Главная  
Характеристика пройденного маршрута Тамань – Крым (УТП БУ), сложность: 2 к.с., руководитель: Самойлов Ю. Л., маршрутная книжка: 1/5-206

1. Цели прохождения маршрута


Поход являлся учебно-тренировочным походом Школы велосипедного туризма (базового уровня) при Турклубе МГТУ им. Н. Э. Баумана. Основной целью была отработка и закрепление навыков, полученных в процессе обучения. Для этого маршрут был насыщен самыми разноплановыми препятствиями, чередующимися с более простыми участками.
При этом также было необходимо получить удовольствие от проводимого в походе времени: впечатлиться красивыми видами на море, осмотреть природные и культурные достопримечательности, прочувствовать всю прелесть южной весны, ну и безусловно, насладиться ездой на велосипеде по приятным дорогам.

2. Краткое описание маршрута


Ссылка на трек похода фактический и заявленный с запасными вариантами:
https://nakarte.me/#m=9/44.91328/36.43011&l=O&nktl=5yoBXWxwmAvtVmw7YQpeOw
Маршрут состоял из четырёх частей:
1. От Новороссийска до Анапы — преодоление отрогов Кавказа вдоль берега моря, с несколькими подъёмами до 340 м н. у. м. и спусками обратно; с короткими участками каменистых горных дорог и разбитых глинистых дорог.
2. От Анапы до Керчи — проезд по песчаным Витязевской и Бугазской косам (в итоге было принято решение преодолевать только Бугазскую косу), практически без набора высоты на всём протяжении региона. В конце преодоление Крымского моста.
3. От Керчи до Феодосии — преодоление пересечённой местности с абсолютными высотами до 128 м н. у. м., преимущественно по грунтовым дорогам с участками хороших песчаных дорог и разбитых грунтовых.
4. От Феодосии до Морского — преодоление восточной части Крымских гор, в т. ч. движение по гребню хребтов Тепе-Оба и Узун-Сырт и взятие двух перевалов: Топшан (698 м) и Маски (616 м) по непростым лесным дорогам.

Практически каждый ходовой день включал в себя преодоление какого-то протяжённого препятствия второй категории сложности, либо же двух единичек. Единственным днём "отдыха" получился четвёртый, разгрузочный после преодоления Бугазской косы, — но и в конце него мы преодолевали Крымский мост, которого многие из группы тоже побаивались. В итоге за маршрут оказалось пройдено восемь препятствий 2 к. т. и три препятствия 1 к. т., что сильно выше нормы для похода второй категории сложности.

3. Новизна


Крымская и таманская части похода были многократно проезжены туристскими группами, на большинство препятствий имеются утверждённые примеры прохождения на сайте velotrex.ru. Исключением являлся только не описанный в отчётах участок от Старого Крыма до Перевального, а также очень неподробные и несвежие описания спуска с перевала Маски:
- по отчёту Поляковой И. В. ( http://www.kramar.ru/otchets/Krym2012.pdf ): "Лесная дорога идет постоянным уклоном вниз, много закрытых поворотов и камней, встречались машины.";
- по отчёту Романова Д. А. ( http://tlib.ru/doc.aspx?id=35772&page=36 ): "подъём на перевал по грунтовой горной дороге".
К участку по Абраускому полуострову было больше вопросов. В утверждённых препятствиях фигурировала только дорога от Дюрсо до Малого Утриша; помимо этого встречались только неподробные описания части дорог на подъём от оз. Сукко в отчёте П. Глухоедова 2015 г., а также в неофициальных отчётах описание дороги от Широкой Балки до Южной Озереевки. Характер других дорог можно было только угадывать из общего представления о местности и по снимкам со спутника, а в случае с г. Лысая по отдельным гуглопанорамам.

