Главная  
Характеристика района маршрута УТП СУ Киргизия, сложность: 4 к.с., руководитель: Серганов С.А., маршрутная книжка: 1/5-402

1. Общая полезная информация



Описание страны проведения похода

Киргизия (Кыргызская Республика или Кыргызстан) — государство на северо-востоке Средней Азии, граничащее с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. Площадь — 199 951 км². Население — 6 256 700 человек (2018 г.), из которых киргизы — 52%, русские — 22%, узбеки — 13%, также проживают украинцы, немцы, татары, всего около 70 национальностей. Государственный язык — киргизский, среди верующих большинство — мусульмане-сунниты и христиане. Денежная единица — сом. Входит в СНГ. Столица — Бишкек (966 тыс. жителей). Другие крупные города — Ош, Джалал-Абад, Токмак.


Историко-культурная справка

История Кыргызстана охватывает периоды от древних петроглифов и Великого Шёлкового пути до Советского Союза и принятия страной независимости. Кыргызстан издавна являлся исторически важным пунктом в центре Азии, поскольку находился на слиянии торговых путей и империй. Расположенная между китайской, персидской, арабской, индийской, тюркской и российской империями, земля, которая сегодня формирует Кыргызстан, изменила историю многих народов, религий, культур и путешественников.
Центральная Азия и районы вокруг Тянь-Шаня были населены на протяжении тысяч лет, об этом свидетельствуют петроглифы и многочисленные археологические находки. Город Ош на юге Кыргызстана является одним из старейших поселений в Центральной Азии и был известен с древних времен. Некоторые из ранних поселенцев были кочевыми язычниками, которые практиковали тенгризм, древняя монотеистическая религия была сосредоточена вокруг природы. До битвы при Таласе между китайской династией Тан и халифатом арабского Аббасида в 751 году н.э., Центральная Азия была в основном буддийской территорией, хотя, конечно, здесь присутствовали другие религии и культуры, приходящие вместе с путешественниками и торговцами Великого Шелкового пути. Битва при Таласе стала поворотным моментом, после которого ислам превратился в доминирующую религию и начал оказывать огромное влияние на регион в целом. Караханиды были одной из ранних мусульманских династий, и они привнесли в ислам множество древних тюркских элементов. Караханиды находились у власти с 9 по 11 века, в этот период они возвели башню Бурана (все, что сегодня осталось от столицы их империи, Баласагуна) и мавзолеи в Узгене.
Начиная с 13 века, когда Азия подверглась монгольскому завоеванию. Люди, которые стали предками сегодняшних этнических киргизов, перебрались с территории сибирской реки Енисей в Тянь-Шань. Тянь-Шань оставался под контролем монголов в течение нескольких сотен лет, здесь правили в том числе калмыки, ойраты и джунгары.
В 18 веке династия Цин в Китае достигла наибольших размеров, а Ойраты стали вассальным государством. С возникновением Кокандского ханства в начале 1700-х годов Кыргызстан попал под власть его правителей. История Кыргызстана фиксирует, что на протяжении этого времени область являлась важным пунктом для путешественников на Шелковом пути, пересекающих Азию. Сегодня туристы своими глазами могут увидеть Таш Рабат - каменный караван-сарай 15 века в Нарыне. Языки и культуры многих стран благодаря путешествующим через территории нынешнего Кыргызстана купцам и странникам оказали знаковое влияние на людей, живущих в этом районе.
Центральная Азия была важнейшим трофеем Большой игры - имперской экспансии в 1800-х годах, разыгранной между Россией на севере и Великобританией на юге. В это время влияние Кокандского ханства ослабело, благодаря чему мелкие правители в регионах получили значительно больше власти. Когда правитель Алая (южный Кыргызстан) Алимбек Датка был убит во время дворцового переворота, его жена, Курманджан, в 1862 году стала новым лидером территории. В 1867 году Алайский регион был присоединён к Российской империи, а Курманджан способствовала мирному разрешению этого вопроса.
С 1867 по 1918 год Кыргызстан был частью Российской империи в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Туркестан долгое время оставался удалённым колониальным форпостом, однако появление железных дорог на рубеже 20-го века способствовало появлению большого количества русских поселенцев, которые занимали и использовали и без того ограниченные земельные и водные ресурсы. Это привело к восстанию басмачей в 1916 году, а затем к резким репрессиям. Многие узбеки, казахи и киргизы после восстания 1916 года бежали через границу в Китай.
После создания Советского Союза в 1917 году Туркестан был разделен на области по этническому признаку. Поскольку одни были кочевниками, а другие отождествляли себя с городом или профессией, а не с этнической принадлежностью, было проблематично установить границы, и многие народы оказались внутри новых территориальных образований вне их титульной нации (именно поэтому на юге Кыргызстана сегодня проживает так много узбеков). В 1924 году была создана Кара-Киргизская автономная область, а в 1926 году ее заменила Киргизская автономная социалистическая советская республика. Обе они были частью Российской социалистической федеративной советской республики. В 1936 году была создана Киргизская Советская Социалистическая Республика, управляемая киргизским отделением Коммунистической партии из столицы во Фрунзе, ныне Бишкеке. Одной из самых заметных фигур из Советского Кыргызстана был Чингиз Айтматов, известный политик, дипломат и писатель.
31 августа 1991 года Республика Кыргызстан провозгласила независимость от Советского Союза.

