Главная  
Характеристика пройденного маршрута МайТрудКрым, сложность: 3 к.с., руководитель: Потапенко В.Б., маршрутная книжка: 1/5-306
3.1 Цели прохождения маршрута
- Прохождение спортивного маршрута 3 к.с., участие в соревнованиях.
- Разведка, описание и категорирование препятствий по треку маршрута.
- Разведка новых маршрутов и вариантов прохождения для УТП школ БУ.


3.2 Краткое описание маршрута
Маршрут условно можно разделить на две основные зоны
- Предгорье, где проходились предопределяющие препятствия и проходила акклиматизация перед сложной горной частью маршрута. Характеризуется движением по дорогам от высокого до среднего качества. Характерными покрытиями являются грунт, камень крупный и мелкий.
- Горная, где проходились определяющие препятствия. Характеризуется движением по дорогам и тропам от высокого до среднего качества. Характерными покрытиями являются асфальт, грунт, крупный и мелкий камень с техническими препятствиями. При траверсе Чуфут-Кале, Демерджи и Чатыр-Даг преодолевались локальные препятствия.
Маршрут включает в себя:
- 3 определяющих препятствия 3 к.т.
Траверсы хребтов Караби, Демерджи и Чатыр-Даг. Препятствия фактически на всем протяжении преодолеваются в седле при наличии соответствующей техники, но следует соблюдать особую осторожность на крутых каменистых спусках. В лесной части дороги после дождя быстро раскисают, и движение в седле для слабо подготовленных участников может представлять большую трудность.
- 6 предопределяющих препятствий 2 к.т.
Препятствия перевал Высокое, траверс Чуфут-Кале, траверс Северо-Восточного предгорья Крымских гор, траверс Белой скалы характеризуются движением по грунтовым дорогам, преодолеваются в седле практически на всем протяжении, но требуют высокой техники движения по грунтовым покрытиям. Так же дополнительную сложность представляют участки тропы на крутом склоне, преодоление которых совершается в пешем режиме. Остальные препятствия характеризуются движением по асфальтовым дорогам в гору с большими уклонами и набором высот, преодолеваются в седле на всем протяжении, но при неблагоприятных погодных условиях и для не подготовленных групп могут представлять большую трудность.
- 4 препятствия 1 к.т.
Препятствия равнинное Побережье ЮБК, равнинное Судакское шоссе, траверс Морское-Судак и перевал Судак-Коктебель характеризуются движением по асфальтовым дорогам, преодолеваются в седле на всем протяжении, но требуют умения группового движения в гору.
- 1 не категорийное препятствие Старый Крым - Пролом, которое по расчётам имеет трудность соответствующую 1 к.т., но в нашем случае не имеет логичных границ, которые бы согласились утвердить члены МКК.


3.3 Новизна
Крым достаточно хорошо исследован велотуристами, и найти не исследованные участки достаточно сложно, но данный маршрут имеет следующие элементы новизны:
- полностью пройдено и утверждено как эталонное препятствие перевал Высокое, отсутствующее на сайте велокомиссии в данном варианте прохождения.
- пройдено, уточнены расчеты и описание, и переутверждено как эталонное препятствие по тропе Грина траверс Северо-Восточное предгорье Крымских гор от Феодосии до Старого Крыма.
- пройдено, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие равнинное по побережью ЮБК от Ялты до Алушты, оно полностью отсутствовало в базе.
- пройдено, уточнены границы, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие траверс Крымских гор от Алушты до Солнечногорское, отсутствующее на сайте велокомиссии в данном варианте прохождения.
- пройдено, уточнены границы, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие траверс Крымских гор (связка трех перевалов) от п. Рыбачье до п. Морское, отсутствующее на сайте велокомиссии в данном варианте прохождения.
- пройдено, уточнены границы, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие траверс Крымских гор в районе Нового Света от п. Морское до г. Судак, отсутствующее на сайте велокомиссии в данном варианте прохождения.
- пройдено, уточнены границы, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие траверс Юго-Восточной части Крымских гор от г. Судак до г. Коктебель через перевал Синор, отсутствующее на сайте велокомиссии.
- пройдено, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие траверс Хребта Чатыр-Даг по периметру плато без заезда в Пчелиное, отсутствующее на сайте велокомиссии в данном варианте прохождения.
- пройдено, описано, рассчитано и утверждено как эталонное препятствие траверс Тырке и Демерджи со спуском на Ангарский перевал, отсутствующее на сайте велокомиссии в данном варианте прохождения.
- пройдено, уточнены расчеты и описание, рассчитано и переутверждено как эталонное препятствие траверс Хребта Чатыр-Даг.
- испытан новый вариант планирования и прохождения маршрута, по примеру горных туристов. Группа смешанного состава выходит на маршрут 2 к.с., в заранее оговоренной точке участники с начальным опытом свой маршрут завершают, а участники с достаточным опытом продолжают поход в более сложную категорию. Для вело маршрутов это ноу-хау, которое позволяет поддержать интерес более опытных участников к «новичковым» походам.


