Главная  

Оглавление

1. Справочные сведения


1.1 Проводящая организация


1.2 Выпускающая МКК


1.3 Сроки проведения


1.4 Регион проведения


1.5 Нитка маршрута


1.6 Определяющие факторы маршрута


1.7 Перечень маршрутных треков


1.8 Перечень протяжённых препятствий


1.9 Список участников


1.10 Материалы, ссылки


1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК


2. Характеристика района


2.1 Общая полезная информация


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов


2.3 Варианты подъезда и отъезда


2.4 Аварийные выходы с маршрута


3. Общая характеристика пройденного маршрута


3.1 Цели прохождения маршрута


3.2 Краткое описание маршрута


3.3 Новизна


3.4 Стратегия и тактика


3.5 Изменения маршрута и их причины


3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


3.7 Изменение состава участников


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


4. Графики движения


5. Техническое описание прохождения маршрута


5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута


6. Дополнительные сведения о маршруте


6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


6.2 Перечень запчастей и инструментов


6.3 Перечень общественного снаряжения


6.4 Состав хозяйственного набора


6.5 Раскладка по питанию и график закупок


6.6 Состав медицинской аптечки


6.7 Меры профилактики заболеваний и травм. Случаи оказания мед.помощи


6.8 Перечень финансовых затрат


7. Итоги, выводы, рекомендации


7.1 Общие выводы и рекомендации


7.2 Выводы и рекомендации механика


7.3 Выводы и рекомендации снаряженца


7.4 Выводы и рекомендации медика


7.5 Выводы и рекомендации завхоза


7.6 Выводы и рекомендации финансиста


8. Категория сложности пройденного маршрута


8.1 Интенсивность прохождения маршрута


8.2 Автономность маршрута


8.3 Показатель сложности маршрута


8.4 Категорирование маршрута



Отчёт о прохождении маршрута Бородино - Детчино, категория сложности: 1, руководитель: Сергеев А.., маршрутная книжка: 1/5-105

1. Справочные сведения [↑]

1.1 Проводящая организация [↑]

РОО МКВ

1.2 Выпускающая МКК [↑]

Группа была допущена к маршруту маршрутно-квалификационной комиссией: ФСТ-ОТМ (Москва).
Номер маршрутной книжки: 1/5-105

1.3 Сроки проведения [↑]

Маршрут пройден в сроки с 05.05.2023 по 09.05.2023.

1.4 Регион проведения [↑]

Страна: Российская Федерация
Район: ЦФО
Часовой пояс по стандарту UTC: 3   Карта часовых поясов

1.5 Нитка маршрута [↑]

пос. Бородино - Гагарин - Тёмкино - Износки - Никола-Ленивец - Острожное - Болобоново - Головино - Полотняный Завод - Детчино

1.6 Определяющие факторы маршрута [↑]

Продолжительность: 5 дн.
Протяжённость маршрута: 345 км
Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
237.192.416.70.80.400


1.7 Перечень маршрутных треков [↑]

№ п/пНаименованиеДлина, кмПланируемый/фактический
1. Фактический очищенный347.4фактический


1.8 Перечень протяжённых препятствий [↑]

№ п/пНаименование (№ паспорта)К.т.ХарактеристикаФормальный признакСтатус паспортаПринадлежность к маршруту
1. равнинное Верхнемоскворечье (№6733)1Асфальт/бетон, гравий/щебень
L = 49.3 км, Hmax = 282 м, НВ = 395 м, СВ = 468 м
фактическийсогласованопринадлежит
2. равнинное Связка автодорог 29К-008 и М-3 (№6761)1Асфальт/бетон, гравий/щебень, грунт
L = 32.4 км, Hmax = 205 м, НВ = 299 м, СВ = 308 м
фактическийсогласованопринадлежит
3. равнинное через Николо-Ленивец (№6754)1Асфальт/бетон, гравий/щебень, грунт
L = 30.5 км, Hmax = 201 м, НВ = 425 м, СВ = 435 м
фактическийсогласованопринадлежит
4. равнинное верховье реки Агра (№6822)1Асфальт/бетон, гравий/щебень
L = 31.1 км, Hmax = 195 м, НВ = 308 м, СВ = 313 м
фактическийсогласованопринадлежит
5. равнинное Гжатский тракт (№6753)1Асфальт/бетон
L = 49.4 км, Hmax = 235 м, НВ = 296 м, СВ = 297 м
фактическийсогласованопринадлежит
6. равнинное Износки (№6962)1Асфальт/бетон, гравий/щебень
L = 34.6 км, Hmax = 274 м, НВ = 328 м, СВ = 374 м
фактическийсогласованопринадлежит


1.9 Список участников [↑]

Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Пол Спортивная квалификация Контактные данные родственников или места работы Личные контактные данные Тур. опыт Обязанности
1 Сергеев Алексей Николаевич 03.11.1974 М II разряд *************************************************** ********************************************* 1Р, 4У Руководитель
2 Серганов Сергей Александрович 26.08.1974 М КМС ****************************************************** *********************************************************************** 4Р, 5У Инструктор
3 Сумин Владимир Александрович 17.03.1975 М б/р ************************* ********************************************************************** Механик
4 Павлов Иван Дмитриевич 09.12.1990 М б/р *************************** *************************************************** ПВД Штурман
5 Журова Наталия Игоревна 02.01.1988 Ж б/р *************************** ************************************************************* ПВД Культорг, фотограф
6 Бабулина Наталья Николаевна 12.06.1984 Ж б/р ************************ ***************************************** Финансист
7 Воробьёва Марина Андреевна 12.03.1990 Ж б/р ********************************************** ************************************************* ПВД Снаряженец
8 Горшков Артём Александрович 20.11.1992 М б/р *************************** ******************************************** ПВД Завхоз
9 Лапшина Татьяна Александровна 09.03.1989 Ж б/р ************************* ***************************************** ПВД Медик, хронометрист


1.10 Материалы, ссылки [↑]


    1.10.1 Схема заявленного маршрута
     http://velotrex.ru/images/1681407680_64383ec06de8d.png
    
     1.10.2. Трек пройденного маршрута nakarte.me
     http://velotrex.ru/trailview.php?id=2339
    
     1.10.3. Высотный профиль маршрута.
     http://velotrex.ru/images/1684432781_6466678d44598.jpg
    
     1.10.4. Полис спортивной медицинской страховки группы.
     http://velotrex.ru/images/1681485798_64396fe6d97e2.png
     http://velotrex.ru/images/1681929684_644035d454a2e.jpg
    
     1.10.5. Регистрация в МЧС
     http://velotrex.ru/images/1681837684_643ece7430678.png
    
     1.10.6. Скан маршрутной книжки.
     http://velotrex.ru/attachments/1684432691_64666733cde2f.pdf
    
     1.10.7. Ссылка на фотоотчет
     https://disk.yandex.ru/d/HdHiJ6f6ZuIpQA



1.11 Параметры маршрута на момент заявки в МКК [↑]

Заявленная категория сложности: 1
Заявленные сроки: c 05.05.2023 по 09.05.2023
Заявленная продолжительность: 5 дн.
Заявленная нитка маршрута: пос. Бородино - Гагарин - Тёмкино - Износки - Никола-Ленивец - Острожное - Болобоново - Головино - Полотняный Завод - Детчино

2. Характеристика района [↑]

2.1 Общая полезная информация [↑]



Нитка маршрута проходит в Центральном федеральном округе (ЦФО) по трем областям,
начинается в Московской, переходит в Смоленскую и заканчивается в Калужской.

2.1.1. Московская область. География

Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейне
рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на
северо-востоке и востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской,
на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской, в центре — с городом федерального
значения, столицей России Москвой. Также существует небольшой северный участок границы
с Ярославской областью.

