Главная  

Оглавление

1. Справочные сведения


1.1 Проводящая организация


1.2 Выпускающая МКК


1.3 Сроки проведения


1.4 Регион проведения


1.5 Нитка маршрута


1.6 Определяющие факторы маршрута


1.7 Перечень маршрутных треков


1.8 Перечень протяжённых препятствий


1.9 Список участников


1.10 Материалы, ссылки


1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК


2. Характеристика района


2.1 Общая полезная информация


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


2.3 Варианты подъезда и отъезда


2.4 Аварийные выходы с маршрута


3. Общая характеристика пройденного маршрута


3.1 Цели прохождения маршрута


3.2 Краткое описание маршрута


3.3 Новизна


3.4 Стратегия и тактика


3.5 Изменения маршрута и их причины


3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


3.7 Изменение состава участников


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


4. Графики движения


5. Техническое описание прохождения маршрута


5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута


6. Дополнительные сведения о маршруте


6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


6.2 Перечень запчастей и инструментов


6.3 Перечень общественного снаряжения


6.4 Состав хозяйственного набора


6.5 Раскладка по питанию и график закупок


6.6 Состав медицинской аптечки


6.7 Перечень финансовых затрат



7. Итоги, выводы, рекомендации


8. Категория сложности пройденного маршрута


8.1 Интенсивность прохождения маршрута


8.2 Автономность маршрута


8.3 Показатель сложности маршрута


8.4 Категорирование маршрута



Отчёт о прохождении маршрута Армавир - Кисловодск 2021, категория сложности: 3 с эл. 5, руководитель: Зимин П.., маршрутная книжка: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

1. Справочные сведения [↑]

1.1 Проводящая организация [↑]

-

1.2 Выпускающая МКК [↑]

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: ФСТ-ОТМ (Москва).
Номер маршрутной книжки: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

1.3 Сроки проведения [↑]

Маршрут пройден в сроки с 16.05.2021 по 23.05.2021.

1.4 Регион проведения [↑]

Страна: Россия
Район: Кавказ
Часовой пояс по стандарту UTC: 3   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута [↑]

Армавир - Курджиново - Пхия - пер. Пхия - Архыз - САО РАН - Маруха - Хасаут-Греческое - Красный Карачай - пер. Мухинский - Теберда - пер. Эпчик - Даут - Эльбрусский - оз. Хорлакёль - Б. Бермамыт - Кисловодск

1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]

Продолжительность: 8 дн.
Протяжённость маршрута: 554 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
185.4193.1123.216.32.927.85.8


1.7 Перечень маршрутных треков [↑]

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1.  Кавказ 2021 Очищенный554.5фактический
2. Кавказ 2021 План526.7планируемый


1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. равнинное Ахметовская - Курджиново по ЛБ р. Бол. Лаба (№4907)2Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, глина/чернозём
L = 23.7 км, Hmax = 824 м, НВ = 344 м, СВ = 175 м
фактический-принадлежит
2. подъём по ущелью р. Бол. Лаба (№6474)2Асфальт/бетон, гравий/щебень
L = 55.7 км, Hmax = 1330 м, НВ = 1021 м, СВ = 500
фактический-принадлежит
3. перевал Пхия (№6475)3Гравий/щебень, камень, грунт
L = 18.6 км, Hmax = 2213 м, НВ = 958 м, СВ = 402 м
фактический-принадлежит
4. подъём от по асфальту к САО РАН (№6476)2Асфальт/бетон
L = 16.1 км, Hmax = 2069 м, НВ = 898 м, СВ = 0 м
фактический-принадлежит
5. траверс хр. Ужум Первый от САО РАН к Марухе (№6477)3Гравий/щебень, камень
L = 27 км, Hmax = 2323 м, НВ = 520 м, СВ = 1466 м
фактический-принадлежит
6. траверс отрога из Марухи в Хасаут-Греческое (№6478)0Грунт, глина/чернозём
L = 6 км, Hmax = 1263 м, НВ = 172 м, СВ = 200 м
фактический-принадлежит
7. подъём по долине р. Аксаут (№6480)2Гравий/щебень
L = 25.2 км, Hmax = 1543 м, НВ = 570 м, СВ = 153 м
фактический-принадлежит
8. перевал Муху (Мухинский) от Аксаута к Теберде (№6481)4Гравий/щебень, камень, снег
L = 21.3 км, Hmax = 2743 м, НВ = 1230 м, СВ = 1391
фактический-принадлежит
9. перевал Эпчик из Теберды в Даут (№6483)5Камень, снег
L = 19.2 км, Hmax = 3002 м, НВ = 1571 м, СВ = 1121
фактический-принадлежит
10. спуск по долине р. Даут до Кубани (№6485)1Гравий/щебень, камень
L = 23.6 км, Hmax = 1881 м, НВ = 61 м, СВ = 829 м
фактический-принадлежит
11. подъём по вдоль р. Худес и далее к оз. Хорлакель (№6486)3Гравий/щебень, камень, грунт
L = 20.9 км, Hmax = 2068 м, НВ = 1055 м, СВ = 127
фактический-принадлежит
12. траверс плато Бечасын и Бермамыт (№6487)3Гравий/щебень, камень, грунт, глина/чернозём
L = 66.2 км, Hmax = 2576 м, НВ = 1751 м, СВ = 1627
фактический-принадлежит


1.9 Список участников [↑]

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Зимин Петр М


1.10 Материалы, ссылки [↑]


    План маршрута - https://nakarte.me/#m=9/44.22376/41.77262&l=Co&nktl=uigxGt2Q5QVDm_584LVESA
    
     Фактически пройденный маршрут - https://nakarte.me/#m=9/44.21860/41.77153&l=Co&nktl=XicrH1DudEJhGPusexy94g



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]

Заявленная категория сложности: 3
Заявленные сроки: c 14.05.2021 по 26.05.2021
Заявленная продолжительность: 13 дн.
Заявленная нитка маршрута: Армавир - Курджиново - Пхия - Архыз - САО РАН - Маруха - Хасаут-Греческое - Красный Карачай - Теберда - Даут - р. Эльмезтебе - Б. Бермамыт - Кисловодск

2. Характеристика района [↑]

2.1 Общая полезная информация [↑]


Маршрут проходит преимущественно по территории Карачаево-Черкесской республики. А подъезд и выход с маршрута - по Краснодарскому и Ставропольльскому краю соответственно.

2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов [↑]


Т.к. маршрут пересекает КЧР с запада на восток и проходит по долинам почти всех основных рек Республики, то основной достопримечательностью маршрута является разнообразие природных ландшафтов Западного Кавказа.

2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]


Маршрут начинается из г. Армавир, а заканчивается в г. Кисловодск. С обоими городами есть пассажирское железнодородное сообщение. Заезжать и выезжать с маршрута удобнее всего на поезде.

2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]


Т.к. район достаточно густонаселенный и обладает относительно развитой дорожной инфраструктурой, то это обеспечивает множество возможностей для аварийного схода. Из любой долины в течении дня можно спуститься до крупной станицы, откуда можно заказать транспорт до Армавира или Невинномысска (ж/д) или до Мин. Вод (аэропорт). Наиболее автономным участком маршрута является траверс пл. Бечасын, аварийный сход возможен к асфальтовой дороге 91К-003 от Кисловодска к Джилы-Су.

3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]

3.1 Цели прохождения маршрута [↑]


Целью прохождения маршрута было путешествие вдоль основных рек КЧР, максимально исключая асфальтовые дороги с трафиком.

3.2 Краткое описание маршрута [↑]


Маршрут проходит преимущественно по грунтовым каменистым дорогам.

В начале (после ст. Ахметовская) и в конце (на пл. Бермамыт) есть участки черноземных грунтов. Мокрая погода может значительно осложнить их преодоление.

