Главная  
Характеристика пройденного маршрута Дагестан_23, сложность: 4 к.с., руководитель: Белозерова Я.., маршрутная книжка: 1/5-401

1. Цели прохождения маршрута


Спортивная - пройти поход четвертой категории сложности, участвовать в официальных соревнованиях.
Подготовка к более сложным походам.
Познавательная - осмотр достопримечательностей.

2. Краткое описание маршрута


Маршрут захватывает предгорную (первые полтора дня и последний день) и внутригорную части Дагестана и приморскую низменность на финише (схема: http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1696078444_65181a6c2b342.gif).
Условно маршрут можно поделить на пять частей.
Первая посвящена акклиматизации и вкатке группы, а так же переваливанию через Гимринский хребет из предгорья во внутригорную часть.
Вторая состоит из связки препятствий 2-3-4кт по нарастающей, группа набирает форму: череда асфальтов 2кт вдоль рек Аварское Койсу, Андийское Койсу и Тляратинка, далее 3кт траверс хребта Роцотль, 4кт траверс хребта Гаготытлюры, завершающийся у реки Андийское Койсу.
Третья часть: 4кт перевал Изани, пересекаем хребет от реки Андийское Койсу до реки Аварское Койсу.
Четвертая часть посвящена отдыху и восстановлению сил, но с преодолением очередного пп 4кт ближе к концу данного участка: н/к спуск вдоль реки Аварское Койсу, 2кт перевал Дарада-Мурадинский, 3кт траверс горы Готцала, 2кт траверс хребта Зитила, 4кт перевал Мегебский, 2кт перевал Вачи.
Пятая часть переваливание из внутригорной части в предгорную и спуск в приморскую низменность, от Вачи до побережья: 4кт траверс плато Шунудаг, 3кт траверс горы 1868м, 3кт траверс горы Чакра, н/к спуск к морю.

3. Новизна


Республика Дагестан за последние годы набирает популярность среди велотуристов, однако маршруты часто прокладываются в основном через самые известные достопримечательные точки повторяя друг друга так или иначе.

Наш маршрут так же включает львиную долю мест проверенных, которые проезжались ранее другими группами и о них есть информация как в отчетах, так и в базе velotrex, но нам удалось внести в базу Велотрекс свою лепту и зафиксировать прохождение участков: траверс Гимринского хребта, подъём вдоль реки Тляратинка, траверс хребта Роцотль, траверс хребта Гаготытлюры (частично проходился ранее ), перевал Изани.