Рельеф Московской области в основном равнинный; западную часть занимают холмистые
возвышенности (высоты больше 160 м), восточную — обширные низменности. Почти весь запад и
север Московской области занимает моренная Московская возвышенность с хорошо выраженными
речными долинами, наибольшую среднюю высоту (около 300 м, в районе Дмитрова) имеющая в
пределах Клинско-Дмитровской гряды, а верхнюю точку (310 м) у деревни Шапкино Можайского
района.

Климат Московской области — умеренно континентальный, умеренно континентальный
влажный с тёплым летом, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная.
Московская область находится в пределах лесной полосы (крайний юг таёжной зоны, зоны
хвойно-широколиственных и широколиственных лесов) и лесостепной зоны. Леса занимали свыше
40 % территории региона в начале 2000-х годов, к концу 2010-х годов площадь лесов достигла
47,4 %. На самом севере Московской области (на территории Верхневолжской низменности) и
частично в её западной части (на территории Можайского, Лотошинского и Шаховского районов)
наиболее распространены переходные к хвойно-широколиственным субнеморальные или южно-
таёжные хвойные леса, преимущественно ельники.

2.1.2. Смоленская область. География.

Смоле́нская о́бласть (разг. Смоле́нщина) — субъект Российской Федерации, входит в
состав Центрального федерального округа.
Административный центр — город Смоленск. Расстояние от Смоленска до Москвы — 365 км,
до Минска — 331 км.
На западе граничит с Белоруссией (Витебская и Могилёвская области), на севере —
с Псковской и Тверской областями, на востоке — с Московской областью, на юго-востоке —
с Калужской областью, на юге — с Брянской областью.
Образована 27 сентября 1937 года на территории Западной области.
Была награждена орденом Ленина (1958) За успехи, достигнутые в подъёме сельского
хозяйства, особенно в увеличении производства и заготовок льна и молока.

В целом поверхность рельефа волнистая, с холмистыми участками и сравнительно глубоко
врезанными речными долинами.
Большая часть территории находится в пределах Смоленской, Духовщинской (до 282 м)
и Вяземской возвышенностей. Максимальная отметка региона — 321 м (у
деревни Марьино Вяземского района). На северо-западе — моренные гряды (Слободская (до 241 м)
и другие), участки Витебской (до 232 м) и Валдайской возвышенностей. На востоке
участок Московской возвышенности (высоты до 255 м).
Низины — Вазузская, Верхнеднепровская, Березинская; Приднепровская низменность на
крайнем юге области с абсолютными отметками от 175 до 180 м и Прибалтийская в северо-западной
части, где находится самая низкая отметка — 141 м по берегу реки Западная Двина на границе с
Белоруссией.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −6...−9 °C, июля
+17...+19 °C. Для большей части области различия в температуре невелики, лишь южные районы
имеют более высокую температуру (примерно на 1°). Относится к избыточно увлажняемым
территориям, осадков от 630 до 730 мм в год, больше в северо-западной части — где чаще
проходят циклоны, максимум летом. Среднегодовое количество дней с осадками от 170 до 190.
Основная река области — Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма. К
бассейну Волги относятся реки Вазуза и её приток Гжать, а также приток Оки река Угра. На северо-
западе протекает короткий участок Западной Двины и её приток река Каспля.
В области несколько сотен озёр, из них особенно красивы ледниковые на северо-западе (более
160 с площадью зеркала не менее 1 га): Каспля, Свадицкое, Велисто и др. Самое крупное среди
них Акатовское (655 га), самое глубокое — Баклановское (28 метров). Самое крупное карстовое
озеро — Калыгинское.

Среди крупных водохранилищ можно подчеркнуть снабжающие водой
Москву Вазузское и Яузское водохранилища на северо-востоке, а также охладители
электростанций — Смоленское водохранилище на севере у посёлка Озёрного и Десногорское
водохранилище на юге области около города Десногорска.
В недрах залегают около 40 водоносных горизонтов. Общие ресурсы инфильтрации
подземных вод оцениваются в 4,75 млрд м³/год.

Смоленская область расположена в подтаёжной зоне смешанных широколиственно-
темнохвойных лесов. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной
растительностью, посевами культурных растений. Леса (осина, берёза, ель и др.) на 2000-е занимают
около 38,2 % территории. Высокая лесистость в Угранском, Демидовском, Духовщинском и Холм-
Жирковском районах (более 50 % территории районов покрыто лесами). На территории области
преобладают мелколиственные и хвойные породы, среди которых наиболее многочисленны берёза
двух видов и ель (приблизительно по 35 % от общего количества деревьев), также большую долю
составляют сосна и осина (около 12 % по отдельности), меньше распространены два вида ольхи.
Довольно обильны и широколиственные породы: дуб, липа, ясень, клён, два вида вяза.

2.1.3. Калужская область. География

Калу́жская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального
федерального округа[9].
Расположена в центре Европейской части России.
В XIV веке часть Калужских земель находилась под управлением Великого княжества
Московского. С 1796 по 1929 год Калужская губерния являлась самостоятельной административно-
территориальной единицей в составе Российской Империи и РСФСР.
Область образована в 1944 году. Граничит с территорией города Москвы,
с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями.
Площадь — 29 777 км².
Население — 1 070 264 чел. (2023), плотность населения — 35,94 чел./км² (2023), удельный вес
городского населения: 75,24 % (2022).
Областной центр — город Калуга, расположен в 143 км от МКАД

Калужская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины.
Территория региона находится между Среднерусской (со средними высотами в пределах региона
выше 200 м и максимальной отметкой 275 м на юго-востоке области), Смоленско-Московской
возвышенностями и Днепровско-Деснинской провинцией.
Большую часть области занимают равнины, поля и леса с разнообразным растительным и
животным миром. Центр области расположен на Барятинско-Сухиничской возвышенности. В
западной части области в пределах ледниковой равнины выделяется Спас-Деменская гряда. Южнее
неё расположена возвышенная зандровая равнина, входящая в состав Брянско-
Жиздринского полесья, средние высоты которого составляют до 200 м. На северо-западе
области — моренная равнина с озо-камовыми образованиями.
Современный рельеф Калужской области повторяет доледниковый: холмистый, с долинами
рек, балками и лощинами. Некоторые ледниковые озёра сохранились до сих пор, например, самое
глубокое озеро Калужской области — Бездон.

Климат Калужской области умеренно континентальный с резко выраженными сезонами года:
умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
Средняя температура июля от +18 °C на севере до +21 °C на юге, января от −12 °C до −8 °C.
В области протекает 2043 рек общей протяжённостью 11 670 км. Из них 280 рек имеют длину
более 10 км, общей протяжённостью 7455 км, а рек и очень малых водотоков (ручьёв) длиной менее
10 км на территории области насчитывается 1763. Их общая протяжённость — 4215 км. Средняя
густота речной сети — 0,35 км/км². Основа водной системы — река Ока, прочие крупные реки
области — Угра, Жиздра, Болва, Протва, Воря, Ресса, Шаня, Яченка.
Леса занимают 45,2 % территории Калужской области. Общий запас древесины составляет
267,7 млн м³. 30 % — хвойные породы, 67 % — мягколиственные.

