Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту Киргизия 2021 (УТП школы ВУ, 1 отделение), сложность: 5 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: Р21/5-501 (ЦМКК)

1. Общие выводы и рекомендации


Пройденный маршрут соответствует 5 к.с. и может быть рекомендован для организации УТП школ Высшего уровня.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении, за исключением незначительных локальных препятствий (каменных завалов и крутых взлетов) при прохождении перевалов Кок-Айрык, Тон и Ак-Таш, которые требуют высокой техники передвижения с велосипедом и грузом по крутым каменистым и заросшим склонам. Так же на маршруте присутствуют ЛП в виде бродов и переправ, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
При планировании будущих маршрутов, следует учитывать, что осыпи и завалы, часто происходящие в горах могут существенно повлиять на характер покрытия и качество дороги.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – июль - август.
Климат Тянь-Шаня резко континентальный, возможна резкая и быстрая смена погоды, возможны сильные ветра, так же характерны большие перепады суточных температур, что предъявляет особые требования к наличию и качеству личного и группового снаряжения.
Местное население Кыргызстана в основним дружелюбно и гостеприимно.

2. Выводы и рекомендации штурмана


Ориентирование на местности не вызвало каких-либо сложностей. Основная часть маршрута пролегала по автомобильным дорогам либо имела описание ранее проходившими группами.
Для ориентирования в GPS навигатор рекомендуется загружать три вида карт:
1. OSM карты региона;
2. Топографические карты в масштабе 1:100000;
3. Спутниковые карты в максимальном разрешении на сложные участки маршрута.
Так же полезно распечатать топографические карты в масштабе 1:500000 (обзорная на весь маршрут) и 1:100000 на сложные участки.
Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной). Так же весьма удобно пользоваться OSM картами на смартфоне, особенно для поиска объектов в населенных пунктах.
В качестве питания навигаторов использовались NI-MH аккумуляторы, которых хватало на 2 ходовых дня. Дополнительно имелся аварийный комплект щелочных батареек.
Стоит отметить, что наличие новых участков дорог на пути к перевалу скорее всего говорит о непригодности ранее имевшейся дороги и такие участки являются наиболее оптимальными для движения, а следовательно заслуживают проведения разведки.
На подъезде к перевалу Кок-Айрык была произведена авиаразведка участка дороги в районе выхода ледника для выбора оптимального маршрута выхода на тропу, ведущую на перевал, что позволило обнаружить опасную для прохождения осыпь и сократило время прохождения препятствия.

3. Выводы и рекомендации завхоза по питанию


В Бишкеке, Караколе и Кочкоре есть гипермаркеты Глобус и Фрунзе с большим выбором продуктов. Проблемы могут возникнуть только с сырокопченой колбасой – выбор очень скудный даже в этих гипермаркетах. В большинстве сел, которые мы проезжали, ассортимент в магазинах тоже был вполне достаточный, без проблем можно было купить тушенку, хлеб, колбасу, сыр, молочные продукты. Исключение – села на юго-западном берегу Иссык-Куля: Шор-Булак, Кара-Таала, Оттук. Там в магазинах были только рис, макароны, сахар, соль, несколько видов печенья.
Качество варено-копченой колбасы, сосисок и сыра местного производства – вполне приличное. Лучшая тушенка из купленной нами – казахская Кублей, мяса меньше, чем в белорусской, но оно есть. А вот натуральной сгущенки не видели нигде, везде – молокосодержащий продукт с растительными жирами, но зато почти в любом сельпо продается сухое молоко.
На протяжении маршрута иногда питались в кафе. Везде было вкусно и недорого, полноценный обед обходился в 200-300 сом с человека.

4. Выводы и рекомендации снаряженца


Всё взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям и активно использовалось. Исключение составили запасные покрышки (на 26" и 27,5") и специальное снаряжение для навесной переправы (основная веревка использовалась один раз для перильной страховки), которые не понадобились, но были необходимы на случай экстренной ситуации.
Для приготовления пищи использовались мультитопливные горелки, в качестве топлива применяли бензин, купленный на заправке. Заправки старались выбирать сетевые – Газпром или Бишкек Петролеум. Несколько раз за поход пришлось чистить горелки, но больших проблем из-за качества бензина не было. Также в Киргизии легко купить цанговые газовые баллоны, продаются даже в небольших селах. Резьбовые баллоны можно купить только в Бишкеке и Караколе в специализированных туристских магазинах.
Воду для питья во время движения фильтровали бактерицидным фильтром (Platypus Gravity Works) – скот в Киргизии есть везде, в том числе и на перевалах. Фильтр вполне справился с задачей, проблем со здоровьем из-за воды не было ни у кого. Также в начале маршрута в долине р. Чон-Кемин столкнулись с необходимостью отфильтровать воду от неорганических примесей – даже небольшие притоки основной реки из-за прошедших дождей оказались очень мутными. Использовали тот же фильтр, вода отфильтровалась до абсолютно прозрачного состояния, но после каждых отфильтрованных 5 - 10 л приходилось тщательно промывать фильтрующий элемент.

