Главная  
Характеристика района маршрута Алтай 19й Велопервомай2022 и в поход 2КС, сложность: 2 с эл. 3 к.с., руководитель: Лира А.Е., маршрутная книжка: 0-40-22

1. Общая полезная информация



2. Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов



Алтай достаточно компактный горный регион. Площадь Республики Алтай составляет чуть более 90 000 км² — территория одного только Северного Кавказа почти втрое больше. И на такой сравнительно небольшой площади сосредоточено много разнообразных природно-экологических зон. Реликтовые сосновые боры, темнохвойная тайга, субальпийские луга, выжженные солнцем степи, пустынные межгорные котловины, горные озёра, покрытые ледниками горные хребты и речные каньоны — всё это есть на Алтае. Причём регион очень красив, здешние потрясающие пейзажи конкурируют с мировыми точками притяжения туристов.
На Алтае развитая дорожная сеть. Почти всю территорию республики можно исколесить на велосипеде, в процессе посетив наиболее известные локации Алтайских гор — долину Чулышмана, Телецкое озеро, Курайскую степь, плато Укок, слияние рек Чуи и Катуни и другие. Исключение составляют лишь достаточно изолированные горные районы, где есть только пешие и конные тропы, вроде Мультинских озёр или окрестностей Белухи.
При этом дорожное полотно есть на любой вкус — можно составить веломаршрут с дорогами любого качества в любой пропорции. Республику насквозь пронизывает идеально асфальтированный Чуйский тракт — главная транспортная артерия в регионе. Крупные районные центры соединены дорогами попроще: от неплохо асфальтированных до ровных гравийных дорог среднего качества. Причём асфальтовые участки могут чередоваться с гравийными. Последние, как правило, сосредоточены на отрезках, где сложно вести дорожное строительство, — вдоль скальных прижимов или на перевалах.
От районных центров в отдалённые деревни тянутся грунтовки, качество которых разнится от района к району, но все они вполне проезжаемые на велосипеде. Наконец, дальние деревни соединены между собой и с небольшими хозяйственными участками вроде маральников и лугов локальными грунтовыми дорогами. По ним местные жители передвигаются в основном на тракторах, УАЗах, грузовиках и лошадях.
Также на Алтае есть красивые горные тропы, которые частично проезжаются на велосипеде, а частично проходятся пешком с велосипедом. Например, это тропы Инегень — Тюнгур и Куюс — Каянча. Обе расположены в долине реки Катуни. Их стоит включить в свой веломаршрут, если вы хотите его основательно усложнить и держаться подальше от крупных дорог. Наградой вам будут потрясающие виды.
На Алтае очень много природных и историко-культурных достопримечательностей, которые расположены в непосредственной близости от дорог. Чтобы увидеть их, не нужно оставлять велосипед на базе и долго двигаться пешком или на машине.
На Алтае установился весьма комфортный баланс между дикостью и цивилизацией. С одной стороны — Чуйский тракт, мобильная связь и интернет, кемпинги и простенькие гостиницы, фирмы, организующие логистику, и местные гиды. С другой — стоит отъехать или отойти от шоссе и населённых пунктов на двадцать-тридцать, а то и всего на несколько километров, и вы оказываетесь в полностью диких условиях. Нет ни связи, ни людей, а вокруг только горы, реки и тайга, и полагаться нужно только на себя. Конечно, в велотуристической практике такое случается редко, но пустынных дорог и троп, по которым мало кто ездит, на Алтае хватает.


3. Варианты подъезда и отъезда


Добираемся на автомобилях в Горноалтайск, от него до Черги (старт маршрута) частич-ная заброска вещей на автомобиеле, а группа добирается своим ходом на велосипедах. Финиш в Горноалтайске.
Отправные точки по информации с https://sport-marafon.ru/article/idei-dlya-puteshestviy/veloturizm-na-altae-osobennosti-marshruty-i-podgotovka/
Традиционно для велопоходов на Алтае есть четыре основные точки старта — города Бийск и Горно-Алтайск, сёла Артыбаш и Чемал.
Бийск находится на территории Алтайского края, до него проложена железная дорога, и через него проходит много междугородных автобусных маршрутов. Но город расположен в степи, и непосредственно до Горного Алтая от него ехать ещё около 150 км.
Горно-Алтайск находится на территории Северного Алтая. Добраться до него можно на междугородном автобусе или самолётом. Городской аэропорт находится совсем рядом с Чуй-ским трактом, и стартовать можно прямо от него. Уехать вглубь региона с велосипедом на рей-совых автобусах вам уже вряд ли удастся. От автовокзала в Горно-Алтайске в основном курси-руют микроавтобусы, у которых просто нет креплений или вместительного багажного отделе-ния для перевозки велосипеда.
Единственный вариант уехать подальше — местные таксисты, готовые взять вас вместе с грузом, а также аренда микроавтобуса, если вы собираетесь ехать группой. Попробовать договориться можно через сервис BlaBlaCar, а также в группе таксопарка «Кош-Агач — Горно-Алтайск» в социальной сети «ВКонтакте».
Важно
Сложность транспортировки велосипеда — главная особенность алтайской логистики. Даже крупные междугородные автобусы порой обладают очень маленьким багажным отделе-нием, отчего поместить в него велосипед сложно. Уехать соло нетрудно, особенно если вы оплатите для велосипеда сразу два багажных места. Но для групп от трёх велосипедистов про-ще оплатить трансфер на вместительной машине, хотя это и будет дороже.
Село Артыбаш расположено на берегу Телецкого озера, от него ходят паром и катера на юг озера — в долину реки Чулышман — и обратно. Летом, в высокий туристический сезон, до Артыбаша ходит много автобусов из Новосибирска, Барнаула и Бийска.
Также можно доехать до села Чемал, которое находится в 90 км к югу от Горно-Алтайска. Это крупный туристический центр на Северном Алтае, и до него круглый год ходит автобус Новосибирск — Чемал, а летом он подкрепляется чартерными рейсами, которые возят туристов.

4. Аварийные выходы с маршрута