4. Стратегия и тактика


При планировании маршрута сначала изучили отчеты о пройденных ранее походах, различные интернет-ресурсы. Составили примерный список достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть. Далее проанализировали по данным из отчетов/велотрекс, где и какой категории препятствия и куда нам ехать нельзя, в соответствии с планируемой категорией сложности похода. Изучили варианты заброски/выброски, сопоставили все данные и решили стартовать из Кизилюрта и финишировать в Дербенте и уже вырисовывалась примерная нитка маршрута. Далее, подробно изучая слои накарте.ме, изобразили более подробный трек, сверяясь с нормами километража в нашей категории и включали протяженные препятствия с запасом. Составили график движения группы, закладывая реальные дневные километражи и наборы высот, чередуя дни нагрузки и отдыха. Также при планировании следили за дневным высотным графиком, а именно на какой максимальной высоте группа побывает за день и разницей высот ночевок. Затем, по треку отыскали и проставили планируемые ночевки (по спутнику и проверенные из отчетов) и дополнительно еще разные запасные варианты из отчетов на случаи отставания/опережения графика, проверяя по описаниям в отчетах наличие и качество воды. Дополнительно из отчетов взяли координаты и информацию о магазинах, источниках питьевой воды, АЗС, мед.учреждениях, аптеках, мастерских, шиномонтажах, банках и банкоматах, достопримечательностях и так же нанесли на планируемый трек.
Затем, составили список необходимого общественного снаряжения исходя из информации в отчетах. Внутри группы и у соклубников нашли необходимое снаряжение в нужном количестве, приемлемом качестве и весе. Собрали и унифицировали ремкомплект механика, исходя из характеристик велосипедов участников, полагаясь на рекомендации из отчетов. Собрали необходимую аптечку, исходя из результатов анкетирования участников о состоянии их здоровья и рекомендаций из отчетов. Распределили между участниками все снаряжение по весу с учетом коэффициента 0.7. Для удобства заброски в регион для велосипедов взяли билеты в багажное купе. Топливо было решено брать из Москвы с расчетом на весь поход – берегли горелки, исключили засор и обслуживание.
Опираясь на результаты анкетирования участников, составили меню на все дни. По доступной информации о магазинах и ассортименте запланировали закупки раскладки в крупных городах. Составили списки продуктов для закупок и списки их распределения по участникам (стараясь учитывать динамику веса продуктов и топлива). Для удобства из Москвы решили взять на весь маршрут - сухие овощи, сухой фарш, сырокопченую колбасу и продукты на первые дни. Распределили дежурства участников по парам по дням.
Одновременно с решением всех организационных задач участники группы активно тренировались. Были обязательные двухдневные выезды, на которых группа проверяла общественное и личное снаряжение. В обязательном порядке участниками отогнаны велосипеды в мастерскую для прохождения полного ТО. Компоненты на велосипедах менялись заранее, чтоб успели пройти прикатку.
Участники были заранее информированы о возможных проблемах со здоровьем на высоте, о подготовке организма к горному походу.
На двухдневной скатке мы подсчитали по весу расход Нефраса и газа на наших горелках с нашими канами. Затем сверились с расходами топлива в горах из интернет-ресурсов и отчетов. Посчитали примерный расход для похода на все дни.
Далее был найден и забронирован гостевой дом на финише в Дербенте и отмечены гостевые дома в середине маршрута в Коммуне.
Продумали аварийные сходы с маршрута. Купили медицинскую спортивную страховку. Зарегистрировали группу в МЧС.
С собой запланировали брать наличные рубли. И у каждого участника кроме карманных денег был отложен неприкасаемый запас наличных и безналичных средств на случай необходимости.
Стратегия построения маршрута: основной вариант рассчитан на хорошую физическую подготовку и благоприятную погоду. Некоторые ранее утвержденные протяженные препятствия не меняют категорию по мокрому покрытию. Запасные варианты не менее интересны и продуманы на случаи непогоды, плохого самочувствия участников, отставания от графика, но в то же время терпят непогоду, с меньшими наборами высот и/или с лучшим покрытием.
Стратегически весь маршрут построен таким образом: первые дни группа вкатывается. В первый день пробег небольшой, акклиматизация. На второй день пробег чуть больше, абсолютная отметка ночевки 1518м. На третий день группа отдыхает - переваливает хребет, сбрасывает высоту и далее двигается по асфальту.
Затем дни нагрузки и отдыха чередуются, нахождение группы на отметках в основном 1000-2000м вплоть до спуска из Кубачи на автодорогу на 13 день. В последний 14 день происходит протяженный спуск.
Общая концепция планирования состоит из чередования дней/участков нагрузки и отдыха. Сначала группа акклиматизируется, с каждый днем набирает форму, проезжает сложные участки и далее нагрузка идет на убыль. Некоторые дни по расчетам предполагают ранний приезд группы на ночевку и соответственно большее время на восстановление сил. В график включен день отдыха в н.п. Коммуна. При разработке запасных вариантов был учтен фактор непогоды, включены участки-срезки, без ущерба спортивной части маршрута.

Для прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: общий подъем и сбор лагеря в 6 утра (в редкие дни чуть позже, если день планируется короткий, или технически не сложный, еще реже в 5 при необходимости раннего выезда), начало поисков места ночевки за час до наступления темноты. Обеды были в виде перекусов и горячего чая, время начала обеда обычно приходилось по прохождении минимум половины планируемого на день километража, или перед подъемом на перевал. Закупка раскладки происходила по графику со списком продуктов. С собой всегда имелся суточный резерв продуктов на случай задержки и отставания на маршруте. При движении наверх и постоянном наборе высоты график движения сокращался до 20-25 минут движения и 5-10 минут отдыха. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД. Группа закупала воду в населенных пунктах, набирала в обустроенных источниках, питьевую воду возили с запасом, а так же с собой имелись хлорные таблетки Аквабриз2 для обеззараживания. Места ночевок планируемые и запасные были продуманы заранее. Постановка лагеря на равнине и в горах соответствовала требованиям безопасности. Для готовки использовались мультитопливные горелки и нефрас для меньшего засора. При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД


