Главная  
Характеристика пройденного маршрута Киргизия 2021 (УТП школы ВУ, 1 отделение), сложность: 5 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: Р21/5-501 (ЦМКК)

1. Цели прохождения маршрута


Учебно-тренировочная - зачетный УТП школы ВУ.
Спортивная - прохождение спортивного маршрута 5 к.с., участие в официальных соревнованиях, выполнение нормативов ЕВСК.
Познавательная - ознакомление с природными и историческими достопримечательностями Кыргызстана и Тянь-Шаня.

2. Краткое описание маршрута


Маршрут проходит по горам Тянь-Шаня (Республика Кыргыстан) и его условно можно разделить на следующие части:
1. Хребет Кюнгей-Ала-Тоо.
Подъем по долине р. Чонг-Кемин (3 к.т.), и пересечение хребта через перевал Кок-Айрык (5 к.т.)
Участок характеризуется грунтовыми и каменистыми дорогами от хорошего до низкого качества, а в непосредственной близости к перевалу, крупнокаменистой дорогой с множеством технических и локальных препятствий. Повышает сложность, интенсивность и автономность маршрута.
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение первичной акклиматизации и раскатка на прохождении препятствия, не определяющего к.с. маршрута, а в завершении прохождение ОП.
2. Озеро Иссык-Куль.
Движение по северному побережью от н.п. Чон-Сары-Ой до г. Каракол и далее по южному побережью до н.п. Тоссорчик по а/д высокого и хорошего качества.
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение окончательной акклиматизации, отдых после пройденного ОП перед прохождением последующего сложного участка, а так же набор километража, необходимого для маршрутов 5 к.с.
3. Хребет Терскей-Ала-Тоо.
Пересечение хребта через перевал Тоссор (5 к.т.) от оз. Иссык-Куль в долину р. Учемчек, спуск по ущелью (3 к.т.) и пересечение хребта в обратную сторону через перевал Тон (5 к.т.)
Участок характеризуется грунтовыми и каменистыми дорогами от хорошего до низкого качества, а в непосредственной близости к перевалу Тон, заброшенной крупнокаменистой дорогой с множеством технических и локальных препятствий.
Основными задачами данного участка маршрута является прохождение двух ОП, разведка и описание новых условий прохождения перевала Тон. Повышает сложность, интенсивность и автономность маршрута.
4. Южное Прииссыккулье.
Движение вдоль берега озера от н.п. Торт-Куль до н.п. Оттук и далее через Ортотокойское вдхр. до н.п. Кочкорка а/д высокого и хорошего качества.
Основными задачами данного участка маршрута является отдых после пройденных двух ОП перед прохождением последующего сложного участка с элементами первопрохождения, а так же набор километража, необходимого для маршрутов 5 к.с.
5. Хребет Сонг-Кель-Тоо.
Подъем по ущельям рек Джуанарык и Тюлек (3 к.т.), пересечение хребта через связку перевалов Тюлек, Ак-Таш и Джаман-Эчки (4 к.т.) в котловину оз. Сонг-Кель и пересечение хребта в обратную сторону в долину р. Базар-Турук через перевал Тюз-Ашуу (3 к.т.)
Характеризуется дорогой высокого качества в начале (ущ. р. Джуанарык) и каменистыми грунтовыми дорогами от хорошего до низкого качества, с участками со множеством технических и локальных препятствий в определяющей части участка. Повышает сложность, интенсивность и автономность маршрута.
Основными задачами данного участка маршрута является разведка, первопрохождение и описание нового варианта выхода к оз. Сонг-Кель через Сонгкельский хребет, а так же выполнение норматива по набору ОП и ПОП для маршрутов 5 к.с.
6. Долина р. Джумгол и ущелье р. Кекемерен.
Пологий спуск по долине реки Джумгол и плавный подъем по ущелью реки Кекемерен.
Характеризуется движением по дорогам от высокого до среднего качества.
Основными задачами данного участка маршрута является плавный выход из маршрута, а так же набор километража, необходимого для маршрутов 5 к.с.
Маршрут включает в себя следующие ОП и ПОП:
- перевал Кок-Айрык (3890 м, 5 к.т.)
Препятствие представляет собой заброшенную горную дорогу с ТП и включает в себя ЛП в виде переправ и каменных завалов. Препятствие требует высокой физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле при наличии соответствующей техники, за исключением ЛП, однако следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- перевал Тоссор (3894 м, 5 к.т.)
Препятствие представляет собой действующую горную дорогу и включает в себя несколько ТП и ЛП в виде несложных бродов и переправ, не требующих дополнительного специального снаряжения. Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Практически полностью преодолевается в седле за исключением несложных переправ, но требует особой внимательности на каменистых участках спуска.
- перевал Тон (4024 м, 5 к.т.)
В 2020 г. через него была проложена дорога, которая на настоящее время уже пришла в негодность. На данный момент представляет собой заброшенную дорогу с ТП и включает в себя ЛП в виде переправ и каменных завалов. Препятствие требует хорошей физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большая часть подъема преодолевается в седле при наличии соответствующей техники движения, за исключением участков с россыпями крупных камней или нескольких несложных переправ. При движении следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на участках осыпей, где дорога проходит близко к обрывистым склонам.
- связка перевалов Тюлек – Ак-Таш – Джаман-Эчки (3545 м, 4 к.т.)
На входе и выходе представляет собой сезонную каменистую грунтовую дорогу, используемую местными чабанами при выпасе скота, а в определяющей части является тропой с участками бездорожья со множеством ТП, а так же ЛП в виде не сложных переправ и перевального взлета н/к. Препятствие требует хорошей физической, психологической, тактической и технической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов и наличия соответствующего снаряжения. Большей частью преодолевается в седле, за исключением крутых локальных взлетов и ЛП. При движении следует соблюдать осторожность на крутых каменистых спусках.
- перевал Тюз-Ашуу (3228 м, 3 к.т.)
Препятствие представляет собой действующую горную дорогу. Препятствие требует хорошей физической, психологической и тактической подготовки, а также высокого уровня оборудования и подготовки велосипедов. Практически полностью преодолевается в седле, но требует особой внимательности на сыпучих каменистых участках спуска.
- Остальные протяженные препятствия 2-3 КТ не представляют особой сложности для хорошо подготовленной группы, полностью преодолеваются в седле. Являются хорошим «фоном» для маршрутов 5 к.с.

