Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Фанские горы 2023, сложность: 6 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: Р23-5/601

1. Общие выводы и рекомендации


Пройденный маршрут соответствует 6 к.с. и может быть рекомендован только для очень хорошо подготовленных спортивных групп.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий; здесь можно проводить спортивные маршруты любых категорий сложности по уже изученным и описанным местам, а так же найти много новых и интересных вариантов.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, большей частью преодолевается в седле, но включает множество локальных препятствий (каменных завалов, каньонов и крутых взлетов), которые требуют высокой техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым и заросшим склонам. Так же на маршруте присутствуют ЛП в виде бродов и переправ, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
При планировании будущих маршрутов, следует учитывать, что осыпи и завалы, часто происходящие в горах могут существенно повлиять на характер покрытия и качество дороги. Также следует учитывать, что некоторые протяженные препятствия имеют граничные показатели для своей категории трудности, и при неблагоприятных погодных условиях могут изменить свою категорию трудности на более высокую.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль - август.
Климат Памиро-Алая резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, возможны сильные ветра, так же характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного и группового снаряжения.
На маршруте использовалась метеостанция Brunton ADC pro, что позволило своевременно прогнозировать и учитывать погодные условия
Местное население дружелюбно и гостеприимно.

2. Выводы и рекомендации штурмана


Ориентирование на местности не вызвало каких-либо значительных сложностей. Имеющиеся у группы треки достаточно точно показывали маршрут движения. В случаях сомнения в их точности проводилась необходимая разведка. Тем не менее, на горных участках маршрута, где основными путями передвижения являются зачастую теряющиеся тропы, фактические пути, пригодные для передвижения, могут отличаться от указанных на ОСМ картах. Как ни странно, но дороги и тропы указанные на топокартах, до сих пор имеют высокую актуальность.
Для ориентирования в GPS навигатор рекомендуется загружать три вида карт:
1. OSM карты региона;
2. Топографические карты в масштабе 1:100000;
3. Спутниковые карты в максимальном разрешении на сложные участки маршрута;
Так же полезно распечатать топографические карты в масштабе 1:500000 (обзорная на весь маршрут) и 1:50000 на сложные участки.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной). Так же весьма удобно пользоваться OSM картами, особенно для поиска объектов в населенных пунктах. Спутниковыми и топокартами на смартфоне так же можно пользоваться при помощи специализированных приложений.
В качестве питания навигаторов использовались NI-MH аккумуляторы, которых хватало на 2 ходовых дня. Дополнительно имелся аварийный комплект щелочных батареек.

3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию


Раскладка по питанию полностью удовлетворяла восстановлению сил для сложного похода. На автономных сложных участках раскладка корректировалась для минимизации веса продуктов. В раскладку не включалось карманное питание, так как группа решила, что будет удобнее, если участники его купят самостоятельно исходя из личных предпочтений; норматив на карманное питание был установлен 50 гр на чел/день. Также был предусмотрен неприкосновенный запас продуктов. Для повышения питательной ценности раскладки выбирались максимально энергетически ценные продукты, с минимальным содержанием влаги. Тушенка, варено-копченые мясные изделия и хлеб закладывались только на неавтономные участки и в дни закупок, в остальное время они заменялись сушеным мясом, сыро-копченой колбасой или мясом, сухарями или криспами.
Так как перед походом не было однозначной информации по продуктам, которые можно было бы приобрести по маршруту, то для частичного сохранения привычного рациона приема пищи из Москвы бралось следующее:
- колбаса сырокопченая (почти на каждый день)
- мясо сушеное (изготавливалось самостоятельно)
- гречка
- картофельное пюре
Так же большая закупка была организована в Самарканде, где есть большой рынок и несколько больших супермаркетов с большим выбором продуктов. Остальные продукты покупались в магазинах. Причем, чем мельче и выше населенный пункт, тем соответственно разнообразие продуктовых товаров резко уменьшалось.
На протяжении маршрута иногда питались в кафе, везде было вкусно и недорого.

