Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Тянь-Шань 2022, сложность: 5 к.с., руководитель: Чернецова С.Ю., маршрутная книжка: 1/5-501

1. Общие выводы и рекомендации


Пройденный маршрут соответствует 5 к.с. и может быть рекомендован для прохождения туристических групп с соответствующей подготовкой.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении, за исключением незначительных локальных препятствий (участки разрушенных дорог) перевалов Кегеты и Тон, которые требуют высокой техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым склонам. Так же на маршруте присутствуют ЛП в виде бродов и переправ.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль - август.
Оптимальное количество участников команды 6-8 человек.
Климат Тянь-Шаня резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, сильный ветер, дожди, а на перевалах даже снег и град. Для данного региона также характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного снаряжения.
Цели и задачи планируемого и затем проведённого маршрута полностью выполнены. Группа прошла маршрут по основному планируемому варианту без изменений. Участники похода прошли хорошую подготовку в условиях высокогорья, повысили свой уровень владения велосипедом и отработали технику преодоления различных препятствий.

2. Выводы и рекомендации штурмана


Ориентирование на местности не вызвало каких-либо сложностей. Основная часть маршрута пролегала по автомобильным дорогам либо имела описание ранее проходившими группами.
Для ориентирования в GPS навигатор рекомендуется загружать карты:
1. OSM карты региона;
2. Топографические карты;
Для навигации по маршруту в основном использовались OSM карта.
Так же полезно распечатать топографические карты в масштабе 1:500000 (обзорная на весь маршрут) и 1:100000 на сложные участки.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной)
Так же весьма удобно пользоваться оффлайн OSM картами на смартфоне, особенно для поиска объектов в населенных пунктах. В смартфон загружались спутниковые и топографические карты в высоком разрешении через программу OSMand.
Спутниковые карты использовались для поиска места ночевки.
В качестве питания навигаторов использовались литиевые батарейки, которых хватало на 2,5 - 3 ходовых дня.


3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию


Предпоходная подготовка:
Учитывая регион похода и желание как можно ближе познакомиться с местной культурой, сложно было устоять перед дегустацией местной кухни. В связи с этим была оговорена возможность посещения кафе по ходу маршрута. С целью минимизации веса и во избежание приключений с тушёнкой на маршруте, с собой из Москвы было взято сушеное мясо на всё время похода.
При подготовке похода, все участники были опрошены на наличие аллергии и пищевой непереносимости тех или иных продуктов. С учётом этой информации, была составлена раскладка.
Закупка на маршруте:
В крупных городах, таких как Бишкек, Кочкор, Токмок, имеются супермаркеты или магазины с большим выбором продуктов, в посёлках выбор не большой и в основном они работают по звонку, рядом с дверью. Единственное, что вызывает проблему в дозакупке – это с/к колбаса. За исключением Бишкека, её нигде не удалось обнаружить. Местная колбаса – халяльная и несколько разновидностей полукопченой - нашей группе не пришлась по вкусу. Понравились местные охотничьи колбаски – добавлялись на ужин или завтрак к крупе или макаронам, но стоит учесть, что срок годности у них ограничен. В маленьких посёлках, в отличие от города, может быть проблемой найти свежие лепёшки, но как показала практика, можно найти вкусные сухари. Крупы покупались в магазинах на развес или уже завешанные в полиэтиленовых пакетах, в заводских упаковках продавались только макароны.
Отдельное упоминание заслуживает вода. Мы заранее знали, что даже в высокогорье не стоит надеяться на чистую питьевую воду, т.к. в основном она проходит через пастбища или используется для орошения или представляет собой мутный поток воды. Учитывая это, для получение ходовой питьевой воды мы использовали фильтр, а также кипятили воду. В поселковых магазинах мы встречали только сладкую газированную воду, соки, квас. Купить питьевую воду можно в крупных селах и городах, а в маленьких магазинах сложнее, так как покупать питьевую воду в магазине у местного населения нет необходимости.
На протяжении маршрута иногда питались в кафе. Везде было вкусно и недорого, полноценный обед обходился в 200-300 сом с человека.