3. Новизна


1. Связка перевалов Тюлек - Ак-Таш - Джаман-Эчки – новый вариант прохождения из долины р.Тулек к оз. Сонг-Кель и обратно, повышает сложность и автономность маршрута, имеет несколько вариантов дальнейшего развития прохождения.
Перевал Ак-Таш – характеризуется движением по зарастающим тропам, а так же по бездорожью, не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде, а так же в других видах туризма во всех источниках информации, возможно редко используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
Перевал Тюлек – характеризуется движением по зарастающей каменистой грунтовой дороге, не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде во всех источниках информации, но имеет некоторые скудные описания в других видах туризма, активно используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
Перевал Джаман-Эчки – характеризуется движением по заброшенной каменистой грунтовой дороге и тропам, не имеет никакого упоминания о прохождении на велосипеде во всех источниках информации, но имеет некоторые скудные описания в других видах туризма, активно используется местным населением для выгона скота – велосипедное первопрохождение.
2. Перевал Тон – проходился туристскими в обе стороны, но на данный момент существующие описания прохождения определяющего участка полностью утратили свою актуальность. Описание новых условий прохождения на данный момент, а так же расчет в соответствии с требованиями Методики 2020 – новизна "старых" маршрутов.
3. Перевал Кок-Айрык – неоднократно проходился туристскими группами в обе стороны, но на данный момент существующие описания прохождения частично утратили свою актуальность. Уточнение характера покрытий и условий прохождения на данный момент, а так же расчет категории трудности в соответствии с требованиями Методики 2020 – элементы новизны "старых" маршрутов.
4. Новизна технических средств - на маршруте, при прохождении перевала Кок-Айрык была успешно проведена разведка маршрута движения с помощью квадрокоптера, что существенно упростило и сократило время прохождения перевала.