Лесная зона региона включает две подзоны: хвойно-
широколиственных и широколиственных лесов. В подзоне хвойно-широколиственных лесов
преобладают различные типы ельников. Древесный ярус в таких лесах составлен елью
европейской с примесью сосны, берёзы, осины, липы, дуба черешчатого. В подзоне
широколиственных лесов коренные леса занимают небольшую площадь в междуречьях
рек Вытебеть, Жиздра и Ока. Видами-эдификаторами в таких лесах являются в основном дуб
черешчатый, липа сердцевидная, ясень обыкновенный, вязы. Эти леса, в отличие от хвойных,
полидоминантны, имеют до 7—8 ярусов. Обычна примесь берёзы и осины во втором ярусе, клёна
равнинного, яблони дикой, груши обыкновенной, тёрна, рябины обыкновенной в третьем ярусе.
Развит ярус кустарников (лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, бересклет европейский и
др.). В травяном покрове преобладают ранневесенние эфемероиды и многолетние растения.


2.2 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов [↑]



2.2.1. Московская область:

Бородино́ — деревня в Можайском районе Московской области, административный
центр сельского поселения Бородинское.
Мировую известность Бородино получило после Бородинского сражения Отечественной
войны 1812 года, произошедшего в его окрестностях 26 августа (7 сентября) 1812 года.
В деревне Бородино расположена Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Ранее
располагался императорский дворец. Южнее деревни, на Бородинском поле у
посёлков Бородинское Поле и Бородинского музея расположен «Бородинский военно-
исторический музей-заповедник».
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник — музей-
заповедник на месте Бородинского сражения (Бородинское поле) на территории сельского
поселения Бородинское Можайского района Московской области; старейший из музеев,
основанных на полях сражений.

Бороди́нское сраже́ние, или Бороди́нская би́тва (во французской истории — битва у
Москвы-реки, фр. Bataille de la Moskova), — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812
года между русской армией под командованием генерала от инфантерии светлейшего
князя Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием
императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино,
в 125 км к западу от Москвы.
В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в
центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на
исходные позиции. На следующий день главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов дал
приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших
резервов, которые спешили на помощь французской армии.
В дальнейшем обе стороны приписывали победу себе, однако в ходе той битвы ни одна из
сторон не добилась решительных желаемых результатов.
Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.
8 сентября является днём воинской славы России — День Бородинского сражения русской
армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.

Спасо-Бородинский монастырь (полное название — Бородинский во имя
Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный
женский монастырь Одинцовской епархии Русской православной церкви, расположенный
на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском
поселении Можайского района Московской области. Основан в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в
1992 году. Административно на территории монастыря существует посёлок Ворошилово.
Архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря стал памятником героям
сражения, органично вписавшимся в ландшафт Бородинского поля. В ризнице монастыря,
расположенной в первом ярусе колокольни, в числе ее драгоценностей хранились евангелия в
дорогих переплетах, наперсные кресты, четки, бархатные пелены, пожертвованные, в основном,
членами императорской фамилии.
Между Бородино и Гагариным маршрут проходит по старой смоленской дороге.

Ста́рая Смоле́нская доро́га (изн. Смоле́нский тракт) — историческая дорога
в Смоленской и Московской областях, соединявшая Московский Кремль и Смоленскую крепость.
По Старой Смоленской дороге отступали русские войска под натиском
армии Наполеона в Отечественной войне 1812 г. По ней же Наполеон с остатками армии бежал от
Москвы на запад (начиная с Вязьмы).
Великая отечественная война 1941—1945 гг. оставила больше отметин на истории Старой
Смоленской дороги, чем вся её многолетняя история. Повторяя события 1812 года,
обессиленная Красная армия отступала к Москве, ожесточенно сопротивляясь натиску фашистских
войск. Вплоть до 1943 года линия фронта проходила в районе пос. Уваровка, а немецкие войска,
окончательно увязнув в сопротивлении советских солдат, начали готовиться к обороне в районе
Дурыкино, упоминаемого в географии Старой Смоленской дороги. В 1943 году, повторяя путь
армии Наполеона, немецкие войска стали отступать по всей линии фронта в результате Ржевско-
Вяземской операции.

2.2.2. Смоленская область:

Гага́рин (до 1968 года Гжатск) — город в Смоленской области России. Административный
центр Гагаринского района и входящего в него Гагаринского городского поселения.
Площадь города — 14,46 км², население — 26 500 чел. (2021 год).
Город расположен на реке Гжати (бассейн Волги) в южной части Гжатско-Вазузской низины,
в 180 км к юго-западу от Москвы и в 239 км к северо-востоку от Смоленска.
Название города происходит от гидронима Гжать балтийского происхождения,
от gùžas ‘аист’.
В 1703 году по указанию Петра I основана как пристань на реке Гжати (называлось Гжатской
пристанью)
Город сформировался на пересечении водного и сухопутных путей — Московского (с востока
на запад) и Смоленского (с юга параллельно реке). По регулярному плану 1773 года получил форму
треугольника, одна сторона которого была вытянута параллельно реке Гжать, другая —
параллельно дороге на Москву, основание треугольника соединяло обе стороны.
23 апреля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Гжатск переименован
в г. Гагарин в честь Ю. А. Гагарина, родившегося 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского
района и погибшего 27 марта 1968 года.
В городе находится музей «Первого полета человека в космос» https://museumgagarin.ru/
В собрании музея представлены материалы по строительству космодрома Байконур, отбору и
подготовке первого отряда космонавтов, Совету Главных конструкторов, предприятиям, которые
внесли вклад в разработку и изготовление ракетно-космической системы «Восток», по современной
пилотируемой космонавтике.
Маршрут в этой области частично проходит по Гжатскому тракту.

Гжатский тракт прозван местными жителями Дорогой Хлеба и Крови. Почему так? Для того,
чтоб ответить на это, придется обратиться к истории.
Своим рождением тракт обязан Петру I, который в 1719 году издал указ о строительстве
торговой пристани на берегу реки Гжать, притоке Волги. Северным губерниям был необходим
кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Юхнов тогда служил перевалочным
пунктом южным караванам. А после после строительства порта путь стал намного быстрее. Товары
перегружали на баржи в Гжатской слободе и водным путем отправляли в северную Столицу. В
лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день. А первый "Гжатский" караван даже спас
от голода новую столицу. В честь этого события Петр приказал именовать пристань "житницей
Петербурга".
В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль, так как
строились железные дороги, активно развивалось судоходство. Теперь маленькой Гжати стало
просто не угнаться за "безумным двадцатым веком". Новый век отметил городок кровью, он еще
помнит гитлеровские танковые дивизии и последствия их окупации.

В деревне Ильинское (Калужская область) расположен Мемориальный комплекс Ильинские
рубежи. Здесь, в октябре 1941 года, стояли насмерть курсанты Подольских артиллерийского и
пехотного училищ. С 9 октября 1941 года по 6 марта 1943 Гжатск был окупирован и практически
разрушен до основания. Остается удивляться, как рядом с городом чудом удалось выжить мальчику
Юрию Гагарину. В 1968 году, после гибели Первого космонавта Земли, городу присвоили его имя.

Недалеко от Гжатского тракта в селе Васильевское находится усадьба Граббе.
Во времена императора Павла I имением владел генерал-адъютант граф Ф.В. Орлов-Денисов.
В 1826 г. Он велел заменить прежний деревянный дом новым каменным строением. Одновременно
закладывается парк, с системой прудов на подпруженной Воре, позднее имение переходит к графу
А.Н. Граббе. В Васильевском была церковь Николая Чудотворца (1834), но она не сохранилась. От
хозяйственных служб уцелело единственное руинированное здание, отнесённое к востоку от
главного дома.

