Главная  
Характеристика района маршрута Кольский п-в 2020, сложность: 4 к.с., руководитель: Чернецова С.Ю., маршрутная книжка: 1/5-402

1. Общая полезная информация



2. Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


Фонтаны на Малой Белой https://geocaching.su/?pn=101&cid=8180
Белая Библиотека Хибин
https://vk.com/libraries_of_khibins?w=wall96334304_34
Ущелье Рамзая https://geocaching.su/?pn=101&cid=10672
Тиэтта https://geocaching.su/?pn=101&cid=2949
Ж/Д вокзал Кировск (Мурманский) https://geocaching.su/?pn=101&cid=1355
Южный Рисчорр https://geocaching.su/?pn=101&cid=10478
Озеро Академическое https://geocaching.su/?pn=101&cid=16075
Река Тульёк https://geocaching.su/?pn=101&cid=1353
Аэродром Хариусный https://geocaching.su/?pn=101&cid=1673
Восточное Мунозеро https://geocaching.su/?pn=101&cid=2064
Тоня Тетрина https://geocaching.su/?pn=101&cid=1699
Безымянный Инок Терский https://geocaching.su/?pn=101&cid=1675
Кузомень https://geocaching.su/?pn=101&cid=2965
Варзуга https://geocaching.su/?pn=101&cid=3061

