Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Алтай 2020 (школа ВУ, отделение №1), сложность: 4 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: Ц5 - 501

1. Общие выводы и рекомендации


Пройденный маршрут соответствует 4 к.с. и может быть рекомендован для организации УТП школ Специализированного уровня.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении, за исключением локальных препятствий при траверсе Тюнгурского хребта через перевал Кыгым, которые требуют элементарной техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым и заросшим склонам. Так же на маршруте присутствуют ЛП в виде несложных бродов и переправ, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
При планировании будущих маршрутов, следует учитывать, что при неблагоприятных погодных условиях грунтовые дороги быстро раскисают, грязь забивает трансмиссию, и движение в седле для не подготовленных групп может представлять большую трудность.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль - август.
Климат горного Алтая резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, возможны сильные ветра, так же характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного и группового снаряжения.
К потенциально опасным явлениям живой природы можно отнести наличие в лесах медведей, чтобы избежать неординарной ситуации следует следовать простым правилам: https://katun24.ru/news/575970
Местное население на Алтае неоднозначно. Пастухи в кошах и летниках вполне дружественно встречают, общаются, дают советы, поясняют дорогу, но можно встретить и агрессивно настроенных молодых людей, которым не совсем понятно, что делает группа посторонних в "их горах". Чтобы избежать конфликтной ситуации необходимо соблюдать правила и обычаи местного населения: на горных перевалах и в святых местах запрещено громко говорить, шуметь, сквернословить, слушать громкую музыку и бросать мусор. Если вы не знаете правил привязывания кыйра - жертвенных ленточек, не нарушайте традиций местного народа, не привязывайте свои платки, носки и т.п. на ветви священных деревьев. Так же необходимо соблюдать определенный стиль в одежде, особенно для женского пола - слишком открытые вещи (шорты, майки и т.п.) не рекомендуется использовать в таких местах.

2. Выводы и рекомендации штурмана


Ориентирование на местности не вызвало каких-либо сложностей. Основная часть маршрута пролегала по автомобильным дорогам либо имела описание ранее проходившими группами.
На подъезде к перевалу Кыгым в долине р. Кастахта была произведена разведка для выбора оптимального маршрута выхода на тропу, ведущую на перевал.
Для ориентирования в GPS навигатор рекомендуется загружать три вида карт:
1. OSM карты региона;
2. Топографические карты в масштабе 1:100000;
3. Спутниковые карты в максимальном разрешении на сложные участки маршрута.
Так же полезно распечатать топографические карты в масштабе 1:500000 (обзорная на весь маршрут) и 1:100000 на сложные участки.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной). Так же весьма удобно пользоваться OSM картами на смартфоне, особенно для поиска объектов в населенных пунктах.
В качестве питания навигаторов использовались NI-MH аккумуляторы, которых хватало на 2 ходовых дня. Дополнительно имелся аварийный комплект щелочных батареек.

3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию


Так как основной маршрут, на который группа не смогла попасть из-за введенных ограничений по коронавирусу в Кош-Агачском районе, предполагал большую степень автономности, из Москвы везли сухие продукты - мясо, молоко, овощи, картофельное пюре.
Кроме того, в Горно-Алтайске была закуплена на весь маршрут сырокопченая колбаса, поскольку в селах, где планировались остальные закупки, она бывает далеко не всегда. Данные продукты были включены в раскладку на пройденный вариант маршрута, но большой необходимости в таком запасе на данном маршруте нет, так как магазины встречаются не реже чем раз в три дня.
В Улагане, Акташе и Чемале есть сетевые магазины Мария Ра с очень приличным выбором продуктов. В остальных населенных пунктах, кроме сел Кастахта и Курунда, в магазинах были основные необходимые продукты: хороший выбор круп, тушенка, колбасные изделия, сыр, сгущенка, сладкое, хлеб. Но в указанных селах ассортимент магазинов оказался крайне скудным: в Кастахте совсем не было круп и сладкого, а в Курунде - хлеба, из круп только макароны и перловка, из сладкого - карамельки и два вида печенья.
Тушенки, колбасы, сыра не было ни в одном из магазинов. Как объяснили продавцы, эта ситуация связана с близостью райцентра (Усть-Кокса): основные продукты местные жители закупают именно там, и, кроме того, к концу месяца почти ни у кого из сельчан, живущих от зарплаты до зарплаты, не остается денег, поэтому пополнять ассортимент магазинов хозяева не торопятся. В данной ситуации нас выручил запас сухих продуктов, при отсутствии же резерва лучше проехать через Усть-Коксу для закупки продуктов.
Качество продуктов во всех магазинах было приличным. Лучшая тушенка из имеющегося ассортимента - марки ОВА.
На протяжении маршрута группа дважды обедала в кафе - в с. Чуйозы и на турбазе «Шёлковый путь» на въезде в с. Туекта. Еда была вкусной и недорогой в обоих кафе.
Воду для приготовления пищи брали из рек, после кипячения она вполне пригодна. Для питья во время движения в основном покупали или набирали в селах, при отсутствии такой возможности воду из рек и источников фильтровали или кипятили из предосторожности: следы пребывания скота нам встречались везде, в том числе и на перевалах.

