Главная  
Характеристика района маршрута Велочетверка по Кузнецкому Алатау и Западному Саяну, сложность: к.с., руководитель: Макунин А.А., маршрутная книжка: 0-170-23

1. Общая полезная информация


Маршрут охватывает обширную территорию горной страны Алтае-Саянской складчатости – Кузнецкого Алатау и отдельных хребтов Западного Саяна.
Южная часть Кузнецкого Алатау, относящаяся Горной Шории, отсечена от высоких вершин основного массива долиной реки Томь и глубоко изрезана ее крупными притоками (Мрассу, Кон-дома) и средними (Балыксу, Кабырза и их притоками) на многочисленные отроги.
От Телецкого озера и до истоков реки Томь лежит Абаканский хребет – частью Западного Саяна, логично продолжающий Кузнецкий Алатау на юг, с высокими гольцами, немногим не достигающим 2000 м, со средними высотами 1400-1700 м.
За рекой Абакан его и реки Енисей водоразделом расположены Джойский и Джебашский хребты, также часть Западного Саяна.
Вся территория горной страны сложена метаморфическими и изверженными породами, преобладает сильно расчлененный среднегорный рельеф с темнохвойной тайгой по склонам (пих-та, ель, сосна сибирская), на вершинах – горная тундра.
Так как геологически район богат как рудными, так и россыпными природными богатствами, он очень тщательно обследован геологами, а лесные запасы и когда-то жилые поселки со спецконтингентом повлекли за собой образование разветвленной сети дорог, ныне приходящих в упадок – разрушенные мосты, многочисленные броды, размытые дороги.
Климат континентальный, с холодной и многоснежной зимой на западе и малоснежной – на востоке с умеренно теплым летом, гребневая часть получает до 1500 мм осадков в год, что делает реки полноводными почти все лето за счет снегового и дождевого питания.
Район не имеет категорийных вершин и перевалов, но высшие точки включены в эталонные пешеходные и лыжные маршруты 2-3 к.с. По крупным рекам весь теплый сезон возможны водные маршруты до 3 к.с. Обширная дорожная сеть позволяет проходить велосипедные маршруты до 4 к.с. и автомобильные до 5 к.с. включительно. В массиве горы Патын и в среднем течении р. Мрас-су и в среднем течении р. Балыксу есть карстовые объекты – посещаемые пещеры.

2. Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов


1. Парк со скульптурой в г. Таштагол
2. Деревянные строения в пос. Кичи
3. Музей ссылки в с. Усть-Кабырза
4. Подвесной мост через р. Мрассу в с. Усть-Кабырза
5. Вершины Патын, Большая и Малая Кольтайга
6. Действующие золотые прииски в долинах Базас, Ортон, Федоровка и Балыксу
7. Долина реки Таштып с притоками
8. Родовые знаки на перевале за с. Верх. Таштып
9. Сосновые береговые боры в г. Абаза
10. Уникальный траверс от перевала Турунташ до р. Аялыгхол
11. Урочище Бабик
12. Каскад ГЭС на реке Енисей (Саяно-Шушенская и Майнская)

3. Варианты подъезда и отъезда


Был запланирован полностью линейный маршрут. Заехать к началу маршрута в г. Таштагол можно из г. Новокузнецка на электропоезде с частичным заездом на заказном автотранспорте, либо полностью заказным автотранспортом, выехать из конечной точки маршрута можно на поезде Абакан- Москва, проходящем через станцию Тайга, или также заказным автотранспортом. Мы выбрали первые варианты в обоих направлениях.
Пограничные зоны на пути следования не пересекались. Шорский национальный парк проезжался по дорогам общего пользования на узких участках без захода в природную среду и нарушения режима охраны на участках Усть-Кезес – Усть-Пызас и Кантус – Сарасет.

4. Аварийные выходы с маршрута


В случае непоправимых поломок велосипедов или серьезных травм был предусмотрен выход на ближайшую автомобильную дорогу или крупный населенный пункт с эвакуацией велосипедов и возможных пострадавших