3. Варианты подъезда и отъезда


Заброска и выброска
Поезд
Ситуация с ограничениями из-за коронавируса привела к тому, что РЖД и ФПК сократило
число поездов. Дешёвый поезд Москва – Мурманск № 91/92 был отменён. Это был
единственный прямой поезд из Москвы с остановкой на станции Хибины, где планировалось
начало маршрута. Кроме того, процесс восстановления поездов, который уже шёл по стране,
затягивался в связи с обрушением моста на перегоне Выходной – Кола и ограничениями
инфраструктуры на ст. Выходной, до которой временно ходили большинство поездов до
Мурманска.
Однако железной дорогой было принято решение добавить остановки, которые были у поезда
91/92, фирменному поезду «Арктика» № 15/16 Москва – Выходной, в том числе и Хибины.
Менять маршрут не пришлось, но билеты получились значительно дороже – в три дешёвых
вагона (один был добавлен, как компенсация отмены 15/16, и ещё два беспересадочных из
14
Белгорода) хорошие билеты разобрали ещё до того, как сложились планы о проведении
похода.
Вместе с тем, ситуация с коронавирусом и снижение сбора за возврат билетов до примерно 2
рублей за билет привели к довольно большому числу сдаваемых билетов, чем мы и
воспользовались – за 1,5 суток до поезда поменяли билеты стоимостью 5914 рублей на билеты
в беспересадочный вагон стоимостью 3918 рублей – поезд 120 отправлением от Москвы
Курской в 21:33 22 июля, прибытие в Хибины в 8:42 24 июля поездом 16. Купили полностью
один отсек 4 места, остальные места верхние, преимущественно рядом.
Помимо стоимости билетов, к решению о замене билетов сподвигло ещё 3 обстоятельства:
1) беспересадочный вагон из Белгорода следовал в голове состава (а не в хвосте, как
изначальный вариант), и, как казалось, в таком случае высадка в Хибинах должна быть
удобнее (так как платформа в Хибинах короткая, впрочем платформу всё равно чуть
проскочили на 1,5 вагона – возможно, специально, чтобы последний вагон был в зоне
видимости, а не за поворотом) и безопаснее (так как локомотивная бригада лучше видит, что
высадка ещё идёт);
2) отправление было с Курского вокзала (можно приехать на МЦД без необходимости захода
в вокзал с досмотром – не нужно отвечать на возможные лишние вопросы, зачем столько
газа), а прицепка к основному составу была в Санкт-Петербурге;
3) в ходе мониторинга было обнаружено, что в тот же вагон поезда № 16 были куплены
билеты по маршруту Москва – Кандалакша некой группой из примерно 10 человек. С
большой вероятностью это могли быть водники, а ехать в одном вагоне с водными туристами
с большим количеством туристический вещей не очень хотелось.
Стоит отметить, что вагон не отличался от основных («фирменных») вагонов поезда.
Единственным недостатком было отправление поезда раньше (в 21:33 вместо 0:41) – было
меньше времени на сборы тем, кто работал в этот день. В то же время, провожающим,
наоборот, было удобнее.
В обратную сторону билеты тоже были изменены. Один из участников похода работает в
https://www.tutu.ru/ и имеет доступ к данным о назначении поездов до начала продажи на них.
И как раз назначили новый поезд, правда с не очень удобным временем прибытия в Москву
Участникам похода было предложено заполнить опрос, какой из поездов для них более
предпочтителен.
Вариант с заменой билетов на новый поезд набрал 39 баллов, а оставить имеющиеся билеты –
33 балла. В результате билеты были также заменены, экономия составила почти 2000 рублей
на одного человека.
В опросе был и третий (не совсем очевидный) вариант – купить билеты до Тулы в более
дешёвый беспересадочный вагон, а выйти в Москве (до Москвы предварительная продажа в
него закрыта). Этот вариант был отвергнут группой практически сразу из-за позднего
прибытия в рабочий день.
Велосипеды и туда, и обратно, провозили при себе в вагоне. Возможно, более оптимально
часть велосипедов (или все, если небольшая группа) провозить в багажном купе. Как правило
(что подтверждают и разговоры с проводниками поездов) на превышение габаритов (180 см
по сумме трёх измерений) в багажном купе не обращают внимание. Однако формально нужно
согласование крупногабаритного багажа и стоянка поезда не менее 5 минут (что по Хибинам
не выполнялось), что давало либо лишний геморрой с согласованием, либо некоторые риски.
Поэтому так делать не стали.
15
Трансфер Варзуга – Кандалакша
Исходя из отзывов в интернете, наиболее оптимальным по соотношению «цена - качество»
является трансфер, предлагаемый Игорем Пироговым - Dominica27@yandex.ru, +7 (921) 270-
72-32, которым, в основном, и пользовались группы ТК МГТУ в прошлые годы.
Такой трансфер осуществляется на автомобилях УАЗ («буханка») с прицепом. В один
автомобиль вмещается обычно 7-8 человек (в зависимости от того, какие сиденья в салоне).
Стоит обратить внимание, что при заказе следует указывать, что нужен большой прицеп (по
умолчанию приедет маленький, в который велосипеды влезут с трудом, а 9 велосипедов, как у
нас, вообще не влезут).
Вместе с тем, поскольку в нашей группе было 9 человек, размещение в одном УАЗе было бы
тесным, а 2 УАЗа на суммарно 9 человек, 15000 рублей за каждый, было бы слишком
«жирно». Кроме того, в конце концов, большой прицеп оказался уже занятым другими
туристами. Стало понятным, что вариант с Игорем в нашем случае не очень хороший.
Решили воспользоваться другим проверенным вариантом,
которым пользовались группа водников, в составе которой
был один из участников настоящего похода. Контакты –
Александр (из Кандалакши). Автомобиль на фото. В салоне 9
посадочных мест, но чтобы разместить велосипеды, по
предварительной договорённости, задние сиденья были сняты.
Велосипеды и рюкзаки в таком виде разместили относительно комфортно, снимали только
колёса. По времени всё чётко, как договаривались. Трансфер обошёлся за 15000 рублей за всех
– столько же, сколько было бы у Пирогова за одну машину с прицепом.
Кроме того, в выборе варианта играл роль и тот факт, что нам желательна была гибкость в
датах выезда из Кандалакши. В случае движения по планируемому графику, последний день
группе хотелось бы провести в Кандалакше, организовав культурную программу по её
окрестностям. Соответственно, трансфер нужен был на пятницу. Однако в случае ситуации с
коронавирусом, в Кандалакше также многие объекты не работали, спешить было некуда,
поэтому поход «растянули» ещё на один день, добавив лишнюю ночёвку на море, и выброску
передвинули на субботу. В варианте с Игорем данное изменение было бы организовать
сложно, у него обычно в сезон всё расписано заранее. А в выбранном нами варианте
относительно легко. Да и предоплаты (в отличии от Игоря) нет.
Размещение
В Имандре останавливались в туристическом приюте, расположенным рядом с ж/д станцией.
Удобства минимальные (2 комнаты с нарами, кухня, туалет на улице). Спали в спальниках.
Есть баня, но т.к. прибыли поздно, ей не пользовались. Хозяйка – приятная и душевная
женщина Светлана Астахова. Стоимость – 300 рублей с человека.
Остановка в приюте не входила в первоначальный план похода, это был запасной вариант,
которым решили воспользоваться для экономии времени на сборы. Возможно, это было не
оптимальным решением, так как в связи с худшим (по сравнению с тем, что было у
предшествующих групп) состоянием дороги р. Белая – Имандра прибыли довольно поздно.
На базе КСС останавливались также в туристическом приюте, удобства также минимальные,
но уже двухярусные кровати (без белья), спали в спальниках. Стоимость – 400 рублей с
человека, баня 3000 рублей за всех.
Остановка на базе КСС также была запасным вариантом, воспользовались в связи с
отставанием от планового графика с целью заночевать ближе к перевалу Южный Рисчорр, чем
планировалось (оз. Гольцовое).
В Ревде ночевали в гостевом доме, ул. Комсомольская, 6, +79212864345 Владимир. Это
проверенный вариант, им уже пользовались несколько велогрупп ТК МГТУ. Место очень
понравилось – дом на огороженной территории, есть кухня, душ, 8 спальных мест (две
комнаты с тремя кроватями + комната с двумя спальными местами), есть возможность
установки дополнительных раскладных кроватей. Столовая с большим столом, где удобно
16
фасовать продукты. В нескольких минутах ходьбы есть местный магазин, в 10 минутах
ходьбы сетевые магазины.
Перевоз в Варзуге
Село Варзуга расположено на двух берегах. На другом берегу расположены музеи, памятный
крест, почта, необычные пешеходные улицы (т.к.
автомобилей ни у кого мест). Отдельно стоит отметить
местный музей – создан он был местным активистом и
краеведом Петром Прокопьевичем Заборщиковым.
Несмотря на свой почтенный возраст (85 лет), Пётр
Прокопьевич проводит бесплатные экскурсии по музею и
недавно восстановленной поморской избе. А вскоре после
нашего отъезда из Варзуги открылся музей истории
рыболовецкого колхоза «Всходы коммунизма». Посещение
музеев возможно с 10:00 до 17:00, но открываются по запросу по телефону 8-911-345-23-03, 6-
24-58, звонить нужно заранее.
Чтобы попасть на другой берег, можно воспользоваться услугами перевозчика на моторной
лодке, спустившись вниз от Успенской церкви. Расписание работы перевозчика на
фотографии. Перевозка осуществляется непрерывно в указанные интервалы, по наличию
пассажиров. В выходные дни график может отличаться. С нас взяли по 50 рублей с человека
(в одну сторону), объяснив это тем, что указанная цена действует только в будние дни.


4. Аварийные выходы с маршрута