Главная  
Характеристика пройденного маршрута Кавказ_22, сложность: 3 к.с., руководитель: Белозерова Я.., маршрутная книжка: 1/5-301

1. Цели прохождения маршрута


Спортивная - пройти поход третьей категории сложности, участвовать в официальных соревнованиях.
Подготовка к более сложным походам.
Получение необходимого опыта в планировании и прохождении маршрутов 3КС
Познавательная - осмотр достопримечательностей.

2. Краткое описание маршрута


Маршрут можно условно разделить на несколько частей. В первой части группа вкатывается от Нальчика до Кёнделена и подбирается ближе к предгорьям постепенно набирая высоту, затем двигается вдоль северного подножия Скалистого хребта (Кёнделен - район Терезе), во второй части переваливает хребет через перевал Гумбаши (район Терезе - Карачаевск), в третьей части движение происходит вдоль южного подножья Скалистого хребта (Карачаевск - Кобу-Баши), в пятой части переваливает Скалистый хребет в направлении на северо-восток (Кобу-Баши - Исправная), в последней шестой части движение снова вдоль северного подножия Скалистого хребта и затем вдоль южного подножья хребтов Пастбищный, Дарьинский, Боргустан и завершается близ Кисловодска в н.п. Мирный рядом с Кольцо-горой.

3. Новизна


Карачаево-Черкесская республика и Кабардино-Балкарская республика являются довольно популярными регионами у горных и пеших туристов, велотуристов, водников, автотуристов, но вместе с этим вся информация не хранится где-либо концентрированно и в необходимом качестве, а разрознена по совершенно разным источникам. В запланированном нами маршруте были заложены уже известные пройденные ранее участки и зафиксированные в базе Велотрекс, например, траверс Шиджатмаз (в другом направлении), частично (и в другом направлении) траверс горы Больше, перевал Гумбаши. Другие участки так же проезжались ранее другими группами и упоминались в отчетах. Но нам удалось внести в базу Велотрекс свою лепту и зафиксировать прохождение участков: траверс Хаймаши, траверс Юрла, траверс Верхней Ермоловки, траверс Элькуш, траверс Эльбурган-Ахуа, траверс хребтов Пастбищный – Боргустан, подъем вдоль реки Баксан. Так же пройден интересный и техничный участок вдоль реки Аликоновки с фиксацией и характеристикой каждого брода реки до Медовых водопадов и далее подъем к урочищу Воровские Балки и движение к Учкекену.

4. Стратегия и тактика


При подготовке к походу были изучены различные источники информации о регионе (отчеты о пройденных походах, сайты, статьи, блоги, велофорумы, форумы джиперов). Одновременно с этим были изучены варианты заброски и выброски, проведен беглый анализ отчетов и протяженных препятствий более высоких категорий и взяты на заметку места, куда в 3КС в мае не следует ехать. Исходя из этой информации, а так же учитывая пожелания участников о маршруте, были выбраны места старта и финиша, составлена нитка маршрута, а так же продуманы варианты аварийного схода из любой точки маршрута. Одновременно с этим проходили тренировки группы, сверх этого участники не пренебрегали личной физической подготовкой. Затем, с учетом рекомендаций из источников, было собрано и распределено между участниками необходимое общественное снаряжение, в частности собрана медицинская аптечка (исходя из анкетирования участников о состоянии их здоровья и рекомендаций из отчетов), ремнабор механика (исходя из комплектации велосипедов и так же рекомендаций из отчетов). По итогам отдельного анкетирования, завхозом было составлено меню на первые несколько дней похода, которое затем на маршруте повторяли. Далее при подробной проработке маршрута были выбраны места закупки раскладки на требуемое количество дней по заранее спланированному графику и перечню продуктов. Заранее закупили и распределили раскладку на несколько ходовых дней, чтоб не тратить время в начале маршрута. При подробной проработке маршрута были отмечены точки плановых и запасных ночевок, продуманы магазины (перед заездом на ночевку), где группа будет брать воду на готовку и ходовую воду с ходовыми перекусами.
В обязательном порядке участниками отогнаны велосипеды в мастерскую для прохождения полного ТО. Компоненты на велосипедах менялись заранее, чтоб успели пройти прикатку.
За три недели до отъезда была проведена контрольная ПВД2Д, где группа проверила свое личное снаряжение, пригодность общественного снаряжения, а так же произвели взвешивание и расчеты расхода топлива (газа и бензина) на конкретных горелках и канах.
Стратегия построения маршрута: основной вариант рассчитан на хорошую физическую подготовку и благоприятную погоду. Продуманы и запасные варианты не менее интересные, но терпящие непогоду и с меньшими наборами высот и/или с лучшим покрытием, но не влияющие на категорию похода.
Стратегически весь маршрут построен таким образом: в первые полтора дня группа раскатывается, покрытия представлены асфальтом, набор высот плавный. Далее происходит чередование дней/участков нагрузки и отдыха, с каждый днем группа набирает форму и в середине маршрута запланированы самые сложные участки, а так же ночевка в цивилизации и отдых и далее нагрузка идет на убыль.
При разработке запасных вариантов был учтен фактор непогоды, включены участки-срезки, без ущерба спортивной части маршрута.

