Главная  
Итоги, выводы, рекомендации по маршруту УТП школы БУ МКВ (2 отделение), сложность: 2 к.с., руководитель: Романов Д.А., маршрутная книжка: 1/5-216

*-Общие выводы и рекомендации-*
Пройденный маршрут соответствует 2 к.с. и может быть рекомендован для организации УТП школ Базового уровня.
Регион очень интересен со спортивной и познавательной точки зрения, и разнообразен по наличию видов протяженных препятствий с различными характерами дорог и видами покрытий.
Пройденный маршрут, при хорошей подготовке, преодолевается в седле практически на всем протяжении. Так же на маршруте присутствуют ЛП в виде несложных бродов и не продолжительного участка пешеходной тропы, преодоления которых не требуют высокой техники передвижения.
При планировании будущих маршрутов, следует учитывать, что при неблагоприятных погодных условиях грунтовые дороги быстро раскисают, грязь забивает трансмиссию, и движение в седле для не подготовленных групп может представлять большую трудность.
Для прохождения данного маршрута необходима хорошая физическая, техническая, тактическая подготовка.
Оптимальное время для прохождения – май, июнь, сентябрь.
Климат Крымского полуострова благоприятный, но в дневные часы с мая по сентябрь температура и солнечная активность может быть высокой, что требует организации продолжительного отдыха в самое жаркое время.
К потенциально опасным явлениям живой природы можно отнести наличие особенно в степной зоне п-ова Тарханкут таких опасных насекомых как каракурт, сколопендра и фаланга, а так же клещей, которых можно встретить по всему полуострову. Для избежания укуса нужно соблюдать простейшие правила безопасности, а при укусе срочно оказать первую помощь и обратиться к врачу. В горно-лесной зоне опасен ясенец, или неопалимая купина - облачко эфирных паров, окружающих растение, вызывает сильнейшие ожоги.
Местное население в Крыму радушно и благожелательно, но чтобы избежать конфликтной ситуации необходимо необходимо соблюдать общепринятые правила поведения: не шуметь, не сквернословить, не слушать громкую музыку, не оставлять за собой мусор и т.д. и т.п. Так же учитывая полиэтнический состав населения необходимо учитывать национальные особенности и обычаи.

*-Выводы и рекомендации штурмана-*
Ориентирование на местности не вызвало проблем так как большая часть маршрута проходила по автомобильным дорогам, а остальная хорошо отражена в свободных картах OSM, Викимапиии и т.п. Рекомендуется брать на маршрут два навигатора (один запасной) и комплект бумажных карт.
Для ориентирования в GPS навигатор были загружены два вида карт:
1. Топографические карты в масштабе 1:100000 в основной навигатор;
2. OSM карты региона в вспомогательный навигатор с сенсорным экраном.
Хотя Топографические карты обычно 1980-89 годов выпуска, как правило их хватает для уверенной ориентации на местности. В случае сомнений удобно использовать OSM карты актуальных годов, так как на них обычно лучше прорисованы все малые дороги и тропинки. Дополнительная загрузка спутниковых карт не понадобилась, так как все сложные участки маршрута достаточно хорошо описаны.
На маршруте использовалось 2 навигатора Garmin: eTrex20 и eTrex25. Для питания навигаторов использовались щелочные батарейки Ikea. В активном режиме eTrex20 расходовал один комплект батареек за три дня. eTrex25 в таком же режиме расходовал по комплекту батареек в день. Было принято решение использовать в качестве основного навигатора eTrex20 с комплектом Топокарт 1:100000, а eTrex25 ехал в качестве резервного с выключенным экраном и использовался на привалах как планшет для работы с OSM картами.
В более сложные походы не рекомендуется брать навигаторы Garmin серии eTrex25 с сенсорным экраном, так как эта опция сильно увеличивает расход батареек и даже при легком дожде навигатор перестает адекватно реагировать на касание. Хотя eTrex25 c сенсорным экраном удобнее использовать на стоянке в режиме планшета, но на ходу значительно проще пользоваться кнопочным интерфейсом eTrex20.
Так же с собой были топографические карты 1:100000 в бумажном виде и компас. Но учитывая наличие ежедневного доступа в интернет на большей части маршрута, удобнее было пользоваться с помощью смартфона агрегатом карт с сайта nakarte.me и приложением Советские военные карты.