2.2.3. Калужская область:

Маршрут проходит через арт-парк Николо-Ленивец https://nikola-lenivets.ru/.
Арт-парк «Никола-Ленивец» — созданный в 2010 году Максимом Ноготковым арт-парк
вокруг деревни Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области России. Самый
крупный арт-парк в Европе.
Задачей проекта является создание естественной саморегулируемой территории для отдыха,
работы и жизни. Проект является одной из российских организаций социального
предпринимательства.
С 2000 года Никола-Ленивец стал форпостом современного искусства. Вместе с крестьянами,
местными жителями из ближайших деревень, Николай Полисский создал множество артобъектов и
создал артель «Никола-Ленивецкие промыслы». В 2005 г. Николай Полисский вместе с
творческими жителями Николы-Ленивца: Василем Копейко, Анной Щетининой и Василием
Щетининым основали фестиваль «Архстояние». Руководство проектом и кураторская работа была
предложена Юлии Бычковой и архитектору Антону Кочуркину.
В 2006 г. в деревне Никола-Ленивец состоялся первый фестиваль. За его историю на
территории Николы-Ленивца был возведен 101 арт-объект, участие приняло более 150 авторов,
среди которых Франсуа Рош (Франция), Николай Полисский (Россия), Александр
Бродский (Россия), Адриан Гейзе (Голландия), бюро West 8 (Нидерланды), Manipulazione
Internazionale (Россия), Юрий Григорян (Россия) и другие. Объекты, возникшие благодаря
«Архстоянию», и внефестивальные объекты Николая Полисского, стали неотъемлемой частью
ландшафта Николы-Ленивца.

Музей усадьба «Полотняный завод» (усадьба Гончаровых) http://pzapovednik.ru/
Музей был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения великого русского поэта А.С.
Пушкина. Экспозиция музея располагается на втором парадном этаже трёхэтажного дома
Гончаровых и насчитывает 13 залов. В настоящее время на первом этаже находится поселковая
библиотека, на третьем – детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.
Формирование усадебного комплекса происходило в первой половине XVIII века при
Афанасии Абрамовиче Гончарове – прапрадеде Н.Н. Гончаровой-Пушкиной. Главная особенность
этой усадьбы состояла в том, что она была сформирована на территории с промышленным
комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался
дворцеподобный дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, Конный двор, парки, оранжерея,
пруды и другие объекты.
Главный усадебный дом был построен в 30-х годах XVIII века. К сожалению, не сохранилось
документов, из которых можно было бы узнать имя его архитектора, но существует предположение,
что им мог быть великий Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-
красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 40-50-х гг. он был
перекрашен в лазоревый цвет, а в 70-х гг. перестроен в стиле господствующего тогда в архитектуре
классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка.
К концу XVIII века это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам.
Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX столетия приезжавший в Полотняный Завод А.С.
Пушкин. Усадьба Гончаровых была одной из наиболее крупных по размерам и наиболее богатых
по убранству российских усадеб.
В 1918 г. главный дом усадьбы был национализирован, а предметы обстановки отправлены на
хранение в Калужский губернский исторический (ныне краеведческий) музей. На протяжении
нескольких десятилетий советской власти в доме находилась средняя школа, а также действовали
курсы для повышения квалификации работников писчебумажной промышленности.
Трагической вехой в истории усадьбы Гончаровых стала Великая Отечественная война. В
октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В первый же
день оккупации усадьба была практически полностью уничтожена пожаром. От великолепного
дворца остался лишь остов. Последующие десятилетия продолжали оказывать своё разрушительное
воздействие.
Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967
г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора
В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной).
Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В
июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей.

2.3 Варианты подъезда и отъезда [↑]



Добраться к месту старта в Бородино, можно различным транспортом: на электричке, поезде,
автомобиле.
Группа для заброски и выброски с маршрута использовало железнодорожный
транспорт.
Туда: Электричка с Белорусского вокзала до ст. Бородино.
Обратно: Электричка от ст. Суходрев до Киевского вокзала.

2.4 Аварийные выходы с маршрута [↑]



Выходы с маршрута могли быть организованы в любой точке благодаря развитой сети
автомобильных дорог с покрытием, по которым пролегает маршрут, поэтому специальных путей
выхода не разрабатывалось. Удаление от населенных пунктов не превышает 10 км. На удалении не
более 60 км от любой точки маршрута находятся автотрассы М1, А130, М3, по которым возможна
эвакуация в Москву автомобильным транспортом.

3. Общая характеристика пройденного маршрута [↑]

3.1 Цели прохождения маршрута [↑]


Поход организован в целях роста спортивного мастерства его участников, приобретения опыта, подготовки к более сложным походам, освоения нового для группы района. Также одной из целей группы была рекреационная – ознакомление с природными особенностями региона и историческими, культурными и природными достопримечательностями.

3.2 Краткое описание маршрута [↑]


Пройденный маршрут позволил охватить несколько районов Московской, Смоленской и Калужской областей, и был достаточно насыщен протяженными препятствиями 1КТ. На протяжении маршрута преобладали дороги с покрытием высокого качества (асфальт) и хорошего качества (асфальтовые и грейдерные дороги). Однако встречались отдельные участки среднего (разбитый грунт) и сверхнизкого качества (заброшенные дороги, заросшие растительностью). В качестве локального препятствия группа преодолела брод на границе Смоленской и Калужской области. Группа посетила несколько знаковых достопримечательностей региона.

3.3 Новизна [↑]


Пройденный маршрут частично совпадал с маршрутами уже совершенных походов, но интерес для будущего прохождения могут представлять его отдельные участки, которые другим группам будет полезно учесть при планировании собственных походов.

3.4 Стратегия и тактика [↑]


Стратегия прохождения маршрута предполагала достижение максимума интенсивности в связи с расположением препятствий с более сложным для движения покрытием на 3-4-ый день похода и меньшей протяженностью в последний день для контролируемого перехода физического и эмоционально-психического состояния группы и участников от стартового уровня к финишу. В первые два дня пробег был запланирован более протяженным по дорогам преимущественно с покрытием высокого качества, чем в остальные дни, что позволило группе раскататься. Были предусмотрены запасные варианты маршрута в случае дождливой погоды, которая могла сделать прохождение грунтовых участков маршрута гораздо более сложной и затруднить преодоление брода. Однако во время прохождения они не потребовались, так как было сухо. В процессе прохождения маршрута уделялось большое внимание безопасности движения в зависимости от вида покрытий, рельефа и наличия потенциальных опасностей (автомобили, крутые спуски, подъемы), проводился инструктаж по режиму движения на отдельных участках и этот режим контролировался. На дорогах общего пользования группа строго соблюдала ПДД. Двигались по маршруту только в светлое время суток. Места ночевок планировались заранее из условий достаточной удаленности от населенных пунктов, непросматриваемости с проезжих дорог. Предусматривалось несколько вариантов мест ночевок, чтобы облегчить выбор исходя из реальной картины на местности. Безопасность во время отдыха и ночевок обеспечивалась контролем за остановкой участников на отдых вне проезжей части дорог, периодическим осмотром на предмет появления клещей на одежде и обуве после захода участников в травянистую и лесную местность, пригодностью почвы и окружающей местности для безопасного разведения костра для обогрева. Группа вела наблюдения за физическим и эмоционально-психическим состоянием друг друга, за состоянием снряжения и велосипедов, поддерживала друг друга в трудные моменты. Горячее питание организовано было на горелках на газе, который группа закупила заранее в Москве, чтобы не тратить время на закупку на маршруте. При этом в режим питания входил и горячий обед. Закупки продуктов производились примерно раз в сутки по графику, рассчитанному завхозом, магазинов на маршруте предостаточно. Источники питевой воды по маршруту похода были подобраны заранее исходя из нормы не менее двух источников в день. В результате группа пополняла запасы воды из общественных колодцев в деревнях, известных оборудованных родников, из уличных колонок водопроводной сети в крупных населенных пунктах и в одном случае из автомата продажи питьевой воды в тару покупателя. Режим движения был выбран и поддерживался в виде компактной группы с остановками на 10-минутный отдых после 40 минут непрерывного движения. В местах с заросшими заброшенными дорогами и тропами проводилась разведка.

