Главная  
Характеристика пройденного маршрута Монголия_23, сложность: 6 к.с., руководитель: Шмаренков А.Л., маршрутная книжка: Р23-5/602

1. Цели прохождения маршрута



- Спортивные — прохождение спортивного маршрута 6 к.с., участие в Чемпионате России по спортивному туризму, повышение спортивной квалификации;
- Познавательные — освоение нового района велопутешествий, знакомство с природными, историческими, этнологическими особенностями, культурой, обычаями жителей Монгольского Алтая;
- Дипломатические — передача подарков (рисунков) от тульских детей детям монгольских чабанов;
- Социальные — совместные отдых, физическая работа и общение членов команды тульских туристов.

2. Краткое описание маршрута



Маршрут условно можно разделить на три части, по количеству горных массивов в составе Монгольского Алтая на маршруте: Мунххайрхан с одноименной вершиной-четырехтысячником, Цамбагарав с вершиной-четырехтысячником г.Цаст-Ула и хребтом Хархира-Ула также с вершиной более 4000 м.
Сложные определяющие препятствия 6 и 5 к.т. находятся в больщей степени в первой части маршрута. Движение здесь осуществляется в основном по дорогам от среднего до сверхнизкого качества, скотопрогонным тропам. Покрытие мелкий и крупный камень с техническими препятствиями. Много протяженных локальных препятствий, особенно при движении к перевалу Их тургэний даваа. Встречаются в небольших количествах и песчаные участки. Эта часть довольно мало населена. Граница — самый крупный на Монголском Алтае город Ховд.
Вторая часть от г.Ховд д проходит почти 80 км по полупустыне, затем по красивейшему каньону крупной реки Ховд гол, после каньона - вдоль ущелья реки Цэцэгт гол, обходя прижимы через локальные препятствия и по более-менее обжитому монголами району пастбищ, заканчивается в Ульгии -центре сомона. Покрытие дорог во многом — песок от укатанного до рыхлого, а также мелкий камень. По маршруту — одно препятствие 4 к.т. и несколько 3 к.т.
Начало третьей части маршрута проходит вдоль реки Ховд, по дороге с твердым покрытием (мелкий камень) в гористой местности, а затем дорога уходит от реки в песчаную полупустыню до озера Ачит нуур. По участку Ачит нуур — Ульгий периодически проезжают груженые самосвалы с открытого угольного разреза. Следующий участок нашего трека -это самое длинное на маршруте протяженное препятствие 6.к.т. На нем на юге и на севере расположены обширные монгольские пастбища, и только между ними нет нормальной проезжей дорого, а узкая тропа соединяющая север и юг является скотопрогонной. По мосту пересекает ущелье бурлящей реки Харгайтын гол и на подходах к реке с обеих сторон имеет локальные препятствия. После спуска с пастбищ плато Хархира ула, дорога 150 км идет по бескрайним каменистым полям с включением болот и бродов широко разлившихся рек, питающих с севера озеро Ачит нуур. Затем по хорошой укатанной каменистой дороге ущелья Хоолой хавцал приводит в конечную точку маршрута н.п. Цаганнуур. По маршруту на третьей части одно препятствие 6 к.т. и несколько 3 к.т.

3. Новизна



Маршрут является первопрохождением для велотуристов. Треть маршрута была пройдена, только в обратном направлении, нашей группой под тем же руководством, но в другом составе, в 2017 году.

4. Стратегия и тактика



Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу были изучены отчеты тульских пешеходников, которые являются корифеями в области походов по данному региону, выслушаны их рекомендации. На основе спутниковых снимков местности подготовлены карты для навигаторов и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, продуманы запасные варианты, по рекомендации коллег-туристов найден человек в Монголии, опираясь на которого мы построили логистику подъезда к точке начала маршрута от пограничного пункта пропуска в Монголии. На сайте АВИТО из многих вариантов был выбран перевозчик на подброску Барнаул-Ташанта и обратно.
Т.к. нами был выбран авиатариф компании S7, предполагающий перевозку багажа, практически без ограничений по весу (10 кг ручная кладь + 23 багаж + велосипед до 23 кг), решили закупить проверенные продукты по раскладке практически на весь поход (можно было не опасаться за качество) с оставлением заброски на половине маршрута.
На основании опыта предыдущих походов и по рекомендации были собраны необходимое общественное снаряжение и ремонтный набор, медицинскую аптечку помогла собрать жена одного из участников - врач.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы и индивидуальных покатушках. индивидуальным планам.

Стратегия построения маршрута:
Маршрут планировался как линейный, 6 к.с., при прохождении основных определяющих препятствий в малоизученном и малонаселенном горном массиве Мунххайррхан. Направление движения по маршруту с юга на север было выбрано из-за довольно сложной логистики подъездов/отъездов и связано с тем, что маршрут заканчивался вблизи монголо-российской границы. Это позволяло не беспокоиться об автомобильном транспорте на выезд из Монголии. К тому же при преобладании солнечной погоды практически всю дорогу не приходилось двигаться против яркого монгольского солнца :). Времени, проведенного в подброске к началу маршрута и ночевки в полевых условиях в Ташанте группе вполне хватило для акклиматизации.

Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий. Обед организовывался примерно в половине дня, на удобных площадках, по возможности у воды. Обедали по полной программе — с приготовлением горячего супа, длительность отдыха примерно 2 часа. Ночевки как правило на берегу реки. Пару ночевок провели без реки, использовали запасенную днем воду. Для этих случаев каждый участник вез с собой пустую пятилитровую канистру и при случае наполнял ее водой, если планировалась «сухая ночевка».

5. Изменения маршрута и их причины



Маршрут полностью пройден по основному варианту. Запасные варианты не применялись.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи



Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали. Из аптечки использовались только: зеленка на мелкие раны, бинт на палец ноги, активированный уголь.

7. Изменение состава участников



В составе участников было изменение — из-за травмы за несколько дней до похода, не смог поехать Артем Моисеев. Таким образом из 5 заявленных членов группы осталось 4. МКК своевременно перед походом была извещена об изменении состава группы.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК



Автотранспорт, не оговоренный при заявке, на маршруте не использовался.