*-Выводы и рекомендации завхоза по питанию-*
Продукты на первые два дня (плюс один день НЗ) были закуплены в Москве, далее приобретались по месту, согласно Плану закупок. Также из Москвы везли "редкие" продукты, которые опасались не найти на месте (с/к колбаса, карпюр, имбирь).
При закупках по маршруту проблем не было, магазины есть во всех городах и поселках. Разнообразие продуктов достаточно большое, все продукты раскладки были в наличии, цены как в Москве, продукты хорошего качества. В маленьких поселковых магазинах не было особого разнообразия, но найти необходимое всегда можно. Единственная не очень удачная закупка – тушенка в Бахчисарае (взяли "незнакомую", достаточно дорогую, по рекомендации продавца – но в итоге оказалось мало мяса); в дальнейшем старались брать только "знакомые", проверенные раньше марки. Практически везде принимали карты, но на всякий случай лучше иметь запас наличных.
Благодаря невысокой автономности была возможность регулярно дополнять раскладку свежими овощами и фруктами. А также при каждом удобном случае баловали себя мороженым, благо всегда двигались с опережением графика.
Состав и объем раскладки удачный, не голодали, лишняя еда не оставалась. С учетом пожеланий участников, в меню был добавлен майонез, рыбные консервы (запланированные на обед) были заменены колбасой, карамель (карпит) – жевательными конфетами. Также в будущем лучше брать сахар-песок, пересыпанный в пластиковую бутылку, вместо рафинада – это намного удобнее в плане транспортировки.
Несколько раз мы ели в местных кафе (вкусно и не дорого), в большинстве случаев это было заранее запланировано и учитывалось при закупке продуктов: обед в столовой в Межводном, ужин в кафе в Бахчисарае, обед в кафе в Ходжа Сала.
В первой (степной) половине похода питьевую воду закупали в магазинах. Иногда на местах обеда и ночевок встречались колодцы с пресной водой, но она выглядела не очень свежей, и мы использовали ее только как техническую. В горной части маршрута воду для готовки брали из источников и ручьев.

*-Выводы и рекомендации снаряженца-*
Всё взятое на маршрут общественное снаряжение полностью удовлетворяло возникавшим потребностям и активно использовалось. Исключение составили запасные покрышки (на 26" и 29"), которые не понадобились, но были необходимы для возможной замены на маршруте.
По комментарию штурмана, GPS-навигатор Garmin eTrex25 потреблял полный комплект батареек за 1-1,5 ходовых дня, а GPS-навигатор Garmin eTrex20 потреблял полный комплект батареек за 2,5-3 ходовых дня, что необходимо учитывать при планировании снаряжения.
Во время ночевок в степных условиях для приготовления пищи использовались горелки, так как дрова отсутствовали или их было тяжело найти. В качестве топлива использовались очищенный бензин «Галоша» и газ в цанговых баллонах. Всё топливо везли с собой от места проживания (Москва, Димитровград), так как все участники добирались до места старта на поездах и могли беспрепятственно его провезти. Во время всех ночевок в горных условиях удавалось найти дрова, поэтому готовили на кострах. Обеды представляли собой холодные перекусы (с учетом жаркой погоды), поэтому для приготовления пищи топливо не требовалось. Группа не взяла с собой длинный кухонный нож, однако успешно справлялась при помощи личных складных ножей.
Фотограф и хронометрист по собственному желанию взял в личное снаряжение полупрофессиональный фотоаппарат и сменный объектив (общая масса ок. 5 кг). Группа была благодарна ему за снимки высокого качества и старалась не нагружать лишним весом. Общественное снаряжение распределялось по норме 2.85 кг для женщин и 5.35 кг для мужчин, а продукты распределялись поровну между всеми участниками (взвешивания производились снаряженцем на ночевках).

