Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Приморье-2019, сложность: к.с., руководитель: Журавлёв А.В., маршрутная книжка: 1/5-408

1. Резюме руководителя о пройденном маршруте


Маршрут оказался насыщенным, очень напряжённым, сложным и интересным туристско-спортивным мероприятием, которое можно смело включать в копилку личных достижений каждому участнику нашей группы. Необычная, дикая, суровая и по-своему красивая природа с её фантастическими растениями и таинственными и опасными хищниками - тиграми, леопардами, медведями, невероятная удалённость от привычных мест обитания (когда смотришь в навигатор и видишь значения в 134-136 градусов Восточной долготы - слегка вздрагиваешь из-за того, что к привычным тебе значениям прибавилась сотня градусов), холодное и прекрасное Японское море, которое хоть и не всегда видно, но которое постоянно напоминает о себе ветрами и обильными осадками - всё это и многое другое создаёт особенный, ни с чем не сравнимый колорит Приморья.
Насыщенность региона дорогами различного качества делает Приморье весьма привлекательным для велотуризма. Здесь имеется весьма большой потенциал для проведения маршрутов 1-4 категории сложности с высокой степенью новизны.

По итогам проведения маршрута можно с уверенностью констатировать, что поставленные цели маршрута в основном достигнуты.

2. Выводы и заключения по результатам прохождения маршрута


Снаряжение.

Взятое на маршрут специальное снаряжение полностью себя оправдало. Применение верёвок для страховки при преодолении водных преград как никогда было актуальным в этом походе. Метраж основной верёвки (50 метров) вполне достаточен для наведения перил через подавляющее большинство рек региона. Метраж вспомогательной верёвки (90 метров) также подобран удачно. При этом хочется отметить, что основная верёвка перед началом маршрута была почти новая, тогда как по завершению стала сильно потрёпанной, с потёртостями и мелкими повреждениями. Такая верёвка больше не годится для применения в качестве основной страховочной. Вспомогательная верёвка пережила маршрут в лучшем состоянии.

Использование лампы-насадки на газовый баллон - «сопла» - было опробовано ещё в прошлогоднем походе по Сахалину. С применением такого приспособления быстрое разжигание костра даже из насквозь промокшего хвороста больше не является проблемой.

Учитывая высокую вероятность встречи с хищными дикими зверями на маршруте, на маршрут были взяты следующие специальные приспособления: фальш-файры красного огня со временем горения 5 минут (по 2 шт. на человека), ручные ракетницы типа «сигнал охотника» (2 шт. на группу), а также индивидуальные свистки. К счастью, встреч с опасными хищниками удалось избежать - на маршруте из крупных животных были встречены только кабаны и олени. Тем не менее, в наиболее глухих местах группой предпринимались меры предосторожности:
- не допускалось растягивания и потери видимости всех участников из поля зрения друг друга;
- использование одежды ярких расцветок (рыжие капроновые анораки);
- регулярное пересвистывание с помощью свистков и громкие разговоры;
- плотное упаковывание продуктов питания на ночь для исключения возникновения привлекательных запахов.

Отдельно стоит отметить про некоторые сложности с приобретением фальш-файров во Владивостоке: были обследованы несколько спортивных и охотничьих магазинов в историческом центре города, но нигде искомого товара не оказалось. К слову, там были найдены патроны к ракетнице «сигнал охотника», а за фальш-файрами в одном из магазинов нас отправили на рынок «Спортивный» (на месте бывшего стадиона) - в его окрестностях есть павильон, где торгуют оборудованием для морских судов, в том числе и сигнальными огнями... Фальш-файры мы в итоге купили у местного, с которым договорились о покупке ещё из Москвы. Координаты для связи с ним нам дал наш одноклубник Антон Охотников.

Питание и дары природы

К сожалению, одно из основных богатств Дальнего Востока - дары моря - оказалось для нас недосягаемым: все взятые нами рыболовные снасти не принесли никакого результата. В отличие от более северного Сахалина, нерест лососевых в Приморье не так активен. К тому же сказались постоянные паводки - вся рыба, по словам местных, ушла на дно. При этом совсем без рыбы мы не остались - на маршруте в п. Пермское нами были куплены несколько тушек деликатесной красной рыбы под названием Сима, причём в двух тушках оказалась икра. Приготовление икры было нами освоено ещё на Сахалине - икра на полминуты замачивается подсоленным кипятком через марлю, после чего межикряная ткань - яцтык - сворачивается и относительно легко отделяется от икринок. Впрочем, отсутствие рыбы было щедро скомпенсировано обилием грибов - после дождей из влажной почвы обильно лезли подосиновики, подберёзовики и белые. Грибы варили, жарили - они были очень приятным дополнением к походному рациону.
Что касается самого походного рациона и вообще объёмов продовольствия, перевозимого группой на маршруте, то здесь необходимо отметить, что по этой части группа стараниями завхоза была обеспечена в более чем достаточной степени. Конечно, в данном вопросе не обойтись без субъективных оценок - так, в некоторых случаях у определённой части группы возникало недовольство по поводу избыточного количества перевозимой еды.
Ассортимент продовольственных магазинов в Приморье, в том числе в сельских, довольно обширен, качество продукции удовлетворительное, дефицита продуктов нигде нет. При этом цены почти не отличаются от московских, в некоторых случаях они даже ниже. Данное обстоятельство вызвало небольшое удивление на фоне впечатления от цен на продукты, полученного в прошлогоднем походе по Сахалину.

