Главная  
Характеристика пройденного маршрута Киргизия 2021 (УТП школы ВУ, 2 отделение), сложность: 5 к.с., руководитель: Журавлёв А.В., маршрутная книжка: 1/5-501

1. Цели прохождения маршрута


- Прохождение спортивного туристского маршрута 5 к.с. с последующим участием в соревнованиях в группе дисциплин Маршрут-на средствах передвижения (велосипедный).
- Проведение УТП школы ВУ по велотуризму, отработка и закрепление полученных в ходе занятий знаний и навыков.
- Разведка и прохождение ранее не пройденных велотуристскими группами участков, в том числе определяющих препятствий.
- Категорирование и каталогизация велосипедных протяжённых препятствий района.
- Активный отдых, посещение природных и культурных достопримечательностей.

2. Краткое описание маршрута


Велотуристский маршрут 5-й категории сложности по Центральному Тянь-Шаню разработан и пройден учебным отделением под руководством Журавлёва А.В. в рамках проведения школы высшего уровня по велотуризму. Учитывая хорошие физические возможности и энтузиазм слушателей группы, маршрут изначально задумывался довольно интенсивным и сложным, насколько это позволяло отведённое на его прохождение время. На маршруте было пройдено три определяющих препятствия, одно предопределяющее и целый набор препятствий более низких категорий. Маршрут получился насыщенным первопрохождениями: все определяющие препятствия, а также несколько препятствий более низких категорий сложности полностью либо частично пройдены впервые в рамках велотуристского спортивного похода.

3. Новизна


На маршруте были пройдено впервые (полностью либо частично) в рамках велотуристского спортивного похода следующие протяжённые препятствия: перевал Конгурлёнг (5 к.т., первопрохождение), перевал Байдулы (5 к.т., первопрохождение) и связка перевалов Тоссор - Тамга-Бель: траверс Терскей-Ала-Тоо (5 к.т., частичное первопрохождение). При этом путь пересечения хребта на перевале Конгурлёнг, которым прошла группа, является абсолютным первопрохождением - этим путём его не преодолевали даже туристы-горники. Кроме этого, отсутствуют какие-либо сведения о более раннем прохождении в велопоходах протяжённых препятствий Траверс хребта Караджорга (3 к.т.), Равнинное Южный берег оз. Иссык-Куль (2 к.т.).
Ещё одним открытием пройденного маршрута стало обнаружение пешеходного моста через реку Арабель-Су на участке движения к перевалу Джуку.

4. Стратегия и тактика


Стратегия
Учитывая сжатые сроки на прохождение маршрута (всего 15 дней), при его разработке был сделан упор на повышение интенсивности за счёт включения большого количества разбитых, каменистых и грейдерных дорог и минимума асфальтированных участков, а также за счёт большого количества локальных препятствий. При составлении маршрута было предусмотрено проведение совместного учебного занятия вечером 1 августа с группой Романова (они начинали свой поход неделей раньше нас, но встретиться, к сожалению, не получилось), для этого была заложена петля к заливу Тонг в начале маршрута. Кроме учебных целей, такая петля была необходима группе для акклиматизационных целей - «вкатки» перед преодолением предстоящего сложного маршрута.
По распределению сложных и «отдыхательных» участков маршрут делился на следующие условные части:
- акклиматизационный участок («вкатка») от старта до залива Тонг;
- 1ый сложный участок: перевал Конгурлёнг;
- «отдыхательный» участок от долины Каракуджур через оз. Сонг-Кёль и до пос. Оттук;
- 2ой сложный участок: перевал Байдулы - связка перевалов Тоссор - Тамга-Бель;
- полуднёвка на оз. Иссык-Куль
- заключительный («закаточный») участок: подъём на плато Арабель - спуск по ущелью Джуку.
С целью оптимизации возимых с собой припасов стратегия предусматривала три основных закупки продуктами - в начале маршрута, перед перевалом Байдулы и перед подъёмом на плато Арабель. Кроме того, некоторые стратегические продукты были привезены из Москвы (подробнее см. Отчёт завхоза по питанию).
Подготовка группы к маршруту включала проведение совместных тренировочных предпоходных «скаток» с целью физической подготовки участников, уточнения перечня группового снаряжения, выявления и устранения неисправностей средств передвижения и т.п. Кроме того, каждый участник проводил регулярные самостоятельные тренировки.

Тактика
Для успешного выполнения стратегических задач похода на маршруте была задействована следующая тактика:
- Варьирование времени утреннего подъёма: в 6:00 в обычные дни и в 5:00 в «штурмовые» дни. Если в «штурмовой» день группа сильно уставала и вставала на ночёвку довольно поздно, на следующее утро для более полного восполнения сил объявлялся подъём в 7:00.
- Время на утренние сборы в «штурмовые» дни - не более 2-х часов.
- Исключение движения по маршруту в тёмное время суток. Если группа не имела возможности добраться до запланированной точки ночёвки с наступлением сумерек, то осуществлялся поиск ближайшего подходящего места для ночёвки.
- Чередование «езда-отдых»: 50 минут езды и 10 минут отдыха каждый час.
- Приготовление пищи с применением двух установленных под один кан бензиновых горелок одинаковой высоты: это существенно сокращало время закипания.
- Постоянное распределение обязанностей на стоянке. Дежурства отсутствовали, каждый участник выполнял свои конкретные функции, неполный список которых такой: разжигание горелок, поход за водой, постановка, сбор и просушка палатки, приготовление пищи, сцепка/расцепка, осмотр велосипедов и т.п.
- Постоянное распределение продуктов по типам: каждый участник знал, какие типа продуктов у него едут и самостоятельно забирал их из общей корзины при закупках.
- Независимость мест стоянок от наличия источников питьевой воды: каждый участник начиная в первого дня возил тару на 4...5 литров. В дни, когда были были сомнения в наличие воды на месте ночёвки, эта тара заблаговременно наполнялась водой.

5. Изменения маршрута и их причины


Маршрут пройден полностью по заявленному маршруту с использованием одного из заявленных запасных вариантов. А именно: в первый ходовой день из-за повышенных затрат времени на сборку велосипедов, обмен валюты (пришлось ждать сотрудников обменника) и на закупку продуктов и бензина для горелок был сдвинут вправо момент выезда на маршрут. Для обеспечения выхода в заданную точку встречи с группой Романова (причины см. в разделе Стратегия) к назначенному времени было принято решение о движении по запасному варианту вдоль берега оз. Иссык-Куль по трассе, минуя перевал Кульджа и посёлок Турасу.
Все остальные изменения касались лишь выбора мест стоянок. Заявленный график движения в основном соблюдался либо выполнялся с небольшим опережением. Изредка возникающие незначительные отставания навёрстывались на следующий день.

6. Несчастные случаи, оказание медицинской помощи


Несчастные случаи и травмы на маршруте отсутствовали.

7. Изменение состава участников


Маршрут пройден всеми заявленными участниками, изменений в списке заавленных участников не было.

8. Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК


Не оговоренный при заявлении маршрута транспорт не применялся.