4. Выводы и рекомендации снаряженца


Всё взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям и активно использовалось. Исключение составляло лишь специальное снаряжение, взятое для переправ – осадков было мало, и уровень воды в реках позволял преодолевать их в седле или пешком без организации командной страховки.
Найти дрова нам удавалось на всех ночевках, поэтому готовили в основном на кострах. Для разведения костров в дождливых условиях взяли насадку-сопло на цанговый баллон – позволяет быстро развести костер даже из намокших дров. Такие насадки продаются на Алтае во многих магазинах. Горелки использовали на обедах с целью сэкономить время. В качестве топлива использовали очищенный бензин «Галоша» и газ в цанговых баллонах. Такой бензин нам удалось найти только в Горно-Алтайске и в
Акташе, газ же в цанговых баллонах очень популярен на Алтае, и купить его можно было везде, даже в самых маленьких сельских продуктовых магазинах.
Фильтр для воды использовали по прямому назначению всего пару раз: у нас была возможность часто покупать или набирать воду в населенных пунктах. Кроме того, наличие дров на стоянках позволяло вскипятить большое количество воды, в том числе и для питья во время движения. Фильтр достаточно удобен и позволяет быстро отфильтровать большое количество воды, но вкусовые качества
отфильтрованной воды нам не очень понравились.

5. Выводы и рекомендации механика


Ремнабор, отвечал потребностям похода.
Необходимо провести тщательный предпоходный осмотр велосипедов и заменить детали, находящиеся на грани своего ресурса, особенно это касается деталей трансмиссии. В ремнаборе при возможности лучше иметь запасные покрышки на каждый диаметр колеса, это существенно сокращает время ремонта, особенно при плохой погоде.
При передвижении по раскисшим грунтовым дорогам нужно следить за чистотой и отсутствием посторонних предметов в элементах трансмиссии. Если трансмиссия сильно загрязнена, нужно ее очистить вручную. Это позволит избежать поломки переключателей. При движении по пыльным дорогам возможно попадание пыли в узлы трансмиссии, что вызывает посторонние звуки при движении, которые устраняются чисткой и смазкой WD-40.
Необходимо регулярно проводить осмотр велосипедов, проверять основные узлы, включая затяжку болтов багажника.

6. Выводы и рекомендации медика


8.6.1. Случаи оказания первой помощи на маршруте.
1. ОРВИ у 4 участников первой половине похода (акклиматизация, резкая смена дневной высокой температуры воздуха на холод ночью, возможно, присоединились инфекции из самолета/аэропорта). Применяли ингавирин, ларипронт, полоскание горла мирамистином, в Акташе приобрели в аптеке гексорал-спрей. Улучшение наступало через 3-4 дня.
3. Попадание насекомых в глаз при езде. Убрали из-под века насекомое, закапали левомицитиновые капли.
4. Извлечение заноз. Занозы были не редкостью, так как в регионе похода вдоль дорог произрастает большое количество колючих кустарников.
5. Потертости: применяли крем псило-бальзам, пантенол (из личной аптечки).
6. После обильного пребывания на солнце покраснения и зуд кожи (солнечные ожоги): применяли псило-бальзам и офломелид.
8.6.2. Выводы и рекомендации.
Аптечка в целом удовлетворяла требованиям похода.
При акклиматизации и смене климата первые пару дней не планировать высокие нагрузки, использовать солнцезащитные средства в зависимости от типа кожи. Для профилактики нагноения ссадины следует прикрывать повязкой до образования корочки для предотвращения попадания пыли. При езде на велосипеде использовать защитные очки для предотвращения попадания пыли и насекомых.

7. Выводы и рекомендации финансиста


Для закупки продуктов на маршруте, оплаты транспортных и др. текущих расходов необходимо иметь запас наличных денежных средств. Банкоматы на маршруте есть только в Горно-Алтайске, Иогаче, Улагане, Акташе, Чемале, Манжероке. В горах Республики Алтай мобильная связь есть только в крупных населенных пунктах, этим фактором обусловлено отсутствие терминалов по приему карт в магазинах во многих населенных пунктах на маршруте. Расчет банковской картой возможен только в крупных поселках.
При организации трансфера все водители просят внести небольшую предоплату (в размере 500 -1000 руб.) на карту. Мы вносили минимальную предоплату 500 руб. при стоимости всей поездки до Иогача 7500 руб. В Иогаче и Артыбаше множество катеров, разные хозяева и фирмы, большая «вилка» в цене. Цена за быстроходный катер может оказаться несколько выше средней, что скорее всего компенсируется скоростью заброски в Кырсай.
На общественные нужды была сформирована «казна» на группу, в которую собирали трижды по 5 тыс. руб. с каждого участника. Наибольшие затраты из «казны» группа несет в начале похода ввиду значительной стоимости трансфера, катера, формирования запаса продуктов на маршрут.