Главная  
Характеристика пройденного маршрута Кавказ_23, сложность: 5 к.с., руководитель: Белозерова Я.., маршрутная книжка: 1/5-501

1. Цели прохождения маршрута


Спортивная - пройти поход пятой категории сложности, участвовать в официальных соревнованиях.
Познавательная - осмотр достопримечательностей.

2. Краткое описание маршрута


Маршрут охватывает несколько субъектов РФ (Республика Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край), начинается во Владикавказе и заканчивается в Кисловодске.

Первые пару дней акклиматизирующие, группа вкатывается. Далее маршрут построен на чередовании нагрузки и отдыха, сложных препятствий с более простыми асфальтовыми пологими перегонами со спуском в предгорье.

Маршрут включает: 5 к.т.: 3шт, 4 к.т.: 4шт, 3 к.т.: 4 шт, остальные участки 1 и 2кт и некатегорийные связки между препятствиями.

Самым сложным можно считать перевал Куртатинский. Во второй половине перевального взлета, а именно от места, где заканчивается старый серпантин до выполаживания на самом верху, подъем в седле невозможен и ближе к вершине усложняется в несколько крат ухудшением "цепкости" сланцевой подложки и увеличением уклонов по этой причине данный перевал для велотуризма интереса не представляет.
Вторым по сложности можно считать перевал Школьный из-за большого количества крупнокаменистых разбитых покрытий, по которым местами приходилось двигаться пешком из-за крутизны уклонов и крупных "живых" камней. А ближе к перевалу и на самом перевале покрытия представлены разбитыми грунтами с крутыми градиентами, что в плохую погоду может затруднить движение. Нам очень повезло, что в момент прохождения погода была без осадков.

Регион сложный, требует отличной физической подготовки. В сезон дороги разбиты внедорожниками и автомобилями, особенно близ популярных природных достопримечательностей. Уклоны местами очень крутые пешеходные, а средние дневные наборы высот от 1500м и более.

3. Новизна


Большая часть маршрута пролегает по местам проверенным ранее другими группами, однако некоторые протяженные препятствия отсутствовали в базе велотрекс.

4. Стратегия и тактика


При планировании маршрута сначала изучили отчеты о пройденных ранее походах, различные интернет-ресурсы. Составили примерный список достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть. Далее проанализировали по данным из отчетов/велотрекс, где и какой категории препятствия и куда нам ехать нельзя, в соответствии с планируемой категорией сложности похода. Изучили варианты заброски/выброски, сопоставили все данные и решили стартовать из Владикавказа и финишировать в Кисловодске и уже вырисовывалась примерная нитка маршрута. Далее, подробно изучая треки предыдущих маршрутов, слои накарте.ме, изобразили более подробный трек, сверяясь с нормами километража в нашей категории и включали протяженные препятствия с запасом. Составили график движения группы, закладывая реальные дневные километражи и наборы высот, чередуя дни нагрузки и отдыха. Также при планировании следили за дневным высотным графиком, а именно на какой максимальной высоте группа побывает за день и разницей высот ночевок. Проставили планируемые места ночевок и дополнительно еще разные запасные варианты из отчетов на случаи отставания/опережения графика, проверяя по описаниям в отчетах наличие и качество воды. Дополнительно из отчетов взяли координаты и информацию о магазинах, источниках питьевой воды, АЗС, мед.учреждениях, аптеках, мастерских, шиномонтажах, банках и банкоматах, достопримечательностях и так же нанесли на планируемый трек.

На этапе планирования маршрута выяснили, что часть маршрут находится в пограничной зоне, куда требуется пропуск. С помощью госуслуг мы заказали наш коллективный пропуск (http://velotrex.ru/attachments/1701761163_656ed08ba7239.pdf), а получали его уже в управлении во Владикавказе личным визитом. Оформлением подобных запросов следует заниматься более, чем за 30 дней до момента отъезда/подписания маршрутной книжки, чтоб оставить время для маневров. Заявку рассматривают от 2 недель до месяца. Нужно или планировать запасные варианты для срезки пограничной части маршрута на случай отказа, либо отправлять заявку заранее, чтоб успеть внести изменения в маршрут. Мы все делали заранее. Количество дней нахождения на пограничной территории следует брать с запасом на случаи отставания на маршруте. В итоге пропуск проверяли аж три раза: по дороге на перевал Куртатинский, близ Рокского тоннеля и потом по дороге в Бурон при въезде.