4. Выводы и рекомендации снаряженца


В походе использовалось две палатки (Палатка Red Fox challenger 4 и ПалаткаCanadian Camper 1 Cyclone 3) В качестве подложки под палатку была использована армированная пленка 200мкм, предварительно разрезанная под каждую палатку. Пленка использовалась в качестве защитного слоя под дно палатки, так как маршрут подразумевал что в местах ночевки вероятнее всего будут находиться камни, которые серьезно могут нарушить нижний слой палатки или мокрая земля. В качестве питания навигаторов использовались литиевые батарейки, которых хватало на 2,5 - 3 ходовых дня. Для навигаторов были приобретены литиевые батарейки Energizer FR6 BL2 Lithium . Покупались в магазине - http://all-elements.ru/ . Особенностью магазина является нестандартное время работы, с 07-00 до 14-00. В поход была взята самодельная печка-щепочница (одолжили у МКВ). Печка великолепно зарекомендовала себя в походе. Если были хорошие сухие дрова, то готовили только на ней. Печка сделана из листа нержавейки, овальной формы по размеру 6-ти литрового кана. Так же было взято в поход две мультитопливные горелки (про их использование в отчёте примусолога).
Подводя итог: групповое снаряжение соответствовало потребностям похода.


5. Выводы и рекомендации примусолога


Для готовки в поход ехали печка-щепочница (при готовке на горелках использовалась как экран) и две мультитопливные APG с «Али экспресс» с двумя бутылками 0.75 л. Перед походом горелки были разобраны и вычищены. Расход бензина на поход составляет: 4.5 литра " калоши". Куплено в Бишкеке 3шт. 1.5 литровые бутылки у Юрия Траченко +79661794586. Цена на нефрас в Бишкеке - 680 руб за бутылку 1,5л. доставка по Бишкеку 300 рублей. https://kyrgyzadvent.com/ https://vk.com/yuriy_trachenko
Остальной бензин 3 литра АИ-92, стоимость 60-61 сом куплено на бензоколонках. Бензин покупался на заправках: «Партнёр-Нефть» (Чаек и Токмок), на заправке «Ред петролиум» в Токмоке разливать бензин в пластиковые бутылки отказались. В целом местные привозят контрабандой бензин из Узбекистана, там он дешевле в 2 раза. Продают в пластиковых бутылках дешевле примерно на 5 сом чем на заправках.

6. Выводы и рекомендации механика


В течение похода регулярно (утром и вечером) проверялось техническое состояние велосипедов участников: внешний осмотр, проверка давления в колесах, смазка цепи, протяжка резьбовых соединений.
Велосипедные магазины по ходу маршрута были только в начале и в конце маршрута, автомастерские только в крупных населенных пунктах, соответственно рассчитывать надо в основном на внутренние ресурсы.
Вывод: во время похода серьезных поломок средств передвижения не было, групповой и личный ремнаборы в целом соответствовали условиям похода.