Основными препятствиями на маршруте являются перевалы Пхия, Мухинский и Эпчик, а так же траверсы хр. Ужум и пл. Бечасын и Бермамыт. Перевалы Мухинский и Эпчик некатегорийные, но подъем на них осушествляется по пешеходной тропе со значительным уклоном и множеством средних и крупных камней. Остальные препятствия возможно преодолеть в седле.

Также некоторую сложность может представлять подъем по ущелью р. Бол. Лаба. В узком ущелье дорога постоянно то поднимается наверх, то спускается к самой реке. В результате, общий набор высоты за препятствие почти в полтора раза превышает абсолютную разницу высот между стартом и финишем.

3.3 Новизна [↑]


Подобные маршруты в регионе проезжали в 2020г. группы ТК МГТУ им. Баумана и ТК "Абрис" г. Королёв, а траверс пл. Бечасын и еще ранее был преодолен разными группами.

Отличием данного маршрута от совершенных ранее является только преодоление пер. Эпчик (и соответственно спуск по долине Даута), разведка грунтовой дороги, связывающей долины рек Маруха и Аксаут от Марухи к Хасаут-Греческому, а также радиальный подъем к оз. Хорлакель.

3.4 Стратегия и тактика [↑]


Маршрут был спланирован с консервативной оценкой тепма прохождения, но без запасных дней. Ожидалось, что в случае успешного движения по маршруту, появится резеврный запас времени. В случае же неспособности выдержать даже запланированный темп или иных форс-мажорных обстоятельств предполагался аварийный сход в Зеленчукскую, Кардоникскую или Карачаевск с последующим выездом на транспорте.

В качестве оценки темпа движения были взяты 100км дневного пробега без значительного набора высоты или 1000м набора высоты за день в горной части маршрута. Для преодоления серьезных препятствий были сделаны ночевки под перевалами. В результате, был составлен план на 9 ходовых дней.

На случай сильного опережания графика были запланированы дополнительные препятствия, такие как пер. Ыбчик и траверс от Карт-Ждурта к оз. Хорлакель.

В целом, можно считать, что расчет оказался верным. Оценка темпа была адекватной, т.к. маршрут удалось завершить на день раньше плана даже не в идеальных условиях: попадание в размокшие черноземы в первый день, вынужденные возвращение за тентом на хр. Ужум и заезд в Эльбрусский, а также дополнительный подъем к оз. Хорлакель.

3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]


На 7 день маршрута после выхода из долины Даута и вплоть до устья р. Худес не было сотовой связи. Поэтому, чтобы не пропускать контрольный срок выхода на связь после перевала, пришлось подняться по долине р. Кубань еще на 5км до пос. Эльбрусский.

В тот же день запланированный подъем по р. Худес был закончен к обеду. Вместо продолжения движения по маршруту (подъем на пл. Бечасын), было принято решение подняться к оз. Хорлакель для организации ночевки там. Решение оказалось верное, т.к. на всем протяжении пл. Бечасын отсутствуют источники воды и удобные места для стоянки, а само оз. Хорлакель было достаточно красивым и стоило посещения.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]


Несчастных случаев на маршруте не было.

3.7 Изменение состава участников [↑]


Одиночное путешествие не предполагает изменение состава участников.

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]


Маршрут полностью преодолен на велосипеде или пешком. Иной транспорт не использовался.

4. Графики движения [↑]

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 16.05.2021 Армавир - Ахмет Гора 120 Вело Армавир - Ахмет Гора 118 Вело
2 17.05.2021 Ахмет Гора - Пхия 75 Вело Ахмет Гора - Пхия 76 Вело
3 18.05.2021 Пхия - Нижний Архыз 61 Вело Пхия - САО РАН 79 Вело
4 19.05.2021 Нижний Архыз - балка Тандур 52 Вело Маруха - Кардоникская - Хасаут-Греческое 33 Вело САО РАН - балка Тандур 52 Вело
5 20.05.2021 балка Тандур - р. Мал. Марка 36 Вело балка Тандур - р. Мал. Марка 39 Вело/Пешком
6 21.05.2021 р. Мал Марка - пер. Эпчик 36 Вело/Пешком пер. Мухинский - г. 2811 Радиально 1 Вело р. Мал Марка - пер. Эпчик 35 Пешком/Вело
7 22.05.2021 пер. Эпчик - р. Эльмезтебе 54 Вело р. Худес - оз. Хорлакёль Радиально 12 Вело пер. Эпчик - оз. Хорлакёль 69 Вело/Пешком
8 23.05.2021 р. Эльмезтебе - Бол. Бермамыт 42 Вело Учкулан - р. Сес - оз. Хорлакёль - р. Худес 22 Вело оз. Хорлакёль - Кисловодск 86 Вело
Заявленная протяжённость: 519 км
Фактическая протяжённость: 554 км

5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
16.05.2021 - день 1
105:48:4700Поезд прибыл полпятого утра. Неспеша запаковался и позавтракал в круглосуточном магазине. Выезд из Армавира - по асфальновой дороге. (Фото 1)дорога высокого качестваЯсно. Безоблачно.
207:24:0328.228.2Съезд с асфальта 03К-017 на грунтовку через поля к Первой Синюхе. (Фото 2)дорога хорошего качества
308:16:1841.941.9Выезд на асфальт 03Н-319 в Первой Синюхе.дорога высокого качества
408:50:2254.854.8Покупаю воду в магазине в Воскресенской.
509:20:4564.464.4Остановился на привал в придорожной лесополосе. Лег поспать после бессонной ночи в поезде.
612:57:1864.464.4Выехал с привала.Ясно. Зной.
713:32:2476.776.7Асфальт сменяется гравийкой в Упорной. (Фото 3)дорога хорошего качества
813:44:0580.180.1Туча наконец закрыла палящее солнце. (Фото 4)Облачно. Наступает грозовой фронт.
914:27:5587.187.1После Нового Мира съехал на еле просматриваемую грунтовку, поросшую травой.дорога среднего качества
1014:56:1689.989.9Выехал к ферме. Мимо недружелюбных непривязанных собак удалось как-то проехать без приключений.
Дальне снова гравийка.
Туча все ближе. Откуда-то неподалеку в неё пускают противоградовые ракеты.
дорога хорошего качества
1115:26:2093.693.6Дорога идет по верху отрога, разделяющего долины рек Окарт и Бол. Лаба. Начинает капать дождь. Встаю под тентом, когда вдоль дороги перестают попадаться сгоревшие (скорее всего из-за молний) деревья. (Фото 5) (Фото 6)Дождь с грозой.
1216:52:3693.693.6После окончания дождя, сворачиваю тент и продолжаю движение.Низкая облачность с просветами.
1317:04:2698.398.3Выезжаю на хороший асфальт 03Н-318 в Гофицком. (Фото 7)дорога высокого качества
1417:46:09109109После моста через Бол. Лабу в Ахметовской со съезда с основной дороги начинается отсыванная камнем приличная дорога. (Фото 8) (Фото 9) дорога хорошего качества
1518:00:18110.4110.4На выезд из поселка ведет сырая грунтовка. (Фото 10)дорога хорошего качества
1618:07:12111111Сразу за поселком дорога разбита. Плотные кусты с обеих сторон не дают двигаться по обочине. (Фото 11)
Смещаюсь на поле западнее. Черноземная грунтовка сырая, но есть возможность двигаться сбоку по траве.
1718:41:16112.7112.7Поле заканчивается. Сырая узкая дорога идет сквозь кусты.дорога среднего качества
1818:50:20113.2113.2Дорога пересекает вброд безымянный ручей. Удается пререйти ручей по бревну в нескольких метрах по течению выше брода.Переправа н/к (0.5)
1918:51:00113.2113.2Дорога вливается в заросшую травой хорошую дорогу по краю поля.дорога хорошего качества
2018:58:41113.9113.9Полевая дорога выходит на разбитую черноземную грунтовку к ферме. (Фото 12)
Когда приходится съезжать с травы, колеса и трансмиссия сразу же блокируются налипающим грунтом. (Фото 13)
дорога среднего качестваРедкие перьевые облака.
2119:15:52114.8114.8После фермы у ручья останавливаюсь набрать воды для лагеря. Тропа ведет от дороги вверх по ручью несколько десятков метров до места, где удобно набирать воду. Это место отмечено как родник на OSM.
2219:35:48115.6115.6Разбитая полевая дорога выходит на хорошую грунтовку как раз у границы регионов (Краснодарского края и КЧР) (Фото 14)дорога хорошего качества
2319:50:38117.6117.6Начинается подъем к Ахмет-Горе. В пролеске - неплохая дорога, отсыпанная камнем. Градиенты до 17%.дорога среднего качества
2420:07:09117.9117.9Конец ходового дня. Темнота застала на середине подъема. Встал на полочке недалеко от дороги.

