Главная  
Характеристика района маршрута Алтай-2020 Запасной маршрут (школа ВУ, отд. №2), сложность: 4 к.с., руководитель: Журавлёв А.В., маршрутная книжка: 1/5-403

1. Общая полезная информация


Территориально маршрут похода проложен по двум субъектам РФ: республике Алтай и Алтайскому краю.

Республика Алтай

Название-синоним: Горный Алтай. Входит в состав Сибирского федерального округа. Столица — город Горно-Алтайск. Образована 1 июня 1922 г. Республика Алтай расположена на юге Западной Сибири. На северо-западе она граничит с Алтайским краем, на юго-западе — с Казахстаном, на юге — с Китаем и Монголией, на востоке — с Республикой Тыва и Хакасией, на северо-востоке — с Кемеровской областью. Протяженность территории с севера на юг — 400 км, с запада на восток — 360 км.
Климат резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой. Среднегодовая температура воздуха в долинах составляет 0…+5 °C (теплее всего в Чемале), что является самой высокой температурой для Сибири. В горах среднегодовая температура воздуха опускается до −6 °C. Рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Самая высокая гора — Белуха (Кадын-Бажы) — 4506 м, является высочайшей точкой Сибири.

Алтайский край

Наравне с Горным Алтаем входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр — город Барнаул. Образован 28 сентября 1937 года. Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири. Граничит на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — с Республикой Алтай. Протяжённость территории с запада на восток около 600 км, с севера на юг около 400 км. Расстояние от Барнаула до Москвы по прямой около 2940 км, по автомобильным дорогам около 3600 км.
Климат существенно неоднородный, что обусловлено многообразием географических условий. Предгорная и приобская части края имеют умеренный климат, переходный к резко континентальному, который формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии. Абсолютная годовая амплитуда температуры воздуха достигает 90—95 °C. Среднегодовые температуры — положительные, от +0,5 до +2 °C. Средние максимальные температуры июля +26…+28 °C, экстремальные достигают +40…+42 °C. Средние минимальные температуры января −20… −24 °C, абсолютный зимний минимум −50… −55 °C. По рельефу территория края относится к двум физическим зонам: Западно-Сибирской равнине и Алтай — Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон — Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера: Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Кулундинская равнина.

2. Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


Телецкое озеро - одно из главных достопримечательностей Алтая. Озеро расположено на высоте 436 м над уровнем моря, его окружают высокие горные хребты, в т.ч. Корбу (2059 м) и Алтын-Ту. Площадь озера 223 кв. км, средняя ширина - 3,2 км, длина - около 80 км, максимальная глубина - 325 м. Телецкое озеро входит в число 15 глубочайших озер мира. Почти 70% воды в озеро приносит река Чулышман, остальное - многочисленные реки и речушки. Объем пресной воды составляет 40 куб. км. Из озера берет начало река Бия. Ввода в Бии в районе Телецкого озера очень прозрачная и очень холодная.

Река Чулышман – крупнейшая из впадающих в Телецкое озеро рек. Доля его вод в питании озера составляет около 70%. Чулышман берет начало в озере Джулукуль на высоте 2200 метров над уровнем моря и впадает в южную часть Телецкого озера.
Длина Чулышмана более 200 километров. Чулышман известен своими порогами и ежегодно привлекает большое количество туристов-водников, которые не прочь испытать свои силы в сплаве по чистейшим водам этой горной реки.
Наибольший уровень воды наблюдается в Чулышмане в начале лета. При сильных дождях наблюдаются значительные паводки. Река протекает в узкой долине, окаймленной очень высокими горами. Вершины отдельных хребтов в бассейне Чулышмана достигают 3000 метров над уровнем моря.

Перевал Кату-Ярык - один из самых сложных и опасных перевалов Алтая находится в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от села Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей. Перевал Кату-Ярык просто неописуемо красив. Когда попадаешь сюда впервые - дух захватывает от увиденного. Он представляет собой большой каньон, поросший яркой зеленью, с одной стороны которого — склон, с другой — обрыв высотой сотни метров. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка.

Автомобильная дорога Новосибирск - Бийск - Ташанта (трасса М52) является главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты носит название Чуйский тракт. Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию в городе Бийске, проходит через Алтайский край (77 км) и большей частью находится в Республике Алтай (540 км), заканчивается у границы с Монголией. Освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения в 1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные сведения об изучении этих земель встречаются начиная с 1788 г., когда русские купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи.

Петроглифы в урочище Калбак-Таш и каменные изваяния встречаются на правом берегу реки Чуя, между селами Иня и Иодро, на скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км. В целом здесь находятся более 3 тысяч разно­временных изображений от эпохи бронзы до Средневековья и 20 рунических древнетюркских надписей.

Уймонская степь — межгорная котловина в Центральном Алтае, располагается на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай к югу от центральной части Теректинского хребта. Длина долины более 35 км, а ширина от 8 до 13 км. Высота на уровнем моря около 1000 м. Дно котловины, занимаемой Уймонской степью, 10—12 тысяч лет назад (по уточнённым данным — 101 ± 9 тыс. лет назад) было крупным позднеплейстоценовым ледниково-подпрудным озером (Уймонское палеоозеро), располагавшимся в пределах Абайской, Уймонской и Катандинской межгорных котловин. Фрагментарно сохранившиеся следы волноприбойной линии можно наблюдать на склонах гор, окружающих долину, и сегодня. Они доходят до высоты 1270 — 1280 метров над у. м. Площадь озера составляла 2250 — 2300 кв. км, объем воды — 450 куб. км, максимальная глубина — 435 метров.

3. Варианты подъезда и отъезда


В настоящее время существует несколько вариантов заезда в район проведения данного похода (помимо заброски поездом): самолётом до Горно-Алтайска, Барнаула или Новосибирска с последующим автомобильным трансфером до п. Артыбаш и водным трансфером через Телецкое озеро. Учитывая, что все члены группы имели на руках билеты на отменённый перелёт авиакомпанией Аэрофлот до Бишкека (туда/обратно), мы воспользовались услугой по обмену билетов на новые и переоформили их на перелёт до Барнаула. Автотрансфер из/в Барнаул мы заказали в турфирме Кедрогор ( http://www.kedrogor.ru ), водный трансфер также изначально был заказан у данной фирмы, но в последний момент мы выяснили, что во время переговоров произошло недопонимание и нам предлагают вместо перевоза на мыс Кырсай водную прогулку по Телецкому озеру. Благо, в туристский сезон с переправой через озеро нет проблем, и уже на месте, в п. Артыбаш, мы быстро нашли катер, на котором переправились по сходной цене. Выброска с маршрута от г. Белокуриха до Барнаула также была заказана через турфирму Кедрогор.

4. Аварийные выходы с маршрута


В своей бОльшей части маршрут проходил по активно используемым автомобильным дорогам и через большое количество населённых пунктов, кроме участков маршрута - протяжённых препятствий: Траверс Чулышманского хребта, Траверс Теректинского хребта и Траверс Теректинского хребта вдоль р. Катунь, а также Перевал Качинский. Выход до ближайшего населённого пункта на данных участках в зависимости от места возникновения аварийной ситуации - возврат в начало либо движение вперёд. Максимальное удаление от населённых пунктов на указанных участках составляло не более 35 км.