Затем, составили список необходимого общественного снаряжения исходя из информации в отчетах. Внутри группы и у соклубников нашли необходимое снаряжение в нужном количестве, приемлемом качестве и весе. Собрали и унифицировали ремкомплект механика, исходя из характеристик велосипедов участников, полагаясь на рекомендации из отчетов. Собрали необходимую аптечку, исходя из результатов анкетирования участников о состоянии их здоровья и рекомендаций из отчетов. Распределили между участниками все снаряжение по весу с учетом коэффициента 0.7. Для удобства заброски в регион для велосипедов взяли билеты в багажное купе. Топливо было решено брать из Москвы с расчетом на весь поход – берегли горелки, исключили засор и обслуживание.
Опираясь на результаты анкетирования участников, составили меню на все дни. По доступной информации о магазинах и ассортименте запланировали закупки раскладки в крупных населенных пунктах. Составили списки продуктов для закупок и списки их распределения по участникам (стараясь учитывать динамику веса продуктов и топлива). Для удобства из Москвы решили взять на весь маршрут - сухие овощи, сухой фарш, сырокопченую колбасу, продукты на первые дни. Распределили дежурства участников по парам по дням.

Одновременно с решением всех организационных задач участники группы активно тренировались. Были обязательные двухдневные выезды, на которых группа проверяла общественное и личное снаряжение. В обязательном порядке участниками отогнаны велосипеды в мастерскую для прохождения полного ТО. Компоненты на велосипедах менялись заранее, чтоб успели пройти прикатку.
Участники были заранее информированы о возможных проблемах со здоровьем на высоте, о подготовке организма к горному походу.
На двухдневной скатке мы подсчитали по весу расход Нефраса на наших горелках с нашими канами. Затем сверились с расходами топлива в горах из интернет-ресурсов и отчетов. Посчитали примерный расход для похода на все дни.
Далее был найден и забронирован гостевой дом на финише в Кисловодске.

Продумали аварийные сходы с маршрута. Купили медицинскую спортивную страховку. Зарегистрировали группу в МЧС.
С собой запланировали брать наличные рубли. И у каждого участника кроме карманных денег был отложен неприкасаемый запас наличных и безналичных средств на случай необходимости.

Стратегия построения маршрута: основной вариант рассчитан на хорошую физическую подготовку и благоприятную погоду. Некоторые ранее утвержденные протяженные препятствия не меняют категорию по мокрому покрытию. Запасные варианты продуманы на случаи непогоды, плохого самочувствия участников, отставания от графика, но в то же время терпят непогоду, с меньшими наборами высот и/или с лучшим покрытием.

Стратегически весь маршрут построен таким образом: первые дни группа вкатывается. Затем дни нагрузки и отдыха чередуются. Сначала группа акклиматизируется, с каждый днем набирает форму, проезжает сложные участки и далее нагрузка идет на убыль. Некоторые дни по расчетам предполагают ранний приезд группы на ночевку и соответственно большее время на восстановление сил. При разработке запасных вариантов был учтен фактор непогоды, включены участки-срезки, без ущерба спортивной части маршрута.
Для прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: общий подъем и сбор лагеря в 6 утра (в редкие дни чуть позже, если день планируется короткий, или технически не сложный, еще реже в 5 при необходимости раннего выезда), начало поисков места ночевки за час до наступления темноты. Обеды были в виде перекусов, время начала обеда обычно приходилось по прохождении минимум половины планируемого на день километража, или перед подъемом на перевал. Закупка раскладки происходила по графику со списком продуктов. С собой всегда имелся суточный резерв продуктов на случай задержки и отставания на маршруте. При движении наверх и постоянном наборе высоты график движения сокращался до 20-25 минут движения и 5-10 минут отдыха. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД. Группа закупала воду в населенных пунктах, набирала в обустроенных источниках, питьевую воду возили с запасом, а так же с собой имелись хлорные таблетки Аквабриз2 для обеззараживания. Места ночевок планируемые и запасные были продуманы заранее. Постановка лагеря на равнине и в горах соответствовала требованиям безопасности. Для готовки использовались мультитопливные горелки и нефрас для меньшего засора. При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.

5. Изменения маршрута и их причины


В основном весь маршрут пройден по основному варианту движения. Имели место отставания от графика, опережения и пара незначительных отклонений во Владикавказе и Ессентуках в сторону достопримечательностей и в горной части мелкие отклонения обусловлены выбором более оптимального пути, либо сезонностью дороги/пологостью подъема, не влияющих на категорию. Запасные варианты движения на всем протяжении не были востребованы.