Координаты точки: N44.095053, E41.020027
Высота точки: 698 м

Пройдено за день: 117.9 км
НВ: 1114 м, СВ: 588 м
ОХВ: 14 ч. 18 мин. 22 сек.
ЧХВ: 7 ч. 6 мин. 34 сек.
17.05.2021 - день 2
2504:29:580117.9Начало ходового дня. Продолжаю подъем к Ахмет-Горе по каменистой лесной грунтовке. Но стоит дороге выйти на опушку, как она снова становится разбитой черноземной грунтовкой. (Фото 15)Низкая облачность с просветами.
2605:07:151.1119Под Ахмет-Горой грунтовка становится лучше. Снова можно ехать по травянистой обочине. (Фото 16)
По этому поводу решаю помыть трансмиссию. В процессе теряю замок цепи, но в ремнаборе есть запасной.
дорога хорошего качества
2705:40:461.1119Закончил чистить трансмиссию. Продолжаю движение.
2806:00:273.2121.1В окрестностях Подскального грунтовка сменяется отсыпанной каменистой дорогой. (Фото 17)дорога среднего качества
2906:21:055.9123.8В самом Подскальном начинается гравийка, разбитая между Подскальным и Предгорным. (Фото 18) (Фото 19)
3006:33:248.7126.6После моста в Предгорном начинается хороший асфальт.дорога высокого качества
3107:00:3716.7134.6Остановился у магазина в Курджиново. Пришлось немного подождать продавщицу.
3207:31:2316.7134.6Купив воды и перекусив, продолжаю движение.
3307:41:5619.9137.8Перехожу Большую Лабу по пешеходому подвесному мосту и выхожу на дорогу 91Н-070 с хорошим асфальтом. (Фото 20) (Фото 21)
3407:54:4921.8139.7В поселке Мостовая Поляна асфальт сильно разбит.дорога хорошего качества
3507:59:0823140.9После поселка асфальт сменяется гравийкой. Грейдер преимущественно хорошего качества, но в понижениях рельефа разбит из-за ручьев, стекающих на дорогу со склонов ущелья. (Фото 22) (Фото 23) (Фото 24)Облачность высокая переменная.
3609:39:4541.9159.8В Рожкао набираю воды в роднике у дороги. Дальше ущелье сужается, а дорога становится более рельефной и сильнее разбита лесовозной техникой. (Фото 25)дорога среднего качестваЯсно. Становится жарко.
3710:58:5550.9168.8Остановился у ручья, чтобы набрать воды. Дорога продолжительное время идет по высокому борту ущелья. Но проблем с водой нет: дорога регулярно пересекает текщие сверху мощные ручьи. (Фото 26)
3811:55:0758.3176.2Подъехал к погранпосту Закан на одноименном притоке Бол. Лабы. Для проезда дальше гражданам РФ нужен только паспорт. Но спросили по полной, пришлось даже все билеты на поезда показать.Облачно. Перьевые облака.
3912:36:4863.3181.3После Дамхурца гравийка снова становится лучше. Отъехав немного дальше, делаю продолжительный привал, чтобы пообедать и отдохнуть. (Фото 27) (Фото 28)дорога хорошего качества
4014:14:4263.4181.3Выехал с привала. Снова распогодилось.Малооблачно.
4114:51:1568.9186.8Туча, заходившая с запада, зацепилась за хребет и повисла на нём. Стал подниматься сильный порывистый ветер.Малооблачно. Ветер порывами.
4215:04:0671.9189.8Случился прокол заднего колеса. К этому времени ветер достиг такой силы, что начал валить деревья на склоне. К счастью, удалось быстро починить прокол жгутом, и я поспешил к Пхие, чтобы выйти из опасной лесной зоны. На подъезде к Пхие уже неоднократно объезжал свежие поваленные деревья, лежащие поперек дороги.Шквальный порывистый ветер.
4315:23:4574191.9Выехал в Пхию. Туча перебралась через хребет в долину, ветер стих, и начинал накрапывать дождь. Реку Пхию перешел по пешеходному мосту чуть выше по течению от автомобильного брода. (Фото 29)Сплошная облачность. Слабый дождь.
4415:34:0875.7193.6Конец ходового дня. Отъехав немного от Пхии, встал лагерем на берегу Бол. Лабы недоезжая погранпоста.

Координаты точки: N43.583689, E40.951627
Высота точки: 1285 м

Пройдено за день: 75.7 км
НВ: 1529 м, СВ: 942 м
ОХВ: 11 ч. 4 мин. 10 сек.
ЧХВ: 6 ч. 13 мин. 24 сек.
Дождь.
18.05.2021 - день 3
4505:14:590193.6Начало ходового дня. Дождь за ночь закончился.Низкая облачность.
4605:18:520.5194.1Почти сразу уперся в погранпост Пхия. Проверили только паспорт. Через 50м за погранпостом - развилка. На перевал ведет старая горная каменистая дорога. Проезд автомобилей по ней закрыт из-за строящейся трассы. (Фото 30) (Фото 31)дорога среднего качества
4706:48:586.9200.6Брод через безымянную балку. Старый пешеходный мост прогнил и обвалился. В мае воды было много, текла даже по дороге. Но технически брод несложный, глубина ниже середины колеса. (Фото 32)Переправа н/к (2)
4807:24:488201.6Брод через следующую безымянную балку. Тоже был бы несложный, но удалось избежать вообще: аккуратно перешёл по старому полуразвалившемуся мосту. (Фото 33)Переправа н/к (0.5)
4907:35:308.5202.1Выехал к строящейся новой трассе. Она профилированная, поэтому часть склона срывают и выравнивают. В месте проведения работ дороги нет. Участок строительных работ прошёл пешком. (Фото 34) (Фото 35)дорога сверхнизкого качества
5007:53:529202.6За стройкой начинается широкий профилированный грейдер. (Фото 36) (Фото 37)дорога хорошего качества
5108:44:4412.2205.9Обнаружил, что заднее колесо сильно спустило. Было опасение, что это снова вчерашний прокол. Но просто накачал, и больше колесо не беспокоило.
5209:35:1714.6208.3Перевал Пхия. (Фото 38) (Фото 39)Облачно с прояснениями.
5310:01:3422.1215.7От моста на стрелке рек Архыз и Дукка начинается отличный асфальт. (Фото 40)дорога высокого качества
5410:48:2136.7230.3Останавился на обед в кафе а Архызе.
5511:47:1636.7230.3Выехал с обеда. После Архыза трафик усиливается, машины летают на высоких скоростях. (Фото 41)Редкая облачность.
5613:15:1461.1254.7В Нижнем Архызе не смог перейти Бол. Зеленчук по пешеходному мосту: стоит "крутилка", чтобы проходили только пешеходы. Пришлось объезжать через КПП южнее. (Фото 42)
5713:34:1262.3255.9КПП на дороге к Нижнему Архызу и САО РАН. Проезд, вроде как, ограничен, но велосипед не вызвал никаких вопросов.
5813:48:0163.7257.3Делаю небольшой привал, чтобы разведать потенциальное место ночёвки. Дальше идет очень хорошая дорога с минимальным трафиком, редкие машины едут медленно и широко безопасно обгоняют. В верхней части открываются красивые панорамы. (Фото 43) (Фото 44) (Фото 45)
5917:13:5778.6272.2Асфальт идет до телескопа БТА. Со стороны хр. Ужум подходит разбитая грунтовка. (Фото 46) (Фото 47)дорога среднего качестваПочти ясно.
6018:00:3979.6273.2Конец ходового дня. Родник-ручеек, отмеченный на картах OSM, в мае был без воды. Пришлось кипятить дождевую воду из ниш в русле пересохшего ручья.

