Главная  
Характеристика пройденного маршрута Алтай 2020 (школа ВУ, отделение №1), сложность: 4 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: Ц5 - 501

*-Цели прохождения маршрута-*
Спортивная - прохождение спортивного маршрута 4-5 к.с. (в зависимости от эпидемиологической обстановки), участие в официальных соревнованиях, выполнение нормативов ЕВСК.
Учебно-тренировочная - подготовка к маршруту 5 к.с. по Тянь-Шаню в рамках школы ВУ.
Познавательная - ознакомление с природными и историческими достопримечательностями Алтая.

*-Краткое описание маршрута-*
Маршрут условно можно разделить на три части:
- оз. Телецкое - Улаганское плато - Чуйский тракт, где проходились предопределяющие препятствия и проходила акклиматизация перед сложной горной частью маршрута. Характеризуется движением по дорогам от высокого до среднего качества. Характерными покрытиями являются грунт, камень мелкий и крупный, продолжительные асфальтированные участки.
- Чуйский тракт - Теректинский хребет - Чуйский тракт, где проходились сложные определяющие препятствия. Характеризуется движением по дорогам и тропам от среднего до сверхнизкого качества. Характерными покрытиями являются грунт, мелкий и крупный камень с техническими препятствиями. При подъеме на перевал Кыгым, было пройдено несколько локальных препятствий.
- Чуйский тракт - перевал Ороктойский - Чемальский тракт, где проходились предопределяющие препятствия и осуществлялся плавный выход из маршрута 4 к.с.
После каждой части маршрута и между определяющими препятствиями был организован отдых в виде не сложных прогонных участков не выше 2 к.т., а так же дневки и полудневок, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок снаряжение.
Маршрут включает в себя:
2 определяющих препятствия 4 к.т.
- Траверс Теректинского хребта вдоль р. Катунь (Тюнгурская тропа). Препятствия фактически на всем протяжении преодолеваются в седле при наличии соответствующей техники, но следует соблюдать особую осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на узких тропах. В лесной части дороги после дождя быстро раскисают, и движение в седле для слабо подготовленных участников может представлять большую трудность. Препятствие включает в себя ЛП в виде несложных бродов и переправ, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
- Траверс Теректинского хребта через перевал Кыгым. Определяющая часть препятствия характеризуется движением по каменистым и сложным грунтовым тропам и вездеходным дорогам. Следует соблюдать особую осторожность на крутых каменистых спусках, а так же на узких тропах. Грунтовые дороги после дождя быстро раскисают, и движение в седле для слабо подготовленных участников может представлять большую трудность.Препятствие включает в себя ЛП: каньон 1а (движение по камням до 1 м и осыпям с уклоном до 10°, индивидуальная страховка), перевальный взлет н/к (крутой подъем по местами полностью непроезжей тропе), растительный покров 1а (густо заросшая стланником тропа, крутизна склона до 10°). Так же ЛП в виде несложных бродов и переправ, некоторые из которых при повышении уровня воды могут потребовать специальной техники прохождения и наличия соответствующего снаряжения.
3 предопределяющих препятствия 3 к.т.
- Подъем по долине р. Чулышман. При благоприятных условиях оценивается как 2 к.т., в нашем случае имелся неблагоприятное сочетание - "тип дороги + временный погодный фактор", что повысило трудность препятствия до 3 к.т. Характеризуется движением каменистым и грунтовым дорогам среднего качества, преодолевается в седле при наличии соответствующей техники и физической подготовки на всем протяжении.
- Траверс Улаганского плато. Характеризуется движением по каменистым и грунтовым дорогам хорошего и среднего качества, с достаточно большим набором высоты и углами подъема до 18%, преодолевается в седле при наличии соответствующей техники и физической подготовки на всем протяжении.
- Перевал Ороктойский. Характеризуется движением по каменистым и грунтовым дорогам от среднего до сверх низкого качества, преодолевается в седле при наличии соответствующей техники и физической подготовки на всем протяжении, но необходимо соблюдать особую осторожность на спуске при движении по сильно разбитой крупно каменистой дороге. При выпадении осадков грунтовые участки могут представлять существенное осложнение из-за налипания вязкого грунта на трансмиссию велосипеда. При неблагоприятных погодных условиях возможно повышение до 4 к.т.
- 4 препятствия 2 к.т.
Перевал Улаганский, Чуйский тракт, Уймонская степь и Чемальский тракт - не представляют особой сложности для подготовленной группы, и являются постоянным "фоном" данного маршрута 4 к.с. Характеризуются движением по асфальтированным и мелко каменистым профилированным дорогам со средней пересеченностью.

