Главная  
Характеристика пройденного маршрута УТП школы БУ МКВ (2 отделение), сложность: 2 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: 1/5-216

1. Цели прохождения маршрута


Учебно-тренировочная - зачетный УТП школы БУ.
Спортивная - прохождение спортивного маршрута 2 к.с., участие в официальных соревнованиях, выполнение нормативов ЕВСК.
Познавательная - ознакомление с природными и историческими достопримечательностями Крыма.

2. Краткое описание маршрута


Маршрут условно можно разделить на две части: равнинную и горную.
Равнинная часть характеризуется движением по дорогам от высокого до среднего качества. Характерными покрытиями являются грунтовые дороги различного качества и асфальтовые дороги преимущественно хорошего качества. На равнинной части проходила акклиматизация и скатка участников перед более сложной - горной частью маршрута.
Определяющие препятствия равнинной части: Побережье Каркинитского залива и Полуостров Тарханкут. Оба препятствия характеризуются движением преимущественно по грунтовым дорогам хорошего, среднего качества, преобладающее покрытие – глина/чернозем, мелкий камень. Во время прохождения препятствий была сухая погода за исключением легкого дождя, заставшего нас в конце препятствия Побережье Каркинитского Залива. В связи с этим запасные варианты маршрута на случай плохой погоды нам не пригодились.
За исключением начала препятствия Побережье Каркинитского залива, где пришлось преодолевать несколько участков заболоченной местности и локальных крутых подъёмов на протяжении препятствия Полуостров Тарханкут, весь равнинный маршрут достаточно легко проезжался в седле. Хотя в случае дождливой погоды некоторые участки маршрута могли сильно усложниться. Например, часть грунтовых подъёмов и спусков вероятно проходилась бы пешком.
Так как трек маршрута был проложен на карте 3-4 летней давности по полевым грунтовым дорогам – они были не всегда точно указаны, например старые дороги были перекопаны или отсутствовали, а иногда параллельно были накатаны более пологие траверсы. Поэтому на подобных участках выбирался альтернативный вариант без удаления от основного трека маршрута.
Горная часть характеризуется движением по грунтовым дорогам от среднего до низкого качества и асфальтированным участкам хорошего и среднего качества между ПП. Характерными покрытиями являются грунт, мелкий и крупный камень с техническими препятствиями. К горной части маршрута участники подошли акклиматизированными в оптимальной физической форме.
Определяющие препятствия горной части: траверс Чуфут-Кале, перевал Эшек, траверс Адым-Чокрак и траверс Микензиевы горы. Достаточно тяжелые подъёмы: от Бахчисарая на Чуфут-Кале, от брода после н.п. Кудрино и подъем к монастырю Шулдан, имеют уклон 4-5 градусов и движение по ним осложнено наличием большого количества мелких и крупных камней, объезд которых требует дополнительных усилий и соответствующей техники езды. В результате чего приходилось либо делать боле частые привалы, либо вести в поводу велосипеды по самым крутым участкам подъемов. Все остальные участки проходятся в седле, но следует соблюдать особую осторожность на крутых каменистых спусках, особенно на крутом спуске с гряды Кара-Коба.
В начале ПП перевал Эшек было пройдено ЛП брод. Препятствие проходится легко благодаря хорошему каменистому дну и спокойному течению.
На выезде от монастыря Шулдан через урочище Пятая балка группа столкнулась с тем, что часть долины Джин-Даре огорожена под недавно поставленную ферму еще неотмеченную на картах, из-за чего движение по проложенному треку невозможно, в результате пришлось объезжать территорию вдоль забора.
Приятным оказался финальный участок на ПП Микензиевы горы от скал Кара-Коба до н.п. Черноречье. Трек проходил преимущественно по хвойным лесам по грунтовым дорогам хорошего качества с вкраплением мелкого камня. Спуск по этому треку приятен, и является отличной альтернативой идущей параллельно асфальтовой дороге.