Координаты точки: N43.640681, E41.446959
Высота точки: 2167 м

Пройдено за день: 79.6 км
НВ: 2178 м, СВ: 1296 м
ОХВ: 12 ч. 45 мин. 40 сек.
ЧХВ: 7 ч. 21 мин. 16 сек.
19.05.2021 - день 4
6104:30:000273.2Со стороны гор в долину прорывалась туча, проснулся от очень сильного ветра. Пришлось опустить третью грань у тента и подерживать его изнутри спиной, чтобы снизить нагрузку на ткань и оттяжки. Сильный порывистый ветер.
6204:50:000273.2Туча прорвалась, ветер утих, заморосил дождь. Сделал пару фото на рассвете и лег спать дальше. (Фото 48)Низкая облачность. Слабый дождь.
6308:26:040273.2Начало ходового дня. Еще во время сборов дождь прекратился. На подъем, в сторону балки Пастухова, идет мелкокаменистая горная дорога. (Фото 49) (Фото 50)дорога хорошего качестваНизкая сплошная облачность.
6408:55:562275.2На подъеме на хр. Ужум и далее по нему дорога чуть более разбитая, но всё еще в хорошем сосоянии. Иногда облака "перетекают" через хребет, и видимость сильно снижается. (Фото 51) (Фото 52) (Фото 53)дорога среднего качестваСильная облачность. Временами дождь.
6511:12:3822.2295.5На спуске с хребта дорога постепенно превращается в грунтовку, отсыпанную камнем. Появляется колея. (Фото 54) (Фото 55)
6611:30:5826299.2Перед самым въездом в Маруху обнаружил, что где-то по дороге выпал тент. В его поисках вынужден возвращаться назад.радиальный/неактивный участок
6714:07:0234.7307.9Нашел тент на одном из каменистых спусков. Тем временем, окончалельно распогодилось. (Фото 56)Ясно. Редкие облака.
6814:43:0942.9316.1Вернулся к Марухе, продолжаю ехать дальше по маршруту.дорога среднего качества
6914:44:0343.2316.5В Марухе начинается асфальт.дорога высокого качества
7014:47:2344.9318.1Остановился у магазина. Ничего, что хотел взять, в магазине не оказалось, попросил просто налить воды. Продавщица сжалилась, вынесла две полторашки с водой и в довесок дала несколько пироженных с прилавка.
7115:04:5744.9318.1Перелил воду в свою тару и поехал дальше.Ясно. Безоблачно.
7215:15:3047.3320.5На выезде у погранзаставы асфальт заканчивается. Дальше в долину идет ровная гравийка. (Фото 57)дорога хорошего качества
7315:31:1749.5322.7Сворачиваю на грунтовку у ферме. Саму ферму обошёл со стороны ручья, т.к. искал дорогу, которая должна пойти вверх вдоль ручья.
7415:41:2150.3323.5Грунтовка наверх начинается от фермы. Вначале идет вдоль ручья, несколько раз пересекая его, а затем взбирается на борт оврага и выводит на небольшое плато между долинами рек Маруха и аксаут. (Фото 58) (Фото 59)дорога среднего качества
7516:58:0352.7325.9Конец ходового дня. Плато - сельхозугодья фермы, находящейся внизу у ручья, и встреченные по пути местные жители были как будто не рады видеть туристов на своей территории. Поэтому для ночевки отошел по ручью подальше от дороги, чтобы не попадаться на глаза.

Координаты точки: N43.714906, E41.635433
Высота точки: 1243 м

Пройдено за день: 52.7 км
НВ: 1490 м, СВ: 2414 м
ОХВ: 8 ч. 31 мин. 59 сек.
ЧХВ: 6 ч. 21 мин. 8 сек.
20.05.2021 - день 5
7605:50:180325.9Начало ходового дня после, вероятно, самой холодной ночи за поход. Судя по всему, холодный воздух "стёк" в долинку ручья, и утром даже были заморозки. (Фото 60)Ясно. Редкая высокая облачность.
7705:58:160.3326.2Сворачиваю на запад на луг в поисках дороги в сторону Аксаута. Это место было картографировано только на устаревшем генштабе; единственный трек стравы уходил куда-то через луг, а грунтовка поворачивала на юг. Вид назад, на северо-восток - (Фото 61).дорога низкого качества
7806:06:220.7326.6Дошёл до опушки леса. Далее по треку угадывается старая заросшая лесная дорога. Туда ломиться не рискнул, а решил идти по лугу на юг, чтобы "подсечь" грунтовку и, возможно, дорогу, идущую по хребту вдоль балки Тандур. Луг местами подболочен.
7906:18:401.5327.3Снова на опушке вышел на полевую грунтовку. Рашьше она соединялась с дорогй вдоль балки Тандур, но сейчас на опушке - огромный исуственный завал из деревьев.дорога среднего качества
8006:21:341.6327.5Пытаюсь преодолеть завал. Но он - капитальный. Дорога вдоль балки Тандур завалена спиленными деревьями так, что пешком идти сложно. Углубившись в завал на ~150м и не увидев его конца, вернулся назад.радиальный/неактивный участок
8106:36:422.1328Возвращаюсь назад к треку по опушке леса.Растительный покров н/к (0.5)
L = 500 м
8206:45:222.6328.5Увидев дорогу вдоль балки Тандур в лесу, выхожу на неё. Здесь она уже не так сильно завалена, можно ехать. Но спешиваться приходится регулярно.дорога низкого качества
8306:56:093.9329.7Дорога идет по руслу балки Тандур. При высоком уровне воды в реке (например, из-за дождей) дорога может стать непроходима. (Фото 62)
8407:02:444.1329.9Дорога поднимается из русла на левый берег, и через 100 метров соединяется с другой грунтовкой. Вероятно, последняя (идущаяя серернее, у балки Хилькова) и есть основная грунтовка через отрог из Марухи в Хасаут-Греческое. А та, что обозначена на Генштабе и по которой проехал я, сейчас чисто утилитарная с/х дорога, и завалена специально от сквозного проезда. (Фото 63)дорога среднего качества
8507:29:425.9331.8После моста, в Хасаут-Греческом, начинается гравийка.дорога хорошего качества
8607:32:526.5332.4Сделал привал. Магазин был закрыт до 8:00, поэтому перекусил в соседнем кафе, т.к. оно открывалось на час раньше.
8707:50:426.6332.4Выехал с привала. От Хасаут-Греческого идет неплохая широкая гравийка. (Фото 64) (Фото 65) (Фото 66)Ясно. Безоблачно.
8809:36:1720345.9Решил воспользоваться погодой и сделать привал, чтобы постирать вещи.радиальный/неактивный участок
8909:55:1520.3346.2Выехал с привала. Вся дорога вдоль каньона Красный - хорошая и ровная. (Фото 67) (Фото 68)дорога хорошего качества
9010:13:4722.9348.7А от Осыпного каньона (когда дорога снова возвращается на правый берег) до Красного Карачая дорога уже достаточно разбита. (Фото 69) (Фото 70) (Фото 71)дорога среднего качества
9111:38:4332.4358.3От Красного Карачая к р. Марке ведёт каменистая грунтовка. (Фото 72)
9211:51:5433.2359.1В районе Красного Карачая силами полиции проводились ПСРы, а офицеры устроились на пикник. Пригласили пообедать с ними, отказываться не стал. Вкусно накормили, и приятно поболтали.
9312:26:0433.2359.1Выехал с привала. Дальше идет тропа с ТП, ехать уже не получается. Мосты через Марку капитальные и надёжные. (Фото 73) (Фото 74) (Фото 75)дорога низкого качества
9412:56:4634.5360.4После трех мостов тропа начинает взбираться на борт ущелья. Вначале - очень крутой грунтовый склон (20%-40%), затем - крутой подъем по крупным камням. Крутизна склона и каменистый подъем соответственно: (Фото 76) (Фото 77)Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 1400 м
9514:30:0735.5361.4Поднявшись на борт ущелья, тропа значительно улучшается. ТП еще остаются, но их значительно меньше. Можно ехать в седле. (Фото 78) (Фото 79)дорога среднего качества
9615:44:4138.6364.5Конец ходового дня. После предыдущей холодной ночевки с удовольствием заночевал в чистом тёплом коше. (Фото 80) (Фото 81)