Культура Кыргызстана формировалась под сильным воздействием кочевой жизни. Кроме того, на неё оказали влияние культуры России, Персии и Турции, и все же она осталась довольно самобытной и уникальной. Связь кыргызской культуры с природой прослеживается везде: от дизайна до музыки. Одним из самых известных примеров кыргызской культуры является эпос «Манас» - невероятно длинное стихотворение, которое передавалось устно от одного поколения к другому.
Будучи кочевниками, кыргызы всегда жили в тесном контакте с природой. От их жилья до одежды - все предназначалось для адаптации к изменениям погоды и смене места. Юрты легко разбираются и переносятся с места на место, её можно утеплить на зиму или наоборот сделать более прохладными для лета. Ширдакс и туш-кыз (войлочные ковры и вышивка на стенах), которые можно увидеть в юрте, также вдохновлены природными формами. Даже одежда изготовлялась из натуральных материалов и была удобной, но в то же время красивой.
Лошади были и остаются знаковыми животными в кыргызской культуре. Они служили транспортным средством, играли важную роль в войнах, их мясо использовалось в некоторых традиционных блюдах, а из кобыльего молока делали напиток кымыз. Также без лошадей не обходились брачные церемониии, а ещё их могли использовать в качестве приданого или платы за что-либо. Некоторые музыкальные инструменты были специально сделаны таким образом, чтобы на них можно было играть сидя верхом на лошади, а в традиционной кыргызской музыке можно услышать стук копыт. Поэтому неудивительно, что в кыргызской культуре во все времена ценилась верховая езда.
Хоть Кыргызстан и является современной страной, многие из вышеперечисленных особенностей сохранились по сей день. Культура Кыргызстана – предмет гордости народа, ежегодно для её сохранения и распространения проводится множество разнообразных мероприятий.


Политическая справка

Ситуация на политической арене Киргизии характеризуется как относительно нестабильная, выражается в постоянной борьбе различных политических кланов за власть. В новейшей истории Кыргызстана произошло 4 революции:
- Первая (Тюльпановая) революция и свержение Аскара Акаева, март-апрель 2005 года.
- Вторая революция и свержение Курманбека Бакиева, апрель 2010 года.
- Штурм резиденции и лишение неприкосновенности бывшего президента Алмазбека Атамбаева, август 2019 года.
- Штурм Белого дома и уход в отставку Сооронбая Жээнбекова, октябрь 2020 года.
Одна из возможных причин нестабильности - ситуация вокруг Кумтора, крупнейшего золоторудного месторождения Центральной Азии. Подробнее см. здесь: https://ru.sputnik.kg/longread/20210707/1053132451/kumtor-ukradennoe-budushchee-kyrgyzstana-istoriya-hronologiya.html?utm_source=adfox_site_41927&utm_medium=adfox_banner_4758698&utm_campaign=adfox_campaign_627283&ues=1


Ограничения на въезд в страну россиян в связи с распространением COVID-19

Актуальная информация о Правилах въезда в Киргизию граждан РФ представлена на сайте Посольства РФ в Киргизии по адресу:
https://kyrgyz.mid.ru/vnimaniu-grazdan-rossijskoj-federacii-zelausih-posetit-kirgizskuu-respubliku





2. Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


Озеро Иссык-Куль

Иссык-Куль – одно из наиболее крупных озер, которые существуют в мире. Природную достопримечательность Киргизии называют драгоценной жемчужиной Азии. Водоем находится в северо-восточном регионе республики, в окружении горных хребтов Кунгей-Алатоо и Терскей Алатоо, относящихся к Тянь-Шаню. По чистоте воды занимает второе место после Байкала. Повышенное содержание соли и мягкий климат не дают замерзать озеру даже при минусовых значениях температуры. Главная географическая примечательность Иссык-Куля - его расположение: озеро находится на 1608 м выше уровня мирового океана. Все истоки только впадают в Иссык-Куль, из него не вытекает ни одна река. Благодаря такой особенности, минеральные вещества накапливаются в нем, уникальный химический состав является лечебным для человека. По солёности водоем превосходит пресноводные озера, однако уступает морской воде в пять раз.

