Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Армавир - Кисловодск 2021, сложность: 3 с эл. 5 к.с., руководитель: Зимин П.., маршрутная книжка: ЛЕГАЛИЗАЦИЯ
Регион богат природными красотами, а постепенная смена ландшафтов при движениии с запада на восток не дает им приесться. Флора каждой долины обладает какими-то своими уникальными особенностями и каждый раз удивляет пейзажами.

Май - удачное время для посещения региона. Сезон прихода весны, цветения и буйства зелени. В середине мае снега на перевалах до 3000м уже почти нет, а суточные температуры комфортны для ночевки даже на таких высотах.

Наверное, наибольший интерес как с точки зрения препятствий, так и природных достопримечатеьностей представляют малонаселенные долины рек Бол.Лаба, Аксаут, Маруха, Даут, Учкулан, Улу-Кам, Худес. К сожалению, логично связать их друг с другом вряд ли получится без определенного количества пешеходных перевалов.

Часть маршрута пролегает по территории Тебердинского заповедника и Даутсткого заказника. Режим доступа на эти территории определяется лишь самоуправством руководства запопедника. Поэтому по возможности имеет смысл покупать билет из Теберды на маршрут до оз. Эпчик. Несмотря на то, что территория заповедника заканчивается на Джемагатских нарзанах, этим билетиком вероятнее проще будет отмахаться от егерей в долине Даута. К чести работников заповедника, хоть билет и приобретается за наличку, его официально пробивают через кассовый аппарат.

В обратную сторону от Теберды, к пер. Мухинский (Муху) дорога идет вдоль границы заповедника, не пересекая её. Таким образом, несмотря на наличие официального тур. маршрута "К пер. Мухинский" от заповедника, требовать его они не имеют права и никакого КПП на дороге в сторону Мухинского вроде как нет.

Режим доступа на Территорию Даутского заказника еще более мутный. На сайте заповедника описаны тур. маршруты только по самому заповеднику. Насколько свободный и для кого разрешен въезд в долину Даута на этапе подготовки к маршруту выяснить не удалось. Опыт взаимодействия с егерями также есть в описании соответствующих ПП маршрута.

Во все дни, кроме первого, движение прекращалось за 2-3 часа до завершения светлого времени суток. Таким образом, при благоприятных погодных условия возможно более быстрое прохождение маршрута, но для этого необходима лучшая физическая подготовка. Успешное прохождение маршрута в срок обеспечило то, что на этапе планирования был заложен достаточный запас по времени на его преодоление.