День 1 - пройден по графику с небольшим отклонением от трека - во Владикавказе пришлось проехать до Пограничного управления за групповым пограничным пропуском.
День 2 - пройден по основному варианту по графику.
День 3 – пройден по основному варианту, но с отставанием, обусловленным сложностью преодоления перевала. Незначительные отклонения от трека имелись при подъеме на Куртатинский перевал, во время движения по склону без тропы, где старались выбирать более оптимальный пологий и безопасный подъем, обходили осыпи, снежники.
День 4 - пройден по основному варианту, почти нагнали график, не доехали до плановой ночевки километров 10.
День 5 - пройден по основному варианту. Разведка доложила, что место ночевки прошлой группы нравится, поэтому решили не ехать на плановую ночевку оставшиеся пологие асфальтовые 2.5 км.
День 6 - пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки примерно 8 км подъема по асфальту, встали на удачную поляну-полку над дорогой.
День 7 - пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки примерно 10.7 км спуска по каменистой разбитой дороге. Отставание сохраняется, обусловлено крутостью подъемов и качеством покрытий.
День 8 - пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки примерно 15.5 км. Отставание сохраняется, обусловлено крутостью подъемов и качеством покрытий и накапливаемой усталостью.
День 9 - пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки примерно 18 км. Отставание сохраняется, обусловлено крутостью подъемов и качеством покрытий и накапливаемой усталостью.
День 10 - пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки примерно 5 км. Отставание обусловлено решением группы не ехать радиалку на Джилы-Су и встать на проверенном ранее месте ночевки и набраться сил.
День 11 - пройден по основному варианту. Решили не оставаться наверху на плато Кинжол, не мерзнуть ночью, сбросили ~400м , уехали дальше плановой ночевки на 6 км.
День 12 - пройден по основному варианту. Уехали дальше плановой ночевки на 11км, встали поближе к началу более крутого подъема.
День 13 - пройден по основному варианту. Уехали дальше плановой ночевки на 8 км по силам, не захотели оставаться в «Долине Нарзанов» и осилили крутой асфальтовый подъем от реки Хасаут.
День 14 - пройден по основному варианту. Уехали дальше плановой ночевки на 32 км по силам.
День 15 - пройден по основному варианту с опережением. Уехали дальше плановой ночевки на 57 км по силам. Хотели успеть в Суворовские термы и успеть заехать на следующий день в Ессентуки.
День 16 - пройден по основному варианту с небольшим отклонением от трека – заехали по пути в Ессентуки отведать минеральной воды и посмотреть достопримечательности.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


В целом поход прошел без серьезных происшествий.

Самыми востребованными препаратами в походе были Лоратадин (противогистаминное), Зодак(из личных запасов), гель Псилобальзам - использовались всеми членами группы практически ежедневно, поскольку подвергались укусам самых разнообразных насекомых от комаров до шмелей и при необходимости снять индивидуальные аллергические реакции на цветущие сорные травы и пыльцу растений.
Также применялась мазь Метилурацил для заживления поверхностных повреждений кожи: один участник получил ожог пальца после касания о тормозной диск, который оказался горячий, другой - глубокие ссадины на нижней части ладони при падении на рыхляке в разбитой каменистой дороге. Для повязок использовались пластырь, бинты и ватные диски. Для обеззараживания и обработки ран перед перевязкой - перекись водорода и зелёнка-фломастер.
Мазь разогревающая Rumalaya для коленных суставов и спины применялась одним участником каждый день.
Трое участников в середине похода в течение 3-х дней применяли Ангидак (спрей для горла) и Шалфей (таблетки для рассасывания) при боли в горле.
Обезболивающее Но-шпа(из личных запасов) применялось единожды при приступе гастрита у одного из участников.
Диакарб имелся у каждого в личной аптечке. Все участники похода знакомы ранее с реакциями своего организма на разных высотах, были до похода ознакомлены с высотным графиком похода по дням, а так же ежедневно предупреждались о высотах планируемых на следующий день. Прием препарата велся каждым индивидуально осознанно по самочувствию и необходимости.
Солнцезащитные средства имелись у каждого участника лично, использовались регулярно.
Со всеми возникающими недомоганиями и травмами группа справилась своими силами и средствами; не пришлось обращаться ни в медучреждения, ни в аптеку. Походная аптечка полностью покрывала все потребности, с которыми сталкивалась группа во время похода.

7. Изменение состава участников


Изменения состава участников непосредственно на маршруте не было. На маршрут вышли в полном составе и завершили маршрут в полном составе.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Маршрут пройден без использования иных видов транспорта.