Главная  
Характеристика пройденного маршрута Армения 4х3, сложность: 3 с эл. 4 к.с., руководитель: Кузьмин Д.В., маршрутная книжка: 1/5-402

1. Цели прохождения маршрута


Опыт руководства в сложных горных районах:
Маршрут прошел через горные районы с разными уровнями сложности. Руководитель смог приобрести опыт в планировании и организации маршрутов, в управлении группой велосипедистов, в разработке стратегий безопасности в горах и в умении преодолевать труднопроходимые участки.
Этот опыт может быть весьма ценным для будущих лидеров велопоходов и горных приключений.

Опыт велопохода в жарком климате:
Армения имеет жаркий климат, особенно в летние месяцы. Прохождение маршрута в таких условиях предоставила участникам ценный опыт велопохода в жарких климатических условиях. Они узнали как правильно управлять запасами воды и питанием, как защищаться от солнца и жары и адаптировать свой график движения в таком климате.

Проверка облегченного снаряжения:
Важной частью цели маршрута была проверка облегченного снаряжения для велопоходов. Участники смогли оценить какие предметы снаряжения действительно необходимы для комфортного и безопасного велосипедного путешествия, а какие можно опустить, чтобы снизить вес и увеличить мобильность.
Этот опыт будет полезным при планировании более долгих и сложных велопоходов, где каждый грамм снаряжения имеет значение.

Таким образом, прохождение велосипедного маршрута в северной и центральной Армении получилось не только увлекательным приключением, но и ценным обучающим опытом для будущих велосипедистов и лидеров походов.


2. Краткое описание маршрута


Маршрут разработан на основе маршрута гонки Ascend Armenia с доработками в сторону упрощения и сокращения километража. Его можно разделить на три части:
Превая - это раскаточная и подготовительная часть. Группа стартовала в городе Гюмри, раскатывалась с небольшим набором и аклиматизировалась первые пару дней.
Вторая включала в себя серию сложных подъемов, а также передвижение по горным хребтам малого Кавказа, которое сменялось посещением крупных населеных пунктов (Степанаван, Алаверди, Иджеван) для пополнения запасов провизии и отдыха участников.
Третья часть подразумевала спокойное перемещение группы по плоским участкам с хорошим покрытием вокруг озера Севан.


3. Новизна


Несмотря на то, что Армения является одним из популярных направлений среди велотуристов, в последнее время интерес к походам в районе Малого и Восточного Кавказа сильно возрос.
Наш маршрут включал в себя серию официальных первопрохождений участков:
с. Амасия-оз. Арпи - г. Степанаван (препятсвия: подъём вдоль р. Ахурян; траверс Мумуханских гор);
г. Степанаван - г. Алаверди - г. Иджеван (препятствия: траверс Вирахайоцкого (Сомхетский) хребета; траверс Иджеванского (Далидагский, Каен) хребта);
г. Иджеван - с. Чамбарак - оз. Севан (препятствия: подъем вдоль реки Гетик; перевал Кармир (Красносельский)).
Все препятствия снабжены подробной фото и видео съемкой.


4. Стратегия и тактика


Подготовка к маршруту:
Так как маршрут базировался на треке гонки Ascend Armenia, при подготовке маршрута сначала были изучены отчеты по данному
региону, изучались отчеты автотуристов, участников гонки Ascend Armenia и множество видео на YouTube о регионе похода.
Затем была собрана полезная информация по району похода и пожелания участников относительно маршрута. После внесения в трек гонки кооректировок в сторону сокращения километража и исключения участка в северо-восточной части Армении были определены подробная нитка маршрута, а также пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
Параллельно проходила физическая и техническая подготовка участников.
Средства передвижения в группе были представлены во всех возможных вариациях, что не позволило существенно снизить вес ремонтного набора и инструментов.
Стратегия построения маршрута:
Разработка маршрута проходила после формирования группы, однако из-за времени проведения похода в самый жаркий период было запланировано множество запасных вариантов, а также учитывалась сложная геополитическая ситуация в восточной части Армении.
В связи с производственной необходимостью одного из участников похода и обострением конфликта в районе Нагорный Карабах между Арменией и Азербайрджаном группа воспользовалась запасным вариантом проезда по участку г. Иджеван - г. Чамбарак (подальше от границ государств).
Стратегически весь маршрут был построен таким образом: в начеле группа раскатывается и аклиматизируется к жаркому климату в течении нескольких дней по маршруту без большого набора по дорогам хорошего качества.
Наиболее автономный, требующий максимальных физических усилий и эмоционального напряжения, участок запланирован на середину маршрута. Окончание маршрута проходит на равнином участке вокруг озера Севан, с посещением исторических и культурных достопримечательностей.
Тактика:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: общий подъем, движение, начало поисков места ночевки по состоянию группы с учетом запланированного графика и условий местности (ПП, ЛП, удобные места стоянок, источники воды). При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД, двигалась колонной без существенных разрывов в прямой видимости.

