Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Прогулка в область, сложность: 1 к.с., руководитель: Рождественский А.С., маршрутная книжка: 1/5-114

1. Общее


Спортивный маршрут 1 к.с. был успешно пройден. Опыт руководства получен. Участники отдохнули и приобрели походный опыт, ознакомились с природными и историческими достопримечательностями.
Вариант чередования ночёвок в палатке и гостинице, приёмов пищи автономно и кафе, позволил участникам лучше отдыхать и быстрее восстанавливать силы, что в итоге положительно сказалось на интенсивности прохождения маршрута.
Использование экшн-камер GoPro для фотофиксации в режиме "Таймлапс" покрытий при прохождении маршрута и последующее использование полученного материала для составления отчёта и создания очень точного описания покрытий протяженных препятствий оправдано.

2. Регистрация и сопровождение МЧС


В отведенный временной интервал, руководитель туристической группы подал заявку в МЧС. Накануне начала похода, 21 сентября, позвонили сотрудники МЧС Калужской области и узнали детали похода. 22 сентября позвонили сотрудники МЧС Смоленской области. Как и полагается, перед началом похода был сделан доклад в МЧС Московской области о том, что группа в полном составе начала поход и вышла на маршрут. Далее с периодичностью примерно 4 раза в день поступали звонки от МЧС. Если не успел ответить на входящий звонок, меньше, чем через минуту, поступает входящий звонок от МЧС следующему участнику группы. Если МЧС не звонил, то по наступлению темноты, совершался самостоятельный звонок в МЧС той области, в которой находилась группа. Каждый сотрудник МЧС задавал примерно одни и те же вопросы: "Всё ли в порядке?", "Были ли происшествия?", "Где находится группа?", "Куда направляется?", "Где и как планируется ночевать?". После получения ответов, сотрудник МЧС сообщал прогноз погоды и напоминал по какому телефону стоит звонить при черезвычайной ситуации. Через несколько входящих звонков сотрудников МЧС сформировал состав доклада, например, "Группа туристов под руководством Рождественского А.С. в полном составе, происшествий нет, все здоровы, находится в ....село, райной, область..., двигается в сторону ....город, район, область..., ночёвка запланирована в палатке в лесополосе в 1 км от ....село, район, область." Основное, что нужно знать руководителю похода и всем участникам похода, это точное полное название места пребывания, так сотрудникам МЧС, сопровождающим группу проще понять, где вы находитесь.
Телефоны сопровождающих МЧС:
- МЧС Московской обл.: +7 (495) 542-21-01
- МЧС Можайского р-на: +7 (496) 384-15-44
- МЧС Смоленской обл.: +7 (481) 265-30-91
- МЧС Калужской обл.: +7 (484) 271-81-07, +7 (484) 271-82-61

3. Из "Экологического кодекса туриста"


1. Разводите костёр на старых костровищах или в местах, свободных от растительности и от других природных объектов.
2. В случае отсутствия старых костровищ аккуратно снимите дерн, увлажните его, оставьте в сохранности. На очищенном от травы месте разводите костёр. По завершении костра залейте угли, возвратите дерн на место и полейте его водой.
3. Делите мусор на три класса:
Класс 1: утилизируется в компостных ямах или в почве - остатки растительной и животной пищи, обожженные жестяные банки.
Класс 2: Утилизируется сжиганием на костре - легко разлагающийся, горючий (бумага, дерево, безопасные пластики).
Класс 3: Утилизируется путём вывоза до ближайшего контейнера для мусора - неразлагающийся (металл, стекло, опасные пластики типа ПВХ).
Если каждый вывезет с собой свой мусор, а ещё лучше и чужой, который оказался на месте вашей стоянки, то вам и другим будет приятно приходить на это место снова!