4. Выводы и рекомендации снаряженца


Особых сложностей в подготовке снаряжения к прошедшему походу не возникало, так как данный район уже не раз был хожен и перечень снаряжения менялся немного, но постоянно оттачивался от похода к походу.
К особенностям данного похода можно отнести следующее:
Групповое снаряжение
- для удобства выбора места под палатку на ночлег упор был сделан на двухместные палатки вместо 4-х или 5-ти местных. В принципе это решение было оправдано. В гористой местности двухместную палатку удобнее и быстрее можно расположить.
- размер тента вместо обычного 3х4 метра, исходя из большого количества участников, был увеличен до 3х5 метров.
Остальное групповое снаряжение в походе активно использовалось. Наибольшее внимание уделялось работе горелок. Они очень часто засорялись – приходилось чистить или готовить на газу. У одной горелки менялось резиновое колечко на баллоне из ремкомплекта. Также была выявлена проблема подачи бензина из баллона через шланг – не открывался клапан. Пришлось подручными материалами (микрокамешком) удлинить давящий шток.
Постоянно использовался фильтр для очистки воды - он просто необходим в данном районе.
Электроника
- к сожалению, ввиду запрета на использование квадрокоптеров, вся фиксация необходимого и интересного на маршруте производилась на видео и фото устройствах.
- солнечная панель очень полезна в восполнении энергии гаджетов. Дополнительно в личку бралась ещё одна солнечная панель на четверых. В этом случае личные пауэрбанки не брались и по весу это было выгоднее.
Специальное снаряжение
- верёвки, ИСС, карабины и ледобуры не использовались по назначению.
Остальное специальное снаряжение было активно востребовано.
Расходные материалы
- скотч удобен в различных случаях в походе. По мере расходования докупался.
- запланированные два баллона газа были приобретены по договорённости из Москвы с местной турфирмой. В ходе перемещения по маршруту в продаже газовых баллонов не наблюдалось.
- приобрести бензин на маршруте гораздо проще чем газ. Места автозаправок можно предварительно выявить с помощью Яндекса и внести в нитку маршрута. Также в крайнем случае бензин можно попросить у местных водителей. Расход бензина в сутки величина очень непостоянная и зависит от множества факторов: температуры воздуха, времени приготовления блюда, наличие альтернативы бензину и газу – дрова, и прочее, прочее. Поэтому, необходимое количество топлива на автономные участки бралось из расчета 40г на человека в день плюс два дня на случаи непредвиденных расходов топлива или задержки в автономе.
По личному снаряжению следует отметить:
- горные ботинки должны быть достаточно прочными
- дождевик обязателен. В этом году погода была более дождливая.

5. Случаи ремонта на маршруте. Выводы и рекомендации механика


5.1. Случаи оказания первой помощи на маршруте.
В целом поход прошел без существенных поломок – сказалась тщательная подготовка транспортных средств и заблаговременная замена всех компонентов, вызывающих подозрения. Кроме того, все участники перед походом произвели замену компонентов трансмиссии, тросиков и рубашек переключения и торможения.
- Из типовых регламентных операций по обслуживанию проводилось обслуживание тормозов, колес, проколы, регулировка переключения. В основном это была регулировка тормозов перед спуском с перевалов и замена тормозных колодок. Была замечена проблема самопроизвольного раскручивания тормозных колодок от вибраций на тормозах TPR Spyke у Романова Д., которая после замены колодок на новые прекратилась.
- Регулировка переключения производилась симптоматически по необходимости. Причинами возникновения необходимости регулировки являлись удары механизмов переключения о камни, ухудшение скольжения тросика в рубашках.
- Несколько раз производилась правка тормозных дисков почти у всех участников.
- В связи со сложными дорожными условиями и регулярными ударами о камни страдали колеса – восьмерки правили у А.Сафроновой, Т.Вовенко и Д.Юркова.
- Лопнула одна спица у А.Ванягина – была заменена.
- Проколов в общем и целом было немного. Причины различны – прокол внешним предметом, прокол «задубевшей» ободной лентой или протертость камеры – замена на запасную с последующим ремонтом.
- Порез покрышки покрышки Schwalbe Smart Sam у А.Сафроновой. Покрышка была зашита, изнутри проклеена заплаткой и без проблем прошла до конца похода.
- Расклепался китайский замок у Ф.Яковлева. Последующее изучение темы показало, что ситуация не редкая.
- В последние дни похода обнаружились трещины на ободах у Т.Вовенко и Д.Юркова. Предположительно – обода «устали», т.к. прошли уже не одну десятку тысяч километров, но до конца маршрута обода дошли без поломки.
Отдельно запомнились две неприятные поломки:
- У Д.Юркова с первых дней похода обнаружилось, что рубашки «распушились» в местах входа в колпачок в руле. Причинами, предположительно, являются не тщательная упаковка велосипеда в самолет, а также слишком малая длина рубашки и неподходящие колпачки, которые легко слетали с рубашек. В связи с полной работоспособностью всех механизмов - замена рубашек не производилась, а места распушения были замотаны изолентой.
- В следствии сильнейшего удара о камень при езде по узкой тропе на спуске, был погнут шатун у Ф.Яковлева. После оценки ситуации шатун решили не выправлять, т.к. это могло сильно ослабить его и остаток похода Федя проехал с гнутым шатуном.
- Плохо показали себя втулки Novatec 041/042, купленные перед походом Ф.Яковлевым, А.Сафроновой и Д.Кротовым. Все три купленные пары достаточно сильно люфтили, требовалось очень сильно затягивать эксцентрик. Также столкнулись с ситуацией с подклиниванием барабана у Димы Кротова – опять же на новых втулках. Помогла «проливка» собачек свежим маслом.