Координаты точки: N43.484689, E41.578747
Высота точки: 2087 м

Пройдено за день: 38.6 км
НВ: 1382 м, СВ: 538 м
ОХВ: 9 ч. 54 мин. 23 сек.
ЧХВ: 5 ч. 30 мин. 58 сек.
21.05.2021 - день 6
9704:48:000364.5Начало ходового дня. На поляне тропы расходятся и теряются. Но если остаться на нужной тропе, все протоки реки Мал. Марка можно перейти по мосткам, не замочив ноги.дорога низкого качестваЯсно. Очень редкая облачность.
9805:01:560.5365Тропа взбирается на крутой (20%-35%) склон вдоль р. Мал. Марка. Большое количество ТП. (Фото 82) (Фото 83)Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 600 м
9905:35:321.1365.6На плато тропа выполаживается. Количество ТП уменьшается, сама тропа просматривается с трудом (фото 85 - назад): (Фото 84) (Фото 85) (Фото 86)
10006:09:122.3366.8Из-за того, что сбился с тропы, перехожу реку в 150м выше общепринятого брода. Река неглубокая, но на дне крупные камни. Переношу рюкзак челноком, подстраховываясь палками. (Фото 87)Переправа н/к (2)
10106:38:082.4366.9Начало перевального взлета на пер. Мухинский (Муху). Мелкая сыпуха, уклон 17%-35%. (Фото 88) (Фото 89)Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 1400 м
10208:01:043.7368.2Перевал Мухинский. С восточной стороны - небольшие остатки снежного карниза. (Фото 90) (Фото 91) (Фото 92)
10308:26:363.9368.4Пройдя пешком около 50-100м по снегу, сажусь на велосипед и еду по треку дороги. Скоро снег заканчивается, сама дорога - каменистая немного разбитая грунтовка. (Фото 93) (Фото 94) (Фото 95)дорога среднего качества
10408:40:326.7371.2Брод через реку Муху. Пытяюсь проехать сходу, но на выезде упираюсь в камень. Пришлось топнуть ногой и немного замочить ботинок.Переправа н/к (0.5)
10508:45:127.1371.6Еще один брод через Муху. В этот раз иду пешком, переобувшить в забродную обувь.Переправа н/к (0.5)
10609:08:1810.3374.8Постепенно дорога улучшается. До Теберды удет гладкая гравийка. (Фото 95) (Фото 96)дорога хорошего качества
10709:25:1815.5380В Теберде останавливаюсь пообедать.радиальный/неактивный участок
10810:37:5515.7380.2Поев в кафе хычинов и отдохнув, продолжаю движение по маршруту. В Теберде - асфальт.дорога высокого качестваЯсно. Безоблачно.
10910:56:0519.2383.7Заехал в магазин, чтобы пополнить раскладку.
11010:59:5819.2383.7По факту, купил толко батончиков и воды. Еду дальше.
11111:12:4323.4387.9В середине Джамагатской улицы асфальт пропадает, начинается гравийка.дорога хорошего качества
11211:21:5224.5389КПП Тебердинского заповедника. Маршрут до оз. Эпчик еще закрыт (из-за снега), поэтому взят билет только до Джемагатских нарзанов. После КПП - каменистая дорога среднего качества. (Фото 97)дорога среднего качества
11312:35:1629.6394.1От нарзанов вверх вдоль р. Эпчик уходит квадрациклетная грунтовка.
11412:57:1230.4394.9На поляне дорога заканчивается, дальше идет тропа.
11513:02:3730.7395.2Тропа упирается в забор с калиткой. Аккуратно прошёл, поставил калитку на место. Дальше тропа спускается к реке, появляется много ТП. Приходится тащить велосипед по крупным камням. (Фото 98) (Фото 99)дорога сверхнизкого качества
11613:30:3931.6396.1Брод р. Эпчик. Выглядел непростым: относительно глубоко и быстрое течение. Но удалось перейти по поваленому дереву. (Фото 100)Переправа н/к (2)
11714:40:1332.5397Тропа уходит от реки на борт ущелья, камней становится значительно меньше. (Фото 101)дорога среднего качества
11814:47:4332.7397.2Брод р. Эпчик. Второй брод намного проще. Перешёл без подготовки по камням.Переправа н/к (0.5)
11914:52:4232.8397.3После брода тропа взбирается на крутой левый берег ущелья. (Фото 102)Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 60 м
12014:59:1032.9397.4Тропа по левому борту неплохая, идет высоко над рекой. (Фото 103) (Фото 104) (Фото 105)
12116:08:1334.5399Выходя на плато перед перевалом, тропа начинает теряться. В районе небольшого озерца окончательно теряю её, и дальше иду просто по траве. (Фото 106)дорога низкого качества
12216:16:4034.8399.3В месте перехода через ручей, у воды, делаю небольшой привал. Подъем под палящим солнцем выдался непростым. (Фото 107)
12316:30:1034.8399.3После привала без труда преодолел ручей и продолжил движение к кошу. Прогноз предвещал ухудшение погоды, и я запланировал ночевать в нем. (Фото 109)
12416:54:2335.3399.8Конец ходового дня. Кош оказался неухоженый и грязный, но всё равно остался ночевать, т.к. уже настроился на него. Это было ошибкой, спать среди грязи и возящихся мышей было отвратительно.