4. Способы передвижения по различным типам дорог


Асфальтированное шоссе может таить в себе опасности для велосипедиста. Неприятное, что может встретиться на такой дороге, - продольная трещина или кусок вырезанного дорожными службами асфальта шириной несколько сантиметров или высокий край свежеуложенного асфальтового покрытия с низкой обочиной, или вообще отсутствующей. Выбоины, скрытые лужами, деформированный край асфальта в виде волн, или вала. Для узкой резины опасны ливневые стоки, решетки которых ориентированы прорезями вдоль дороги. Также опасны глубокие выбоины и открытые канализационные люки, которые после сильного дождя могут скрываться под слоем воды и быть незаметны.

Движение по гравийным дорогам нужно осуществлять на пониженной передаче. Чем крупнее щебень, тем тяжелее удерживать прямолинейность. При разбитом "гребенчатом" покрытии искать полосу для движения ближе к краю дороги. Дополнительную опасность на гравийных дорогах представляют участки после спусков. На них могут быть участки, покрытые толстым рыхлым слоем. Неожиданно въехав на такой участок, легко потерять равновесие.
При движении по дорогам, покрытым бетонными плитами, следует внимательно следить за их краями, так как они часто бывают разрушенными и из бетона могут выступать части арматуры. Опасны продольные стыки между плитами, а также старые участки таких дорог, расположенные на склонах, на которых плиты могут слегка сдвигаться.

При движении по грунтовой дороге рекомендуется ехать в один ряд, смотря перед колесом далеко вперёд, выбирая лучшую колею, жестко держа руль. Если позволяет техника и сноровка, то через мелкие препятствия можно перепрыгивать. По сравнению с асфальтом, дистанцию между велосипедистами следует увеличить.
Грунтовые дороги бывают разбиты глубокими колеями грузовых автомобилей и становятся непроезжими для велосипедистов. В таком случае нередка ситуация, когда приходится искать объезд по обочине.

СОВЕТЫ
- следует переключать передачу при слабом натяжении цепи,
- чем хуже сцепление с дорогой и чем больше на ней препятствий, тем ниже должна быть установлена передача и ниже скорость движения,
- чтобы избежать травм при падении, учитесь группироваться и старайтесь падать вбок, а не через руль,
- на поворотах следует поднимать педаль и сгибать колено в сторону центра окружности/радиуса.

5. Главные правила велотуристов при движении в группе


Группу ведёт штурман, который лучше ориентируется на местности или знает маршрут.
Не положено обгонять штурмана.
Положено правильно выполнять и повторять все сигналы направляющего.
На спусках, соблюдать безопасную дистанцию.
На дорогах с автомобильным движением необходимо осуществлять движение в один ряд как можно ближе к правому краю проезжей части дороги.
Строго соблюдать ПДД.
Не покидать группу, не сообщив спутникам.
Двигаться равномерно, осуществлять манёвры безопасно для себя и других участников движения.
Перед выполнением маневра на дороге необходимо сначала убедиться в его безопасности и подать соответствующий сигнал рукой.
Не тормозить резко, не производить резкие перемещения в сторону, не предупредив едущих сзади.
Обращать внимание на участников на расположение ям, препятствий, мешающих движению предметов на проезжей части.
Не производить обгоны на спусках, не обгонять по обочинам дороги.
Не останавливаться без серьёзных причин, не предупредив кого-либо из участников.
Не останавливаться на проезжей части мостов, переездов, перекрёстков дорог.
При остановке или стоянке занимать самое крайнее положение на обочине вне проезжей части дороги.

6. Безопасность на привале


Неправильно думать, что неприятности подстерегают велосипедиста только во время движения. Даже расслабляясь на привале после ходового дня, нужно соблюдать разумные меры предосторожности, и прежде всего при обращении с открытым огнём (костёр, горелка) и острыми предметами (нож, топор, пила). Разводя костёр, особенно в сухую жаркую погоду, необходимо предварительно расчистить место для него от травы и дёрна, а затем не оставлять его без присмотра. По окончании привала костёр необходимо залить достаточным количеством воды. Не следует разводить костёр под деревьями и вблизи них, газовую горелку не рекомендуется использовать в высокой траве.
Особенно внимательным и осторожным нужно быть при обращении с кипятком. В темное время суток котелок с ним лучше ставить вблизи костра на хорошо освещённом месте, чтобы исключить возможные ожоги по неосторожности.
К сожалению, довольно серьёзные проблемы, особенно в походах с ночёвкой, могут причинить не только природные факторы, но и агрессивно настроенные люди - нетрезвые жители ближайших деревень и любители пикников. Поэтому при выборе места привала следует отдавать предпочтение малолюдным и плохо просматриваемым местам, расположенным вдали от дорог и населенных пунктов. Заметим, что самые живописные и уютные места с хорошим подъездом, как правило, пользуются известностью и популярностью, поэтому не следует поддаваться соблазну обустраивать свой бивак на них, особенно если ваша группа немногочисленна. Гораздо разумнее подыскать что-нибудь более труднодоступное и скрытое от глаз посторонних.