5.2. Выводы и рекомендации.
В целом рекомендации к подготовке транспортных средств к сложным горным походам стандартные – ставить не изношенные (лучше новые) компоненты трансмиссии, покрышки. Не ехать на тех компонентах, которые вызывают сомнения (как минимум у механика на скатке), а менять на что-то более надежное. Все узлы вращения обслужить перед походом, по возможности собрав на влагостойкой смазке (например, Рубин). Все узлы трения (тросики-рубашки) поменять на новые.
Крепление багажника в связи с обилием неровностей – болтом высокого класса прочности или нержавеющим с возможностью выкрутить его изнутри в случае поломки (либо пропилить паз под плоскую отвертку, либо закрутить болт изнутри, либо использовать шпильку под внутренний шестигранник). Все соединения регулярно протягивать.
При езде на сложных покрытиях не усердствовать сильнее, чем может выдержать железо. Даже банальный ремонт порванной цепи займет больше времени, чем было бы затрачено при проходе этого места пешком.
Новые втулки Novatec 041/042 к покупке более не рекомендуются. Качество изготовления упало до неприлично низкого. Либо производить замену подшипников сразу после покупки.
При подготовке к походам рекомендуется устанавливать замки цепи проверенных брендов, а не дешевые китайские аналоги.
Учитывая, что проблема самопроизвольного раскручивания тормозных колодок от вибраций на тормозах TPR Spyke была замечена и в другом походе, это позволяет рекомендовать перед сложными походами произвести обслуживание тормозных калиперов с нанесением фиксаторов резьбы на регулировочные резьбы.
Разумным максимумом пробега (в походном режиме) задних ободов (когда уже стоит задуматься о замене) – является число около 10 тыс. км. После этого металл ободов начинает уставать и может начать рваться в любой момент. Замена ободов стоит недорого, но сохранит спокойствие механику и не приведет к непоправимым поломкам на маршруте. Обода рекомендуются пистонированые.

6. Выводы и рекомендации медика


6.1. Случаи оказания первой доврачебной помощи на маршруте.
Случаи оказания серьезной доврачебной помощи отсутствовали.
Имели место отдельные случаи:
- расстройства ЖКТ - применялась смекта, фильтрум-СТИ, в конце похода нескольким участникам потребовался лопедиум;
- легкие признаки горной болезни - растворимый аспирин полностью решил проблему;
- потёртости - крем акри-дерм;
- ушибы - диклак гель:
- несильные солнечные ожоги - бепантен;
- простуды - у одного участника во время днёвки начался кашель, поднялась температура - от кашля принимал АЦЦ-лонг, гелангин флекс, пропил курс амоксиклав + омез.
В целях предотвращения тепловых ударов соблюдали питьевой режим, отдых в тени, невысокий темп езды.

6.2. Выводы и рекомендации.
Аптечка первой доврачебной помощи полностью удовлетворяла требованиям похода.
В аптечке имелись запрещенные для использования в соревновательный период препараты, на случай угрозы жизни и здоровью участников, для оказания первой доврачебной помощи в экстренных условиях, но при прохождении маршрута они НЕ ПРИМЕНЯЛИСЬ.
Аптек на маршруте мало. На озере Искандеркуль коробка с лекарствами есть у продавца ближайшего к турбазе магазина - был анальгин в ампулах, антибиотики, эффералган, бинты. Улица с аптеками есть в н.п. Сангистон, где нам подарили аспирин и пластырь.
Не рекомендуется пить не фильтрованную воду из ручьёв.
Многие участники добавляли в свою питьевую воду таблетки изотоника для восстановления водно-солевого баланса.
При езде на велосипеде рекомендуется использовать защитные очки для предотвращения попадания в глаза пыли и насекомых.
Из-за высокой солнечной активности в данном районе рекомендуется использовать солнцезащитный крем с высокой степенью защиты, а также гигиеническую помаду с spf защитой.

7. Выводы и рекомендации финансиста


В связи с невозможностью использования в Узбекистане и Таджикистане банковских карт, эмитированных банками РФ, а также в связи с высокой волатильностью рубля, было принято решение о формировании общественной кассы в долларах США. Исходя из планируемого бюджета затрат на маршруте, участники самостоятельно приобрели до начала похода и по прилету в Самарканд сдали в общественную кассу по $250.
Затруднений с обменом долларов на местные валюты Узбекистана и Таджикистана не было. В Узбекистане мы разменяли доллары на сумы в Самарканде (в банкомате с функцией обмена валюты) и на погранпереходе Патар-Андархан у частного менялы после пересечения границы с Узбекистаном. В Таджикистане меняли доллары на сомони на погранпереходе Джартепа-Саразм у частного менялы после пересечения границы с Таджикистаном, у хозяина магазина на оз. Искандеркуль, у таксиста в н.п. Сангистон.
Целесообразно иметь в общественной кассе мелкие доллары купюрами по $10, т.к. при необходимости ими можно расплатиться при отсутствии местной валюты – так мы расплачивались долларами Таджикистане в одной чайхане на маршруте и в гостиницах в Коканде и Ташкенте.
Существенными статьями общественных расходов являлись затраты на авиаперелеты, питание в местных кафе и регистрацию участников группы в Таджикистане (обязательна при пребывании на территории Таджикистана свыше 14 дней). Регистрацию нам сделали в а/л Артуч – мы им отдали паспорта после пересечения границы с Таджикистаном и забрали их вместе с регистрацией в а/л Артуч. Эта услуга стоила $280 на 8 человек.
Проживание группы в Самарканде на т/б Артуч-Самарканд, в гостиницах в Коканде и Ташкенте было забронировано заранее из Москвы без внесения какой-либо предоплаты.