Координаты точки: N43.474395, E41.878394
Высота точки: 2682 м

Пройдено за день: 35.3 км
НВ: 2199 м, СВ: 1605 м
ОХВ: 12 ч. 6 мин. 23 сек.
ЧХВ: 6 ч. 0 мин. 44 сек.
22.05.2021 - день 7
12505:14:580399.8Начало ходового дня. Тропа по плато всё ещё почти неразличима. (Фото 110)Облачно.
12605:36:550.9400.7На перевальном взлете тропа снова появляется. Тропа - мелкая сыпуха. С западной стороны перевальный взлет короткий. Крупных камней нет, но склон крутой (20%-30%).Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 800 м
12706:19:311.7401.5Выхожу на седловину. Склон выполаживается, тропа остается. (Фото 111) дорога среднего качества
12806:21:141.7401.6Перевал Эпчик. (Фото 112)
12906:32:471.8401.6На спуске с восточной стороны - остатки снежного карниза. Место тропы хорошо просматривается в нем. Уклон позволяет съехать, но не рискую и спускаюсь пешком. (Фото 113) (Фото 114) (Фото 115)дорога низкого качества
13006:37:401.9401.7Снег закончился. Дальше еду по склону без тропы. Пара попыток выехать на тропу, обозначенную на OSM, успехом не увенчались, не видел их. (Фото 116) (Фото 117)
13107:09:394.7404.5Выехал на каменистую дорогу среднего качества в районе ур. Кулдун. (Фото 118) (Фото 119)
13207:31:308.9408.7От аула Даут вниз по долине одноименной реки идет гравийка неплохого качества. (Фото 120) (Фото 121) (Фото 122)дорога хорошего качества
13307:38:2710.6410.4На узкой дороге уперся в стадо коров. Проехать мимо не получалось, т.к. они боялись и убегали дальше. (Фото 123)
13407:46:1611.6411.4Встаю на вынужденный привал, чтобы отпустить коров вперед. Не хочу далеко угонять стадо, к тому же они сильно ограничивают темп движения. Пользуясь моментом, перепаковываю вещи после спуска. (Фото 124)
13508:23:1511.6411.4Выехал с привала. Коровы нашли полянку неподалёку и уже успокоились, спокойно проехал мимо них.
13608:42:4617.4417.2Встретил машуну с егерем. Он вышел и окликнул. Поинтересовался: "Ты же по маршруту едешь?" Я заверил: "Да да, конечно" Поверил на слова, ничего не проверял. Повезло, наверное.
13709:38:0331.9431.7Кордон на въезде в долину р. Даут проехал просто мимо шлагбаума. У ворот никого не было. Дальше до моста через р. Кубань дорога разбита сильнее.дорога среднего качества
13809:51:0332.6432.5После моста вдоль р. Кубань - асфальтовая дорога. Мобильной связи нет. (Фото 125) (Фото 126)дорога высокого качестваРедкая высокая облачность.
13910:19:2537.5437.3После безуспешных попыток поймать связь у стрелки Кубани и Худеса, решаю проехать по трассе до п. Эльбрусский, чтобы выйти на связь по графику и сообщить о преодолении пер. Эпчик.радиальный/неактивный участок
14010:37:3942.4442.2В п. Эльбрусский связь есть, интернета нет. Отправляю SMS. Пользуясь случаем, обедаю в местном небольшом магазине.
14111:14:1547.4447.2Вернулся к стрелке Кубани и Худеса. После моста по долине р. Худес идет хорошая гравийка. (Фото 127) (Фото 128) (Фото 129)дорога хорошего качества
14213:06:0361.9461.7У серпантина останавливаюсь на привал, чтобы определиться с дальнейшим маршрутом на день. Решение ехать на оз. Хорлакёль вместо подъема сразу на пл. Бечасын было верным, т.к. на плато долгое время нет источников воды поблизости.Низкая облачность.
14313:31:0962461.8Выехал с привала. Дальше - через Царские ворота и на оз. Хорлакёль. (Фото 130)
14413:34:5462.6462.4После моста через р. Чемарткол дорога сильно ухудшается, становясь разбитой грунтовкой с множеством камней. (Фото 131)дорога низкого качества
14513:47:5563.9463.7От хутора Хапаевых наверх поднимается сначала умеренно разбитая грунтовка. (Фото 132) дорога среднего качества
14614:22:0665.2465Но чем выше она поднимается, тем уклон становится круче, а дорога - хуже. (Фото 133) (Фото 134)дорога низкого качества
14714:37:5866465.8В самом крутом месте подъема - дорога с множеством ТП. Наверх здесь могут проехать только подготовленные внедорожники.Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 500 м
14815:00:0666.5466.4Преодолев самый крутой участок на середине подъема до озера, дорога начинает улучшаться. дорога среднего качества
14915:05:1766.9466.7Дорога превращается в пологую хорошую грунтовку в районе отмеченного на OSM родника. Такой она остается и на самом плато. Начинается дождь. (Фото 135)дорога хорошего качестваСплошная облачность. Дождь.
15016:26:1168.8468.6Конец ходового дня. Дождь переджал в бане у озера, а затем разбил тент на опушке. Срубы на поляне все стояли без крыш, поэтому ночевать в них смысла не было. Ночью снова был дождь.

Координаты точки: N43.493432, E42.221578
Высота точки: 2082 м

Пройдено за день: 68.8 км
НВ: 1678 м, СВ: 2278 м
ОХВ: 11 ч. 11 мин. 13 сек.
ЧХВ: 6 ч. 40 мин. 37 сек.
Облачно.
23.05.2021 - день 8
15104:51:340468.6Начало ходового дня. За ночь тучи протянуло. Спускаюсь по маршруту подъема. (Фото 136)Облачно.
15205:03:402.2470.8Самый крутой и сложный участок дороги. Еду по большим камням с трудом даже с опущенным седлом.дорога сверхнизкого качества
15305:08:052.7471.4Самый крутой участок спуска закончился, дальше спуск не представляет большой сложности.дорога среднего качества
15405:28:126.6475.3Делаю привал у моста через Худес. Перепаковываю вещи после спуска. (Фото 137)
15505:56:126.6475.3Выезжаю с привала. От Худеса на пл. Бечасын поднимается каменистый серпантин среднего качества. (Фото 138) (Фото 139)
15608:10:3414482.6Сверху по хребту удет грунтово-гравийная дорога. В целом, неплохая, но разбита в понижениях рельефа. (Фото 140) (Фото 141)дорога хорошего качества
15710:08:4933.9502.6Выехал на широкую хорошую гравийную дорогу, ведущую на пер. Гумбаши. (Фото 142)
15810:17:4134.6503.2Решил полонить воду из родника у Бечасынского сырзавода. Но подход к нему перекрыт электризованой оградой, идущей вдоль края поля.
15910:34:1536.1504.8Свернул с грейдера на каменистую дорогу к плато Бермамыт. (Фото 143) (Фото 144)дорога среднего качества
16012:17:2245.9514.5Поднимаюсь к Бол. Бермамыту по тропе через седло между Мал. и Бол. Бермамытом. Склон крутой, под ногами - мелкая сыпуха. На плато заползает очередная туча. (Фото 145) (Фото 146)Сплошная облачность.Спуск/подъём н/к (1.5)
L = 510 м
16112:40:1646.5515.2На плато остановился на обед в кафе на склоне.
16213:08:5846.5515.2Выезжаю с обеда. Попросил воды, т.к. она закончилась, подарили бутылку лимонада. Дальше по пл. Бермамыт идут черноземные грунтовки. (Фото 147) (Фото 147)дорога хорошего качества
16313:57:4060.3528.9На пер. Кичи-Балык выезжаю на асфальтовую трассу 91К-003. По ней и спускаюсь до Кисловодска. (Фото 149)дорога высокого качества
16415:39:3485.9554.5Конец ходового дня. В Кисловодске тепло и без осадков. До поезда больше суток, заселяюсь в съемную квартиру.

Координаты точки: N43.898536, E42.716467
Высота точки: 846 м

Пройдено за день: 85.9 км
НВ: 1954 м, СВ: 3191 м
ОХВ: 10 ч. 48 мин. 0 сек.
ЧХВ: 7 ч. 50 мин. 39 сек.