4. Стратегия и тактика


- 3.4.1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, определены и предварительно рассчитаны протяженные препятствия по маршруту, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок с точными местами на треке по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании опыта предыдущих походов, были собраны и проверены на тренировочных скатках необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы.
Участники группы прошли обучение и практику по курсу "Первая помощь" в специализированном учебном центре (лицензия 1228) и получили соответствующие свидетельства.
Тренировки к прохождению маршрута проводились в рамках учебной программы школы ВУ, а так же по индивидуальным планам.
В июле-августе 2020 года отделение практически в полном составе в рамках школы ВУ прошла спортивный маршрут 4 к.с. по Алтаю, где отработала технику и тактику движения в сложных горных условиях. В мае - июне 2020 года все участники прошли тренировочные маршруты 2-3 к.с. для повышения физической формы и техники движения. В июле был организованы несколько контрольных тренировочных выходов для проверки готовности велосипедов, снаряжения и отработки организации переправы через горные реки.
- 3.4.2. Стратегия построения маршрута:
Стратегически маршрут был построен следующим образом: сначала группа раскатывается и проходит акклиматизацию в течении трех дней постепенно набирая высоту по технически не сложной долине р. Чонг-Кемин, а затем нитка маршрута построена в виде "ромашки" вокруг озера Иссык-Куль - группа уходила на технически сложные высокогорные перевалы с берега озера, а потом возвращалась к нему обратно, что позволило обеспечить набор высот достаточный для протяженных препятствий 4-5 к.т., а в промежутках между определяющими препятствиями восстановить силы на берегу. Место старта и финиша маршрута были определены так, чтобы избежать движения по дорогам со сверхинтенсивным движением. К месту старта и от места финиша был заранее организован трансферт.
На сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были разработаны и определены запасные места ночевок по маршруту на случаи отставания от графика по объективным причинам. На маршруте были запланирована дневка, и места отдыха на берегу оз. Иссык-Куль, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение.
- 3.4.3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы.
Дневные пробеги первых трех дней были намеренно сокращены, чтобы купировать наметившуюся сложную акклиматизацию у двух участников группы (явное ухудшение самочувствия). На маршруте, чтобы сократить небольшое отставание от графика было принято решение вместо дневки организовать две полудневки в кэмпинге, что позволило группе отдохнуть, привести в порядок себя, снаряжение и велосипеды и без ущерба запланированному отдыху полностью сократить отставание от запланированного графика.
При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД.
При движении по дорогам и тропам в горах, а так же при преодолении ЛП группа строго соблюдала требования безопасности.
Места ночевок на равнине и в горах удовлетворяли требованиям безопасности.

5. Изменения маршрута и их причины


1. Участок н.п. Боконбаево - н.п. Кызыл-Туу был пройден по запасному варианту №2 через перевал Кескенбель, что позволило устранить незначительное отставание от графика и дало возможность отдохнуть после прохождения трех ОП 5 к.т.
2. Участок н.п. Каирма - р. Ой-Кайынг был пройден по запасному варианту № 4 минуя перевал Ой-Кайынг через н.п. Арал и Кызылой. Замена обусловлена не большим отставанием от графика после первопрохождения перевалов Тюлек, Ак-Таш и Джаман-Эчки, а так же начавшимися сильными дождями с грозами в горах, что могло существенно задержать группу и не позволить выйти к месту финиша и заранее согласованному трансферту в аэропорт.
Весь остальной маршрут и ОП пройдены без изменений. Прохождение двух выше указанных участков по запасным вариантам были запланированы на этапе подготовки на случай неблагоприятных условий и не влияют на к.с. маршрута в целом.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

7. Изменение состава участников


Все заявленные участники прошли заявленный маршрут 5 к.с.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.