3. Новизна


Крым очень хорошо исследован и освоен велотуристами, и найти не исследованные участки достаточно сложно, практически все участки данного маршрута проходились в разные годы спортивными группами и путешественниками, отчеты по которым можно найти в библиотеке ФСТ-ОТМ и в сети интернет, но все расчеты категории трудности препятствий либо вообще не рассчитывались, либо рассчитывались по устаревшей версии МКВТМ и в базе velotrex отсутствуют.
Нами были разработаны, пройдены, описаны и рассчитаны новые варианты прохождения нескольких ПП в степной и горно-лесной зоне Крыма, а также описаны и рассчитаны все ПП, пройденные по традиционным вариантам в соответствии с действующей Методикой и последними условиями по характеру дорог и покрытий.
К элементам новизны данного маршрута можно отнести:
1. Новый вариант прохождения С-З побережья оз. Донузлав - асфальтовый участок по трассе от Новоивановки до Аблимицкого моста заменен на более интересный и технически сложный участок по грунту, что позволило сократить дневной километраж от Тарханкута до Евпатории, а также повысило сложность и интенсивность маршрута.
2. Новый вариант прохождения участка от н.п. Ивановка до н.п. Табачное - объезд по трассе был заменен на грунтовый через н.п. Фрунзе, что позволило сократить дневной километраж от Евпатории до Бахчисарая, а так же повысило сложность и интенсивность маршрута.
3. Новый вариант траверса г. Чуфут-Кале - подъем осуществлялся не через Успенский монастырь, а по хребту, к восточным воротам пещерного города Чуфут-Кале, с последующими объездом плато Бурунчак через все основные достопримечательности и спуском через урочище Сарыбей в н.п. Кудрино, вместо традиционного спуска в н.п. Машино.
Во первых данный вариант прохождения позволяет рассчитать траверс как самостоятельное ПП по действующей Методике, учитывая условие Lпп ≥ 15 км, во вторых повышает сложность и интенсивность маршрута, в третьих проходит через официально разрешенную организованную стоянку с действующим в любое время года родником, где можно остановиться и сделать короткий радиальный пешеходный выход для осмотра Тепе-Кермен.
4. Новый вариант прохождения перевала Эшек с грунтовым подъемом от р. Кача через монастырь св. Луки - повышает сложность и интенсивность маршрута и проходит через интересную достопримечательность.
5. Новый, более сложный вариант траверса Адым-Чокрак - вместо традиционного выезда на трассу в районе н.п. Ходжа-Сала, добавлен участок вдоль скал Юзык-Кая через Каралезскую долину с выездом на трассу в районе н.п. Залесное. Повышает сложность и интенсивность маршрута и проходит рядом с достопримечательностями грот Дзива-Коба и Скифами Каралезской долины.
6. Новый, более сложный вариант прохождения Микензиевых гор через пещерные монастыри Шулдан, Челтер и город Эски-Кермен, с последующим продолжением через хр. Машик-Баир, выходом на трассу в н.п. Черноречье, а не в Терновке. Повышает сложность и интенсивность маршрута; позволяет объехать участок напряженного асфальта от Терновки до Черноречья по красивым и технически интересным грунтовым дорогам; проходит через несколько значимых и интересных достопримечательностей.

4. Стратегия и тактика


- 3.4.1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу была собрана полезная информация по району похода. На основе собранного материала и с учетом контрольных точек взаимодействия групп по учебному плану школы БУ, была составлена нитка маршрута, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании учебного материала школы БУ под руководством инструктора отделения были собраны необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы.
Тренировки к прохождению маршрута проводились в рамках учебной программы школы БУ, а так же по индивидуальным планам.
В мае месяце был организован контрольный 3-х дневный учебно-тренировочный выезд группы, на котором участники и их личное, групповое и специальное снаряжение прошли проверку готовности к маршруту. Выявленные недостатки тактики, техники и снаряжения (см. отчет механика п. 7.1.2) были учтены при дальнейшей подготовке, что позволило существенно увеличить эффективность и интенсивность прохождения маршрута УТП.
- 3.4.2. Стратегия построения маршрута:
В маршрут, для более полного процесса обучения по программе школы БУ, включены как равнинные препятствия в степной местности, так и горные препятствия в лесной зоне, а также не сложные локальные препятствия. Препятствия имели широкие диапазоны качества дорог (от высокого до низкого качества) и видов покрытий (асфальт, грунт, песок, щебень, крупный камень).
Стратегически маршрут построен таким образом: сначала группа раскатывается по асфальту с низким автомобильным трафиком, затем проходит определяющие препятствия в равнинной местности, а в самом конце проходит определяющие горные препятствия на пике своей формы. Между определяющими препятствиями в равнинной и горной местности были включены несложные предопределяющие препятствия сначала по равнине по простым покрытиям, а затем несложный асфальтовый перевал.
На сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Дневной пробег сложных горных участков был намеренно сокращен, что позволяло нагнать график при отставании в следствие не благоприятных условий и повысить эффективность прохождения группы по маршруту.
Также нами были запланированы полу-дневки, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя, снаряжение, а также без ущерба учебно-спортивной части маршрута ознакомиться с природными и культурными достопримечательностями Крыма, находящихся в непосредственной близости к нитке маршрута.
- 3.4.3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за 2 часа до наступления сумерек. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при высоких дневных температурах, практиковался увеличенный отдых и купание. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД. Места ночевок полностью удовлетворяли требованиям безопасности. Костры в горно-лесной зоне разводились в строго определенных местах разрешенных базовых стоянок с соблюдением всех правил противопожарной безопасности. Мусор и отходы полностью собирались, и транспортировались до мусорных баков в населенных пунктах.

5. Изменения маршрута и их причины


Маршрут полностью пройден в соответствии с стратегическим планом и запланированным графиком. Все поставленные цели и задачи выполнены успешно. Незначительные отклонения от нитки маршрута и выбора мест ночевок были обусловлены логикой и тактикой прохождения спортивного маршрута и не повлияли на к.т. пройденных ПП и к.с. маршрута в целом.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

7. Изменение состава участников


Все участники прошли заявленный маршрут 2 к.с.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.