако паковать их стоит в более жесткие коробки, так как они достаточно мягкие и могут разваливаться при транспортировке.
6) Печенье также достаточно хрупкий продукт, поэтому его стоит паковать в более жесткие коробки.
7) Остаток продуктов: печенье Любятово - 2 пачки.


7.3 Выводы и рекомендации финансиста


Основные траты в походе были на транспорт (3740 руб/чел) и продукты (1855,03 руб/чел). Итого затраты на человека составили 5595,03 руб.
Во всех магазинах продуктов где закупались была возможность оплачивать картой.
В Нило-Столбинской пустыни при желании можно приобрести сувениры, подать требы или сходить на экскурсию для этого необходимо иметь с собой наличные.


7.4 Выводы и рекомендации зав. снаряжением


Каждый участник брал с собой по две пустых бутылки 1,5л для воды. Фильтры для воды не пригодились, воду брали из колодцев, реки и покупали в магазинах. Готовили на костре, топлива было в избытке. Пару раз подогревали чай с завтрака на горелке, которая была в личном снаряжении. У одного участника оторвалась лямка для крепления пенки, пристегнули резинкой с крючками (желательно иметь каждому участнику). Для заготовки дров, активно использовались двуручная пила, лучок и топоры. Также не использовался второй тент, т.к. большую часть времени погода была без осадков и хватило одного тента для укрывания велосипедов на ночь и укрытие группы на прием пищи.


7.5 Выводы и рекомендации механика


1. За несколько недель перед выездом требуется готовность и осмотр каждого велосипеда с целью оценки рисков поломок, устаревания покрышек, конфигурации крепления багажника.

2. Владельцы старых покрышек должны везти доп покрышкки себе для полной замены всех изношенных экземпляров

3. Все багажники до выезда должны быть на красном фиксаторе резьбы

4. В группе оказались багажники с креплением на эксцентрике, длина которого не была предусмотрена ремкомплектом - требуется отдельный запасной эксцентрик

5. В ремкомлект нужно добавить металлические лопатки для покрышек

6. в велоаптечку каждому добавить щетку для цепи



7.6 Выводы и рекомендации медика


1) Аптечка в целом удовлетворяла требованиям похода.
2) По хранению препаратов – положительным стал опыт разбивать аптечку на 2 контейнера: 1 большой основной, который хранится в герме внутри рюкзака, а второй малый (экстренный) герметичный в клапане рюкзака.
3) Загодя, пытаться убедить участников похода в необходимости прививок в том числе от клещевого энцефалита, поскольку ускоренная схема для вакцинации бывает недоступна по ОМС в разных филиалах поликлиник.
4) При акклиматизации и смене климата первые пару дней не планировать высокие нагрузки, использовать солнцезащитные средства, чем выше тем лучше, но не ниже SPF 50.
5) Постоянная обработка от насекомых не дает 100% гарантии от клеща, поэтому обязательно проводить регулярный осмотр одежды и тела, особенно после привалов и перед сном.
6) Солнечные очки обязательны к использованию, но очки с излишне затемненным стеклом создают трудности для передвижения по пересеченной местности в вечернее время, в них темно, без них риск травмировать глаз веткой, или попадания насекомого. Лучше выбирать или желтые стёкла или адаптивные линзы.

8. Категория сложности пройденного маршрута

8.1 Интенсивность прохождения маршрута

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
130.04.2022по дорогам хорошего качества: 58.4
по дорогам среднего качества: 2.2
201.05.2022по дорогам хорошего качества: 14.1
по дорогам среднего качества: 6.7
по дорогам низкого качества: 14.6
по дорогам сверхнизкого качества: 2.5
ЛП: 0.1
302.05.2022по дорогам высокого качества: 29.9
по дорогам хорошего качества: 26.7
по дорогам среднего качества: 21
по дорогам сверхнизкого качества: 1
радиальных/неавтономных участков: 1.7
403.05.2022по дорогам высокого качества: 56.2
радиальных/неавтономных участков: 2.5


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
86.199.229.914.63.54.20.1

Lф = 233.3

Кэп = 1.12

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
01.05.2022Растительный покров н/к (0.5)Обход места работы лесозаготовительной техники фото 2.13

Локальное препятствие: проходимый лес фото 2.14
1000.5
01.05.2022Одиночное ЛП н/к (0.5)Обход места работы лесозаготовительной техники фото 2.13

Локальное препятствие: двойной ров на участке леса используемого для обхода фото 2.15
00.5

ЛП = 1 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1.12

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 1

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 233.3

Продолжительность фактическая, дней:
Тф = 4

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 300

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 6

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.32

6.2 Автономность маршрута


Продолжительность похода: 82 ч. (4 д.)

Автономность похода: 0.82

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 30.04.2022 6:00
Конец временного интервала: 1.05.2022 8:00
Количество часов: 27
Автономность временного интервала: 0.83
2. Магазин в д. Яблонька: 1.05.2022 9:00
Конец временного интервала: 2.05.2022 12:00
Количество часов: 28
Автономность временного интервала: 0.84
3. магазин в д. Мошенка: 2.05.2022 13:00
Конец временного интервала: 2.05.2022 18:00
Количество часов: 6
Автономность временного интервала: 0.80
4. магазин в д. Сорога: 2.05.2022 19:00
Конец временного интервала: 3.05.2022 15:00
Количество часов: 21
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 5465равнинное через ЗАТО Озерный2Асфальт/бетон, песок-принадлежит2.121
2. 5466равнинное от оз. Шлино к Селигеру2Грунт, песок-принадлежит3.231
3. 5464равнинное Северо-Восток озера Селигер2Песок-принадлежит2.221
4. 5467равнинное автодорога 28К-1185 западный берег оз.Селигер1Асфальт/бетон-принадлежит1.481


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 9.05

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 9

Сумма баллов за ПП:

S = 9


8.4 Категорирование маршрута

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 9 * 1.32 * 0.82 = 9.74 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 1

Набор ПП:

1 к.т.: 1
2 к.т.: 3

Признак к.с. по набору ПП: 2

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 233.3 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 0.5 км
Продолжительность фактическая: 4 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута:
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 1

Итоговая к.с.: 1 с эл. 2