*-Новизна-*
Все определяющие и предопределяющие препятствия пройденного маршрута в разные годы проходились спортивными туристскими группами. К элементам новизны можно отнести уточнение границ препятствий "Траверс Улаганское плато", "Траверс Теректинского хребта через пер. Кыгым" и "Перевал Ороктойский", и категории трудности препятствия "Перевал Улаганский" в соответствии с требованиями Методики 2020, а так же уточнение характера покрытий и условий прохождения маршрута на данный момент.

*-Стратегия и тактика-*
- 3.4.1. Подготовка к маршруту:
При подготовке к походу сначала были изучены отчеты по данному региону, затем была собрана полезная информация по району похода и подготовлены карты и схемы. На основе собранного материала была составлена нитка маршрута, продуманы запасные варианты, пути подъезда/выезда и экстренного выхода с маршрута.
В соответствии с заявленным планом был составлен график закупок по маршруту, с подробным списком продуктов, что существенно снизило затраты времени на приобретение продуктов по раскладке.
На основании опыта предыдущих походов были собраны необходимое общественное снаряжение, медицинская аптечка и ремонтный набор.
Все велосипеды участников прошли полное предпоходное техобслуживание с заменой изношенного навесного оборудования, и последующую проверочную обкатку на тренировочных скатках группы.
Тренировки к прохождению маршрута проводились в рамках учебной программы школы ВУ, а так же по индивидуальным планам.
- 3.4.2. Стратегия построения маршрута:
Изначально маршрут планировался как 5 к.с. с прохождением определяющих препятствий на плато Укок, но учитывая сложную эпидемиологическую обстановку в Кош-Агачском районе, на этапе подготовки был продуман, рассчитан и согласован с МКК запасной вариант на случай карантина по более простому варианту 4 к.с.
Стратегически оба варианта маршрута построены таким образом: сначала группа раскатывается перед технически сложными горными участками, а в самом конце проходит определяющие препятствия на пике своей формы. На сложные участки маршрута, которые при неблагоприятных погодных условиях (временный погодный фактор + покрытие) могли потребовать дополнительных затрат времени на прохождение, были разработаны запасные варианты, которые позволяли без снижения категории сложности маршрута выйти на основную нитку маршрута. Так же нами были запланированы дневки, чтобы группа могла восстановить силы и привести в порядок себя и снаряжение. Дневной пробег после сложных участков был намеренно сокращен, что позволяло нагнать график при отставании в следствии не благоприятных условий и повысить эффективность прохождения группы по маршруту. Без ущерба спортивной части маршрута были запланированы осмотр исторических и природных достопримечательностей, находящихся в непосредственной близости к нитке маршрута.
- 3.4.3. Тактика прохождения маршрута:
Для оптимизации прохождения маршрута нами была выбрана следующая тактика: ранний подъем, движение и начало поисков места ночевки как минимум за час до наступления темноты. Подъем для всех участников был общий - пока двое начинают готовить завтрак, остальные собирают лагерь. Обед организовывался после прохождения большей части дневного плана, а при движении по местам, где характерны высокие дневные температуры, практиковался дневной отдых в самые жаркие часы. При движении по дорогам общего пользования группа строго соблюдала ПДД. Места ночевок удовлетворяли требованиям безопасности.

*-Изменения маршрута и их причины-*
Из-за карантина, введенного в Кош-Агачском районе, и запрета на его посещение Роспотребнадзором, группа прошла маршрут по заранее заявленному и согласованному с МКК запасному варианту маршрута.

*-Несчастные случаи, оказание медицинской помощи-*
Несчастные случаи и случаи оказания серьезной медицинской помощи на маршруте отсутствовали.

*-Изменение состава участников-*
Все участники прошли заявленный маршрут 4 к.с. по запасному варианту.

*-Использование транспорта, не оговоренного при заявке маршрута в МКК-*
Автотранспорт не оговоренный в МКК на маршруте не использовался.