5. Изменения маршрута и их причины


В основном весь маршрут пройден по плану. Имели место опережения графика и пара незначительных отклонений, не влияющих на категорию.
День 1 - пройден по основному варианту с небольшим отклонением от трека, в районе Дубков проехали немного в обход асфальта, решили не делать радиалку и не ехать обратно со смотровой площадки на автодорогу и проехать посуху по живописной дороге вдоль Сулакского каньона. На ночевку встали чуть дальше по треку метров на 500. Т.к. первое место не приглянулось, уехали на запасную проверенную точку ночевки.
День 2 - пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки около полутора км. Т.к. та точка не проверена ранее другими группами, а по пути нам попалась очень удачная поляна для лагеря, решили сразу встать.
День 3 - пройден по основному варианту, опередили график. Силы участников группы, наличие времени, погодные условия позволяли проехать дальше по маршруту и создать временной запас на случай отставания от графика на сложных участках маршрута, чем мы и воспользовались.
День 4 - пройден по основному варианту, отличное самочувствие участников и погода благоприятствовали дальнейшему продвижению группы с опережением графика, чем мы и воспользовались.
День 5 - пройден по основному варианту с опережением графика.
День 6 - пройден по основному варианту с опережением графика.
День 7 - пройден по основному варианту с опережением графика.
День 8 - пройден по основному варианту с опережением графика.
День 9 - пройден по запасному варианту в пользу осмотра достопримечательностей, ночевали, как и планировалось в гостевом доме. Возле Гунибской ГЭС оценили силы и самочувствие участников группы и решили, что хотим заехать в Салту и Силту и посмотреть там достопримечательности.
День 10 - активная дневка. Пройден по основному варианту с небольшим отклонением от трека. Выбрали из ближайших доступных достопримечательностей те, которые особенно интересны всем участникам и на которые требуется некоторое время на осмотр и поехали по маршруту их изучать. Проехали петлю через Чох, погуляли в нем, пообедали, доехали до начала подъема к Гамсутлю, сцепили велосипеды, пешком поднялись на гору на осмотр, потом спустились и там же заночевали рядом на берегу реки.
День 11 - пройден по основному варианту. Отличное самочувствие участников и погода благоприятствовали продвижению группы и снова возникло небольшое опережение графика.
День 12 - пройден по запасному пути, ночевали чуть дальше плановой запасной ночевки километра на три. Ночью резко похолодало, днем шли дожди, макушки гор впереди присыпало снегом. После Вачи было принято решение, что лучше отказаться от движения по основному варианту с перевальной точкой 2619м и ледяным бродом. Покрытие грунтовое присутствует в обоих вариантах и оно непредсказуемо, а вот путь к вершине на запасном варианте чуть короче, абсолютная отметка перевальной точки ниже ~2414м, набор высоты до самой высокой точки меньше.
День 13 - пройден по запасному пути с опережением. Хотелось отогреться после холодных дней и ночей, решили сбросить высоту и уехать чуть дальше в тепло.
День 14 - пройден по запасному пути. На подступах к Дербенту было принято решение, что надо обязательно увидеть Лунь и мы проехали петлю захватывая несколько километров заявленного основного варианта маршрута по автодороге и вернулись обратно в Дербент по берегу.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Случаи заболевания на маршруте:
-боль в горле, насморк, кашель (признаки простуды) - участник получил пастилки Доктор Мом, мукалтин и Терафлю, которые докупили в аптеке, через три дня простуда отступила;
- два разных случая предположительно отравления. В первом - однократная рвота ночью и день плохого самочувствия, применили фильтрумсти и диету, к вечеру участник пошел на поправку. Подозрения на немытый помидор и воду из источника. Во втором - диарея, фильтрумсти и лоперамид быстро помогли. Подозрения на домашнюю жирную кухню в Чохе.
- у всех участников в разной степени обгорало лицо и у некоторых - руки. Использовали пантенол.

7. Изменение состава участников


Изменения состава участников непосредственно на маршруте не было. На маршрут вышли в полном составе и завершили маршрут в полном составе.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Маршрут пройден без использования иных видов транспорта.