Для прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: общий подъем и сбор лагеря с 6 до 8 утра, начало поисков места ночевки за час до наступления темноты. Обеды были в виде перекусов, время начала обеда обычно приходилось по прохождении минимум половины планируемого на день километража. Закупка раскладки происходила по графику со списком продуктов. С собой всегда имелся суточный резерв продуктов на случай задержки и отставания на маршруте. При движении наверх и постоянном наборе высоты график движения сокращался до 20-30 минут движения и 5-7 минут отдыха. На случай непогоды и ливней у всех участников были дождевики, мембранная одежда, а так же теплые вещи, что позволяло продвигаться по маршруту с меньшим дискомфортом. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД, следовала плотной колонной. Группа закупала воду в населенных пунктах непосредственно перед планируемой ночевкой, чтобы не зависеть от источника воды при выборе места, а так же с собой имелся фильтр для воды. Места ночевок планируемые и запасные были продуманы заранее, таким образом, чтоб удавалось покупать воду в магазине и не везти ее далеко/высоко. Исключительным случаем была ночевка на Золотых водопадах, где была изумительная вода из водопада, в отличие от мутной речной. Для готовки использовались мультитопливные горелки и нефрас для меньшего засора горелок, так же с собой брали пару резервных газовых баллонов с мелкими газовыми горелками-накрутками на случай отказа мультитопливных горелок.

5. Изменения маршрута и их причины


День 1, день 2, день 3 - пройдены по графику и в срок.
День 4 - группа встала на ночевку чуть раньше плана на удобной поляне, сразу после Учкекена.
День 5 - пошли по запасному варианту, но по совокупности факторов: аномальные погодные условия - низкие температуры, проливной дождь, туман, движение в облаке; качеству покрытий и сложности их преодоления - размокшие наматывающиеся грунты и постоянный набор высоты; накопленной усталости - встали на ночевку пораньше, чтоб согреться, подсушить одежду, отдохнуть перед подъемом на перевал Гумбаши.
День 6 - прошли по запасному варианту через Гумбаши и доехали до гостевого дома в Карачаевске.
День 7 - дневка в Карачаевске.
Исходя из состояния участников группы, погодных условий и прогнозов было принято решение относительно последующего движения: не ехать на Архыз и Пхию - миновать эту петлю по запасному варианту, а так же сократить сам запасной вариант - не лезть на Бандитский перевал и выходить от Кобу-Баши дальше на план.
День 8 - из-за ночных осадков пройден по запасному варианту с частичным обходом участка с грунтами и бродами (Маруха - Даусуз) по асфальту через Зеленчукскую и, затем, натерпевшись на лесовозном участке в Верхней Ермоловке, объехали грунтовый участок (г. Свинячья) через Сторожевую.
День 9 - пройден по основному варианту.
День 10 - пройден в обход грунтового участка по асфальту по причине ночного дождя и размокших грунтов.
День 11 - пройден по плану, за исключением вынужденного заезда в Усть-Джегуту для мойки велосипедов после мокрых грунтов, закупки раскладки и пополнения ходовой воды.
День 12 - пройден по плану.
День 13 - пройден по плану.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Список случаев оказания помощи и препараты/мази:
Заболело колено (долобене), появился кашель (шалфей), царапины (йод), после обгорания начала облезать кожа на носу (солкосерил), зажим плеча (WarmEx разогревающий стик), "простуда" на губах (ацикловир), 2 случая отравления (фильтрум-сти, энтерофурил).

7. Изменение состава участников


Изменения состава участников непосредственно на маршруте не было. На маршрут вышли в полном составе и завершили маршрут в полном составе.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Маршрут пройден без использования иных видов транспорта.