*-Выводы и рекомендации механика-*
Ремнабор, отвечал потребностям похода.
Необходимо провести тщательный предпоходный осмотр велосипедов и заменить детали, находящиеся на грани своего ресурса, особенно это касается деталей трансмиссии. В ремнаборе при возможности лучше иметь запасные покрышки на каждый диаметр колеса, это существенно сокращает время ремонта, особенно при плохой погоде.
При передвижении по раскисшим грунтовым дорогам нужно следить за чистотой и отсутствием посторонних предметов в элементах трансмиссии. Если трансмиссия сильно загрязнена, нужно ее очистить вручную. Это позволит избежать поломки переключателей. При движении по пыльным дорогам возможно попадание пыли в узлы трансмиссии, что вызывает посторонние звуки при движении, которые устраняются чисткой и смазкой WD-40.
В Крыму широко распространено растение "Кавунец" (см. отчет механика п. 7.1.2), плоды которого имеют острые шипы, чтобы избежать частых и многочисленных проколов, рекомендуется в местах произрастания внимательно следить за их наличием, без особой нужды не съезжать с дороги, периодически осматривать покрышки и по возможности сразу удалять прицепившиеся плоды.
Необходимо регулярно проводить осмотр велосипедов, проверять основные узлы, включая затяжку болтов багажника.
В Крыму, особенно в степной зоне широко распространен ковунец, плоды которого имеют острые шипы. Чтобы избежать многочисленных проколов, необходимо соблюдать простейшие правила безопасности: в местах произрастания растения не съезжать без особой нужды с дороги, на привалах и ночевках перемещать велосипед в пешем режиме с большой осторожностью, и постоянным контролем, а при необходимости переносить на руках и устанавливать на ночь вверх колесами, периодически осматривать покрышки на предмет зацепления плодов и следить за давлением в шинах.

*-Выводы и рекомендации медика-*
8.6.1. Случаи оказания первой помощи на маршруте.
- Першение в горле у трёх участников в первой половине похода (акклиматизация, дорожная пыль, присоединилась инфекция из самолета/поезда). Применяли фарингосепт, полоскание горла Мирамистином. Улучшение наступило через 2 дня.
- Небольшое воспаление коленного сустава во второй день похода у одного участника (старая травма). Применяли мазь Долгит, таблетки Панангин, поддерживающие эластичные тейпы (из личной аптечки). Улучшение на следующий день.
- Потертости: применяли крем Акридерм.
- Покраснения и зуд кожи после обильного пребывания на солнце у трёх участников (небольшие солнечные ожоги рук и ушей). Применяли Офломелид.
- Ссадины и царапины у двух участников от падений и колючих кустарников (вдоль дороги). Применяли Перекись водорода, самофиксирующийся бинт, пластырь.
- Укус клеща у одного участника. Удалили с помощью специального приспособления, обработали место укуса спиртовой салфеткой. Наблюдение за общим состоянием и местом укуса.
8.6.2. Выводы и рекомендации.
Аптечка в целом удовлетворяла требованиям похода.
Все участники пользовались очками, что предотвратило попадания пыли и насекомых в глаза.
При травмах колена использовать поддерживающие средства (наколенники, тейпы).
При акклиматизации и смене климата первые пару дней не планировать высокие нагрузки, использовать солнцезащитные средства в зависимости от типа кожи.
Для профилактики нагноения ссадины следует прикрывать повязкой до образования корочки для предотвращения попадания пыли.
Необходимо для избежания укусов клещей проводить регулярный осмотр одежды и тела, особенно после привалов (на траве) и перед сном. Так же рекомендуется перед маршрутом сделать прививку против клещевого энцефалита.

*-Выводы и рекомендации финансиста-*
В большинстве крупных населенных пунктов в Крыму возможно расплатится банковской картой, однако это возможно не во всех магазинах на маршруте. Для оплаты текущих расходов, а также для оплаты билетов, фруктов и овощей, приобретаемых у местного населения необходимо иметь запас наличных средств.
Для оплаты текущих расходов была сформирована казна из наличных средств, в которую сдавали по 5,5 тысяч с человека. Основные расходы пришлись на середину и конец похода и были связаны с пополнением продуктового запаса и с оплатой проживания в кемпингах и хостеле в Севастополе. Значительной статьей расходов стало посещение кафе на маршруте в Бахчисарае и Ходжи Сала, а также торжественный ужин в Севастополе в честь успешного окончания похода.