3.5 Изменения маршрута и их причины [↑]


Изменений маршрута не производилось. При передвижении по маршруту запасные участки использованы не были. Перепробег относительно планового маршрута был связан с поиском удобных мест ночевки и мест для обеда, посещением достопримечательностей, расположенных вблизи плановой нитки маршрута, заездом на закупку продуктов в магазины.

3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи [↑]


Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

3.7 Изменение состава участников [↑]


Изменения состава группы не было

3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК [↑]


Транспорт, не оговоренный в МКК, на маршруте не использовался.

4. Графики движения [↑]

Сводная таблица графиков движения
Дата Заявленный график Запасной график Фактический график
1 05.05.2023 пос. Бородино-Гагарин 79,3 вело пос. Бородино-Гагарин 78,5 вело
2 06.05.2023 Гагарин-Бурково 71,5 вело Гагарин-Бурково 84,6 вело
3 07.05.2023 Бурково-Никола-Ленивец 62,5 вело Булгаково-Износки 26 вело Бурково-Никола-Ленивец 65,1 вело
4 08.05.2023 Никола-Ленивец-Полотняный Завод 65,2 вело Никола-Ленивец-Полотняный Завод 68,8 вело
5 09.05.2023 Полотняный Завод-Детчино 46 вело Полотняный Завод-Детчино 50,4 вело
Заявленная протяжённость: 323 км
Фактическая протяжённость: 345 км

5. Техническое описание прохождения маршрута [↑]


Описание прохождения категорийной (зачётной) части маршрута
Время Расстояние, км
(от начала дня)
Расстояние, км
(от начала маршрута)
Описание события Изменение
типа дороги
Метеоданные ПП ЛП
05.05.2023 - день 1
109:59:5400Начало ходового дня
Прибыли на ж/д платформу Бородино (отправление с Белорусского вокзала), установили велорюкзаки. Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой. Трафик у платформы маленький, машин практически нет. Фото 1.1 Фото 1.2
дорога высокого качества6°, облачно, в начале маршрута небольшой снег
210:13:003.13.1Остановка у Спасо-Бородинского Монастыря. Проведение экскурсии культоргом Координаты точки: N55.503610, E35.828146 Фото 1.3
310:47:003.23.2Выезжаем на маршрут, продолжаем движение по ул. Семеновское. В 10:55 свернули на Можайское шоссе. Трафик на дороге минимален (встретили всего несколько машин) Фото 1.4
411:31:0015.415.4Остановка на отдых
511:41:0015.415.4Окончание отдыха, выезд на Можайское шоссе. В 11:48 съехали на трассу 46К-1550 "Уваровка – Ивакино – Губино – Можайск". Трафик на дороге минимален (встретили всего несколько машин)
612:18:0024.224.2Свернули на дорогу 46Н-05506 "Заболотье - Дровнино - Дурыкино" Трафик на дороге минимален (встретили всего несколько машин)
712:24:0025.625.6Остановка на отдых
812:36:0025.625.6Окончание отдыха
913:44:0041.441.4Остановка на обед Фото 1.6 Фото 1.5
1015:26:0041.441.4Окончание обеда, выезд на 46Н-05506 "Заболотье - Дровнино - Дурыкино" Фото 1.7
1116:02:0046.846.8Свернули на дорогу 46Н-05768 "д. Юрятино", изменилось покрытие сначала на грейдер Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 1.8 Фото 1.9дорога хорошего качества
1216:30:0049.949.9Остановка для фотографирования - пересечение границы областей Фото 1.10
1317:00:0055.755.7Свернули на дорогу 66Н-0310, смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества Трафика на дороге практически нет, встретили пару машин Фото 1.11дорога высокого качества
1417:17:0059.459.4Остановка на отдых
1517:30:0059.459.4Окончание отдыха, выезд на 66Н-0310
1617:48:0063.863.8Свернули на Акатовскую улицу и дорогу 66Н-0363, произошла смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 1.12дорога хорошего качества
1717:52:0064.764.7Смена покрытия Покрытие: разбитый асфальт Фото 1.13дорога хорошего качества
1818:00:0066.666.6Остановка на ремонт В ходе движения обнаружили прокол переднего колеса у Воробьевой М. На ремонт ушло 27 минут. Фото 1.14
1918:29:0066.666.6Выезд на дорогу 66Н-0310,смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества. Трафик на дороге практически отсутствует Фото 1.15дорога высокого качества
2019:08:0076.776.7Остановка на набор воды в Столбово (родник). К роднику необходимо спуститься по лестнице, при взгляде сверху изначально казалось, что качество воды будет низким. Но вода отличного качества - около родника все оборудовано местными жителями. Фото 1.16
2119:21:0076.876.8Выезд от родника
2219:22:0076.976.9В районе Стобово свернули в сторону реки Алешня для поиска места ночевки. Произошла смена покрытия Покрытие: грейдер хорошего качества Фото 1.17дорога хорошего качества
2319:25:0077.777.7Смена покрытия на асфальт Покрытие: асфальт хорошего качества. Фото 1.18дорога высокого качества
2419:44:2178.578.5Конец ходового дня
Координаты точки: N55.554575, E35.045085
Высота точки: 205 м

Пройдено за день: 78.5 км
НВ: 704 м, СВ: 733 м
ОХВ: 9 ч. 44 мин. 27 сек.
ЧХВ: 5 ч. 14 мин. 5 сек. Фото 1.19
06.05.2023 - день 2
2510:02:09078.5Начало ходового дня
Возвращаемся с места ночевки на трек Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой. Трафик маленький, машин практически нет Фото 2.1
3°, солнечно, переменная облачность
2610:23:003.181.5Остановка в г. Гагарин для фотографирования у Объединенного мемориального музея Ю.А. Гагарина и выброса мусора. Далее продолжили движение по Советской улице и выехали на дорогу 66Н-0307. Трафик на дороге высокий. До следующей остановки на отдых проехали по трассе М-1 - трафик тоже высокий Трафик в городе оживленный Фото 2.2
2711:08:001391.5Остановка на отдых и набор воды (дорога 66К-26) Фото 2.3 Фото 2.4
2811:20:001391.5Окончание отдыха и набора воды, выезд на дорогу 66К-26
2911:53:0022.5100.9Остановка на отдых (дорога 66К-26) Фото 2.5
3012:07:0022.5100.9Окончание отдыха, выезд на дорогу 66К-26
3112:51:0035.1113.6Остановка на отдых (дорога 66К-26)
3213:00:0035.1113.6Окончание отдыха, выезд на дорогу 66К-26
3313:06:0036.6115.1Начало поиска места для обеда, съезд с дороги 66К-26, смена покрытия Покрытие: грунт, дорога разбитая (ямы, рытвины, и т.п.) Фото 2.6дорога среднего качества
3413:09:0037.2115.7Остановка на обед Фото 2.7
3514:52:0037.3115.7Окончание обеда и выезд на дорогу 66К-26 Покрытие: асфальт хорошего качества Фото 2.5дорога высокого качества
3615:40:0050.2128.7Осмотр достопримечательности Усадебный дом Съехали с дороги 66К-26 на 66Н-2012 в сторону деревни Васильевское Фото 2.8 Фото 2.9
3715:58:0050.3128.8Окончание осмотра, возвращение на дорогу 66К-26 Трафик на дороге низкий Фото 2.10
3816:43:0062.2140.7Остановка на отдых
3917:00:0062.3140.8Окончание отдыха, выезд на дорогу 66К-26
4017:01:0062.5141Смена покрытия Покрытие: разбитый асфальт Фото 2.11дорога хорошего качества
4117:05:0063.6142Остановка на ремонт В ходе движения по разбитому асфальту у Лапшиной Т. Разболталось крепление переднего крыла, оно слетело на остановке. Время на ремонт 5 мин. Фото 2.12
4217:13:0063.9142.3Остановка на набор воды (родник деревня Тёмкино) Фото 2.13
4317:26:0063.9142.4Выезд на маршрут, возвращение на дорогу 66К-26
4417:38:0066.7145.2Смена покрытия в районе села Тёмкино Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой. Фото 2.14дорога высокого качества
4517:44:0068146.5Остановка в селе Тёмкино на закупку в Пятерочке
4618:16:0068146.5Окончание закупки, возвращение на дорогу 66Н-2007
4718:43:0076.1154.5При заезде в Булгаково сменилось покрытие Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 2.15дорога хорошего качества
4818:58:0078.4156.9Остановка на отдых и фотографирование у реки Воря Фото 2.16
4919:09:0078.5157Окончание отдыха и возращение на дорогу 66Н-2007
5019:40:0084.2162.7Остановка для поиска места ночевки
5121:13:1184.6163.1Конец ходового дня
Координаты точки: N55.081607, E35.198144
Высота точки: 209 м

