Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Монголия_23, сложность: 6 к.с., руководитель: Шмаренков А.Л., маршрутная книжка: Р23-5/602

1. Общие выводы и рекомендации



Пройденный линейный маршрут соответствует 6 к.с. и может быть рекомендован как основа для организации походов высшей категории сложности в регионе Монгольский Алтай. Сама идея маршрута появилась еще в 2017 году, после первого нашего похода по западной Монголии. Начальная и конечная точки маршрута, в том числе направление движения по нему — от южной части региона к Российской границе, выбирались, исходя из ограниченного времени на его преодоление (необходимо было добраться домой к окончанию отпуска). Поэтому была разработана жесткая логистика, привязанная к временным интервалам, связанная с зависимостью от нескольких факторов: авиарейсов, договоренностью с российским перевозчиком из Барнаула и обратно, и особенно договоренностью с монгольским перевозчиком. Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении, за исключением локальных препятствий при подъеме на перевал Их Тургэний даваа горного массива Мунххайрхан, обхода прижимов при движении по ущелью реки Цэцэгт гол горного массива Цамбагарав и преодолении брода через эту реку , пересечении ущелья реки Харгайтын гол в горном массиве Хархираа. Эти локальные препятствия требуют хорошей техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым склонам и техники преодоления бродов. Так же на маршруте присутствуют несложные броды и переправы, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль — август, но нужно иметь ввиду что в высокогорье в августе уже возможно локально выпадение снега.
Климат Монгольского Алтая резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, возможны сильные ветра, так же характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного и группового снаряжения.
К потенциально опасным явлениям живой природы можно отнести наличие в горах больных сурков, переносчиков чумы. Маршрут проходил по территории, где севернее Ховда был объявлен карантин в связи с чумой сурков. Следов жизнедеятельности крупных хищников на маршруте не обнаружено.
Местное население Монголии дружелюбно, открыто, всегда готово прийти на помощь. Пастухи в юртах часто приглашают на чай. Встреченные на маршруте монголы охотно фотографируются вместе с участниками группы. Однако, как и на всех других территориях, необходимо соблюдать правила и обычаи местного населения: на горных перевалах и в святых местах запрещено громко говорить, шуметь, сквернословить, слушать громкую музыку и бросать мусор.

2. Выводы и рекомендации штурмана



Ориентирование на местности не вызвало каких-либо сложностей. Основная часть маршрута пролегала дорогам и тропам, хорошо различимых на спутниковых снимках местности. Иногда, например на подъеме к перевалу Их тургэний даваа, в протяженных каменных завалах пропадает конская тропа (ее практически не видно и на спутниковых снимках). Тогда на помощь приходят сложенные из камней туры, видные издалека — указатели тропы.
Для ориентирования в GPS навигатор, поддерживающий растровые карты (а рекомендуется именно такой, т.к. векторные карты малоизученных/малоиспользуемых районов весьма плохи для ориентирования), рекомендуется загружать:
1. Топографические карты в масштабе 1:100000, (подготовленные JNX файлы, масштаб отображения — 13);
2. Треки планируемого маршрута и запасные варианты
3.Спутниковые карты в максимальном разрешении на сложные участки маршрута.
Полезно иметь схемы на бумажном носителе.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной).
В качестве питания навигаторов использовались пара комплектов NI-MH аккумуляторов, каждого из которых хватало на 2 ходовых дня. Дополнительно имелся аварийный комплект литиевых аккумуляторов.

3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию



Хоть на маршруте и попадаются изредка магазины, но ассортимент в них непредсказуемый и качество товара оставляет желать лучшего. Поэтому, исходя из возможности заброски на середине маршрута и провоза практически неограниченного веса багажа на авиарейсе, качественныеи проверенные продукты закупались дома в Туле, и часть докупалась при подброске по Чуйскому тракту в Акташе. Для готовки использовали тушенку в мягкой упаковке «Говядина по 325 грамм» производства «Кронидов». Также традиционно на маршрут брали сало. На протяжении маршрута дважды питались: в ресторане г.Ховда после прохождения сложной первой части маршрута, и в придорожной забегаловке для водителей на озере Ачит нуур. .
Воду для приготовления пищи брали из рек, после кипячения она вполне пригодна. Для питья во время движения в основном набирали из родников и чистых горных ручьев вне пастбищ. При отсутствии такой возможности воду из рек и источников фильтровали или кипятили..
Готовили в основном на мультитопливных горелках PRIMUS на бензине. Взятые емкости под бензин (3 шт по 1 л + 2 баллона по 0.5 л в комплекте горелок) заполнялись дважды - перед маршрутом и на маршруте в г.Ховд. Бензин отвратительного качества (а другого и нет) брали на заправках. На всякий случай и для резерва возили с собой компактный газовый баллон аэрозольного типа. Несколько раз при наличии дров готовили на костре. Пару раз при наличии только мутной воды, как например в реке Ховд гол, использовали фильтр.

4. Выводы и рекомендации механика



Перед походом необходимо провести тщательный осмотр велосипедов и заменить детали, находящиеся на грани своего ресурса, особенно это касается деталей трансмиссии. В ремнаборе рекомендуется иметь запасные покрышки на каждый диаметр колеса, это обусловлено возможными порезами на камнях, из которых состоит основное покрытие на маршруте.
Необходимо регулярно проводить осмотр велосипедов, периодически смазывать цепь, особенно после бродов. проверять основные узлы, включая затяжку болтов багажника.

5. Выводы и рекомендации медика



Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали. Из аптечки использовались только: зеленка на мелкие раны, бинт на палец ноги, активированный уголь. На маршруте рекомендуется использовать гигиеническую помаду, из-за очень сухого климата района.

6. Выводы и рекомендации казначея



Основная часть трат пришлась на авиабилеты, трансфер к началу маршрута и обратно из Монголии и закупку продуктов в России.
В Монголии рекомендуется менять рубли в городах, таких как Ульгий и Ховд. Самый выгодный курс у менял сразу за монгольским пунктом пропуска на границе. Но существует небольшой риск обмана. На базаре в Ульгии можно расплачиваться российскими рублями, т. к. большинство населения здесь казахи и часто ездят в Казахстан к родственникам через Чуйский тракт.