Озеро Сонг-Куль

Сонг-Куль (также Сон-Куль, Сон-Кёль, Сонкуль и т.д) — это крупное высокогорное озеро, второе по величине в Кыргызстане, которое находится в Нарынской области, примерно в 280 километрах от Бишкека.
Сон-Куль находится на высоте 3000 метров в большой межгорной долине, ограниченной с севера хребтом Сонкуль-Тоо и хребтом Молдо-Тоо с юга. Озеро пресное и довольно глубокое — максимальная глубина озера 14 метров. Примерно в середине ноября Сон-Куль замерзает и оттаивает только к середине апреля.
Местность вокруг озера весьма живописна, особенно в летний период. Сон-Куль окружают невысокие холмы, за которыми проглядывают остроконечные пики и снега хребтов Центрального Тянь-Шаня. Из-за большой высоты здесь совершенно отсутствуют деревья, так как растет в таких условиях только невысокая жесткая трава и многочисленные эдельвейсы.
Хоть озеро по размерам и не очень велико, но его берега довольно сильно отличны друг от друга. Южный и восточный берега совсем пологие и в некоторых местах заболочены, тогда как северный и западный берега довольно крутые и дорога идущая вдоль озера петляет по холмам, то резко вздымаясь над уровнем воды, то также резко опускаясь.
Сон-Куль — довольно труднодоступное место, а потому антропогенное влияние здесь сведено к минимуму. Лишь в летний период сюда приходят кочевые стойбища из сел, расположенных в соседней Джумгальской долине и из Нарына. В остальное время долина Сон-Куля абсолютно необитаема.
Озеро Сон-Куль является очень популярным у туристов местом. Здесь проходит большое количество туристических маршрутов, а благодаря удобному географическому положению озера, путешествие из одной части страны в другую вполне можно совместить с посещением Сон-Куля. Также Сон-Куль очень интересен тем, что летом здесь можно наглядно увидеть в живую кочевнический быт и провести пару дней вдали от цивилизации.

Источник Джилусу

Термальный источник в ущелье одноимённой реки в Центральном Тянь-Шане. Некогда хорошо оборудованый, в настоящее время представляет собой неказистый сарайчик с предбанником и маленькой купелью. Вода очень горячая, температура до 60ти градусов. Смотритель
источника проживает в избе неподалёку, за посещение берёт плату 300 сом с человека.
Место очень популярно у самодеятельных туристов и местных жителей - большая удача, если вам посчастливилось не застать на нём ни одного посетителя.

Священные камни Тамга-таш

Тамга-Таш (с тюркского «тамга» - отпечаток, «таш» - камень) – священные буддистские камни, которые находятся с южной стороны озера Иссык-Куль, вдоль реки Тамга. Буддизм проник на эту территорию в I веке н.э. и процветал здесь вплоть до прихода западных тюрков, начав терять свои позиции после VII в., в конце концов уступив место исламу. О существовании буддизма на территории современного Кыргызстана как нельзя лучше свидетельствуют камни Тамга-Таш.
На камнях выгравированы тибетские наскальные письмена - буддистские молитвы VIII-IX веков. Камни расположены примерно на расстоянии километра друг от друга. Основными считаются три из них: два на левом берегу, а один - на правом. Последний наиболее посещаем. На нём высечена распространённая в буддизме мантра «Ом Мани Падме Хум» («О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»), которая датируется джунгарским периодом XV-XVII вв. По миру это изречение встречается на камнях у самых высоких перевалов, на скалах у источников и в долинах рек, в поселениях и монастырях - везде, куда могли проникнуть апологеты буддизма. Слова вырезаны в строгом монументальном стиле, рельефные, высотой до 10 см. Камень разделен на две части. Среди местных жителей живет легенда о том, что «Тамга-Таш» расколол Манас (эпический герой), и этот монолит свидетельствует о его великой героической силе.
Надпись второго камня схожа с надписью на первом, датируется более ранним периодом, примерно X-XII веками, а слова врезаны в камень (контр рельефом). Этот камень использовался для ритуальных целей, о чём свидетельствует характерная лунка, относящаяся к временам саков.
Третий камень относится к XV-XVII векам. Надпись представляет собой знак ОМ – сакральный звук, который произносят в начале священных текстов, мантр и т.д.
Священные камни «Тамга-Таш» знамениты на весь мир. Сюда прибывает все больше и больше гостей и буддистских паломников. Планируя свою поездку в эту неизведанную страну, нельзя упустить шанс прикоснуться к буддистским святыням!


3. Варианты подъезда и отъезда



Учитывая, что Киргизия и Россия не имеют общих границ, наиболее логичный и удобный способ приезда в страну - посредством авиаперелёта. В Киргизии в настоящее время функционируют три воздушные гавани международного сообщения: аэропорты в городах Ош, Бишкек и Чолпон-ата (Тамчи). Для поездки в Тянь-Шань наиболее удобны последние два. В зависимости от нитки маршрута старт и финиш могут находиться непосредственно у аэропорта либо в иных точках; в этом случае потребуется организация трансфера.

В соответствии с разработанной нами ниткой маршрута старт находился в г. Балыкчи, финиш - в г. Токмок.
Из аэропорта Манас в Балыкчи и из г.Токмок обратно в Манас был заказан трансфер. Старт и финиш маршрута прошли в соответствии с графиком.


4. Аварийные выходы с маршрута



В аварийных случаях выброса с маршрута возможна, в зависимости от текущего местонахождения, на автомобильные трассы (шоссе вдоль побережья Иссык-куля, трасса Бишкек - Нарын в западной части маршрута, технологическая дорога на рудник Кумтор в восточной части). Кроме того, в долинах по всему маршруту нам встретилось большое количество одиночных юрт местных жителей, в большинстве из которых у хозяев имеется личный автотранспорт. В высокогорье имеется возможность при необходимости обратиться за помощью к пастухам в многочисленных кошах.