Пройдено за день: 84.6 км
НВ: 584 м, СВ: 580 м
ОХВ: 11 ч. 11 мин. 2 сек.
ЧХВ: 5 ч. 25 мин. 33 сек. Фото 2.17
07.05.2023 - день 3
5209:31:460163.1Начало ходового дня
Возвращаемся с места ночевки на трек Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 3.1
4°, солнечно
5309:47:002165.1Съезд в Бурково в сторону реки Покрытие: разбитый грунт (ямы, рытвины) Фото 3.2дорога среднего качества
5409:49:002.4165.5Преодоление брода. Глубина почти до колена и ниже, в половодье возможно повышение уровня. Дно в середине русла плотное - песок и мелкие острые камни, у берегов песчаное более вязкое. Течение слабое. Проводилась разведка брода. В связи с низкими ночными и дневными температурами и отсутствием у половины группы забродной обуви переправу осуществляли челноком силами тех, у кого забродная обувь была. Фото 3.3Переправа н/к (2)
5510:33:002.5165.6Окончание преодоления брода, выезд на дорогу Фото 3.4 Фото 3.5
5610:49:003.6166.7Остановка на отдых
5711:01:004.4167.5Смена покрытия Покрытие: заброшенная дорога, заросшая растительностью (крапива) Фото 3.6дорога сверхнизкого качества
5811:18:004.8167.9При заезде в деревню Ореховня сменилось покрытие на грейдер Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 3.7дорога хорошего качества
5911:24:005.7168.8Смена покрытия на асфальт хорошего качества. Дорога 29Н-193 Покрытие: асфальт хорошего качества Фото 3.8 Фото 3.9дорога высокого качества
6011:55:0013.2176.3Остановка на отдых
6112:10:0013.3176.4Окончание отдыха, возвращение на 29Н-193
6212:15:0014.2177.3Смена покрытия на дороге 29Н-193 Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 3.10дорога хорошего качества
6312:28:0017.1180.2Смена покрытия на дороге 29Н-192 Покрытие: асфальт хорошего качества Фото 3.11 дорога высокого качества
6412:34:0018.8182Остановка на закупку в Пятерочке (Износки)
6513:29:0018.8182Окончание закупки, выезд на дорогу 29К-013 Возвращение на трек Покрытие: асфальт хорошего качества Трафик машин маленький Фото 3.11
6614:06:0028.5191.6Остановка на отдых
6714:25:0028.5191.6Окончание отдыха, выезд на дорогу 29К-013 Фото 3.12
6814:48:0035.7198.8Остановка на обед Фото 3.13
6916:31:0035.7198.8Окончание обеда, выезд на на дорогу 29К-013
7016:38:0037.8200.9Остановка на ремонт Обнаружена трещина пластины багажника у Воробьевой М. Время на ремонт 18 мин Фото 3.14
7117:08:0041.2204.3Выехали на трассу А-130, смена покрытия Покрытие: разбитый асфальт, едем по обочине (укатанный щебень) Трафик на дороге большой, 2 фуры в минуту Фото 3.15дорога хорошего качества
7217:23:0044.8207.9Съехали на дорогу 29Н-201, смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 3.16дорога хорошего качества
7317:49:0048.9212Остановка на отдых
7418:01:0048.9212Окончание отдыха, выезд на дорогу 29Н-201
7518:41:0057220.1При заезде в Сергиево произошла смена покрытия на укатанный грунт Покрытие: грунт, дорога укатанная в хорошем состоянии Фото 3.17дорога хорошего качества
7618:45:0057.8220.9Остановка на отдых
7719:00:0057.9221.1Выезд на маршрут, покрытие становится разибитым Покрытие: разбитый грунт Фото 3.18дорога среднего качества
7819:08:0059.1222.2Смена покрытия Покрытие: разбитый грунт, мокрый, местами завалы деревьев Фото 3.19 Фото 3.20дорога низкого качества
7919:17:0059.9223Выезжаем на дорогу 29Н-116, смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 3.21дорога хорошего качества
8019:45:0063.6226.7Остановка на ремонт Прокол заднего колеса у Павлова И. Время на ремонт 28 минут Фото 3.22
8120:14:0063.6226.7Окончание ремонта, возвращение на 29Н-201, смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества Фото 3.23дорога высокого качества
8220:17:0064.2227.3Съезжаем в сторону Архполяны Никола-Ленивца, смена покрытия Покрытие: разбитый грунт Фото 3.24дорога среднего качества
8320:43:5465.1228.2Конец ходового дня
Координаты точки: N54.747033, E35.604115
Высота точки: 185 м