Взаимодействие с местным населением

Каких-либо тревожных или опасных ситуаций при общении с местными жителями на маршруте не возникало. Отношение местных к нашей группе варьировалось от равнодушного до дружелюбного. Водители на оживлённых дорогах к велосипедистам относятся в основном уважительно. В столице региона - Владивостоке - кипит довольно разношёрстный по количеству национальностей бульон: здесь помимо русских много китайцев, корейцев, причём как местных, так и явно прибывших с туристическими целями. В мелких городах и сельских населённых пунктах количество иностранцев и представителей не титульных наций минимально. При этом все вокруг куда-то спешат и явно чем-то заняты. Праздношатающихся, нищих, пьяных, попрошаек и прочих маргинальных личностей замечено не было. Впечатлений всеобщего упадка и разрухи также не возникало, хоть на маршруте и встречались частично заброшенные посёлки (видимо, бывшие военные городки). Дороги транспортно-хозяйственного назначения поддерживаются в удовлетворительном состоянии, во многих местах производится ремонт и устранение последствий паводка.

Достопримечательности и интересные места

В силу того, что маршрут планировался и проводился как спортивный, особого времени на посещение/осмотр достопримечательностей на маршруте не было. Тем не менее, перед началом маршрута и после его завершения нам удалось ознакомиться с исторической частью города Владивостока, осмотреть морской порт, вантовый мост через бухту Золотой Рог, подняться на фуникулёре на сопку Орлиное Гнездо, посетить китайский национальный ресторан, прокатиться на велосипедах по идеальному асфальту у кампуса Дальневосточного Федерального государственного университета на острове Русский и вантовому мосту через пролив Босфор Восточный, поразиться монументальностью крепостных фортов и бастионов Владивостокской крепости вековой давности.

3. Рекомендации


Ни для кого не секрет, что успех любого путешествия, простого и, тем паче, сложного, зависит во многом от качества подготовки и проработки мелочей. Однако, как показывает практика, люди склонны регулярно наступать на одни и те же грабли :) Поэтому не лишним будет обозначить в очередной раз некоторые важные моменты, связанные с подготовкой и проведением сложных велотуристских походов.
1. Подготовка матчасти в общем и велосипедов в частности. Все детали и узлы велосипедов, подвергающиеся большим нагрузкам (трансмиссия, покрышки) и наработавшие относительно большой срок, следует перед походом заменить на новые. При этом новые детали нельзя устанавливать прямо перед началом маршрута - их надо установить заранее и успеть «прикатать». Как правило, мы устанавливаем новое оборудование к последней предпоходной скатке. Установка новых запчастей без проверки в допоходных условиях может быть чревата сюрпризами - вроде Марининой цепи, которая оказалась некачественной и развальцовывалась при езде (
http://ancrane.ru/fotogallery/prim2019/427.JPG , см. отчёт механика)
2. Разработка детальной нитки движения (предварительного трека похода). При подготовке маршрута следует использовать максимально доступное количество источников картографической информации: карты и схемы Яндекса, OSM, топокарты Генштаба и современные топографические материалы, спутниковые снимки от различных поставщиков. Это особенно актуально при прокладке маршрута по глухой и труднодоступной местности, где нет отчётливых и наезженных дорог, а тусклый след от единожды проехавшего там вездехода едва различим на спутниковых снимках. Наилучший вариант - когда дорога видна одновременно на нескольких картографических слоях - на топокарте и различных спутниковых снимках. При этом важно отследить траекторию дороги на всём её протяжении. В нашем походе мы столкнулись с ошибкой планирования маршрутного трека на перевале Лысый: на определённом участке пунктирная линия дороги и её след на спутниковом снимке разошлись, хотя начало и конец участка совпадали на всех слоях. Трек был построен по линии на топокарте, поэтому мы сбились с пути и потратили больше часа времени на осознание ошибки и возврат на правильную дорогу