5. Выводы и рекомендации механика


Состав взятого на маршрут ремонтного набора полностью отвечал потребностям похода.
На этапе подготовки, до выхода на маршрут, механику необходимо тщательно осмотреть и проверить основные узлы велосипедов всех участников, и дать рекомендации по профилактическому ремонту или замене узлов, вызывающих сомнения в надежности. Замененные перед походом детали должны пройти обкатку. В походе, где в основном каменистый грунт, желательно использовать покрышки с большой шириной. Старые, долгое время использовавшиеся покрышки перед походом желательно заменить на новые, кроме того, в условиях каменистого грунта необходимо обязательно иметь с собой запасную покрышку для каждого диаметра колеса и материалы для ремонта покрышек. В походе необходимо ежедневно осматривать крепежные элементы багажников на предмет их достаточной затяжки и отсутствия поломок багажников, а также общее состояние велосипедов.
В данном походе впервые на Тянь-Шане в ущелье р. Кекемерен встретили растение ковунец плоды которого имеют острые шипы. Чтобы избежать многочисленных проколов, необходимо соблюдать простейшие правила безопасности: в местах произрастания растения не съезжать без особой нужды с дороги, на привалах и ночевках перемещать велосипед в пешем режиме с большой осторожностью, и постоянным контролем, а при необходимости переносить на руках и устанавливать на ночь вверх колесами, периодически осматривать покрышки на предмет зацепления плодов и следить за давлением в шинах.

6. Выводы и рекомендации медика


8.6.1. Случаи оказания первой помощи на маршруте.
1. Недомогание у 2 участников первые дни похода (акклиматизация, резкая смена дневной высокой температуры воздуха на холод ночью, набор высоты, изменение состава употребляемой в пищу воды, сопряженные с усталостью). Симптомы: боль в суставах, общее недомогание, слабость, головокружение, тошнота, отсутствие аппетита, расстройство ЖКТ, кратковременное повышение температуры до 37,2°. Применяли ибупрофен, аспирин с витамином С. Улучшение наступило через 3 дня после сброса высоты. При дальнейших наборах высоты симптомы не повторялись.
2.Нагноение раны после занозы. Промыли перекисью водорода, обработали бетадином, сделали асептическую повязку.
3. Обработка раны на кисти руки поле падения на каменистой дороге. Промыли хоргексидином, обработали бетадином, сделали асептическую повязку.
4. После обильного пребывания на солнце покраснения и зуд кожи (солнечные ожоги): применяли псило-бальзам и пантенол. Также у одного участника был солнечный ожог в районе поясницы: обработали офломелидом, наклеили повязку Cosmopor.
5. Однократно применяли тейп, наклеивали для фиксации коленного сустава на подъеме, место для тейпа обрабатывали спиртовой салфеткой.
8.6.2. Выводы и рекомендации.
Медицинская аптечка в целом удовлетворяла требованиям похода.
Аптеки на маршруте, где можно пополнить запас медикаментов есть в населенных пунктах: Бишкек, Токмок, Кемин, Чолпон-Ата, Григорьевка, Ананьево, Тюп, Каракол, Саруу, Даркан, Боконбаево, Ак-Сай, Кара-Коо, Кочкорка, Чаек.
Медицинские учреждения (ФАП, поликлиники, больницы), где можно в случае экстренной ситуации получить медицинскую помощь есть на маршруте в населенных пунктах: Бишкек, Токмок, Кемин, Чолпон-Ата, Бостери, Григорьевка, Ананьево, Каракол, Чаек.
При акклиматизации и смене климата первые пару дней не планировать высокие нагрузки, использовать солнцезащитные средства в зависимости от типа кожи. Для профилактики нагноения ссадины следует прикрывать повязкой до образования корочки для предотвращения попадания пыли. При езде на велосипеде использовать защитные очки для предотвращения попадания пыли и насекомых. Употреблять воду необходимо только после кипячения или фильтрации специальными фильтрами.

7. Выводы и рекомендации финансиста


Основной статьей расходов являлись затраты на транспорт (билет на самолет и трансфер из аэропорта и обратно), а так же дегустация национальной кухни в кафе и проживание в юрт-кемпинге.
В Москве были куплены доллары по 300$ на человека по 74,1 руб/$.
В Бишкеке без проблем обменяли их по курсу 84,1 сом/$. Валюту можно обменять практически везде – и официально и не официально.
Оплачивали в основном наличными, т.к. еще в Бишкеке ими запаслись, частично – банковскими картами, их принимают почти везде, кроме самых удаленных маленьких поселений.