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
16.05.2021 - день 1
05:48:47Ясно. Безоблачно.
12:57:18Ясно. Зной.
13:44:05Облачно. Наступает грозовой фронт.
15:26:20Дождь с грозой.
16:52:36Низкая облачность с просветами.
18:58:41Редкие перьевые облака.
17.05.2021 - день 2
04:29:58Низкая облачность с просветами.
07:59:08Облачность высокая переменная.
09:39:45Ясно. Становится жарко.
11:55:07Облачно. Перьевые облака.
14:14:42Малооблачно.
14:51:15Малооблачно. Ветер порывами.
15:04:06Шквальный порывистый ветер.
15:23:45Сплошная облачность. Слабый дождь.
15:34:08Дождь.
18.05.2021 - день 3
05:14:59Низкая облачность.
09:35:17Облачно с прояснениями.
11:47:16Редкая облачность.
17:13:57Почти ясно.
19.05.2021 - день 4
04:30:00Сильный порывистый ветер.
04:50:00Низкая облачность. Слабый дождь.
08:26:04Низкая сплошная облачность.
08:55:56Сильная облачность. Временами дождь.
14:07:02Ясно. Редкие облака.
15:04:57Ясно. Безоблачно.
20.05.2021 - день 5
05:50:18Ясно. Редкая высокая облачность.
07:50:42Ясно. Безоблачно.
21.05.2021 - день 6
04:48:00Ясно. Очень редкая облачность.
10:37:55Ясно. Безоблачно.
22.05.2021 - день 7
05:14:58Облачно.
09:51:03Редкая высокая облачность.
13:06:03Низкая облачность.
15:05:17Сплошная облачность. Дождь.
16:26:11Облачно.
23.05.2021 - день 8
04:51:34Облачно.
12:17:22Сплошная облачность.

6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте [↑]



Велосипед.
Использовался велосипед Transition Scout с подвеской 150/115, колеса - 27.5". Широкие 2.3" агрессивные покрышки (High Roller и Aggressor) были установленны бескамерно. Перед походом в каждую залито по 250г герметика. Тормоза - гидравлические со специально приобретенными перед походом металлическими колодками. Трансмиссия - на 11 скоростей: кассета 11-42 и Narrow-Wide звезда на 32 зуба спереди. Педали - плоские платформы.

Случаи неисправностей и ремонта.
Вечером первого дня во время попадания в размокшие черноземы оказалось, что в не имеющей грязеотводов передней NW-звезде Inline активно скапливается грунт, и зубы звезды перестают удерживать перекошенную цепь. В забитой грунтом трансмиссии остались рабочими только пара звезд кассеты, при которых положение цепи было близко к идеальному ровному чейнлайну.

Утром второго дня во время чистки трансмиссии от грунта половинка замка цепи упала в траву и потерялась. Замок был заменен на запасной из ремнабора. Но, из-за разной степени износа, с новым замком цепь стала подклинивать на передней NW-звезде. Проблему удалось решить, заменив половинку замка за старую. После этого трансмиссия без отказов проработала до конца похода.

Также во второй день после обеда в задней покрышке "открылся" старый крупный прокол, и герметик не справлялся. Место прокола было заткнуто резиновым жгутиком из ремкомплекта. Все действия были совершены достаточно оперативно и подкачка колеса не потребовалась.

Утром третьего дня, во время подъема на перевал Пхия, обнаружилось сильное падение давления в заднем колесе. После подкачки, никаких сквозящих отверстий в покрышке не было найдено, а колесо после этого успешно проехало до конца маршрута.

6.2 Перечень запчастей и инструментов [↑]


Носос портативный для шин.
Насос высокого давления для подвески.
Камеры 27.5" 2шт.
Набор заплаток для камеры и клей.
Набор для установки жгутов (шило и инсталятор).
Резиновые жгуты для покрышек, комплект 12шт.

Ветошь.
Ацетон 50мл.
Смазка цепи 50мл.

Замок цепи 11ск.
Тормозные колодки 2 пары, органические.
Передняя звезда Inline 30T.
Бита torx T30 с ручкой (для бонок системы Shimano M7000)

Мультитул велосипедный: шестигранники 2-8, torx T25, крестовая, шилицевая, выжимка цепи.
Мультитул Leatherman Rev.
Небольшой разводной ключ (13см).
Спицевой ключ.

Изолента ПВХ 1шт.
Стяжки пластиковые маленькие 15шт.

6.3 Перечень общественного снаряжения [↑]


Треккинговые палки Сплав 2шт.
Тент Снаряжение Si 3х3м.
Колышки 6шт.
Бивачный мешок The North Face Assault Bivy.
Спальник Aegismax Mini.
Коврик Decathlon 5мм.
Система для приготовлении пищи FireMaple FMS-X2.
Газовые баллоны 230г и 100г.
КЛМН 550мл котелок, складная ложка, нож Opinel N6.

GPS-навигатор Garmin eTrex 30.
Аккумуляторы АА 8 шт.
Powerbank 10000 Mah 2шт.
Кабель USB Type-C.
Кабель USB-mini.
Переходник USB-OTG Type-C.

6.4 Состав хозяйственного набора [↑]


Нитки капроновые N10.
Игла тонкая.
Игла толстая.
Клей резиновый 30мл.

6.5 Раскладка по питанию и график закупок [↑]


https://velotrex.ru/attachments/1697723958_65313636bd3f2.pdf

6.6 Состав медицинской аптечки [↑]



6.7 Перечень финансовых затрат [↑]


7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]

Регион богат природными красотами, а постепенная смена ландшафтов при движениии с запада на восток не дает им приесться. Флора каждой долины обладает какими-то своими уникальными особенностями и каждый раз удивляет пейзажами.

Май - удачное время для посещения региона. Сезон прихода весны, цветения и буйства зелени. В середине мае снега на перевалах до 3000м уже почти нет, а суточные температуры комфортны для ночевки даже на таких высотах.

Наверное, наибольший интерес как с точки зрения препятствий, так и природных достопримечатеьностей представляют малонаселенные долины рек Бол.Лаба, Аксаут, Маруха, Даут, Учкулан, Улу-Кам, Худес. К сожалению, логично связать их друг с другом вряд ли получится без определенного количества пешеходных перевалов.

Часть маршрута пролегает по территории Тебердинского заповедника и Даутсткого заказника. Режим доступа на эти территории определяется лишь самоуправством руководства запопедника. Поэтому по возможности имеет смысл покупать билет из Теберды на маршрут до оз. Эпчик. Несмотря на то, что территория заповедника заканчивается на Джемагатских нарзанах, этим билетиком вероятнее проще будет отмахаться от егерей в долине Даута. К чести работников заповедника, хоть билет и приобретается за наличку, его официально пробивают через кассовый аппарат.

В обратную сторону от Теберды, к пер. Мухинский (Муху) дорога идет вдоль границы заповедника, не пересекая её. Таким образом, несмотря на наличие официального тур. маршрута "К пер. Мухинский" от заповедника, требовать его они не имеют права и никакого КПП на дороге в сторону Мухинского вроде как нет.

Режим доступа на Территорию Даутского заказника еще более мутный. На сайте заповедника описаны тур. маршруты только по самому заповеднику. Насколько свободный и для кого разрешен въезд в долину Даута на этапе подготовки к маршруту выяснить не удалось. Опыт взаимодействия с егерями также есть в описании соответствующих ПП маршрута.

Во все дни, кроме первого, движение прекращалось за 2-3 часа до завершения светлого времени суток. Таким образом, при благоприятных погодных условия возможно более быстрое прохождение маршрута, но для этого необходима лучшая физическая подготовка. Успешное прохождение маршрута в срок обеспечило то, что на этапе планирования был заложен достаточный запас по времени на его преодоление.