4. Стратегия и тактика


Изначальной план строился из требования организации общей ночёвки с группой Иры Степичевой, которая стартовала из Анапы на день раньше, чем мы бы там оказались, но планировала сделать на маршруте днёвку. В итоге условились встретиться на берегу около Морского в ночь с 7 на 8 мая (после 8 дня похода). Соответственно, на предыдущие дни закладывался километраж, достаточный для попадания в эту точку срок, а запасной день была надежда потратить либо на день отдыха в конце похода, либо на какие-то дополнительные активности в это же время. В то же время, в случае неукладывания в график или каких-то непредвиденных происшествий запасной день мог бы быть потрачен ранее (как в итоге и вышло).
Для более полноценного отдыха группы закладывалась возможность "тёплой" ночёвки в Тамани, а также в районе Казантипа, с идеей по возможности устроить прогулку по нац. парку.
Заранее были подготовлены несколько запасных вариантов движения на случай сильного выбивания из графика или погодных условий, не позволяющих пройти по основному маршруту:
— подъём от озера Сукко по горным дорогам в случае непогоды мог быть заменён на асфальтовый проезд в Анапу;
— Витязевская коса могла быть заменена объездом лимана кругом по асфальтовым дорогам;
— перевал Топшан мог быть заменён проездом от Старого Крыма до Земляничного по шоссе.
Также в запасные варианты был отнесён плохо описанный перевал Маски; брать его предполагалось только при наличии запаса сил и времени на случай сложной дороги, а в основной план был включён хорошо описанный соседний перевал Ворон.
На предпоходных скатках было уделено особое внимание отработке элементов, которые должны были встретиться в походе. Так, затяжные асфальтовые подъёмы были отработаны на скатке от Ясногорска до 107 км вдоль Оки, движение по песчаным дорогам — на маршруте от Покрова до Егорьевска, а организация лагеря в сложных погодных условиях — во время снегопада на скатке 2-3 апреля.
У всех участников группы на время похода была оформлена дополнительная медицинская страховка. Покрытие и агентство выбирали по желанию, кто-то довольствовался хорошим ДМС от работы.
Группа была заявлена в МЧС России (по Республике Крым, номер заявки: 34384478.

При прохождении маршрута уже со второго дня начали по ряду причин отставать от графика, и перспектива нагнать его быстро улетучилась. Так, было потрачено гораздо больше времени на катерную проброску, чем планировалось (изначально обещали выделить два катера, чтобы перевезти всю группу за один раз), а затем потеряли много времени на обработку ран Жени К. В результате этого на третий день достичь Тамани уже не рассчитывали, но нас обнадёжила информация от группы Иры Степичевой, что у них преодоление Бугазской косы заняло 3,5 часа. Мы решили попробовать её пройти в тот же день и остановиться в кемпинге, где можно будет привести себя и велосипеды в порядок, избежав тем самым езды с просоленной трансмиссией. (В итоге решение оказалось неправильным, см. выводы.)
Приехав на третий день в Тамань во второй половине дня, приняли решение не откладывать до завтра пересечение Крымского моста, а сделать это вечером, когда ветер обычно стихает. Это повлекло за собой вторую неавтономную ночёвку подряд, — доехать куда-то дальше по маршруту, где можно было бы встать с палатками, мы бы не успели.
После очередных непредвиденных обстоятельств на четвёртый день, пришлось сократить культурную программу в Керчи, а также вырезать потенциально нетривиальное преодоление Чёрного хребта с осмотром руин грязелечебницы.
Ближе к концу пятого дня ввиду сильного восточного ветра решили перенести ночёвку с продуваемого восточного побережья Казантипа в защищённую бухту на западном.
Учитывая измотанность группы к этому времени, с седьмого дня стали делать более продолжительные остановки на обед и в каких-то красивых местах, в целом держа более расслабленный темп, — что стало возможным после отказа от идеи финишировать в Алуште, вместо этого заканчивая поход в Морском. В итоге последние дни прошли исключительно в позитивных тонах.

5. Изменения маршрута и их причины


После сильного выбивания из графика на второй день большинство плановых ночёвок пришлось менять на запасные варианты, благо были заранее отмечены точки, использовавшиеся ранее в походах других групп.
Получив информацию за несколько дней до старта, что Витязевский лиман затопил косу так, что на одной из проток утонула машина, решили поехать по запасному варианту, объехав лиман кругом по хорошим дорогам.
Также мы посчитали целесообразным сократить маршрут до Морского ввиду общего отставания от графика и чтобы не держать группу до последнего на пределе возможностей. Благодаря высвободившемуся времени получили возможность вместо спуска с перевала Ворон заехать на перевал Маски и проверить состояние спуска оттуда.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