Пройдено за день: 65.1 км
НВ: 757 м, СВ: 781 м
ОХВ: 11 ч. 12 мин. 8 сек.
ЧХВ: 5 ч. 2 мин. 48 сек.
08.05.2023 - день 4
8409:54:190228.2Начало ходового дня
Возвращаемся с места ночевки на трек, далее будет экскурсия по Никола-Ленивцу Покрытие: разбитый грунт Фото 4.1
9°, солнечно, переменная облачность
8509:58:000.2228.4Осмотр достопримечательностей Никола-Ленивца Экскурсия от культорга, фотосессии Фото 4.2
8610:51:004.5232.7Окончание экскурсии, возвращение на дорогу 29Н-116, смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества. Трафик на дороге умеренный (несколько машин в минуту) Фото 4.3дорога высокого качества
8711:06:006234.2Заезжаем в Звизжи для закупки продуктов Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 4.4дорога хорошего качества
8811:37:006.2234.4Окончание закупки, выезд на дорогу 29Н-116 Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой Фото 4.5дорога высокого качества
8912:22:0017.8246Остановка на отдых (дорога 29Н-094)
9012:34:0017.8246Окончание отдыха, выезд на дорогу 29Н-094
9113:12:0029.7257.9Остановка для набора воды Фото 4.6
9213:26:0029.7258Окончание набора воды, выезд на дорогу 29Н-094
9313:41:0032.5260.8Смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 4.7дорога хорошего качества
9413:48:0033.4261.6Остановка на обед
9515:31:0033.4261.6Окончание обеда, возвращение на дорогу 29Н-107 Фото 4.8
9616:03:0039.7267.9Съезд на дорогу 29Н-104
9716:15:0042.7270.9Движение по дороге 29Н-104, смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой. Фото 4.9дорога высокого качества
9816:23:0045.4273.6Остановка на отдых
9916:38:0045.4273.7Окончание остановки на отдых, возвращение на дорогу 29Н-104
10017:15:0056.3284.5Выезд на дорогу 29Н-091, смена покрытия. Покрытие: разбитый асфальт Фото 4.10 Фото 4.11дорога хорошего качества
10117:17:0056.8285Остановка на ремонт и отдых В ходе движения у Воробьевой М. порвалась цепь. Время на ремонт 5 минут Фото 4.12
10217:33:0056.8285Окончание ремонта и отдыха, выезд на дорогу 29Н-091
10317:49:0061289.3Остановка около моста через р. Угра для фотографирования Фото 4.13
10417:56:0061.6289.8Окончание фотографирования, выезд на дорогу 29Н-091
10517:57:0061.6289.8Остановка на ремонт (часть группы) В ходе движения выявлен прокол колеса у Воробьевой М. Группа разделилась: на точке ремонта остались Воробьева М., Сумин В., Серганов С.). Время на ремонт 8 мин
10618:09:0064292.2Остановка на закупку в Магните (Товарково)
10718:20:0064.1292.3Соединение группы: Воробьева М., Сумин В., Серганов С прибыли на место закупки
10818:48:0064.1292.3Остановка на набор воды из автомата
10919:06:0064.3292.5Окончание набора воды, выеезд на трек
11019:09:0064.7293Смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер) хорошего качества Фото 4.14дорога хорошего качества
11119:11:0065.2293.5Съезд с дороги 29Н-100 в сторону реки и поиска ночевки. Смена покрытия Покрытие: разбитый грунт, сухой Фото 4.15дорога среднего качества
11219:30:0067.5295.7Возвращение на дорогу 29Н-100, смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества. Фото 4.16дорога высокого качества
11319:34:0068.4296.6Остановка для поиска ночевки
11419:48:3168.8297Конец ходового дня
Координаты точки: N54.699804, E35.952169
Высота точки: 157 м

Пройдено за день: 68.8 км
НВ: 631 м, СВ: 659 м
ОХВ: 9 ч. 54 мин. 12 сек.
ЧХВ: 4 ч. 45 мин. 46 сек. Фото 4.17
09.05.2023 - день 5
11510:23:450297Начало ходового дня
Возвращаемся с места ночевки на дорогу 29Н-100. Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой. Трафик маленький, машин практически нет. Фото 5.1
10°, солнечно
11610:56:006.4303.4Остановка на экскурсию в Историко-архитектурном музее-усудьбу "Полотняный завод" Фото 5.2
11712:53:009.5306.5Выезд после окончания экскурсии (в конце набрали воды на колонке)
11813:04:0011.8308.8Выезд на дорогу 29К-008 Интенсивный трафик
11913:13:0014.7311.7Съезд на дорогу 29Н-105 Трафик на дороге низкий Фото 5.3
12013:30:0016.4313.4Остановка на обед
12115:25:0016.4313.5Окончание обеда, выезд на дорогу 29Н-105дорога высокого качества
12215:33:0019316Смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер), гравий не укатанный Фото 5.4дорога хорошего качества
12315:46:0021.3318.3Остановка на ремонт В ходе движения у Лапшиной Т. Перестал работать передний тормоз. В ходе осмотра механик выявил потерю тормозной колодки. Произведена замена. Время на ремонт 7 минут Фото 5.5
12416:18:0025.8322.8В районе Желтыкино смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества Фото 5.6дорога высокого качества
12516:22:0026.7323.7На съезде в сторону Некрасово смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер) Фото 5.7дорога хорошего качества
12616:25:0027.4324.4Остановка на отдых
12716:36:0027.4324.4Окончание отдыха, возвращение на трек
12816:44:0029.5326.5Движение от Некрасова в сторону Вараксино, смена покрытия Покрытие: разбитый грунт, сухой Фото 5.8дорога среднего качества
12917:11:0033.4330.4Часть тропы в районе деревни Косилово вспахали, поэтому вернулись и двинулись по хорошо укатанному вспаханному полю Покрытие: разбитый грунт Фото 5.9дорога среднего качества
13017:21:0034.5331.5В районе Косилово смена покрытия Покрытие: разбитые бетонные плиты Фото 5.10дорога хорошего качества
13117:30:0036.1333.1Выезд на дорогу 29Н-277, смена покрытия Покрытие: профилированная дорога (грейдер), хорошего качества Фото 5.11дорога хорошего качества
13217:31:0036.2333.3Остановка на отдых
13317:40:0036.3333.3Окончание отдыха, выезд на трек
13418:22:0046.4343.4Смена покрытия Покрытие: асфальт хорошего качества,сухой. Фото 5.12дорога высокого качества
13518:37:0350.2347.2Окончание ходового дня Покупка билетов на электричку до Москвы Фото 5.13
13618:37:0450.4347.4Конец ходового дня
Координаты точки: N54.807168, E36.317838
Высота точки: 145 м

Пройдено за день: 50.4 км
НВ: 475 м, СВ: 488 м
ОХВ: 8 ч. 13 мин. 19 сек.
ЧХВ: 3 ч. 44 мин. 58 сек.

5.1 Погодные условия во время прохождения маршрута [↑]

Таблица метеонаблюдений по дням
Время Метеоданные
05.05.2023 - день 1
09:59:546°, облачно, в начале маршрута небольшой снег
06.05.2023 - день 2
10:02:093°, солнечно, переменная облачность
07.05.2023 - день 3
09:31:464°, солнечно
08.05.2023 - день 4
09:54:199°, солнечно, переменная облачность
09.05.2023 - день 5
10:23:4510°, солнечно

6. Дополнительные сведения о маршруте [↑]

6.1 Перечень средств передвижения и случаи ремонта на маршруте


http://velotrex.ru/attachments/1683913159_645e79c7906bf.pdf

6.2 Перечень запчастей и инструментов


http://velotrex.ru/attachments/1683913196_645e79ec53ea1.pdf

6.3 Перечень общественного снаряжения


http://velotrex.ru/attachments/1684098971_64614f9b154bc.pdf

6.4 Состав хозяйственного набора


http://velotrex.ru/attachments/1683979601_645f7d513d34d.pdf

6.5 Раскладка по питанию и график закупок


http://velotrex.ru/attachments/1684064649_6460c98977d61.pdf

6.6 Состав медицинской аптечки


http://velotrex.ru/attachments/1683954714_645f1c1a271ed.pdf

6.7 Меры профилактики заболеваний и травм. Случаи оказания мед.помощи


http://velotrex.ru/attachments/1683954906_645f1cdaae696.docx

6.8 Перечень финансовых затрат


http://velotrex.ru/attachments/1683881040_645dfc50d0526.pdf

7. Итоги, выводы, рекомендации [↑]

7.1 Общие выводы и рекомендации [↑]


Маршрут соответствует 1 категории сложности и может быть рекомендован для туристов начального и базового уровня подготовки.
Следует учитывать, что при неблагоприятных погодных условиях маршрут с данным набором протяженных препятствий может перейти во 2-ую категорию сложности. Рекомендуется предусматривать запасные участки для таких случаев.

7.2 Выводы и рекомендации механика [↑]


Не смотря на то, что мелких поломок было достаточно много, это не повлияло на темп движения группы. Поломок, которые могли бы привести к сходу участника, на маршруте не было. Все трудоёмкие операции проводились либо в обеденное время, либо на вечернем привале. Состав велосипедной аптечки себя на протяжении всего маршрута был, по большей части, не востребован, что говорит о качественной предпоходной подготовке.
Рекомендуется перед походом проводить тщательный технический осмотр. Особое внимание уделять наиболее нагруженным узлам:
- втулки
- каретки
- вилки
- тормоза.
- багажники.