8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]

8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
116.05.2021по дорогам высокого качества: 73.7
по дорогам хорошего качества: 38.9
по дорогам среднего качества: 5.3
217.05.2021по дорогам высокого качества: 13.1
по дорогам хорошего качества: 34.5
по дорогам среднего качества: 28.1
318.05.2021по дорогам высокого качества: 56.5
по дорогам хорошего качества: 13.6
по дорогам среднего качества: 9
по дорогам сверхнизкого качества: 0.5
419.05.2021по дорогам высокого качества: 4
по дорогам хорошего качества: 5
по дорогам среднего качества: 26.8
радиальных/неавтономных участков: 16.9
520.05.2021по дорогам хорошего качества: 16.6
по дорогам среднего качества: 15.9
по дорогам низкого качества: 3.4
радиальных/неавтономных участков: 0.8
ЛП: 1.9
621.05.2021по дорогам высокого качества: 7.7
по дорогам хорошего качества: 6.3
по дорогам среднего качества: 14.5
по дорогам низкого качества: 2.7
по дорогам сверхнизкого качества: 1.8
радиальных/неавтономных участков: 0.2
ЛП: 2.1
722.05.2021по дорогам высокого качества: 4.8
по дорогам хорошего качества: 40.1
по дорогам среднего качества: 2.5
по дорогам низкого качества: 10.2
радиальных/неавтономных участков: 9.9
ЛП: 1.3
823.05.2021по дорогам высокого качества: 25.6
по дорогам хорошего качества: 38.1
по дорогам среднего качества: 21.1
по дорогам сверхнизкого качества: 0.6
ЛП: 0.5


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
185.4193.1123.216.32.927.85.8

Lф = 520.9

Кэп = 1

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
16.05.2021Переправа н/к (0.5)Дорога пересекает вброд безымянный ручей. Удается пререйти ручей по бревну в нескольких метрах по течению выше брода.00.5
18.05.2021Переправа н/к (2)Брод через безымянную балку. Старый пешеходный мост прогнил и обвалился. В мае воды было много, текла даже по дороге. Но технически брод несложный, глубина ниже середины колеса. (Фото 32)02
18.05.2021Переправа н/к (0.5)Брод через следующую безымянную балку. Тоже был бы несложный, но удалось избежать вообще: аккуратно перешёл по старому полуразвалившемуся мосту. (Фото 33)00.5
20.05.2021Растительный покров н/к (0.5)Возвращаюсь назад к треку по опушке леса.5002.5
20.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)После трех мостов тропа начинает взбираться на борт ущелья. Вначале - очень крутой грунтовый склон (20%-40%), затем - крутой подъем по крупным камням. Крутизна склона и каменистый подъем соответственно: (Фото 76) (Фото 77)140021
21.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)Тропа взбирается на крутой (20%-35%) склон вдоль р. Мал. Марка. Большое количество ТП. (Фото 82) (Фото 83)6009
21.05.2021Переправа н/к (2)Из-за того, что сбился с тропы, перехожу реку в 150м выше общепринятого брода. Река неглубокая, но на дне крупные камни. Переношу рюкзак челноком, подстраховываясь палками. (Фото 87)02
21.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)Начало перевального взлета на пер. Мухинский (Муху). Мелкая сыпуха, уклон 17%-35%. (Фото 88) (Фото 89)140021
21.05.2021Переправа н/к (0.5)Брод через реку Муху. Пытяюсь проехать сходу, но на выезде упираюсь в камень. Пришлось топнуть ногой и немного замочить ботинок.00.5
21.05.2021Переправа н/к (0.5)Еще один брод через Муху. В этот раз иду пешком, переобувшить в забродную обувь.00.5
21.05.2021Переправа н/к (2)Брод р. Эпчик. Выглядел непростым: относительно глубоко и быстрое течение. Но удалось перейти по поваленому дереву. (Фото 100)02
21.05.2021Переправа н/к (0.5)Брод р. Эпчик. Второй брод намного проще. Перешёл без подготовки по камням.00.5
21.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)После брода тропа взбирается на крутой левый берег ущелья. (Фото 102)600
22.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)На перевальном взлете тропа снова появляется. Тропа - мелкая сыпуха. С западной стороны перевальный взлет короткий. Крупных камней нет, но склон крутой (20%-30%).80012
22.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)В самом крутом месте подъема - дорога с множеством ТП. Наверх здесь могут проехать только подготовленные внедорожники.5007.5
23.05.2021Спуск/подъём н/к (1.5)Поднимаюсь к Бол. Бермамыту по тропе через седло между Мал. и Бол. Бермамытом. Склон крутой, под ногами - мелкая сыпуха. На плато заползает очередная туча. (Фото 145) (Фото 146)5107.5

ЛП = 89 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 89

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 520.9

Продолжительность фактическая, дней:
Тф = 8

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 500

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 10

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.52

8.2 Автономность маршрута [↑]


Продолжительность похода: 179 ч. (8 д.)

Автономность похода: 0.82

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 16.05.2021 5:00
Конец временного интервала: 16.05.2021 8:00
Количество часов: 4
Автономность временного интервала: 0.80
2. Магазин в Вознесенской: 16.05.2021 9:00
Конец временного интервала: 17.05.2021 6:00
Количество часов: 22
Автономность временного интервала: 0.80
3. Магазин в Курджиново: 17.05.2021 7:00
Конец временного интервала: 18.05.2021 10:00
Количество часов: 28
Автономность временного интервала: 0.84
4. Кафе в Архызе: 18.05.2021 11:00
Конец временного интервала: 19.05.2021 14:00
Количество часов: 28
Автономность временного интервала: 0.84
5. Магазин в Марухе: 19.05.2021 15:00
Конец временного интервала: 20.05.2021 7:00
Количество часов: 17
Автономность временного интервала: 0.80
6. Кафе в Хасаут-Греческом: 20.05.2021 8:00
Конец временного интервала: 21.05.2021 9:00
Количество часов: 26
Автономность временного интервала: 0.83
7. Магазин и кафе в Теберде: 21.05.2021 10:00
Конец временного интервала: 22.05.2021 10:00
Количество часов: 25
Автономность временного интервала: 0.82
8. Магазин в Эльбрусском: 22.05.2021 11:00
Конец временного интервала: 23.05.2021 12:00
Количество часов: 26
Автономность временного интервала: 0.83
9. Кафе на Бол. Бермамыте: 23.05.2021 13:00
Конец временного интервала: 23.05.2021 15:00
Количество часов: 3
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута [↑]

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 4907равнинное Ахметовская - Курджиново по ЛБ р. Бол. Лаба2Асфальт/бетон, гравий/щебень, камень, глина/чернозём-принадлежит3.242
2. 6474подъём по ущелью р. Бол. Лаба2Асфальт/бетон, гравий/щебень-принадлежит3.952
3. 6475перевал Пхия3Гравий/щебень, камень, грунт-принадлежит5.043
4. 6476подъём от по асфальту к САО РАН2Асфальт/бетон-принадлежит2.582
5. 6477траверс хр. Ужум Первый от САО РАН к Марухе3Гравий/щебень, камень-принадлежит4.163
6. 6480подъём по долине р. Аксаут2Гравий/щебень-принадлежит2.852
7. 6481перевал Муху (Мухинский) от Аксаута к Теберде4Гравий/щебень, камень, снег-принадлежит10.213
8. 6483перевал Эпчик из Теберды в Даут5Камень, снег-принадлежит16.191
9. 6485спуск по долине р. Даут до Кубани1Гравий/щебень, камень-принадлежит1.771
10. 6486подъём по вдоль р. Худес и далее к оз. Хорлакель3Гравий/щебень, камень, грунт-принадлежит4.913
11. 6487траверс плато Бечасын и Бермамыт3Гравий/щебень, камень, грунт, глина/чернозём-принадлежит7.923


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 62.82

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 3
за ПП 2 к.т.: 7
за ПП 3 к.т.: 24

Сумма баллов за ПП:

S = 34


8.4 Категорирование маршрута [↑]

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 34 * 1.52 * 0.82 = 42.38 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 4

Набор ПП:

1 к.т.: 1
2 к.т.: 4
3 к.т.: 4
4 к.т.: 1
5 к.т.: 1

Признак к.с. по набору ПП: 4

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 520.9 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 89 км
Продолжительность фактическая: 8 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 3
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 3

Итоговая к.с.: 3 с эл. 5