Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Кольский 2022, сложность: 5 к.с., руководитель: Кротов Д.А., маршрутная книжка: Р22/5-502 (ЦМКК)

1. Общие выводы и рекомендации


Пройденный маршрут соответствует 5 к.с.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении, за исключением локальных препятствий. Некоторые ЛП требуют высокой техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым или заболоченным участкам, а некоторые ЛП в виде бродов и переправ требуют специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль - август.

2. Выводы и рекомендации штурмана


Ориентирование на местности не вызвало каких-либо сложностей.
Для ориентирования в GPS навигатор рекомендуется загружать три вида карт:
1. OSM карты региона;
2. Топографические карты в масштабе 1:100000;
3. Спутниковые карты в максимальном разрешении на сложные участки маршрута.
Так же полезно распечатать топографические карты в масштабе 1:500000 (обзорная на весь маршрут) и 1:100000 на сложные участки.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной). Так же весьма удобно пользоваться OSM картами на смартфоне, особенно для поиска объектов в населенных пунктах.

3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию


Маршрут состоял из трех автономных участка по 4-6 дней, раскладка составлялась для каждого из этих участков. На первые два участка был предусмотрен запас продуктов на 1-2 дня на случай отставания от графика. Закупались в н.п. Мурмаши, Апатиты и Ревда, в сетевых магазинах – Дикси и Магнит, ассортимент и цены в них мало отличались от московских. Все продукты, за исключением сухого мяса и небольшого количества сухих овощей, взятых из Москвы, покупались на месте.
Раскладка составлялась исходя из норматива 500-550гр на чел/день без учета карманного питания: группа решила, что будет удобнее, если участники его купят самостоятельно исходя из личных предпочтений; норматив на карманное питание был установлен 50 гр на чел/день.
Для повышения питательной ценности раскладки выбирались максимально энергетически ценные продукты, с минимальным содержанием влаги. Тушенка, сгущенка, хлеб закладывалась только в дни закупок, в остальное время они заменялись сушеным мясом домашнего приготовления, сухим молоком, сухарями или криспами. На дневке позволили себе некоторые излишества: готовили пирожки и плов, которые хотя и заметно увеличили вес раскладки на этот день, но заметно повысили настроение и восстановили силы участников. В целом раскладка соответствовала условиям похода и потребностям участников: меню всем участникам понравилось, количество еды всех устраивало, случаев упадка сил из-за ограниченного питания не было. Стоит отметить, что условия Кольского полуострова в летнее время позволяют дополнить и разнообразить раскладку за счет даров природы, чем мы активно пользовались: грибы собирали и готовили практически ежедневно, иногда и по 2 раза в день, несколько раз удавалось наловить рыбы, пособирать морошку и чернику.
В кафе питались только перед стартом маршрута в Мурмашах (кафе Хутрок, ул. Мисякова 5) и после финиша в Апатитах (кафе Mangal, ул. Бредова 5Б). Оба кафе очень понравились: качественная еда по доступным ценам.

4. Выводы и рекомендации снаряженца


Маршруты, проходящие по Кольскому полуострову, имеют ряд особенностей, которые выявлены из опыта в раннее пройденных походах. Это:
- наличие множества водных непредсказуемых препятствий;
- ледовая обстановка в горах;
- сложные погодные условия в виде дождей;
- повышенная вероятность встречи с медведем.
Все эти особенности были учтены в пред походной подготовке.
По итогам похода следующие выводы и рекомендации:
- по палаткам – отработали штатно;
- тент 3х5 метров – очень пригодился в дождливую погоду;
- кухонное снаряжение – замечаний не было. Очень пригодился противень для приготовления грибов и рыбы;
- горелки - замечаний не было, Приготовление пищи по обстоятельствам велась на бензине, газе (редко) или на дровах. В дождливую погоду очень удобно было разжигать костёр с помощью горелки-резака;
- топор, пила – часто пригождались. Пила-цепочка иногда рвалась и ремонтировалась механиком;
- трос с замком – необходим для сцепления велосипедов;
- снаряжение для наведения перил – использовалась один раз;
- сплавные средства –  взятые на маршрут на случай сложной обстановки, в походе не использовались;
- ледобур – в данной ледовой обстановке не пригодился;
- свистки – каждым участником иногда использовались, но больше для профилактики. Прямых угроз встретить медведя не было;
- пиротехнику в этот поход не брали;
- остальное снаряжение (аптека, ремнабор, хознабор, видео, фото, ГоПро, GPS навигаторы) – активно использовалась и выводы учтены в соответствующих разделах.
Общий вес снаряжения составил 41,4 кг, На мужчину - 6,5 кг, на женщину – 4,3 кг.
По личному снаряжению следует отметить, что для прохождения горных каменистых или болотистых участков необходимо иметь обувь достаточно прочную. Кроссовки быстро разваливаются. На случай дождя необходим дождевик. Комаров и мошки практически было мало. Для защиты от них использовались аэрозоли. Накомарники не пригодились.

5. Выводы и рекомендации механика


В целом рекомендации к подготовке транспортных средств к походу по Кольскому полуострову стандартные – ставить неизношенные (лучше новые) компоненты трансмиссии, покрышки. Не ехать на тех компонентах, которые вызывают сомнения (как минимум у механика на скатке), а менять на что-то более надежное. Все узлы вращения обслужить перед походом, по возможности собрав на влагостойкой смазке (например, Рубин). Все узлы трения (тросики-рубашки) поменять на новые.
Крепление багажника в связи с обилием неровностей – болтом высокого класса прочности или нержавеющим с возможностью выкрутить его изнутри в случае поломки (либо пропилить паз под плоскую отвертку, либо закрутить болт изнутри, либо использовать шпильку под внутренний шестигранник). Все соединения регулярно протягивать.
При езде на сложных покрытиях не усердствовать сильнее, чем может выдержать железо. Даже банальный ремонт порванной цепи займет больше времени, чем было бы затрачено при проходе этого места пешком.

6. Выводы и рекомендации медика


Медицинская аптечка удовлетворяла требованиям похода.
Аптеки на маршруте, где можно пополнить запас медикаментов есть в населенных пунктах: Кола, Тулома, Верхнетуломский, Апатиты, Ревда.
Медицинские учреждения (поликлиники, больницы), где можно в случае экстренной ситуации получить медицинскую помощь есть на маршруте в населенных пунктах: Мурманск, Кола, Верхнетуломский, Мончегорск, Апатиты, Ревда, Кировск.
Случаев оказания серьезной мед. помощи не было, имели место отдельные случаи расстройства ЖКТ, ссадины и переутомление. Также создают неудобства - укусы насекомых, которые могут вызвать аллергию даже у людей,
обычно не страдающих от этой болезни. Поэтому обязательно в аптечке должны быть
антигистаминные средства и репелленты накомарники в личном снаряжении. Несмотря на то что данный регион не славится солнечной погодой были случаи солнечных ожогов - рекомендую брать крем от солнца.
При езде на велосипеде использовать защитные очки для предотвращения попадания пыли и насекомых.

7. Выводы и рекомендации финансиста


Закупки производились как в крупных сетевых магазинах. Цены на продукты на уровне московских сетевых магазинов, цены на овощи несколько выше, чем в Москве. Цены в кафе умеренно высокие, на уровне московских или чуть ниже. В основном расплачивались кредитной картой. На турбазе КСС в Хибинах за проживание и баню пришлось расплатиться наличными.