5. Изменения маршрута и их причины


В основном весь маршрут пройден по плану. Имели место отстования по графику.
Первый день пройден по основному варианту с ночевкой в запланированном месте.
Второй день пройден по основному варианту, но не доехали до плановой ночевки около 10 км, т.к. при подъеме на Карахачский перевал нас встретил сильный и порывистый встречный ветер. Участники были измотаны дневной жарой в первой половине дня и встречным ветром во второй половине дня. Двигались по разбитой дороге до первого источника воды.
Нашли только почти иссохший ручей воды, в котором все-таки хватило для приготовления пищи и купания участников.
Третий день был пройден по основному варианту. Не доехали до плановой ночевки около 20 км, т.к. на подъеме в сторону гор. Лейджан дорога была сильно разбита и присутсвовали ЛП. Средняя скорость группы сильно упала, было принято решение встать на ночевку на одном из плеч небольшого серпантина у хорошего источника воды.
Четвертый день был пройден по основному варианту. Группа отставала от графика на пол дня. При движении по Вирахайоцкому (Сомхетскому) хребту мы столкнулись с отсутствием дороги и двигались по хребту и склону с повышенной осторожностью.
Также пуск в долину р. Дебед был осложнен крутыми перепадами дороги и наличием множества скругленных камней от постоянной езды косарей. На ночевку решили остановиться с гостинице, чтобы как следует отдохнуть и набраться сил.
Пятый день был пройден по основному варианту. Группа встала на ночлег на 8 км раньше, так как подороге попалась хорошая беседка и мощьный источник воды. Отстование группы увеличилось до одного ходового дня.
Шестой день был пройден по основному варианту. Группа встала на ночлег на плановом месте стоянки 5 дня. Отстование группы по графику составляло 1 ходовой день.
Седьмой день был пройден по основному варианту. Группа спустилась в г. Иджеван, тут мы узнали об очередном ветке овстрения геополитического конфликта между Арменией и Азербайрджаном и приняли решение продолжить путь по запасному варианту движения. асфальтовой от г. Иджеван до г. Чамбарак.
До участника похода Ани Юсуповой дозвонился работатадеть и попросил решить несколько рабочих вопросов удаленно. В г. Иджеван мы нашли гостиницу с компьютером и останавились в ней на ночь.
Восьмой день был пройден по запасному варианту. Один участник (Анна Юсипова) остался в г. Иджеван решать рабочие вопросы. Группа успешно совершила пробег до г. Чамбарак за первую половину дня и было принято продолжить движение до оз. Севан.
Группа встала на запланированную ночевку 8 дня и нагнала отстование по графику движения.
Девятый день был пройден по основному варианту. Группа при выезде на дорогу М14 воссоединилась с Анной и в полном составе продолжила движение.
Ночевать решили немного раньше планового места (не доехали 20 кв.), так как на картах нашли несколько отмечанных туристических стоянок в лесу на мысе и променяли запланированный отдых в гостинице на отдых на природе.
Десятый день был пройден по основному варианту. В поселке Гавар планировалось закончить поход и участники группу планировали разъехаться в разных направлениях. Однако коллекитивно было принято продолжить марршрут до пос. Севан и оттуда всем вместе поехать в Ереван (продолжить культурный отдых)
Ночевали на пляже недостроенного отеля (такое стало возможно после успешных переговором с охранниками територии, при условии, мы покинем территорию до 10 утра следующего дня).
Одиннацаты день был пройден маршруту от пос. Товазард до пос. Севан где группа закончила маршрут.


6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.
Из за жары наблюдалось общее утомление группы. Было притято решение пить больше минеральных вод а так же сократить време между приемом солевых таблеток до 1 шт. в 2 ходовых часа.

7. Изменение состава участников


Изменения состава участников на маршруте было только в восьмой день похода, когда Юсипова Анна отсалась в г. Иджеван решать рабочие вопросы. На маршрут вышли в полном составе и завершили маршрут в полном составе.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Маршрут пройден без использования иных видов транспорта.