3.4 Стратегия и тактика
- Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала и большого опыта прохождения маршрутов по Крыму, была составлена нитка маршрута, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута, нанесены точки родников и стоянок по треку. Так же был составлен график закупок по маршруту, с подробным списком продуктов и точками на треке, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке. На основании опыта предыдущих походов были собраны необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор, поставлены точки по треку для закупки и дозакупки газа, аптеки, ремнабора. Все участники группы подготовили свои велосипеды к суровым испытаниям второй части маршрута, что позволило существенно снизить случаи ремонта в походе. Тренировки к прохождению маршрута проходили в рамках школы базового уровня.
- Стратегия построения маршрута:
Учитывая, что одной из целей маршрута было прохождение вторым этапом похода третьей категории сложности, местом старта был выбран г. Симферополь, куда без проблем можно добраться как на самолете, так и на поезде. Учитывая, цену на билеты и возможность быстро выйти на маршрут нами была выбрана заброска на самолете. Конечной точкой был выбран Белогорск - единственное место откуда можно одновременно уехать в любую точку Крыма и выйти на маршрут для преодоления препятствий категорией выше.
Стратегически весь маршрут построен таким образом: сначала группа раскатывается перед технически сложными горными участками, а в самом конце проходит определяющие препятствия на пике своей формы.
Учитывая большую насыщенность маршрута предопределяющими препятствиями, на все участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были запланированы полуднёвки, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение, а так же дневной пробег после сложных участков был намеренно сокращен, что позволяло нагнать график при отставании в следствии не благоприятных условий и повысить эффективность прохождения группы по маршруту. Без ущерба спортивной части маршрута были запланированы осмотр исторических и природных достопримечательностей, находящихся в непосредственной близости к нитке маршрута.
- Тактика:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД, при движении по автомобильным трассам группа следовала колонной без разрывов, замыкающий был одет в сигнальный жилет. Места ночевок удовлетворяли требованиям безопасности, а в горно-лесной зоне организовывались строго в отведенных местах.


3.5 Изменения маршрута и их причины
Ночевка 4 (03-04.05) была перенесена раньше по треку маршрута, так как у нас появились подозрения о закрытии большинства кемпингов и магазинов на участке Алушта-Судак из-за пандемии и как следствие – снижения спроса на товары и услуги. Мы планировали встать на ночевку в одном из них, для подзарядки батарей и помывки, но после Алушты в прибрежных поселках наблюдалось запустение – почти все товары и услуги были закрыты, работали лишь немногие продуктовые магазины или минимаркеты. Для майских праздников в Крыму это очень нестандартная ситуация. Своевременно было принято решение ехать в проверенное место – Канаку, где продолжали работать небольшой магазин и один из пансионатов, в виду особенностей своего расположения. В дальнейшем, наши подозрения подтвердились – выше обозначенная часть Крыма не была готова к приему гостей в мае и некоторые места мы «открывали» путём расспросов местных жителей, что могло бы доставить определенную сложность в вечернее время.
Ночевки 6 (05-06.05) и 7 (06-07.05) были перенесены на более ранний срок, так как, не смотря на регулярный осмотр на маршруте, в районе Алушты на одном из участников был обнаружен мелкий присосавшийся клещ. За местом укуса было установлено наблюдение, клещ упакован в баночку, и в предпоследний день УТП 2КС проявились признаки, которые позволяли предположить заражение болезнью Лайма (боррелиоз). Участника довезли до хостела в г. Старый Крым, откуда он автобусом уехал в больницу в г. Судак, где было оказано необходимое лечение и произведен анализ, подтвердивший заражение клеща боррелиозом. В городе Симферополь группа воссоединилась для возвращения в Москву. Всё закончилось благополучно, участник жив и здоров.
Отставание по маршруту было почти полностью компенсировано движением по запасному варианту (без заезда на не нужную теперь ночевку в Пчелиное).
Ночевка 9 (08-09.05) была перенесена на соседнюю стоянку перед Ангарским перевалом, т.к. в соответствии с неблагоприятным прогнозом погода ухудшилась и мы наблюдали интересное погодное явление – быстрое наступление холодного фронта второго рода, шквалистый ветер и проливной дождь, начавшийся сразу после ужина. Выбранная нами стоянка располагалась на обратной стороне склона к наступающему фронту, создавая, таким образом, естественную защиту от ветра. В отличие от стоянок на самом Ангарском перевале, который из-за особенностей рельефа представляет собой аэродинамическую трубу - сужение, куда с большой силой устремляются наступающие воздушные массы, подпираемые с двух сторон хребтами плато Демерджи и Чатыр-Даг. В такую погоду прекращается даже движение автотранспорта через Ангарский перевал. Благодаря смелому тактическому ходу вся группа хорошо выспалась и обсудила планы на следующий день, в результате чего был выработан план с дальнейшим движением по запасному варианту, на основе оценки облачности утром следующего дня. Нам, конечно, было жаль отказывать себе в первопроходе - Верхнее плато Чатыр-Даг давно манило к себе уходящими вдаль дорогами и проезжабельными треками по Страве-хэтмап, но при низкой облачности, в туман, подъем и движение по плато небезопасно – оно характеризуется туртропами по краю крутого и высокого обрыва. Куда спокойно можно улететь от порыва ветра, не имея возможности оценить в тумане расстояние до края пропасти.
Все остальные ночевки были строго в запланированных местах.



3.6 Несчастные случаи, оказание медицинской помощи
Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.
В солнечные дни некоторые участники похода получили легкие ожоги, для обработки которых использовался пантенол. Один из участников легко поцарапал ногу - ссадина была промыта перекисью водорода и обработана зелёнкой.


3.7 Изменение состава участников
Среди участников спортивного похода 3КС изменения состава участников не было.
Т.Ф.Кирпиченко завершил школьный поход 2КС по плану, в г. Белогорск.
П.Г.Гузова, участник школьного похода 2КС, прошла определяющую часть маршрута 2КС и выполнила все требования к УТП школы БУ, но вынуждена была завершить его раньше запланированного места - в г. Старый Крым, т.к. не смотря на регулярный осмотр словила мелкого клеща-носителя боррелиоза, решение было принято в результате появления характерных признаков на коже в месте укуса. Из г. Старый Крым она уехала на автобусе в больницу в г. Судак, где ей оказали необходимое и своевременное лечение. С группой она воссоединилась уже в г.Симферополь для совместного возвращения домой. Заразить клещ не успел.


3.8 Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК
Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.