7.3 Выводы и рекомендации снаряженца [↑]


Состав снаряжения полностью отвечает походу данной категории сложности.

7.4 Выводы и рекомендации медика [↑]


Состав аптечки полностью удовлетворял походным условиям. Дополнительно хочется обратить внимание на отслеживание состояния суставов, соблюдение рекомендаций по технике педалирования, профилактике обострений хронических заболеваний и мерам неспецифической профилактики клещевых инфекций. 

7.5 Выводы и рекомендации завхоза [↑]


В целях экономии времени на протяжении первого ходового дня закупка не
осуществляется, в связи с поздним началом движения по нитке маршрута. Забор воды будет
осуществляться исключительно в источниках, подобранных на маршруте.
Во второй ходовой день закупка осуществляется на следующие приемы пищи:
- Ужин второго дня,
- Завтрак 3-го дня.
В начале третьего ходового дня осуществляется закупка на 4 приема пищи,
необходимость этого связана с тем, что на нитке маршрута Бурково-Никола-Ленивец после 15
км от начала ходового дня магазины отсутствуют, или имеют не установленный график
работы. Также есть магазин в Завизжах в конце ходового дня, время его работы до 19:00.
Закупки осуществляются на следующие приемы пищи:
- обед день 3;
- ужин день 3;
- завтрак день 4,
- обед день 4.
В четвертый ходовой день по нитке Никола-Ленивец-Полотняный Завод предвидится
множество населенных пунктов с наличием крупных сетевых магазинов с известным
графиком работы, закупка в 4 день осуществляется на приемы пищи до конца маршрута:
- ужин день 4;
- завтрак день 5;
-обед день 5.
По каждой нитке маршрута подобрано как минимум 2 источника родниковой воды,
одни в начале ходового дня и второй во второй половине, вода набирается в тары, взятые на
маршрут.

7.6 Выводы и рекомендации финансиста [↑]


1) Расплачивались банковской картой даже в небольших населеннных пунктах. В основном закупались в магазинах сети Пятёрочка.
2) Арт-парк Никола-Ленивец расположен на территории национального парка Угра, поэтому необходимо заранее приобрести разрешение на посещение (через сайт parkugra.ru) стоимостью 200 руб. с человека. По факту мы заезжали не через центральный вход арт-парка, никто наличие разрешения не проверил.
3) В п.Товарково Калужской области воду набирали в автомате, стоимость 5 л -20 руб., что значительно дешевле, чем в магазине.

8. Категория сложности пройденного маршрута [↑]

8.1 Интенсивность прохождения маршрута [↑]

Расчёт Кэп

Пробег по различным типам дорог по дням, км
№ дня Дата Пробег
105.05.2023по дорогам высокого качества: 66
по дорогам хорошего качества: 12.5
206.05.2023по дорогам высокого качества: 71.2
по дорогам хорошего качества: 12.8
по дорогам среднего качества: 0.6
307.05.2023по дорогам высокого качества: 33.2
по дорогам хорошего качества: 26.3
по дорогам среднего качества: 4.4
по дорогам низкого качества: 0.8
по дорогам сверхнизкого качества: 0.4
408.05.2023по дорогам высокого качества: 42.8
по дорогам хорошего качества: 19.3
по дорогам среднего качества: 6.7
509.05.2023по дорогам высокого качества: 23.9
по дорогам хорошего качества: 21.5
по дорогам среднего качества: 5


Общий пробег по различным типам дорог, км
Дороги высокого качества Дороги хорошего качества Дороги среднего качества Дороги низкого качества Дороги сверхнизкого качества Радиальные/неавтономные участки ЛП
237.192.416.70.80.400

Lф = 347.4

Кэп = 1.04

Расчёт ЛП

Перечень ЛП на маршруте
Дата Тип и категория ЛП Описание ЛП Длина, м Эквивалентный пробег, км
07.05.2023Переправа н/к (2)Преодоление брода. Глубина почти до колена и ниже, в половодье возможно повышение уровня. Дно в середине русла плотное - песок и мелкие острые камни, у берегов песчаное более вязкое. Течение слабое. Проводилась разведка брода. В связи с низкими ночными и дневными температурами и отсутствием у половины группы забродной обуви переправу осуществляли челноком силами тех, у кого забродная обувь была. Фото 3.302

ЛП = 2 км


Расчёт интенсивности

Эквивалентный пробег по различным типам дорог, км:
Кэп = 1.04

Эквивалентный пробег за локальные препятствия, км:
ЛП = 2

Протяжённость фактическая, км:
Lф = 347.4

Продолжительность фактическая, дней:
Тф = 5

Протяжённость номинальная, км:
Lн = 300

Продолжительность номинальная, дней:
Тн = 6

Интенсивность маршрута:
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / (Tф*Lн) = 1.46

8.2 Автономность маршрута [↑]


Продолжительность похода: 106 ч. (5 д.)

Автономность похода: 0.80

Подробный расчёт по временным интервалам:1. Начало маршрута: 5.05.2023 9:00
Конец временного интервала: 5.05.2023 11:00
Количество часов: 3
Автономность временного интервала: 0.80
2. Магазин: 5.05.2023 12:00
Конец временного интервала: 6.05.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
3. Магазин: 6.05.2023 12:00
Конец временного интервала: 7.05.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
4. Магазин: 7.05.2023 12:00
Конец временного интервала: 8.05.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
5. Магазин: 8.05.2023 12:00
Конец временного интервала: 9.05.2023 11:00
Количество часов: 24
Автономность временного интервала: 0.80
6. Магазин: 9.05.2023 12:00
Конец временного интервала: 9.05.2023 18:00
Количество часов: 7
Автономность временного интервала: 0.80

8.3 Показатель сложности маршрута [↑]

Протяжённые препятствия:
№ п/пНомерНаименованиеК.т.ХарактеристикаСтатус паспортаПринадлежность к маршрутуКТ, баллыЗачёт по к.т.*
1. 6733равнинное Верхнемоскворечье1Асфальт/бетон, гравий/щебеньсогласованопринадлежит1.641
2. 6761равнинное Связка автодорог 29К-008 и М-31Асфальт/бетон, гравий/щебень, грунтсогласованопринадлежит1.941
3. 6754равнинное через Николо-Ленивец1Асфальт/бетон, гравий/щебень, грунтсогласованопринадлежит1.971
4. 6822равнинное верховье реки Агра1Асфальт/бетон, гравий/щебеньсогласованопринадлежит1.51
5. 6753равнинное Гжатский тракт1Асфальт/бетонсогласованопринадлежит1.381
6. 6962равнинное Износки1Асфальт/бетон, гравий/щебеньсогласованопринадлежит1.311


* Зачёт по к.т. указывает, к какой к.т. данное ПП приравнивается при подсчёте зачётной суммы баллов.
Баллы за ПП, не принадлежащие маршруту, при подсчёте зачётной суммы баллов не учитываются.
Общая сумма баллов за ПП: 9.74

В зачёт идут баллы:
за ПП 1 к.т.: 9

Сумма баллов за ПП:

S = 9


8.4 Категорирование маршрута [↑]

Расчёт баллов КС:

КС = S * I * A

КС = 9 * 1.46 * 0.8 = 10.51 баллов


Признак к.с. по баллам КС: 2

Набор ПП:

1 к.т.: 6

Признак к.с. по набору ПП: 1

Определяющие факторы:

Протяжённость фактическая: 347.4 км
Эквивалентный пробег по ЛП: 2 км
Продолжительность фактическая: 5 дней

Признак к.с. по протяжённости маршрута: 1
Признак к.с. по продолжительности маршрута: 1

Итоговая к.с.: 1