7. Работа с GPS-треками


В процессе подготовки к публикации в е-отчёте записанных во время похода GPS-треков, выяснилось следующее:
- программа "Топокарты России" записывала текущее местоположение каждую секунду. Высота записывалась с большой погрешностью, в частности между записанными точками (интервал 1 секунда) высота могла меняться на 10...15 метров (фото из таблицы листинга GPS-трека).
- наручные часы Garmin fenix 3 HR записывали текущее местоположение с разным временным интервалом, от 1 секунды до 14 и больше секунд. Алгоритм выбора момента записи не понятен. Текущую высоту часы записывали с большей точностью из-за наличия в них барометра.
Перед финальной загрузкой GPS-трека на сайт velotrex из-за наличия ограничений:
- Поддерживаются только файлы в формате GPX
- Максимально допустимый размер файла: 10 Мбайт
было принято решение найти хороший вариант по оптимизации GPS-трека средствами фильтрации программы Garmin BaseCamp.
Так как оригинальный GPS-трек похода имел размер файла больше 10 Мбайт, загрузить его на сайт velotrex и посмотреть параметры трека не удалось.
Чтобы определить на какие параметры трека будет влиять фильтрация, первым делом была применена автоматическая фильтрации. Один трек был получен автоматической фильтрацией с условием сохранения максимального количества точек (2023-09-23...2023-09-28 ori АВТО max.jpg), размер файла 3084 КБ, второй - автоматической фильтрацией с условием минимального количества точек (2023-09-23...2023-09-28 ori АВТО min.jpg), размер файла 964 КБ. По результату анализа получилось, что параметры трека: набор высоты, сброс высоты и усредненный интервал сильно отличаются. Далее была опробована фильтрация по времени (2023-09-23...2023-09-28 ori 2сек.jpg), размер файла 6805 КБ и по расстоянию (2023-09-23...2023-09-28 ori 5м.jpg), размер файла 8330 КБ. Самым эффективным фильтром оказалась фильтрация по времени, она максимально точно сохраняет параметры трека близкими к оригинальному, но при этом заметно уменьшает размер финального файла GPS-трека. Таким образом, по результату проведенного исследования могу дать:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАБОТКЕ:
1. Из GPS-трека каждого походного дня удалены случайные флуктуации, незначительные съезды, топтание на месте;
2. Значение высоты перезаписано с помощью программы Garmin BaseCamp значениями высоты с карты;
3. Все дни соединены в один общий GPS-трек:
4. GPS-трек отфильтрован по времени: 2 сек;
5. Финальный GPS-трек загружен как фактический вариант прохождения маршрута похода.

8. Чек-лист подготовки GPS-трека для ПП


1. В Garmin BaseCamp создаем новый список и называем его номером паспорта ПП;
2. Загружаем в список оригинальные GPS-треки;
3. Обрезаем оригинальные GPS-треки, оставляем только участки, соответствующие ПП;
4. Объединяем трек в один и называем его номером паспорта ПП;
5. Удаляем из GPS-трека случайные флуктуации, не значащие съезды, топтание на месте;
6. Выбираем получившийся GPS-трек и экспортируем его;
7. Загружаем экспортированный GPS-трек в паспорт ПП на сайт velotrex;
8. Средствами сайта velotrex чистим GPS-трек.