Главная  
Характеристика района маршрута Поволжье (УТП БУ), 2 КС, сложность: 2 к.с., руководитель: Самойлов Ю. Л., маршрутная книжка: 1/5-206

*-Общая полезная информация-*
Маршрут проходил по территории трёх субъектов Российской Федерации:
- Республике Татарстан (Верхнеуслонский, Камско-Устьинский и Тетюшский районы);
- Ульяновской области (Ульяновский район, г. о. Новоульяновск и Сенгилеевский район);
- Самарской области (Шигонский район, г. о. Тольятти, г. о. Жигулёвск, Ставропольский район, г. о. Жигули).

В Татарстане используется часовой пояс UTC+4 (MSK+1), в Ульяновской и Самарской UTC+3 (MSK+0).

Климат умеренно континентальный. Самый тёплый месяц года — июль (+19…+21 °C). Лето, как правило, жаркое из-за влияния малоподвижных азиатских антициклонов; осадки выпадают неравномерно в виде ливневых и кратковременных дождей. Нередки засухи. Почвы преимущественно выщелоченные чернозёмные и серые лесные.

В Татарстане чуть более половины населения республики составляют татары, на втором месте русские. Значительная часть татар исповедует ислам. В Ульяновской и Самарской областях русских абсолютное большинство. Во некоторых местах по нашему пути встречались исторически мордовские и чувашские деревни.

Для проезда через территорию нацпарков необходимо придерживаться правил посещения и приобретать пропуска. Актуальную информацию можно получить на сайтах:
• Сенгилеевские горы: https://npsenggory.ru/
• Самарская Лука: https://npsamluka.ru/
• Жигулёвский заповедник: http://zhreserve.ru/

Пример электронного разрешения на посещение нацпарка Сенгилеевские горы: http://velotrex.ru/attachments/1611740039_60113387abd14.pdf
Примеры турпутёвок в нацпарк Самарская Лука, приобретённые нами (но говорят, уже вводится новая форма): http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1612619901_601ea07d8f455.jpg и http://velotrex.ru/showfile.php?filename=1612619915_601ea08bbf8f0.jpg
Через территорию Жигулёвского заповедника наш маршрут не проходил, только по её краю.

*-Перечень наиболее интересных природных, исторических и прочих объектов-*
См. отчёт культорга: http://velotrex.ru/attachments/1611725864_6010fc287becd.docx

*-Варианты подъезда и отъезда-*

Практически весь маршрут проходит по правому, высокому берегу Волги, за исключением небольшой части в районе Тольятти. Через Волгу на интересующей территории переброшены всего три моста: два в Ульяновске и один между Тольятти и Жигулёвском, в остальных местах пересечение Волги возможно только на пароме. В южной части интересующей территории Шигонский район и Самарская Лука разделены протяжённым Усинским заливом, через который нет действующих паромов. Сложности с логистикой определили нелинейное построение маршрута и использование двух паромов.

На Самарскую Луку, которая являлась целью нашего похода, своим ходом можно попасть только двумя вариантами: со стороны Сызнани и со стороны Тольятти. И там, и там маршрут будет проходить по трассе М-5, но безальтернативный участок трассы со стороны Сызрани гораздо более протяжённый (30 км против 7 км). В итоге для попадания из Шигонского района в Самарскую Луку был выбран вариант с паромом до Тольятти и повторным пересечением Волги по мосту Жигулёвской ГЭС.

На 2020 г. действовало два маршрута паромов до Тольятти. Один связывает город с пристанями Подвалье, Новодевичье и Климовка ( https://www.porttlt.ru/depot/suburb_tp.html ), второй с пристанями Берёзовка и Усолье ( https://www.porttlt.ru/depot/suburb_tbu.html ), причём на обоих линиях рейсы ходят не каждый день (среда, пятница, суббота, воскресенье). Для обеспечения возможности уехать на другом рейсе в случае опоздания на целевой, маршрут пришлось построить таким образом, чтобы в районе причалов мы оказывались к пятнице. В самом Тольятти расположены две пристани: Автоград в Автозаводском районе, и Тольятти в Комсомольском районе недалеко от Жигулёвской ГЭС. Тем самым, в случае выбивания из графика можно было бы сойти на второй станции, вырезав культурную программу по городу.

Прямые поезда от Москвы следуют до Казани, Ульяновска, Сызрани, Жигулёвска, Тольятти и Самары. При этом в каждом из этих вариантов есть свои особенности:
- До Казани выбор поездов большой, но город и вокзал расположены на левом берегу. Чтобы попасть оттуда на правый, необходимо либо ехать по мосту автотрассы М-7, либо воспользоваться паромом Аракчино - Верхний Услон, отправляющимся каждый 15 минут от пристани в 8 км от центра города.
- До Ульяновска выбор поездов более скромный.
- Большое количество поездов проходит через Сызрань; до неё удобно добраться из Шигонского района, что обусловило выбор этого варианта выброски как запасного в случае проблемы с паромом. В то же время маршрут от Сызрани до Самарской Луки безальтернативно проходит по большому участку автотрассы М-5 и потому неприятен.
- Некоторая часть поездов проходит до Тольятти через Самарскую Луку, останавливаясь в Жигулёвске. При этом стоимость билета до обоих городов одинаковая. Это сподвигло нас приобрести билеты именно от Тольятти, чтобы в случае необходимости сократить маршрут можно было сесть в поезд хоть там, хоть в Жигулёвске.
- Ещё одним вариантом подъезда/отъезда рассматривалась Самара. До неё можно добраться паромом из с. Рождествено на Луке, либо же из Тольятти на электричке или своим ходом. Тем не менее, закладывать в план третий паром и тем самым вносить ещё больший элемент неопределённости не хотелось.
В Казани, Ульяновске и между Самарой и Тольятти расположены международные аэропорты.

*-Аварийные выходы с маршрута-*
Маршрут проходил по местности с хорошо развитой автомобильной сетью и достаточно частым движением. Из любой точки было не более 20 км до дороги общего пользования. Помимо этого, в районе Ульяновска пересекаются две железнодорожные линии.

Как было сказано в предыдущем разделе, в качестве аварийных вариантов был продуман трек из Шигонского района до Сызрани, а также приобретены билеты, позволявшие сесть на поезд в Тольятти.
На случай проблем при преодолении ПП по Самарской Луке был заложен вариант с коротким выездом через Кочкарный овраг до Бахилова и Жигулёвска.