Главная  
Характеристика пройденного маршрута Фаны 2023, сложность: 5 к.с., руководитель: Алукаев К.В., маршрутная книжка: 63/2023

1. Цели прохождения маршрута



Спортивная - прохождение спортивного маршрута 5 к.с., участие в официальных соревнованиях, выполнение нормативов ЕВСК.
Познавательная - ознакомление с природными достопримечательностями Таджикистана.

2. Краткое описание маршрута



Маршрут начинается в г. Худжанд, имеющем богатую историю и множество достопримечательностей.
Первая, раскаточная (акклиматизационная) часть маршрута проходит по предгорьям Туркестанского хребта по асфальтовым дорогам.
Вторая часть включает в себя перевал Оббурдон (5 к.т.) и позволяет получить акклиматизацию в высокогорном районе.
После получения акклиматизации, третья часть маршрута проходит через перевалы Зеравшанского хребта и Гиссарского хребта - Лаудан (5 к.т.), Анзоб (4 к.т.).
В четвертой части было осуществлено первопрохождение пер. Куркаш (4 к.т.) и Себидара (4 к.т.).
В последней, пятой части, маршрут проходит по асфальтовым дорогам и позволяет выйти с маршрута. Заканчивается маршрут в г. Душанбе, имеющем богатую историю и несколько достопримечательностей.
Маршрут включает в себя следующие ОП и ПОП:
- перевал Лаудан (5 к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Оббурдон (5 к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Практически полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- перевал Анзоб (4 к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- перевал Куркаш (4к.т.)
Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- перевал Себидара (4к.т.)
Препятствие требует хорошей физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.

3. Новизна



1. Первопрохождение пер. Куркаш - рассматривалась возможность исключить спуск по автомобильной трассе в город Душанбе. Характеризуется разбитыми и зарастающими грунтовыми дорогами, локальными препятствиями: крутой спуск, снежники.
2. Первопрохождение пер. Себидара - рассматривалась как возможность в дальнейшем проложить маршруты в восточной части Памиро-Алая, а также как возможный маршрут при прохождение маршрута на Памир.
3. Элементы новизны "старых" маршрутов – перевалы Лаудан, Анзоб и Оббурдон неоднократно проходился туристскими группами в обе стороны, но на данный момент существующие описания прохождения частично утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на данный момент, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями действующей Методики категорирования.

4. Стратегия и тактика



1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы.
Тренировки к прохождению маршрута проводились на командных скатках, а так же по индивидуальным планам.
В июле был организованы несколько контрольных тренировочных выходов для проверки готовности велосипедов, снаряжения отработки организации переправы через горные реки, спуска по крутым склонам с использованием ВКС.
2. Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом: сначала группа раскатывается и проходит акклиматизацию в течении двух дней постепенно набирая высоту по предгорьям Туркестанского хребта. Далее группа проходила технически сложные высокогорные перевалы, периодически спускаясь в долины рек, что позволило обеспечить набор высот достаточный для протяженных препятствий 4-5 к.т., а в промежутках между определяющими препятствиями восстановить силы, а так же пополнить запас продуктов.
Для выполнения условий нахождения на территории Республики Таджикистан, необходима регистрация.
На маршруте были запланирована дневка на озере Искандеркуль и полудневка на Алаудинских озерах, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение. Так же было запланированно два запасных дня на случай отставания от графика.
На участки первопрохождений и сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были разработаны и определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам.
3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы.
При движении по дорогам общего пользования группа соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

5. Изменения маршрута и их причины



Заявленный маршрут пройден без изменений. Участок река Чапдара - река Ягноб пройден по запасному вариантов в связи с расстройством желудка у большей части группы.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи



Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.


7. Изменение состава участников



По личным обстоятельствам на маршрут не вышел И.Ермаков, о чем была поставлена в известность выпускающая МКК

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК



Не использовался