7. Выводы и рекомендации медика


Аптечка в походе состояла из личной и общегрупповой. Групповая аптечка была упакована в 2 прочных пластиковых контейнера разного объема. Меньший по объему контейнер («экстренный») предназначался в основном для ампульных препаратов и средств первой помощи, а больший («основной») – для остальных часто-употребимых препаратов и мазей. Ездила аптечка в основной части рюкзака, в достаточно легкодоступном, но защищенном от перегревания месте. Небольшая часть самых экстренных средств ехала в небольшой нарульной сумке. Общий вес групповой аптечки – 1885 гр. Возить в нарульной сумке жидкости и лекарства оказалось не лучшей идеей, так как она быстро нагревался на солнце. В результате в ней остались: пластыри, бинты, ватные диски, йодовый карандаш.
Для поддержания витаминно-минерального баланса в походе участникам выдавались мультивитамины «Витрум» (по 1 таблетке утром), на которые все участники согласились во время подготовки к походу. Однако непосредственно в походе участникам не нравилось 2 момента: большой размер таблетки (сложно глотать), и отсутствие приятного вкуса. К середине похода от витаминов участники начали отказываться, поэтому в следующий раз целесообразно подумать о приятных на вкус водорастворимых или «детских» жевательных витаминах.
Случаи оказания медицинской помощи:
Проблемы с ЖКТ: у участников были случаи диареи, принимался лоперамид. От болей в животе, диспепсии, несварений принимались «Смекта», «Фосфалюгель» и активированный уголь.
Простуда: У некоторых участников поднималась температура и присутствовали общие для простуды признаки недомогания. Применялись порошки АнвиМакс на ночь при появлении первых признаков, плюс одноразово доза витамина С в 1000 мг. Парацетамол по необходимости.
Боль в горле: Боль в горле беспокоила нескольких участников, применялись леденцы лизобакт, таблетки фарингосепт, однако наилучший эффект был у полосканий фурацилином. В небольшой бутылочке разводился раствор, которым участник полоскал горло в течение ходового дня.
Головная боль: Несколько раз за поход разным участникам снималась головная боль таблетками цитромон.
Ссадины/царапины: В походе не было падений и связанных с ними травм. Легкие повреждения кожного покрова и мозоли обрабатывались хлоргексидином и заклеивались бактерицидным пластырем.
В целом основные недомогания в походе были связаны с акклиматизацией и непривычной водой и пищей. Употреблять воду необходимо только после кипячения или фильтрации специальными фильтрами.
Заболевания удавалось купировать на ранней стадии или пролечивать до полного восстановления участников.
Участники запаслись достаточным количеством солнцезащитного крема и добросовестно им пользовались, поэтому солнечных ожогов удалось избежать. При езде на велосипеде следует использовать защитные очки для предотвращения попадания пыли и насекомых в глаза.
В относительно крупных населенных пунктах Бишкек, Токмок, Кемин, Боконбаево, Кочкор, Чаек была возможность дозакупки необходимых препаратов в аптечку, однако такой необходимости не было.
Медицинские учреждения (поликлиники, больницы), где можно в случае экстренной ситуации получить медицинскую помощь есть на маршруте в населенных пунктах: Бишкек, Токмок, Кемин, Чаек.
По итогам похода собранная аптечка оказалась вполне достаточной и полностью удовлетворяла требованиям похода.

8. Выводы и рекомендации финансиста


Основной статьей расходов являлись затраты на транспорт (билет на самолет и трансфер из аэропорта и обратно), а так же расходы на закупку продуктов, питание в местных кафе и проживание в юрт-кемпинге на озере Сонг-Кёль.
Денежная единица Кыргызстана – Киргизский сом. Курс на время похода: 1 RUR = 1,33 KGS.
Деньги можно брать в рублях, евро или долларах и менять в обменных пунктах (работают обычно круглосуточно) или государственных банках. Обмен денег лучше производить в крупных городах. Оплату закупок производили в основном наличными, которые наменяли в достаточном количестве в Бишкеке. Банковские карты тоже принимают практически везде в крупных городах.
При необходимости, как показывает практика, можно расплатиться и рублями.

9. Выводы и рекомендации логиста


Наиболее удобным и быстрым способом добраться в Киргизию является самолёт. Билеты на туристический летний сезон надо мониторить и покупать сильно заранее. Мы покупали билеты в начале февраля. Велосипед и туристическое снаряжение указывается в зависимости от требований перевозчика. У нас в «Аэрофлоте» велосипед указывался как «Спортивное оборудование (велосипед)» и багаж повторно подтверждался за 7-10 дней до вылета. На сайте указаны размеры багажа, но по факту, разобранные велосипеды никто не измерял, учитывали только вес не более 23 кг.
Трансферт по Киргизии удобно заказывать заранее. Мы пользовались сайтом lalafo.kg (аналог Авито). Также есть варианты заказать перевозку в самом аэропорту, но для больших групп это может быть не выгодно и финансово затратно.
В крупных городах гостиничная система очень развита. Не составит большого труда снять жильё даже на месте или воспользоваться бронированием через Booking.com как сделали мы.