30.04. Митя при готовке ужина порезал подушечку среднего пальца левой руки. Обильное кровотечение, обработка хлоргексидином, наложение повязки (марлевая салфетка + бинт). Через час проверка пореза, повязка пропитана кровью, смена повязки. Следующие два дня наложение сеточки с заживляющей мазью бранолинд Н. Затем два дня клей бф-6. Далее – пластырь (фото: https://disk.yandex.ru/i/blqNCt9uuKtYDA ).
01.05. Женя К. — падение с велосипеда на спуске в следствие чрезмерной скорости, появления "болтанки" и потери управления. Ободрана кожа на лице, левой руке, относительно глубокая ссадина на локте правой руки, обильного кровотечения нет, ушиб бедра (фото: https://disk.yandex.ru/i/101VJR2xU3fSSw ). Ссадины обработаны хлоргексидином, на ладонь и локоть наложены повязки (марлевая салфетка + бинт) (фото: https://disk.yandex.ru/i/D9Zqh8t_rNjGMQ ). Вечером на ушибы нанесён гель долонит от ушибов, сменили повязку на локте, наложили мазь левомеколь (пропитанная мазью марлевая салфетка + бинт сверху). Следующие дни — смена повязки, снова наложение мази левомеколь.
03.05. У Жени К. поднялась температура до 38°C, болит горло. Выдали на ночь парацетамол 1 таблетку, и таблетки от горла. К утру температура не спала, Женя принял решение о сходе с маршрута.
04.05. Аня — падение с велосипеда на низкой скорости, ссадина на голени, ударилась головой. Обработка хлоргексидином, наложение чистой повязки (фото: https://disk.yandex.ru/i/4S3Ojf2FBFvRwg ). В дальнейшем периодическая смена повязки на чистую, обработка мелких ссадин зелёнкой (фото: https://disk.yandex.ru/i/OwCNvBXMKvqiaQ ). Сразу после падения — поездка в травмпункт. Всë цело, врач прописал ибупрофен (обезболивающее) и холодовые пакетики на место ушибов.
05.05. Лена упала на пересечении канавы с поворотом, удар коленом о велосипед. Сильный ушиб, ссадин нет. На стоянке приложили холодовой пакет, вечером нанесли гель долонит от ушибов. К обеду следующего дня боль нарастает, холодовые пакеты оказывают только сиюминутный эффект, Лена приняла решение о сходе с маршрута.
08.05. У Мити поднялась температура, болит горло. Выдали парацетамол и таблетки от горла (граммидин).
09.05. Паша — лёгкое падение на каменистом спуске с перевала, небольшие ссадины на руках и ноге (фото: https://disk.yandex.ru/i/_2EKAyNYXZ0ucA ). Обработали перекисью, заклеили пластырями.
Также производилась периодическая обработка мелких ссадин от педалей (фото: https://disk.yandex.ru/i/GI55Pg_BQQnw8Q ), применение ацикловира для лечения простуды на губах, декспантенола на обгоревшие участки кожи и боро плюс при натирании попы. У Виталика, через какое-то времени начавшего игнорировать требования переключаться на передачи пониже на подъёмах, начали болеть колени; один из участников отдал ему свои эластичные наколенники.

7. Изменение состава участников


В этом походе на практике руководителя впервые произошли сходы участников — и сразу троих!
Сход Виталика был, в целом, ожидаем, так как до похода такого уровня ему ещё нужно морально подрасти. По итогу напряжённых первых двух дней похода он потерял запас сил, нужный для выхода из своей зоны комфорта, и банально отказался питаться едой из раскладки. Поскольку это означало, что для преодоления дальнейших препятствий у него был бы недостаток энергии в организме, на утро третьего дня проводили его до вокзала Анапы. Тем не менее, руководитель не считает неправильным решение взять его в группу, — даже за эти два дня Виталик смог ознакомиться с тем, что такое поход 2 КС и, возможно, сделать для себя какие-то выводы.
Женя К. простыл по итогу изматывающего преодоления Бугазской косы с затянувшимся ночным бродом протоки; ещё один день он проехал вместе с группой, но после повышения температуры на следующую ночь принял решение сойти с маршрута в Керчи и полноценно вылечиться.
Лена на шестой день похода неудачно упала на пересечении канавы с поворотом, ушибив колено, но оценив своё состояние, попробовала продолжить поход. До конца этого дня и начало следующего продолжала ехать в темпе группы, но потом из-за обостряющейся боли начала отставать, а после того, как её от любой неровности на дороге стало простреливать, приняла решение экстренно сойти, добросившись до вокзала во Владиславовке на такси.

8. Использование транспорта, не оговорённого при заявке маршрута в МКК


Транспорт, не оговорённый при заявке маршрута, не использовался.