Главная  
Характеристика пройденного маршрута Алтай 2022 (Altay Cycling 2022), сложность: 5 к.с., руководитель: Ванягин А.А., маршрутная книжка: Р22/5-501 (ЦМКК)

1. Цели прохождения маршрута


Пройти спортивный велосипедный маршрут пятой категории сложности,
участие в кубке России, выполнение нормативов ЕВСК
Знакомство с природными достопримечательностями региона похода.

2. Краткое описание маршрута


Маршрут можно условно разделить на несколько этапов.
1. Пер. Ажу и плоскогорье Укок - характеризуются качеством покрытий от среднего до сверхнизкого качества, большим количеством водных локальных препятствий, появляющихся и/или повышающих к.т. при наличии большого количества осадков, суровыми погодными условиями, с ночными температурами ниже нуля, даже в самый благоприятный период для совершения похода, а так же полной автономностью. Для прохождения данного этапа требуется хорошая физическая и моральная подготовка группы, высокий уровень оборудования велосипедов и наличие специального снаряжения.
2. Юго-Восточная часть хребта Сайлюгем (восточнее пер. Теплый ключ) - не смотря на полную автономность этап характеризуется наличием большего количества дорог общего пользования, более высоким трафиком к туристическим объектам и достопримечательностям, а так же более благоприятными погодными условиями чем на плато Укок.
3. Чуйская степь и хребет Чихачева. Этап с низкой автономностью, в связи с наличием населенных пунктов, пологим рельефом (особенно в степной части), малым количеством источников воды и сильно отличающимися погодными условиями от высокогорной части маршрута, особенно в дневное время суток. Тем не менее, в районе г. Тапдуайр, так же присутствуют покрытия низкого и сверхнизкого качества.
4. Северо-Чуйский хребет - полностью автономный участок с наличием труднопроходимых локальных препятствий (стланник, болота, овраги) и покрытиями от среднего до сверхнизкого качества. Южный склон хребта весьма беден источниками воды в отличие северного, который так же практически полностью находится в зоне леса, в отличие от степного южного склона.

3. Новизна


- Перевал Ажу. Неоднократно пройден туристскими группами в обоих направлениях. Участок препятствия, восточнее р. Елангаш, пройден впервые. На данный момент существующие описания прохождения в данном направлении отчасти утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021 – элементы новизны "старых" маршрутов.
- Траверс Плоскогорья Укок. Неоднократно пройден туристскими группами в обоих направлениях. На данный момент существующие описания прохождения в данном направлении отчасти утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021 – элементы новизны "старых" маршрутов.
- Траверс хребта Сайлюгем. Участок препятствия восточнее р. Тархата характеризуется движением по грунтовым дорогам среднего и сверхнизкого качества, по руслам рек и проезжему бездорожью увеличивающий к.т. ранее пройденного участка препятствия. Не имеет описания прохождения на велосипеде в других источниках информации. Велосипедное первопрохождение.
На данный момент существующие описания прохождения в данном направлении остальной части препятствия неоднократно пройденной туристскими группами частично утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021 – элементы новизны "старых" маршрутов.
- Спуск по долине р. Каланегир. Характеризуется движением по зарастающим грунтовым дорогам среднего и сверхнизкого качества. Не имеет описания прохождения на велосипеде в других источниках информации. Велосипедное первопрохождение.
- Траверс г. Тапдуайр. За исключением первых нескольких километров (до р. Карагай), ранее неоднократно пройденных туристскими группами, препятствие не имеет описания прохождения на велосипеде. Передвижение по дорогам среднего и сверхнизкого качества, проезжему бездорожью. Частичное велосипедное первопрохождение.
- Траверс Северо-Чуйского хребта. Ранее описан совсем немного - в начале препятствия, до смотровой площадки Марс. Большая часть препятствия после указанного места, в т.ч. перевальная часть через пер. Кускуннур не имеет описания прохождения на велосипедах. Частичное велосипедное первопрохождение.
- Траверс г. Белькенек. Неоднократно пройден туристскими группами в обоих направлениях. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на сегодняшний день, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2021 – элементы новизны "старых" маршрутов.



4. Стратегия и тактика


Подготовка к маршруту:
За основу была взята наиболее сложная часть маршрута, разработанного для прохождения под руководством Д.А. Романова школой ВУ в 2020 г. и дополнена препятствиями ранее не описанными. При подготовке к походу были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда и отъезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с разработанным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту с детальным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке, а так же произведена заготовка сушеных продуктов на длительные автономные участки маршрута..
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках и в предварительном майском походе общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремнабор.
Велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание, произведена замена изношенного оборудования, и обкатка на тренировочных скатках группы.

Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом: с учетом долгой заброски к месту старта маршрута и незамедлительно следующей после этого ночевки группа начала проходить постепенную высотную акклиматизацию. Постепенный набор высоты по долине р. Елангаш с взятием первого перевала и спуском примерно на стартовую высоту на полные следующие сутки. Следующий этап представлял собой автономный протяженный высокогорный участок плоскогорья Укок и хребта Сайлюгем с рядом перевалов с высотами до 3000 м. н.у.м. после чего следовал равнинный участок степей, который позволил бы восстановить силы для последующих перевальных участков в пределах хребта Чихачева, и еще один такой же равнинно-горный участок маршрута в завершении. Место старта и финиша маршрута были выбраны так, чтобы минимизировать перемещение по дорогам с интенсивным движением. К месту старта и от места финиша был заранее организован трансфер.
На сложные и неописанные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение ставящие под сомнение возможность запланированного способа (времени) выброски, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же были определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам. На маршруте была запланирована дневка для восстановления сил участников группы, а так же настройки и обслуживания снаряжения.

Тактика прохождения маршрута:
Нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. После общего подъема пока двое дежурных готовят завтрак, остальные участники собирают лагерь. Обед устраивали после прохождения большей или наиболее сложной части дневного плана.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

5. Изменения маршрута и их причины


Изменение маршрута были произведены трижды.
1. В связи с неблагоприятным сочетанием "тип дороги + временный погодный фактор" , которые повысили уровень трудности прохождения (без изменения к.т.) препятствий Перевал Ажу, Траверс Плоскогорья Укок и Траверс хребта Сайлюгем, в котором имело место частичное первопрохождение, а так же затраты времени на преодоление большого количества водных локальных препятствий, к.т. которых увеличился вследствие дождей, группа начала отставать от графика. В результате после дневки, было принято решение не идти по основному треку маршрута в Тыву, а воспользоваться заявленным запасным вариантом (р. Бугузун - р. Карагай) и пройти препятствие Траверс горы Тапдуайр.
2. В связи с накопленным отставанием от графика и более сложными чем предполагалось условиями прохождения препятствия Траверс Северо-Чуйского хребта, в котором имело место первопрохождение перевала Кускуннур (2611,1 м) было принято решение отказаться от завершения прохождения ПП через спуск по р. Орой и воспользоваться заявленным запасным вариантом (р. Мажой - Оройский мост) и спуститься к р. Чуя по ущелью р. Мажой и вернуться на запланированный трек траверсируя г. Белькенек.
3. В связи с особенностями выброски с маршрута принято решение отказаться от финальной части маршрута Чибит-Иня, пролегающей по Чуйскому тракту. Маршрут был завершен в н.п. Чибит.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Несчастных случаев и случаев оказания медицинской помощи во время прохождения маршрута не было.

7. Изменение состава участников


Если не считать, что один участник не смог выйти на маршрут, изменений состава участников во время прохождения маршрута не было.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Транспорт не оговоренный при заявке маршрута не использовался.